Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
28.01.2018
Целю моего исследования по проблеме общей познавательной роли народно-песенного творчества Тамбовского края является изучение ряда аспектов, связанных с освоением фольклора в музыкальных школах и общеобразовательных школах на современном этапе. Таким образом, исследование показало, что русские народные песни, а также песни Тамбовского края имеют наименьший процент по отношению к песням отечественных композиторов и эстрадной культуре.
Исследовательская работа.docx
Освоение народноречевых навыков
на начальном этапе обучения
в классе сольного пения
Преподавателя
вокальнохорового
отделения
МБОУ ДОД «Детская
музыкальная школа №1
г. Мичуринска»
Сосновской Марины
Юрьевны В МБОУ ДОД ДМШ №1 г. Мичуринска отделение сольного пения функционирует уже 13 лет.
С 2010 года стало работать хоровое отделение и сегодня это одно – вокальнохоровое
отделение.
Обучающиеся занимаются по 2 направлениям: академическое и народное пение. Некоторые
выпускники отделения поступают в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, и заканчивая его,
продолжают свое музыкальное образование в высших учебных заведениях.
На базе нашей школы разработана программа 5летнего срока обучения нового поколения –
дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной
направленности в области «Музыкальное исполнительство».
Главной целью своей работы по музыкальному образованию и воспитанию учащихся в области
традиционной музыкальной культуры я считаю приобщение их к основам народнопесенной
культуры, а также формирование умений и навыков народной манеры исполнения.
На отделение поступают учащиеся с различными музыкальными данными. Для достижения
основной цели своей педагогической деятельности я составляю индивидуальный план для
каждого ученика, который учитывает не только музыкальные данные обучающегося, но и
психофизические особенности организма, его анатомическое строение, способность к обучению.
Я считаю, что пробуждение в душе каждого ученика интереса к своим исконно русским
традициям, уникальной национальной культуре, а также возрождение народнопевческих
традиций Тамбовского края и есть те педагогические задачи, которые должны решаться в классе
сольного народного пения. Каждый педагог должен стремиться привить любовь к народной
песне, национальным обрядам и обычаям, уважение к духовным и культурным традициям как
своего, так и других народов. Все это является неотъемлемой частью нравственного и
патриотического воспитания учащихся.
Современный этап развития нашего общества характеризуется компьютеризацией, внедрением
новых информационных технологий, модернизацией и интенсификацией процесса обучения.
Наряду с этим гармоничное развитие личности тормозит демографический спад, массовое
распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического характера,
увеличение нагрузок в общеобразовательных школах, а также систематическая пропаганда
зарубежных образцов искусства в средствах массовой информации. Все это сопутствует
падению интереса к художественному образованию и богатейшим пластам русской национальной
культуры.
Мною было проведено социологическое исследование среди учащихся ДМШ №1 и одной из
общеобразовательных школ города Мичуринска. В результате исследования были получены
следующие результаты: увлекаются искусством 94%, т.е. подавляющее количество школьников;
равнодушных, полностью его отрицающих нет. Искусство – мощнейший фактор воспитания и
развития детей, поэтому к его высокохудожественным образцам необходимо постоянно и
настойчиво приобщать их с раннего возраста. На вопрос «Какой вид искусства ты
предпочитаешь?» ответ «Музыка» выбрали 74% опрошенных, затем идут ответы «Искусство
танца», «Изобразительное искусство». А вот народную музыку очень любят только 27%,
равнодушны к ней – 54%, не нравится народная музыка 18%. Очень любят классическую музыку 52%, равнодушны к ней 43%. Среди различных направлений эстрадой увлекаются 88%
респондентов, равнодушен к ней лишь 1%. Всему этому, несомненно, способствует телевидение,
радио, аудио и видеокассеты, делая наибольший акцент на легкийжанр искусства, который
понятен и наиболее доступен по восприятию любому человеку. Задача любого педагога по
сольному народному пению – активно противостоять этому, поднять народнопесенное
творчество на должную высоту, воспитать современное поколение детей гармоничными и
образованными людьми, способными сохранить национальную музыку и поднять ее на еще более
высокую ступень. Я считаю, что педагогам дополнительного образования необходимо как можно
шире приобщать детей к народным истокам, национальной культуре, а телевидению и другим
средствам массовой информации в большей степени освещать все народные праздники,
фестивали, смотры, конкурсы, которые проводятся в нашей стране. А вот вопрос об
исполнителях русских народных песен выявил следующую картину. Надежду Бабкину указало
подавляющее большинство – 60%, вторая по популярности певица Надежда Кадышева – 32%, на
третий вариант ответа «никаких певцов русских народных песен не знаю» ответило 24%
участников опроса.
Процентное соотношение ответов на вопрос «Какие из народных песен тебе хорошо известны»
показало следующее: наиболее популярные – 81%, старинные песни, которые пела ваша бабушка
– 15%, редко исполняемые – 1%. Это свидетельствует о том, что народные песни поются в быту,
поются родителями, близким окружением. Несомненно, народные песни изучаются не только в
музыкальных школах, но и в дошкольных учреждениях, звучат на уроках музыки в
общеобразовательных школах. Таким образом, осуществляется передача русской народной
музыки через одно поколение другому, сохраняются наши национальные традиции народно
певческой культуры. То, что народные песни в быту звучат часто, указали 13% респондентов; а
76% опрошенных в основном слушают эстраду. Это свидетельствует о том, что нужно проводить
больше лекцийконцертов о русских народных песнях среди подрастающего поколения и
молодежи с целью включения народных песен в культурный обиход слушателей. Следующий
вопрос, «Твое отношение к исполнению народных песен», предполагал 5 вариантов ответа.
«Сам(а) люблю петь народные песни» выбрало 16%, «Скорее слушаю, чем пою» – 30%, «Пою
очень редко» – 18%, «Только слушаю» – 28% и иное мнение имел 14% респондентов.
К пению народных песен стремятся не все, скорее из них вырастут хорошие подготовленные
слушатели, нежели профессиональные исполнители. Это говорит о слабой пропаганде русских
народных песен. Для повышения интереса к народной песни необходимо открытие вокально
хоровых и сольных отделений с направлением народное пение в ДМШ и ДШИ. Очень мало, а
порой и совершенно не звучит народный репертуар в общеобразовательных школах.
Утрачиваются традиции пения народных песен и в первичном социальном институте – семье.
Чтобы полностью не забыть свои корни, необходима популяризация народнопесенного
творчества на всех уровнях.
Такой вопрос, как «Что необходимо для улучшения народного пения в современный период»,
дает нам возможность определить пути перспективного развития детского народнопесенного
творчества и исполнительства. На этот вопрос были получены результаты – расширить сеть
детских музыкальных студий, где изучались бы русские народные песни, а также песни своего
региона – 31%; улучшить песенный репертуар – 33%; проводить по два урока музыки в неделю в
общеобразовательных школах – 13%; организовать сводные хоры в общеобразовательных школах
– 42%; регулярно проводить смотры, конкурсы, фестивали, праздники по сольному и народному хоровому пению – 31%; организовать смены в лагерях с коллективным музицированием, пением
русских народных песен, изучению фольклора своего края, области – 12%; широко
пропагандировать достижения народных хоров в средствах массовой информации – 10%;
периодически транслировать по ТВ передачу «Детское народнопесенное творчество» – 21%;
ежегодно проводить городские праздники народной песни, которые будут содействовать
развитию и сохранению народнопесенных традиций – 24%; органам управления по культуре
постоянно оказывать необходимую помощь для развития детских народных коллективов – 30%.
Таким образом, результаты исследования подтверждают мнение о том, что почти каждый
респондент стремится петь, реализовать свои потребности именно в песенном виде творчества и
исполнительства. Вовлечение в этот вид искусства должно идти, вопервых, от самих
учреждений культуры, а также необходимо наладить на должный уровень уроки музыки в
общеобразовательных школах.
Вместе с проблемами, характерными для современного общества, приходится сталкиваться с
рядом других сложностей в развитии обучающегося – голосовым и возрастными изменениями,
физиологическими особенностями. Занятия с начинающими петь должны строиться в
определенном режиме. Первые индивидуальные сольные занятия не должны превышать 20 минут
с небольшим перерывом после 510 минут пения. Природная выносливость у каждого
обучающегося различна и в каждом отдельном случае надо подходить индивидуально.
Недопустимо, чтобы ученик уходил с урока с уставшим голосом. По мере развития
выносливости сольные индивидуальные занятия постепенно удлиняются до 3045 минут с 23
перерывами по 510 минут в течение этого времени.
К работе с голосом ученика следует подходить с особой осторожностью, учитывая их
растущий голосовой аппарат, слабость мышц и быструю утомляемость нервной системы.
Помимо хрупкости голосовых связок каждый обучающийся индивидуален во внимании,
сосредоточенности и активности.
Также одну из сложностей в обучении ученика составляет его семья, домашнее окружение.
Если родители поддерживают увлечение, способствуют правильному формированию
музыкального вкуса, помогают ему в концертной, конкурсной деятельности, верят в него, то его
образование даст соответствующий положительный результат. Учащийся будет стремиться
более легко преодолевать сложности своего обучения и развития, так как музыкальные занятия
способствуют не только эстетическому воспитанию, но и общему интеллектуальному развитию.
Песенное творчество является доступным видом музыкальной деятельности. Приобщаться к
творческому поиску, то есть сочинять вместе с педагогом, мои ученики пробуют сами.
Немаловажную роль в раскрытии образа играет и сценический костюм. В этом нам помогают
родители, которые проявляют интерес к художественному образованию своих детей. Мы
заказываем костюмы нашей области, а также шьем стилизованные.
В своем докладе я хотела бы остановиться на одной из главных проблем – подбор народно
песенного репертуара для солистов народного пения, и наметить пути их развития. Известно, что
правильно и грамотно подобранный учебный, концертный и особенно конкурсный материал – это
залог успеха как ученика, так и педагога. Поэтому приходится искать тот песенный материал,
который наиболее полно раскрывал бы индивидуальные особенности обучающегося, его
индивидуальность, который соответствовал бы его возрасту, интеллекту, психофизическому
состоянию растущего организма, желанию самого учащегося.
Репертуар приходится находить: 1) в библиотеках (детские сборники, сборники песен Тамбовского края, других областей)
2) приобретать в магазинах
3) смотреть в интернете
4) заказывать по каталогам.
5) аудио и видеозаписи (видеоклипы, CD).
В репертуар учащихся я стараюсь включать лучшие образцы отечественных, современных
авторов, обработки русских народных песен, фольклор Тамбовского края, разножанровые
народные песни различных областей с использованием народных ладов. Дополняют,
«разукрашивают», «расцвечивают» и более полно раскрывают художественные образы песен
народные инструменты – ложки, трещотки, бубен, свистульки, колокольчики. Все это в
комплексе способствует развитию духовного мира учащихся и воспитанию личности
посредством огромного потенциала народной культуры.
Репертуар подбираю в соответствии с дидактическими принципами – соответствие
индивидуальным данным, техническим возможностям обучающихся. Подбираю его в порядке
постепенного усложнения. В связи с этим начинаю обучение с простых попевок, детских
песенок, считалок, скороговорок, игровых песенок с инсценировкой. После этого перехожу к
освоению календарных напевов небольшого диапазона (секунды, терции, кварты), а затем к более
распевным мелодиям. Наиболее распространенной формой сольного исполнения у русского
народа является пение без сопровождения. Поэтому при составлении репертуара стараюсь
уделять внимание изучению пения без сопровождения. Наряду с этим включаю песни с
сопровождением русских народных инструментов – ложек, трещоток, бубна, свистулек для
учащихся младших классов, и балалайку для старшеклассников. Особое внимание к песням
хороводным, игровым, плясовым, связанными с движениями.
Репертуар в музыкальной школе должен быть направлен на выявление индивидуальности и
артистической разноплановости обучающихся сольному народному пению. Чтобы обучить детей
сольному пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора,
необходима система. В систему такого вокального воспитания входит развитие основных
певческих навыков:
1) правильное певческое дыхание;
2) протяжное, гибкое и подвижное звуковедение;
3) отчетливая, выразительная дикция;
4) единая манера пения и говора.
Навыки пения прививаются постепенно, по принципу – от простого к сложному. Как это
принято в народной традиции устной передачи фольклора, исполнение песен и упражнений
должны происходить «на слух», с голоса педагога. Уже начиная со 2го класса при наличии
определенных навыков, которые ученики получают на уроке по общему фортепиано, они могут
играть по нотам и подбирать на слух песни своего репертуара, которые поют на индивидуальных
занятиях.
Основа любого репертуара по обучению сольному народному пению обязательно должна
состоять из произведений детского музыкального фольклора, так как эти произведения хорошо
знакомы детям. Они легко воспринимают типы интонирования, которыми исполняются эти
произведения. Структура мелодики детских песен лучше всего развивает в естественной
природной позиции детский голос, укрепляет его, подготавливает к исполнению более сложных
произведений уже взрослого фольклора. Обучению народному пению помогут напевы колыбельных песен, потешек, прибауток и сказок.
Напевы этих народных детских песен отличаются простотой и ясностью. Интонировать их
несложно: мелодии чаще всего состоят из трехпяти тонов и учитывают возможности детских
голосов. Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать очень высоких и слишком
низких звуков.
Вовлечение учащихся в фольклор необходимо через многообразие его жанров, например,
песниколыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Позже обучающиеся узнают о
семейнобытовых песнях, лирических, протяжных. Также можно приобщить к народному
искусству посредством различных наигрышей, детского игрового фольклора, народного театра и
т.д. Необходимо знакомить обучающихся с русским народным календарем, пословицами,
скороговорками, загадками.
У каждого времени года своя красота, свои особенности. Зима дарит нам пышные снега,
прозрачный лед, бодрящие морозы. Весна радует звонкими капелями, ярким солнцем. На смену
весне спешит грибное, ягодное, теплое лето. А затем всех одарит и накормит щедрая осень.
Издавна смена времен года отмечалась народом особыми праздниками и обрядами.
Устраивались проводы зимы (Масленница), встреча весны (Пасха), летний праздник – завивание
березки (Семик), праздник урожая – осенью (Дождинки) и другие. Рассказывались в эти дни и
сказки.
К весеннему времени у восточных славян с глубокой древности был приурочен обширный цикл
песен: обрядовых, игровых, хороводных и лирических. Дети радостно встречали весну. Во
многих южных, среднерусских областях в день весеннего равноденствия (9 марта старого стиля)
происходил обряд закликанья весны. Повсеместно в этот день изготовлялись фигурки птиц:
жаворонков, куликов. Обычно выпекали их из пшеничного или ржаного теста; если же муки не
оставалось, то лепили из глины. Группы детей и девушек, разодетых попраздничному,
собирались в разных местах деревни, в особенности за околицей, чтобы «кликать весну». Они
подбрасывали фигурки птиц кверху, как бы воспроизводя птичий полет, или же сажали их на
высокие шесты, которые втыкались в стога прошлогодней соломы – одонья. При этом пелись или
произносились нараспев особые весенние заклички – коротенькие песенки, обращенные к весне.
Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Нередко такие заклички строились в виде диалога с весной. В них подчеркивалось, что приход
весны связан с началом полевых работ: весна приходит на «сохе, бороне, на кобылевороне»;
порою она уже несет с собой будущий урожай, появлялась в представлении земледельца «на
овсяном снопу, на ржаном колосу». Иногда заклички были обращены к птицам: куликам и
жаворонкам. Поющие просили птиц поскорее прилететь и принести веснукрасну, а также дать
здоровья людям и скотине, забрать сани с дровнями и взамен того привести соху с бороной.
В некоторых закличках птиц просят принести замки: замкнуть зиму и отпереть весну, теплое
лето: «Кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну, теплое лето».
Сохранившиеся напевы русских закличек весны характеризуются нешироким объемом:
большей частью это терцовая попевка с двумя устоями по краям. В ритмическом отношении в закличках особенно часто применялось растягивание каждого второго (иногда третьего) слога: ♪
ﺇ ♪ ﺇ , что составляло характерную особенность «интонаций зова», типичных для многих
весенних песен. Заклички весны также как и хороводные песни, то есть песни поющиеся «на
просторе» требуют определенных вокальных приемов. Исполнение на открытом воздухе
обязывало к особому (более громкому) звукоизвлечению, а также влияло на темп (песня звучала
широко и медленно). Народное пение подразумевает открытый характер звучания, речевую
манеру пения.
Многочисленные произведения детского музыкального фольклора содержат целый мир
разнообразных образов и персонажей. Через них ученики познают окружающий мир, осваивают
родные напевы и язык, начинают понимать, что такое добро и зло, сочувствовать несчастью
героев и радоваться их счастью.
Музыкальный фольклор еще обладает и целительными свойствами, концентрируя внимание
ученика на разнообразных образах, он способен отвлекать его от отрицательных эмоций,
освобождать от негативных эмоциональных состояниях.
Сказки – это единственные произведения детского фольклора, в которых перемежается
прозаический текст с песенными вставками, где соседствуют речь и пение. Почти во всех
русских народных сказках о животных есть песни, также они встречаются в некоторых
волшебных сказках.
Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно,
пластично и
выразительно.Используя интонационную палитру, динамические оттенки, тембровые краски,
необходимо голосом суметь всесторонне передать образ и характер персонажа сказки и его
действия. Например, в сказке «Колобок», чтобы передать песню лисы, которая заманивает
колобок себе на носок, ученик должен изменить тембр голоса, сделать его более тонким, то есть
интонировать в более высоком регистре. Эти краски сделают персонаж, безусловно, более
льстивым и хитрым. А передавая песню медведя, идущего по лесу, тембр голоса, наоборот,
утолщается, мелодия интонируется в более низком регистре, поется нарочито грубо и
замедленно.
Детский музыкальный фольклор помогает в духовном, художественноэстетическом
воспитании обучающихся, знакомит их с лучшими образцами народной детской поэзии,
воспитывает любовь к народным песням и народному языку, любовь к своему родному краю, к
своей Родине. И если ученик сохранит в своей памяти понравившиеся ему песни, то живой
источник народной поэзии и музыки никогда не иссякнет. Рекомендуемая литература.
1. Сборник крестьянских фольклорных песен Тамбовской губернии / сост. Н.В.
Павлов. – Тамбов, 1994.
2. Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод. Выпуск 1. / Л.Ю. Евтихиева. – Тамбов, 2003.
3. Песенный фольклор Тамбовского края: сборник. Выпуск 1. – Тамбов, 1991.
4. Гармонь моя, гармоночики / ред. М. Мордасова. – М.: Музыка, 1975.
5. У нас ноне белый день: песни нотированы доцентом ТГУ им. Г.Р. Державина Т.
Аршинной. – Тамбов, 1997.
«Ой, утушка, моя луговая»: сборник фольклорных песен Тамбовской губернии. –
6.
Тамбов, 1997. – (запись П. Богдашова).
7. Доброе утро, Россия!: Песни из репертуара Государственного русского народного
хора им. Пятницкого / сост. А. Широков. – М.: Музыка, 1967.
8. Каплунова И. «Как у наших у ворот»: пособие для музыкальных руководителей
детских дополнительных учреждений / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СПб.:
Композитор, 2003.
9. Лисин Н. Благодатный край Тамбовский : песни для голоса в сопровождении баяна /
Н. Лисин; сост. и муз. ред. В.П. Саранин. – Тамбов: Тамбовкалиграфиздат, 2004.
10. Лисин Н. Русские народные песни Тамбовской и Читинской областей. – Тамбов:
Тамбовкалиграфиздат, 2007.
11. Чумакова Е. Скоро праздник!: сценарии с нотным приложением / Е.Чумакова, М.
Кузнецова. – М.: Скрипторий, 2003.
12. Чаморова Н. Сорокабелобока: любимые игровые песни с нотами. – М.: Биопресс:
Риполклассик, 2000. 13. Хрестоматия русской народной песни для учащихся 17 классов / сост. Л.
Меканина. – М.: Музыка, 1991.
14. Русские песни из репертуара Л. Руслановой: для голоса в сопровождении
фортепиано или баяна / сост. Н. Кольцов. – М.: Музыка, 1973.
15. Русские народные песни и частушки, записанные от М. Мордасовой. – М.:
Советский композитор, 1983.
16. Аедоницкий П. Песни для голоса в сопровождении фортепиано / П.
Аедоницкий. – М.: Музыка, 1972.
17. Музыка в школе. Вып. 1. Песни и хоры для учащихся начальной школы / сост. Г.
Сергеева. – М.: Музыка, 2005.
18. Сорокин В. Песенный фольклор Тамбовской области: проблемы изучения и
направления. Вып. 2.: учебное пособие с нотным материалом / В. Сорокин, С.
Чулков. – Тамбов, 1992.
19. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано / сост.
В. Жаров. – М.: Музыка, 1985.
20. Русские народные песни, мелодии и тексты / ред. С. Данилов. – М.: Музыка, 1984.
21. Русские народные песни / ред. В. Бекетова. – М.: Музыка, 1980.
22. Течет ручей: песни из репертуара «Национального театра народной музыки и
песни» «Золотое кольцо» / сост. Д. Костюк, Ф. Такун. – М.: Современная музыка,
2001.
23. Пономаренко Г. Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна) / Г.
Пономаренко; ред. В. Григоренко. – М.: Советский композитор,1986.
24. Птичкин Е. Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна) /Е.
Птичкин; ред. Ю. Гурьев. – М.: Советский композитор,1988.
25. Марченко Л. Детские песни о разном. Вып. 2 / Л. Марченко. – Ростов н/Д, 2001.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Освоение народно-речевых навыков на начальном этапе обучения в классе сольного пения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.