Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении
Оценка 4.8

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.05.2018
Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении
Данный материал предназначен для начинающих хореографов. Как при помощи музыки и танца можно раскрыть особенности художественного воспитания подрастающего поколения хореографическими и музыкальными средствами. Данные понятия является основной частью организационной системы художественного воспитания детей. Хореография - едва ли не самый популярный вид искусства. Дети охотно вступают в хореографические коллективы, занимаясь в них с удовольствием и большим рвением. Воспитание чувства прекрасного хореографическими средствами – серьезная, благородная задача.
роль музыки.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ  НЕФТЕКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколения Подготовила: Педагог дополнительного образования МКОУ СОШ №3 высшей квалификационной категории   Горькавенко Галина Валентиновна                                                                         г. Нефтекумск, 2016 год Аннотация В   условиях   демократизации   общественных   отношений,   перемен   в   социально­ экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания подрастающего поколения.  Цель: Раскрыть особенности художественного воспитания подрастающего поколения хореографическими  и музыкальными средствами.  Музыка   и   танец   является   основной   частью   организационной   системы художественного   воспитания   детей.   прекрасного хореографическими   средствами   –   серьезная,   благородная   задача.   Это   чувство нравственно   облагораживает   человека,  способствует   формированию   морального облика,   обогащает   его   духовный  мир,   повышает   его   культуру.  Музыка   и   танец неотделимы друг от друга, они тесно связаны между собой.   Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, занимаясь хореографией, воспитанники познают этапы красоты.   Воспитание   чувства В коллективе современного танца «Созвездие» воспитанники 6­17 ­ летнего возраста обучаются различным  направлениям  хореографического искусства:  классический танец, народно­сценический танец, современный танец. Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколения В   современном   информационном   обществе   человек   может   наиболее   успешно адаптироваться   в   социуме,   противостоять   негативным   обстоятельствам,   находить позитивные   выходы   из   сложных   ситуаций   только   в   том   случае,   если   он   обладает способностью   к   самореализации,   саморазвитию,   если   он   является   творцом   своего жизненного пути, что предполагает обладание творческим мышлением.  В   условиях   демократизации   общественных   отношений,   перемен   в   социально­ экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы художественного   воспитания   подрастающего   поколения.   В   обществе   возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать   возникающие   трудности.   Принимать   нестандартные   решения   и   воплощать   их   в жизнь.   Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна,   Д.Б.   Эльконина,   сформированность   творческого   мышления   выступает   не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но является условием творческого   преобразования   имеющихся   у   детей   знаний,   способствует   саморазвитию личности.   Творческое   воображение   детей   представляет   огромный   потенциал   для реализации   резервов   комплексного   подхода   в   обучении   и   воспитании.   Большие возможности для художественного воспитания детей представляет музыка и танец.  Музыка   и   танец   является   основной   частью   организационной   системы художественного воспитания детей. Хореография  ­  едва ли не самый популярный вид искусства. Дети охотно вступают в хореографические коллективы, занимаясь в них с удовольствием   и   большим   рвением.   Воспитание   чувства   прекрасного хореографическими   средствами   –   серьезная,   благородная   задача.   Это   чувство  способствует   формированию   морального нравственно   облагораживает   человека, облика,   обогащает   его   духовный  мир,   повышает   его   культуру.  Музыка   и   танец неотделимы друг от друга, они тесно связаны между собой.   Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, занимаясь хореографией, воспитанники познают этапы красоты. Музыка развивает их умственно, формирует музыкальное мышление, способствует общему интеллектуальному   развитию.   Музыка   хорошо   развивает   эмоциональную   сферу   детей. Эмоциональная отзывчивость на музыку во время исполнения танца, одна из важнейших музыкальных   способностей.   Она   связана   с   воспитанием   таких   качеств   личности,   как доброта, умение сочувствовать другому человеку, необходимых в жизни.  В коллективе современного танца «Созвездие» воспитанники обучаются различным направлениям   хореографического   искусства:   «Ритмика   и   танец»,   классический   танец, народно­сценический танец и современный танец. Дошкольники, приходя на первое занятие объединения «Ритмика и танец», полны интереса и ожидания. С первых занятий у детей активизируется связь между музыкой и движением.   Дети   получают   радость   от   движений   и   музыки.   Движения     усиливают   их эмоциональный отклик на музыку.     С первых занятий наши воспитанники привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Одновременно у дошкольников развивается музыкально­двигательной память, воспитывается непрерывное и заинтересованное внимание к музыке, с которой связано их движения игры, танцы.  Приемы   ознакомления   воспитанников   с   музыкальным   материалом   и   движениями разнообразны. Но не зависимо от того, пользуется ли педагог в данном случае объяснением или   показом,   дошкольники   сразу   начинают   вникать   в   музыку,   осваивая   движения. Выражение   музыки   через   действие   усиливает   эмоционально­моторную   реакцию   детей, придает ей конкретный образный смысл. У них воспитывается  восприятие целостности каждого музыкального произведения. Естественный путь для такого воспитания – развитие восприятия мелодии как главной носительницы содержания музыки. Вот так определяет роль   мелодии   С.   Рахманинов:   «Мелодия   –   это   музыка,   главная   основа   всей   музыки, поскольку   совершенная   мелодия   подразумевает   и   вызывает   к   жизни   свое   гармоничное оформление».   Вначале   обучения   воспитанников,   идет   материал,   построенный   на простейших   одночастных   музыкальных   произведениях.   Постепенно   усложняется музыкально­двигательный материал, который ведет к развитию способности воспринимать музыку с  развернутым содержанием и более сложной формой (двумя, тремя частями). На всех   этапах   у   воспитанников   необходимо   развивать   умение   вслушиваться   в   музыку, постигать ее язык. Хорошо, кода дети просят  сыграть еще раз, радуются: «Какая красивая музыка!» От этого их движения делаются выразительнее и одухотвореннее. Необходима и чуткость к элементам музыкальной выразительности. Это достигается путем работы над музыкальными   произведениями,   в   которых   тот   или   другой   элемент   (динамика,   ритм, темп…) является ведущим, определяет характер и основное эмоциональное содержание музыки и движения. Динамический контраст в музыке должен быть услышан и передан детьми в движении как изменение в характере музыки, как изменение ее эмоциональной окраски.   Развивая   воображение,   эмоциональную   отзывчивость,   музыкальное   мышление, педагог стремится к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения,   а   формирование   навыков   и   умений   способствовало   проявлению   их активности и самостоятельности.                           Подрастая, дошкольники   переходят на следующую ступень образования. Они становятся учащимися начальных классов. В этом возрасте ярко выражено эмоциональное восприятие,   успешно   происходит   художественно­эстетическое   развитие   и   развитие интересов. Основной из них – познавательный интерес.   В этот период вводится новый предмет   ­   классический   танец.   Классический   экзерсис   –   особый   вид   деятельности   в хореографии,   который   обладает   строго   разработанной   системой   движений,   которая призвана сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращая его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Классический экзерсис   закладывает   фундамент   исполнительской   культуры.   Огромное   значение   в   ней имеет  музыка,  которую слышат ребята  на занятии и  в постановочной  практике. Какая тайна   скрыта   в   чарующих   звуках   музыки?   В   чем   их   притягательная   сила?   Что   это   за удивительный язык, несущий в душу огромное как мир неведомое содержание с трудом схватываемое словами? На занятиях классического танца, наши воспитанники невольно знакомятся с классической и советской музыкой разных времен и композиторов:  С. Прокофьева, П.И.Чайковского, Ф.Шопена, М. Глинки, К. Хачатуряна Воспитанникам   дается   информация о том, что музыка, под которую исполняют движения,   звучит,   например,   из   балета   «Галатея».     Балет   «Галатея»   был   написан российский композитором, дирижером, пианистом Тимуром Коган.  Главные роли  в этом балете   исполняли   ранее   ведущие   солисты   Большого   театра   оперы   и   балета   Екатерина Максимова и Владимир Васильев.   Воспитанники, знакомясь с балетом, просматривая и слушая  видеозапись, одновременно имели возможность познакомиться с исполнительским мастерством   ведущих   солистов   Большого   театра.   Они     могли   почувствовать   каждый кусочек музыки, пропустить через душу музыку танца. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства, их мысли». ­  Кабалевский Д.Б. Соотношение   эмоционального   и   осознанного   в   разном   возрасте   различно   в   силу возможностей   общего   музыкального   развития.   Двигательные   реакции   на   изменение характера, темпа, динамики способствуют дальнейшему развитию интереса детей к музыке, помогают   формированию   музыкального   мышления   во   взаимосвязи   с   эмоциональным   ее восприятием. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Велика   роль   народно­сценического   танца   в   художественном   воспитании   детей, приобщая их к богатству танцевального и музыкального творчества.  Воспитанники коллектива современного танца «Созвездие»  с девятилетнего возраста начинают   изучать   народно­сценический   танец.    Народно   –   сценический   танец  также является основой любой хореографии. Он очень разнообразен, как разнообразна жизнь и культура   разных   народов.   Яркие,   красочные   народные   танцы,   как   правило,   более эмоциональные помогают ребенку познать народную культуру:   обряды, жизнь, историю народа и музыку народных танцев. Всё это помогает в выразительном исполнении танца. Народно­сценический класс соединяет необходимую последовательность упражнений для профессиональной техники с творческой работой, которая помогает наметить характер будущих постановок, определить их движение и ритмический рисунок. Учитывая   возрастающий   интерес   детей,   подростков   и   молодёжи   к   современным танцевальным направлениям (модерн, джаз – танец, техно и др.), особую   актуальность приобретает   эстетическое   воспитание,   развитие   художественного   вкуса   через   освоение лексики   и   особенностей   стиля,   методики   и   техники   современного   хореографического искусства.   Развитие личности воспитанников в современной хореографии – это не только его физическое   развитие,   но   и   развитие   его   духовного   мира,   расширение   его   кругозора   в искусстве современной хореографии. Современная хореография позволяет сформировать эстетические   представления   о   тенденциях   мировой   художественно­танцевальной культуры, сориентировать подрастающую личность на образцы истинного танцевального искусства в выбранном жанре, стимулировать развитие художественного вкуса.         В программе коллектива современного танца «Созвездие»   усиливается внимание к развитию   познавательной   деятельности   ребёнка   через   теоретическое   знакомство   с хореографическим искусством, театром, актёрским мастерством. Занятия в коллективе проходят в атмосфере эмоциональной теплоты, сердечности, взаимного доверия педагога, воспитанников, ощущающих себя причастными к творчеству в процессе «погружения» в сферу музыки и танца. Только   большая   любовь   к   искусству   танца,   музыки   и   к   своему   делу   помогает педагогу  развить у воспитанников трудоспособность,  дисциплинированность и добиться хороших результатов в художественном  воспитании подрастающего поколения.                 Список литературы: 1 Глазырина Е. Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога/Е. Ю. Глазырина. ­ 1996. 2 Глазырина Е. Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога/Е. Ю. Глазырина. ­ 2008. 3 Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 4 Руднева С.Д. Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. ­М.: «Просвещение», 1972. 5 Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. ­ М.: «Просвещение», 1993.  6 Фотографии из личного архива.

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца в художественном воспитании подрастающего поколении

Роль музыки и танца  в художественном воспитании подрастающего поколении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018