«От оперы – к рок-опере»
Оценка 5

«От оперы – к рок-опере»

Оценка 5
docx
24.03.2021
«От оперы – к рок-опере»
МУЗЫКА 1 - копия (17).docx

От оперы – к рок-опере.

 

Цели:

 

Задачи:

- обучающая – научить понимать направления рок-музыки, проникновения рока в классическую музыку.

- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.

- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Эпиграф к уроку (запись на доске и прочтение вслух):

Родилось рано наше поколенье -

Чужда чужбина нам и скучен дом:

Андрей Вознесенский

3. Работа по теме урока:

Учитель: Появление на советской сцене 80-х годов рок-оперы "Юнона и Авось"   было чудом. Но оно произошло. Не исковерканная цензурой, она предстала перед зрителями и мгновенно стала всенародно любимой. И хотя потом её несколько раз запрещали и снимали со сцены, уже ничто не могло помешать успеху этого гениального произведения. И по сей день "Юнона и Авось" остаётся  первой и единственной русской рок-оперой, получившей всемирное признание и славу. Причиной такого успеха было сочетание талантливой музыки Алексея Рыбникова и не менее талантливого либретто поэта Андрея Вознесенского в 1978-1979 годах. И то и другое было прорывом в культуре того времени. Для обоих это стало важным этапом в их творческой биографии. Для Андрея Вознесенского это произведение стало неким итогом его работы за многие годы. Музыкальная линия, его важнейшая составляющая, выстроена из рок-композиций, изумительных лирических романсов и обработок русской православной музыки. Актеры поют неоперными голосами, с предельной экспрессией в сопровождении роковой инструментальной группы и состава классического оркестра.

Учитель: Сюжет оперы основан на романтической истории любви дочери коменданта испанской североамериканской крепости Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо к начальнику первой русской кругосветной экспедиции и второго русского посольства в Японию Николаю Петровичу Резанову. Личность, деятельность и романтическая любовь Н.П. Резанова к дочери испанского коменданта Сан-Франциско Консепсии де Аргуэльо, которая прождала своего жениха, не зная о его смерти, более тридцати лет, вдохновляло творчество таких поэтов и писателей как Г.Р. Державин, русский поэт Александр Алланд и американский писатель, и поэт Френсис Брет-Гарт.

Учитель: Как вы считаете, почему тема любви актуальна и вечна?

Дети: Потому что сама любовь вечна, чувство любви - высокое чувство.

 

Звучит запись - "Пролог"

Учитель: Как иначе можно назвать пролог в опере?

Дети: Увертюра.

Учитель:

В основу либретто легла это поэма "Авось!". Но, создавая  текст для рок-оперы, Андрей Андреевич очень многое в ней изменил. В либретто любовь героев предстаёт возвышенной, почти святой,  оставляет чувство пронзительной грусти, надежды. Но как бы ни были прекрасны персонажи, и как бы ни была сильна их любовь, им не суждено быть вместе и ничего нельзя изменить.

 

Звучит запись - "Отпевание"

Учитель: Как называется такой номер в опере?

Дети: Монолог.

Учитель: Именно Резанов как историческое лицо совершил первое кругосветное путешествие, а не Крузенштерн и Лисянский, как принято полагать. Темой путешествия графа Резанова поэт интересовался давно и возвращался к ней не раз.  Самый известный  отрывок из рок-оперы был написан ранее в 1976году. В нем появляется тема прощания с любимой и родиной, являющейся главным лейтмотивом всего произведения, поразительно точно передающим настроение и эмоциональную окраску самой рок-оперы:

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь,

Ты меня никогда не забудешь,

Ты меня никогда не увидишь...

 

Звучит запись - "Ты меня на рассвете разбудишь"

Учитель: Если бы мы услышали этот номер как отдельное произведение, то, как бы он назывался?

Дети: Романс - камерно-вокальное произведение.

Учитель: Следующий номер "Сцена в церкви, молитва", где Резанов просит благословения и помощи у пресвятой девы Марии.

 

Звучит запись - "Сцена в церкви, молитва"

Учитель: Каков характер музыки?

Дети: Музыка напряженная.

Учитель: Музыкальная форма?

Дети: Строится на контрастах.

Учитель: Фактура?

Дети: Многоплановая (традиции классики и русского церковного песнопения).

Учитель: Одним из образов-символов, проходящих через всю оперу, является образ Родины-России.  В либретто она единственная, с кем он прощается перед отплытием и ради которой обязан вернуться:

 

Там храм Матери Чудотворной.

От стены наклонились в пруд

Белоснежные контрфорсы,

Будто лошади воду пьют.

 

Учитель: В жизни Резанова было три возлюбленных: Богоматерь, Кончита и Россия. В более поздней лирике Вознесенский, видя окружающую действительность, может только жалеть Россию. Но любовь к ней не только не убывает, а возможно, становится еще сильней:

 

Я тебя сравненьем не унижу,

Нищая любимая страна.

 

Он надеется, что в такой стране, как наша, все будет хорошо, но только позже, не в годы жизни поэта:

 

Жаль, что я, Россия, не увижу

Твои золотые времена...

 

Богоматерь предстаёт перед нами обычной земной женщиной, она приравнивается к образу Кончиты. В либретто Богоматерь полюбила Резанова и выбрала его для исполнения своего замысла - объединения России Америки.

 

Звучит запись - "Ария пресвятой девы Марии"

 

Учитель: Такой голос называется колоратурное сопрано, это самый высокий женский певческий голос. Почему Рыбников выбрал именно такой голос?

Дети: Потому что образ девы Марии возвышенный, недосягаемый, божественный.

Учитель: Очень интересна история стихотворения "Матросы", написанного в 1977 году. Вознесенский переносит в "Юнону и Авось" лишь часть этого произведения, тем самым умышленно меняя его смысл. В либретто надежда на "авось" - единственная возможность доплыть до Америки:

 

Наша вера вернее расчёта

Нас вывозит "Авось!"...

 

Часть, которая не вошла в либретто, является самой важной в "Матросах".  В ней говорится о том, что судьба человека, надеявшегося только на авось, предопределена: таким людям не выжить в современном мире и все их старания безнадёжны. Потрясающий  эффект производит в стихотворении сравнение судьбы с предметом быта - авоськой:

 

Но от нашей надежды свойской

Сетям пустых судеб,

Через век назовут авоськой

Сумку, где носят хлеб...

 

Звучит запись - "Песня моряков"

 

Учитель: Но почему же Андрей Андреевич не включил в либретто эти, самые главные,  на наш взгляд, слова?

Дети: "Песня Моряков" звучит в середине рок-оперы, когда у слушателей ещё есть надежда на то, что всё получится, что всё будет хорошо. И если бы Вознесенский вставил в либретто данное произведение полностью, то тем самым сразу бы сказал, что бесполезно, не нужно и глупо надеяться на возможность достижения какой-либо цели в жизни.

Учитель: Как встречают Резанова в Америке?

 

Дети: Без неприязни.

Учитель: Встретив Кончиту, Резанов увидел в ней земное воплощение своего идеала и перенёс на неё до этого мучавшее его чувство. Тем самым он, можно сказать, предпочёл живую женщину духу Божьей Матери, предав Богоматерь. И с этого момента удача покидает его.: В жизни Резанова было три возлюбленных: Богоматерь, Кончита и Россия. И время от времени ему приходилось выбирать между ними. Но в итоге Господь забирает у него их всех.

 

Звучит запись - "Сцена на балу"

Учитель: Что же может заставить Бога отвернуться от людей? Кого считал Резанов своим идеалом? Что говорится в главной христианской заповеди? Можно ли сопоставить любовь к земной женщине с любовью к образу Божьей Матери? Над этими вопросами я предлагаю вам подумать дома и в письменном виде изложить в тетрадях.

 

Вокальная работа. Разучивание романса "Ты меня на рассвете разбудишь"

Вокально-хоровая работа строится по фразам. По нотам исполняется по фразам (обращать внимание на чистоту интонирования малых интервалов, выдерживать звуки в конце фраз, привести к эмоциональной и звуковой кульминации к третьему куплету).

 

4. Итог урока

 

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Наглядные пособия:  слуховая наглядность. А.Рыбников «Юнона и Авось».

 


 

От оперы – к рок-опере. Цели:

От оперы – к рок-опере. Цели:

Александр Алланд и американский писатель, и поэт

Александр Алланд и американский писатель, и поэт

Учитель: Фактура? Дети: Многоплановая (традиции классики и русского церковного песнопения)

Учитель: Фактура? Дети: Многоплановая (традиции классики и русского церковного песнопения)

Нас вывозит "Авось!"... Часть, которая не вошла в либретто, является самой важной в "Матросах"

Нас вывозит "Авось!"... Часть, которая не вошла в либретто, является самой важной в "Матросах"

Итог урока Учебно-материальное обеспечение: 1

Итог урока Учебно-материальное обеспечение: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021