Разработка занятия №5.14
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: От первобытности к цивилизации. (1 час).
Цель занятия: определить значение открытия металлов для последующего развития человечества.
Задачи занятия:
образовательные: объяснить значение понятий бронзовый век, социальное неравенство.
развивающие: уметь объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому.
воспитательные: осознать причины социального расслоения.
Структура занятия:
Этапы занятия |
Тайминг |
Ос инф-ные единицы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
3 мин |
- |
1. Создание рабочей атмосферы. 2. Проверка посещаемости. |
|
Проверка д\з |
3 мин |
- |
Устный опрос: 1. Как возникли земледелие и скотоводство? 2. Какие изменения произошли в быту людей, когда появились керамика и ткачество? |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Мотивация, актуализация знаний |
5 мин |
Металл |
Вопросы для обсуждения: 1 слайд 1. Расположите эти открытия и изобретения в хронологическом порядке. 2 слайд
2. Эти изобретения и открытия каждое по своему коренным образом изменили жизнь людей. Как вы думаете, какое открытие стало следующим грандиозным шагом в развитии человечества? |
Ученики отвечают на вопросы:
1. Каменные орудия Освоение огня Наскальная живопись Лук и стрелы Лодка Прядение и ткачество Колесо Гончарный круг Плуг 2. Открытие металлов. |
Целеполагание |
2 мин |
- |
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? 3 слайд |
О значении открытия металлов для последующего развития человечества. Запись в тетрадь темы занятия: От первобытности к цивилизации. |
Изучение нового материала |
24 мин |
Бронзовый век, Бронза, Разделение труда, Деньги, Родовая община, Соседская община, Знать |
1. Открытие металлов. 4 слайд 5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому.
1. Какие свойства металлов мог оценить древний человек?
Золото, серебро, медь и олово – те металлы, с которыми человек познакомился раньше всех. Из золота и серебра изготавливали украшения и ритуальные предметы. Из сплава меди и олова – бронзы – начали изготавливать орудия труда.
2. Чем бронзовые орудия труда лучше каменных? 3. Почему охотники и собиратели не открыли металлы? 4. Как человек мог узнать о свойствах металлов? 5. Какое значение для человека имело открытие металлов? Открытие металлов сыграет важную роль в процессе расслоения общества. 5 слайд Изготовление бронзовых изделий. Прокомментировать слайд. 2. Появление обмена и денег. 6 слайд Появление земледелия, скотоводства и ремесла привело к разделению труда, когда каждое племя специализировалось на определенном виде трудовой деятельности, а это в свою очередь привело к необходимости обмена. 1. Почему произошла специализация племен? 2. Легко ли было с помощью обмена получить необходимое? 3. Что может стать деньгами? 3. Община и знать. 7 слайд Изначально человек жил сплоченным коллективом – родовой общиной. Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом. Со временем из родов выделялись большие семьи, которые начали проживать отдельно, возникали поселки, где жили не родственники, а соседи. Таким образом, возникает соседская община. Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.
8 слайд Возникновение соседской общины повлекло возникновение индивидуальной собственности, что, в свою очередь, привело к возникновению имущественного неравенства. На основе имущественного неравенства началась дифференциация общества: выделилась знать, обычные крестьяне, рабское население. 4. Работа с контурной картой. Перед тем, как учащиеся будут систематически выполнять задания в контурных картах, необходимо одну из карт (первую) сделать под руководством учителя. Алгоритм выполнения заданий в контурной карте: 1. Необходимо сопоставить выполняемую карту в контурной карте с картой в историческом атласе. 2. Внимательно прочитать первое задание: «Подпишите названия континентов. Выделите территорию предполагаемой прародины человека и отметьте на карте стрелками пути расселения древних людей». (Дрофа, 5 кл.) 3. Выделить все требуемые элементы ответа. В первом задании их три. 4. Выполнять задания по порядку, ища ответы в атласе. 5. По мере заполнения карты, заполнять легенду карты. 6. Необходимо обращать внимание на аккуратность заполнения. |
Учащиеся записывают дату в тетрадь.
1. Плавкость и прочность.
Медь+Олово=Бронза.
2. Они гораздо прочнее, и их можно переплавлять. 3. Самородки можно найти, обрабатывая землю. Охотники и собиратели имели дело только с поверхностью земли. 4. Самородок мог случайно упасть в огонь и начать плавиться. 5. Любую работу можно делать быстрее и эффективнее. Племена начали отличаться друг от друга по уровню экономического развития.
1. Земледелие и скотоводство требует коллективной работы, поэтому целые племена были заняты в данном производстве. 2. Трудно, необходимо было либо найти человека с нужным товаром, либо обмениваться несколько раз. 3. Что-то редкое и ценное, соль, золото, серебро, драгоценные камни. Ученики переписывают определения в тетрадь.
Ученики переписывают схему в тетрадь. |
Закрепление |
3 мин |
- |
Точечные вопросы: 1. Почему стала разрушаться родовая община? 2. Почему золото, серебро, мед и олово стали первыми металлами, которые начал обрабатывать человек? 3. Можно ли было сохранить равенство среди жителей соседской общины? |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Итоги занятия, рефлексия |
3 мин |
- |
Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: В чем значение открытия металлов для последующей истории человечества? 9 слайд Рефлексивный экран Анализ своих ошибок: Вспомните все свои ошибки, подумайте, как их избежать в следующий раз? |
Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию. |
Домашнее задание |
2 мин |
|
10 слайд Домашнее задание: Внимательно прочитать §5, устно ответить на вопросы после него. Прочитать §7, приготовиться к викторине по параграфу. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Схема тетради:
От первобытности к цивилизации
5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому.
Медь+Олово=Бронза.
Разделение труда – необходимость обмена и торговли – возникновение денег.
Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом.
Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.
Возникновение соседской общины – Возникновение индивидуальной собственности – Возникновение имущественного неравенства – Появление знати
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.