От первобытности к цивилизации
Оценка 4.6

От первобытности к цивилизации

Оценка 4.6
doc
29.12.2020
От первобытности к цивилизации
От первобытности к цивилизации.doc

Разработка занятия №5.14

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: От первобытности к цивилизации. (1 час).

Цель занятия: определить значение открытия металлов для последующего развития человечества.

Задачи занятия:

образовательные: объяснить значение понятий бронзовый век, социальное неравенство.

развивающие: уметь объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому.

воспитательные: осознать причины социального расслоения.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Ос инф-ные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

-

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

 

Проверка д\з

3 мин

-

Устный опрос:

1. Как возникли земледелие и скотоводство?

2. Какие изменения произошли в быту людей, когда появились керамика и ткачество?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

5 мин

Металл

Вопросы для обсуждения:

1 слайд

1. Расположите эти открытия и изобретения в хронологическом порядке.

2 слайд

 

2. Эти изобретения и открытия каждое по своему коренным образом изменили жизнь людей. Как вы думаете, какое открытие стало следующим грандиозным шагом в развитии человечества?

Ученики отвечают на вопросы:

 

1. Каменные орудия

Освоение огня

Наскальная живопись

Лук и стрелы

Лодка

Прядение и ткачество

Колесо

Гончарный круг

Плуг

2. Открытие металлов.

Целеполагание

2 мин

-

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

3 слайд

О значении открытия металлов для последующего развития человечества.

Запись в тетрадь темы занятия:

От первобытности к цивилизации.

Изучение нового материала

24 мин

Бронзовый век,

Бронза,

Разделение труда,

Деньги,

Родовая община,

Соседская община,

Знать

1. Открытие металлов.

4 слайд

5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому.

 

1. Какие свойства металлов мог оценить древний человек?

 

Золото, серебро, медь и олово – те металлы, с которыми человек познакомился раньше всех. Из золота и серебра изготавливали украшения и ритуальные предметы. Из сплава меди и олова – бронзы – начали изготавливать орудия труда.

 

2. Чем бронзовые орудия труда лучше каменных?

3. Почему охотники и собиратели не открыли металлы?

4. Как человек мог узнать о свойствах металлов?

5. Какое значение для человека имело открытие металлов?

Открытие металлов сыграет важную роль в процессе расслоения общества.

5 слайд

Изготовление бронзовых изделий. Прокомментировать слайд.

2. Появление обмена и денег.

6 слайд

Появление земледелия, скотоводства и ремесла привело к разделению труда, когда каждое племя специализировалось на определенном виде трудовой деятельности, а это в свою очередь привело к необходимости обмена.

1. Почему произошла специализация племен?

2. Легко ли было с помощью обмена получить необходимое?

3. Что может стать деньгами?

3. Община и знать.

7 слайд

Изначально человек жил сплоченным коллективом – родовой общиной.

Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом.

Со временем из родов выделялись большие семьи, которые начали проживать отдельно, возникали поселки, где жили не родственники, а соседи. Таким образом, возникает соседская община.

Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.

 

8 слайд

Возникновение соседской общины повлекло возникновение индивидуальной собственности, что, в свою очередь, привело к возникновению имущественного неравенства. На основе имущественного неравенства началась дифференциация общества: выделилась знать, обычные крестьяне, рабское население.

4. Работа с контурной картой.

Перед тем, как учащиеся будут систематически выполнять задания в контурных картах, необходимо одну из карт (первую) сделать под руководством учителя.

Алгоритм выполнения заданий в контурной карте:

1. Необходимо сопоставить выполняемую карту в контурной карте с картой в историческом атласе.

2. Внимательно прочитать первое задание: «Подпишите названия континентов. Выделите территорию предполагаемой прародины человека и отметьте на карте стрелками пути расселения древних людей». (Дрофа, 5 кл.)

3. Выделить все требуемые элементы ответа. В первом задании их три.

4. Выполнять задания по порядку, ища ответы в атласе.

5. По мере заполнения карты, заполнять легенду карты.

6. Необходимо обращать внимание на аккуратность заполнения.

 

 

Учащиеся записывают дату в тетрадь.

 

 

1. Плавкость и прочность.

 

 

Медь+Олово=Бронза.

 

 

 

 

 

 

 

2. Они гораздо прочнее, и их можно переплавлять.

3. Самородки можно найти, обрабатывая землю. Охотники и собиратели имели дело только с поверхностью земли.

4. Самородок мог случайно упасть в огонь и начать плавиться.

5. Любую работу можно делать быстрее и эффективнее. Племена начали отличаться друг от друга по уровню экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Земледелие и скотоводство требует коллективной работы, поэтому целые племена были заняты в данном производстве.

2. Трудно, необходимо было либо найти человека с нужным товаром, либо обмениваться несколько раз.

3. Что-то редкое и ценное, соль, золото, серебро, драгоценные камни.

Ученики переписывают определения в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики переписывают схему в тетрадь.

Закрепление

3 мин

-

Точечные вопросы:

1. Почему стала разрушаться родовая община?

2. Почему золото, серебро, мед и олово стали первыми металлами, которые начал обрабатывать человек?

3. Можно ли было сохранить равенство среди жителей соседской общины?

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

3 мин

-

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

В чем значение открытия металлов для последующей истории человечества?

9 слайд

Рефлексивный экран

Анализ своих ошибок:

Вспомните все свои ошибки, подумайте, как их избежать в следующий раз?

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

 

10 слайд

Домашнее задание:

Внимательно прочитать §5, устно ответить на вопросы после него.

Прочитать §7, приготовиться к викторине по параграфу.

 

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

От первобытности к цивилизации

 

5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому.

Медь+Олово=Бронза.

Разделение труда – необходимость обмена и торговли – возникновение денег.

 

Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом.

Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.

 

Возникновение соседской общины – Возникновение индивидуальной собственности – Возникновение имущественного неравенства – Появление знати


Разработка занятия №5.14 Предмет: история

Разработка занятия №5.14 Предмет: история

Изучение нового материала24 минБронзовый век,

Изучение нового материала24 минБронзовый век,

Почему произошла специализация племен? 2

Почему произошла специализация племен? 2

Алгоритм выполнения заданий в контурной карте: 1

Алгоритм выполнения заданий в контурной карте: 1

Итоги занятия, рефлексия 3 мин -

Итоги занятия, рефлексия 3 мин -
Скачать файл