1 урок. 9 класс. Всеобщая история.
1. Организационный момент. (5 минут)
Перепись отсутствующих/присутствующих.
Домашнее задание: читать стр. 5-8, учим понятия.
2. Мотивационно — целевой этап. (10 минут)
(Слайд 1) Тема урока: «От традиционного общества к обществу индустриальному»
План урока:
· Основные понятия темы.
· Три «эшелона» модернизации.
· Индустриализация, ее основные черты.
·
(Слайд 2) Ранее вы изучали период XVI-XVIII в. Эпоху раннего Нового времени, период разрушения традиционных обществ в Западной Европе. В этом учебном году мы изучим зарубежную историю XIX в. и узнаем о зарождении и развитии индустриального общества.
Давайте вспомним:
- Каковы хронологические рамки Нового времени? (Начиная с рубежа 15-16 вв. до начала 20 в.)
- Назовите черты традиционного общества? (Традиционное общество – преимущественно сельское или аграрное объединение больших групп людей)
(Слайд 3) 19 век ознаменован переходом от традиционного к индустриальному обществу посредством модернизации.
3. Ход урока.
Переход от традиционного общества к индустриальному происходил в процессе модернизации. Знаком ли вам этот термин? Что он означает? (мозговой штурм)
(Слайд 4) Модернизация – обновление, придание чему-либо современного характера, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.
Вопрос: Как вы думаете, во всех ли странах модернизация проходила в одно время? (модернизация проходила неравномерно, ее темпы зависели от уровня развития государства и общества)
Историки обозначили три «эшелона» модернизации. Как вы думаете почему этапы модернизации названы эшелонами?
(Слайд 5) Пользуясь текстом на стр. 5 заполним таблицу: «Три эшелона модернизации»
Первый «эшелон» |
Второй «эшелон» |
Третий «эшелон» |
«первые индустриальные страны» Страны старого капитализма . Индустриальное общество и модернизация развивались естественным путем. Развитие индустриального общества совпало с началом Нового времени.
|
«страны догоняющего развития» Страны молодого капитализма. Индустриализация и модернизация проводились с помощью реформ инициированных властью.
|
«страны традиционного уклада» Процесс модернизации проходил ограничено под воздействием более развитых государств.
|
Англия Франция Голландия
|
Германия Италия США Россия Австрийская империя Япония
|
Страны Латинской Америки Испания Португалия Страны Африки
|
(Слайд 6) проверка таблиц.
(Слайд 7) Ученики по очереди показывают на карте эшелоны.
(Слайд 8) Как вы поняли модернизация – это длительный и очень сложный процесс, и он охватывает все стороны жизни общества.
Черты индустриального общества (Фронтальная работа с учебником):
- Итак, как модернизация проявляет себя в экономике? (индустриализация)
Запишите основные черты индустриализации в экономике.
- Теперь давайте посмотрим, как модернизация проявляется в политической области. (стр.4, последний абзац)
- Теперь давайте посмотрим, как модернизация проявляется в области культурыi9 (стр.5, 1-й абзац)
- А какие изменения происходят в социальной сфере?
4. Закрепление изученного материала.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами говорили о том, что такое модернизация, что в XIX в. в Зап. Европе и США перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. О том, что учёные выделяют три эшелона модернизации и о том, что модернизация охватывает все стороны жизни общества.
- Что такое модернизация?
- Назовите хронологические рамки новой истории?
Слайд 9 для обсуждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.