Курсовая работа по теме «Рассказ о том, как появился город Соликамск»

  • Документация
  • docx
  • 16.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Курсовая работа.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

Курсовая работа

по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности

Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы «Рассказ о том, как появился город Соликамск»

 

 

Выполнила:         Орлова Виктория Викторовна, Ш-35

     44.02.02 Преподавание в начальных классах

(наименование специальности)

Руководитель: Глухова Юлия Валерьевна, преподаватель колледжа

 

Допущена к защите: «21» декабря 2024г.

Защита состоялась: «24» декабря 2024 г.

                                

Отметка «__» (_______________)

 

 

 

Соликамск, 2024.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3

Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе

1.1 Организация  внеурочной деятельности в начальной школе………………………………………………………………….6

1.2 Организация проектной деятельности младших школьников……………………………………………………..........9

1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности…..……………………………………….11

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….12

Глава 2 «Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме «Как появился город Соликамск»

               2.1 Разработка паспорта проекта……………………………………13

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Соликамск — это один из старейших городов России, который имеет богатую историю и интересное происхождение. Город был основан в XVI веке, и его возникновение связано с развитием соляной промышленности в России. Соль в те времена была очень ценным продуктом, и ее добыча играла важную роль в экономике страны.

Соликамск, как и многие другие города того времени, возник на основе природных ресурсов. Соль, которую добывали в окрестностях, привлекала людей, и вскоре на этом месте начали возникать поселения. В 1568 году царь Иван Грозный издал указ о строительстве соляных заводов, что способствовало быстрому развитию города. Соль, добываемая в Соликамске, использовалась не только для пищевых нужд, но и для консервирования продуктов, что делало ее особенно важной для населения [3].

Соликамск стал важным центром не только благодаря своим природным ресурсам, но и благодаря тому, что он стал важным торговым узлом. Город находился на пересечении торговых путей, что способствовало его развитию и процветанию. В Соликамске развивались не только соляные промыслы, но и другие отрасли, такие как лесозаготовка и металлургия [3].

Если обратиться к историческим документам, которые подтверждают важность Соликамска в торговле. Например, в летописях упоминается, что в XVII веке город стал важным пунктом для сбора и распределения соли по всей России. Это привело к тому, что в Соликамск начали приезжать купцы из разных уголков страны, что способствовало культурному обмену и развитию города [3].

Таким образом, Соликамск стал не только центром соляной промышленности, но и важным торговым городом, который способствовал развитию экономики региона. В заключение, можно сказать, что история Соликамска — это история о том, как природные ресурсы могут стать основой для процветания и развития города. Город, основанный на добыче соли, стал важным центром торговли и культуры, что подтверждает его значимость в истории России.

          Актуальность исследования: Актуальность исследования заключается в необходимости повышения интереса школьников к краеведению и истории своего региона через проектную деятельность, что отвечает требованиям современных образовательных стандартов.

          Цель исследования: разработка внеурочного занятия по теме: «Рассказ о том, как появился город Соликамск»

          Объект исследования: организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе.

          Предмет исследования: Реализация проектной деятельности на внеурочных занятиях у обучающихся на примере темы: Рассказ о как появился город Соликамск.

Задачи исследования:

1) Изучить нормативно – правовые документы по организации внеурочной деятельности с детьми начальной школы

2) Рассмотреть организацию проектной деятельности с детьми в начальной школе.

3) Разработка карты организации по внеурочной деятельности.

4) Создание хронологической карты по теме «Как появился город Соликамск»

    Методы исследования:

- анализ педагогической и методической литературы

- анализ УМК

- метод обобщения теоретического материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе.

1.1 Процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Внеурочная деятельность представляет собой важный компонент образовательного процесса, который позволяет детям развивать свои интересы, навыки и способности, выходя за рамки традиционного урока. С одной стороны, она способствует формированию у младших школьников социального опыта, навыков коллективного взаимодействия и ответственности, с другой стороны, обеспечивает гармоничное развитие личности, позволяя детям проявлять индивидуальность [8].

Внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой важный аспект образовательного процесса, который выходит за рамки традиционного урока. Она включает в себя различные формы и виды активности, направленные на всестороннее развитие учащихся, формирование у них необходимых жизненных навыков и компетенций [8].

Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ФГОС) [1].

Целью внеурочной деятельности является: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственность, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [8].

Основными задачами внеурочной деятельности являются:

1.     Углубление знаний по предметам;

2.     Развитие творческих способностей и критического мышления;

3.     Формирование социальных навыков: общения, сотрудничества, разрешения конфликтов;

4.     Содействие физическому и эмоциональному развитию;

5.     Поддержка интересов и увлечений учащихся.

Внеурочная деятельность в начальной школе может быть разнообразной и охватывать различные виды деятельности. Основные виды внеурочной деятельности могут включать: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность, проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество; техническое творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Эти виды внеурочной деятельности способствуют всестороннему развитию учащихся, помогают им раскрыть свои таланты, наладить социальные контакты и приобрести дополнительные навыки.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, встречи, турниры, субботники, игры, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и многое другое [8].

Использование таких форм организации образовательного процесса как прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Внеурочная деятельность в начальной школе подразделяется на несколько направлений, каждый из которых имеет свои особенности и цели:

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки, детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности [8].

Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства, плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; кружки технического творчества, домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре и т.д [8].

Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика», «Информационные технологии» и др.; кружки «Путешествие в прошлое», и др.; олимпиады, дидактический театр, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др.; детские исследовательские проекты и др [8].

Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др.; встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница» и др.) и др. [8]

Внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой важный компонент образовательного процесса. Она способствует всестороннему развитию детей, формированию их интересов и увлечений. Эффективная организация внеурочной деятельности зависит от сочетания различных методов, а также вовлеченности как педагогов, так и самих учащихся. Педагогам важно создавать условия, способствующие творческому и эмоциональному развитию детей, что в конечном итоге приведет к формированию гармоничной личности.

1.2. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

1. Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. (Е. С. Полат) [5]

2. Проект — это самостоятельная творческая работа учащегося, выполнения от идеи до ее выполнения в жизнь с помощью консультаций учителя. (Л. Иванова)

3. Проект — это решение, исследование определённой проблемы, его практическая или теоретическая реализация [4].

Типы проектов в зависимости от доминирующего метода:

1. Исследовательские проекты - школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы [7].

2. Игровые проекты - они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач [7].

3. Информационные проекты - учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха [7].

4. Творческие проекты - здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела [7].

Классификация проектов может основываться по профилю знаний [2]:

1.      Монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему

2.      Межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время

3.      Надпредметные – выходят за рамки предметов

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть: соблюдение единого стиля в обозначении направлений для классификации

1.      Внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе

2.      Внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные

3.      Региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны

4.      Международные – в них реализуется диалог культур

Классификация может основываться по числу участников [2]:

1.      Индивидуальные (личностные)

2.      Парные

3.      Групповые

4.      Общеклассные

По продолжительности выполнения проекты могут быть [2]:

1.      краткосрочные (1 урок, максимум 3-6)

2.      среднесрочные (1-2 месяца)

3.      долговременные (до года)

«Пять П» является комплексной системой, объединяющей все необходимые компоненты для успешной реализации и достижения поставленных целей. Он способствует эффективному управлению, обеспечивает качественный результат и служит основой для будущего развития[6].

Проект - это «пять П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продкт

5. Призентация

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, то он сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям жизни [5].

 

1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности

Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности заключаются в объединении учебного процесса с практической деятельностью, что способствует развитию ключевых компетенций учащихся. Проектная работа, как метод обучения, позволяет учащимся активно участвовать в исследовательской деятельности, формируя навыки критического мышления, работы в команде и самостоятельного принятия решений.

Во внеурочное время ученики могут работать над проектами, которые имеют реальное значение для их жизни и окружения. Это создает мотивацию к обучению, позволяет проявить творческий подход и индивидуальность. Важно, чтобы проекты были тематически разнообразными, охватывающими такие области, как экология, культура, искусство и наука [10].

Основными аспектами успешной организации проектной деятельности являются четкое определение целей и задач проекта. Деятельность направлена не только на повышение компетенции в предметной области определённых учебных дисциплин, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Выбор актуальной темы, соответствующей интересам и возрастным особенностям участников. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития [10].

 Важно также создание условий для разнообразия форм работы: от групповых обсуждений до индивидуальных исследований, что способствует вовлечению всех участников. Организация проектной деятельности должна учитывать интересы и способности учащихся, побуждая их к исследованию и экспериментированию. Создание групповых проектов развивает умение работать в команде, делиться обязанностями и достигать общих целей. Таким образом, внеурочная проектная деятельность в начальных классах становится эффективным инструментом для формирования гармонично развитой личности учащегося [10].

 

 

 

Вывод по 1 главе.

Внеурочная работа в начальной школе занимает важное место в образовательном процессе, способствуя всестороннему развитию детей и формированию у них ключевых компетенций. Проектная деятельность является одним из эффективных методов работы в рамках внеурочной деятельности, позволяя детям не только углубить свои знания, но и развивать УУД (универсальные учебные действия) [8].

Проектная деятельность предоставляет возможность детям реализовать свои идеи, работать в команде, овладевать навыками планирования, исследования и критического мышления. На базе проектного подхода учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, что способствует повышению их мотивации к учению и углублению интереса к изучаемым предметам [7].

Таким образом, использование проектной деятельности во внеурочной работе является не только значимым инструментом для формирования знаний, умений и навыков, но и основой для развития ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и дальнейшего обучения. Внедрение проектного подхода в практику начальной школы представляет собой перспективное направление, способствующее модернизации образовательного процесса и подготовке учащихся к вызовам современного общества.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме «Как появился город Соликамск»

2.1 Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

         В рамках нашей темы «Как появился город Соликамск» мы разработали дорожную карту внеурочной проектной деятельности:

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Орлова Виктория Викторовна

2

Тема проекта

«Как появился город Соликамск»

3

Актуальность проекта

Актуальность проекта «Как появился город Соликамск» обусловлена растущим интересом к истории и культуре регионов России. Проект позволит расширить знания о возникновении и развитии одного из старейших городов Пермского края, его роли в экономике и культуре страны.

Изучение истории Соликамска способствует формированию уважения к прошлому своей страны, пониманию значимости сохранения исторического наследия.

4

Объект исследования

Организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе.

5

Цель проекта

Для учителя: познакомить учащихся с историей возникновения и развития города Соликамска, его ролью в истории и культуре России, а также способствовать формированию у них интереса к изучению истории родного края.
Для учащихся: Изучение исторических фактов о возникновении города, его основании, ключевых этапах развития и значимых событиях.

Это поможет учащимся понять, какие факторы способствовали образованию Соликамска.

6

Тип проекта

Исследовательский проект.

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

1. Постановка проблемы

- Проведение беседы, консультирование по выбору тематики и жанра проекта.

2. Проектирование работы

- Консультирование учащихся на тему того, чтобы правильно построить работу.

- Сообщение четкой инструкции, плана и алгоритма проведения работы над созданием хронологической ленты.

3)Исследовательский этап

- Поиск информации в различных источниках.

- Консультирование учащихся в ходе поиска информации обучающимися, проверка правильности найденной информации и достоверности источников обучающимися.

4)Изготовление продукта

- Поэтапное создание хронологической ленты по теме проекта.

5)Презентация продукта

- Выставка и представление работ в группах.

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать информацию о там, как появился город Соликамск.

Гипотеза исследования: предположения учащимися о том, что город Соликамск возник как центр солеварения и добычи соли, что было обусловлено богатыми природными ресурсами региона.

Методы исследования:

1. Поисковый;

2. Анализ собранной информации;

3. Синтез собранной информации;

4. Моделирование.

Оборудование для проведения исследования:

- Ватман;

- Раздаточный материал;

- Цветные карандаши;

- Фломастеры;

- Клей;

- Ножницы.

Ход исследования:

1.Распределение детей для работы в группах.

2.Оформление хронологической ленты по теме проекта.

3.Представление проекта.

9

Продукт проекта

Хронологическая лента в виде книги по теме «Как появился город Соликамск»

10

Перспектива проекта

Такой проект позволит учащимся узнать об истории города Соликамска, его основателях и развитии.

Поможет понять, как формировался и рос город, какие события и люди оказали влияние на его становление.

Также проект способствует формированию у учащихся интереса к истории своего края, уважения к предкам и их труду. Развивает чувство патриотизма и любви к Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

Проект по внеурочной деятельности, посвященный истории возникновения города Соликамск, имеет значительную актуальность и образовательную ценность. В ходе работы над проектом учащиеся получают возможность глубже понять исторические процессы, которые привели к образованию одного из старейших городов Урала.

Соликамск, основанный в XVI веке, стал важным центром соляной промышленности, что способствовало его экономическому и культурному развитию. Изучение истории города позволяет учащимся осознать, как природные ресурсы влияли на формирование населенных пунктов и их роль в экономике страны. Важно отметить, что Соликамск не только стал центром добычи соли, но и сыграл значительную роль в развитии торговли и ремесел, что также отражает общие тенденции развития российских городов того времени [3].

В рамках проекта учащиеся смогут исследовать различные аспекты истории Соликамска: от его основания и первых упоминаний в летописях до современных реалий. Это включает в себя изучение архивных документов, карт, а также проведение экскурсий и встреч с местными историками и краеведами. Такой подход способствует формированию у детей навыков исследовательской деятельности, критического мышления и умения работать с историческими источниками [10].

Кроме того, проект может включать в себя творческие задания, такие как создание презентаций, выставок, что сделает процесс обучения более увлекательным и интересным. Учащиеся смогут не только изучать историю, но и развивать свои творческие способности, что является важным аспектом внеурочной деятельности [7].

 

В заключение, разработка проекта по внеурочной деятельности на тему «Как появился город Соликамск» является важным шагом в образовательном процессе. Он не только углубляет знания учащихся о местной истории, но и формирует у них уважение к культурному наследию, развивает интерес к изучению истории своей страны. Такой проект способствует воспитанию гражданской ответственности и патриотизма, что особенно актуально в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении курсовой работы на тему "Как появился город Соликамск" можно подвести итоги исследования и выделить ключевые моменты, касающиеся истории и формирования данного города.

Соликамск, ныне один из важных центров Пермского края, возник в XVII веке как один из первых центров соляной промышленности в России. Основное внимание в работе было уделено причинам, приведшим к его возникновению, а также осознанию его важности для экономики страны в тот период.

Выявление географических и природных ресурсов, таких как соляные источники, способствовало не только его основанию, но и дальнейшему развитию. Соседство с крупными реками, удобные торговые пути и наличие природных ресурсов способствовали притоку населения и развитию торговли.

Важно отметить, что Соликамск не только стал экономическим центром, но и играл значительную роль в культурной и социальной жизни региона. Город стал местом сосредоточения различных этнических групп и культур, что оказало влияние на его уникальную атмосферу и идентичность.

В рамках исследований также были рассмотрены изменения, происходившие в городе на протяжении времени, его превращение из небольшого поселения в современный город с развитой инфраструктурой и промышленностью.

В ходе исследования истории возникновения города Соликамск мы пришли к выводу о его значимости как культурного и исторического центра Урала. Актуальность данной темы обусловлена не только интересом к местной истории, но и необходимостью формирования у учащихся уважения к своему культурному наследию. Изучение истории Соликамска позволяет понять, как развивались города России, какие факторы влияли на их становление и развитие, а также как местные традиции и обычаи формировали уникальную идентичность региона.

Таким образом, Соликамск представляет собой не только исторически значимый населенный пункт, но и пример того, как природные ресурсы и экономические факторы могут влиять на становление и развитие. Этот город продолжает быть важным элементом российской истории и экономики, сохраняя свои культурные традиции и историческое наследие.

Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод, что Соликамск — это не просто город, а живой памятник истории, отражающий экономические и социальные изменения, происходившие в России на протяжении многих веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286.

2.     Теоретические основы проектирования. [Электронный ресурс]. Акимова Алия Харисовна. (2018). Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/01/22/teoreticheskie-osnovy-proektirovaniya

3.     Соликамск. Путеводитель. [Электронный ресурс]. Бординских Геннадий Александрович. (2012). Режим доступа: https://mamatov.ru/archive/doc/Solik2.pdf

4.     Проектная деятельность. [Электронный ресурс]. Соболева Ольга Владимировна. (2012). Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razabotka-proektnaya-deyatelnost-2833620.html

5.     Проект: понятие, классификация, общая характеристика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.tsu.ru/eor/resourse/296/html/10.html

6.     Правило проекта «Пять П» [Электронный ресурс]. Петерсон Юлия Дмитреевна. (2023). Режим доступа: https://multiurok.ru/files/pravilo-proekta-piat-p.html

7.     Особенности организации проектной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс]. Леничева Юлия Анатольевна. (2021). Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/06/02/osobennosti-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy

8.     Организация внеурочной деятельности в начальной школе.  [Электронный ресурс]. Агафонова Елена Вячеславовна. (2012). Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/09/07/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v

9.     Внеурочная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]. Емельченкова Оксана Александровна. (2018). Режим доступа:  https://multiurok.ru/files/vneurochnaia-deiatelnost-v-nachalnoi-shkole-1.html

10.  Организация проектной деятельности среди учащихся во внеурочное время. [Электронный ресурс]. Сивакова Светлана Васильевна. (2016). Режим доступа:  https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/03/24/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-sredi

11.  Люблю тебя, мой Соликамск [Электронный ресурс]. Фисюк Людмила Валерьевна. (2020). Режим доступа:  https://книгисоликамскбумпром.рф/knigi/lyublyu-tebya,moj-solikamsk!/vstuplenie

12.  Организация проектной деятельности в рамках внеурочной «Знакомство младших школьников с историей появления своей малой родины» [Электронный ресурс]. Сабот Софья. (2023). Режим доступа:  https://znanio.ru/media/organizatsiya-proektnoj-deyatelnosti-v-ramkah-vneurochnoj-znakomstvo-mladshih-shkolnikov-s-istoriej-poyavleniya-svoej-maloj-rodiny-2861898

13.  Соль Соликамская/Наука и жизнь. [Электронный ресурс]. (2024). Режим доступа:  https://www.nkj.ru/archive/articles/18845/

14.  Соликамск и его достопримечательности – Ураловед. [Электронный ресурс]. Тимофеев Владислав. (2016). Режим доступа:  https://uraloved.ru/solikamsk-i-ego-dostoprimechatelnosti

15.  Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс]. Орлова Анжелика Борисовна. (2014). Режим доступа:  https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/osobiennosti-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie

 

 

 

Приложение 1

Структура внеурочного занятия.

Тема: Как появился город Соликамск

Цель: Ознакомление учащихся с историей возникновения Соликамска, с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями города. Формирование первоначального представления о становлении города Соликамска. Создание ленты времени по городу Соликамск.

Возраст: 8-9 лет (3 класс)

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Проявлять уважительное отношение друг другу; умение сотрудничать со сверстниками;

- Проявлять познавательный интерес к новому материалу;

- Умение выражать свои чувства о родном крае, гордости за свою малую родину.

Метапредметные результаты:

·Регулятивные УУД:

- Проявлять познавательную инициативу, принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- Контролировать и оценивать свои действия, оценивать правильность выполнения действий;

- Корректировать свои действия в случае возникновения затруднений.

·Познавательные УУД:

- Добывают новые знания, перерабатывают полученную информацию;

- Использование различных способов поиска, сбора, обработки и представление информации;

·Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимают речь других, вести диалог;

- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

- Узнавать, называть и рассказывать об основных исторических событиях становления города Соликамска и достопримечательностях города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта внеурочного занятия на тему: как появился город Соликамск.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Формы

УУД

1.Организационный

 (Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию)

Прозвенел уже звонок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, друзьям

И садитесь по местам.

- Здравствуйте, сегодня мы с вами проведем внеурочное занятие.

- Присаживайтесь на свои места.

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети присаживаются на свои места

Фронтальная

Личностные:

Формирование учебной мотивации.

Коммуникативные:

Приветствие учителя учениками и учеников учителем.

Регулятивные: Подготовка рабочего места.

2.Постановка учебной задачи.

- А какова тема сегодняшнего занятия я предлагаю узнать через стихотворение.

- Слушайте внимательно!

 

На севере края стоит Соликамск.

Очень красивый и ласковый город...

По аллеям парков приятно гулять,

Везде ощущаешь, что город, молод!

 

Соликамск, Соликамск,

Город наш соляной...

Ты красавец у нас,

И нам самый родной!

 

Издавна здесь соль земли добывали.

Сушей везли, и по Каме сплавляли...

Солью своей, конечно, известен на мир,

Понятно, ведь соль на любой нужна пир!

 

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

 

- Верно, ребята! Тема сегодняшнего занятия «Как появился город Соликамск»

 

 

- Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие.

 

- Верно, сегодня на занятии мы с вами вспомним историю появления города Соликамск, повторим или познакомимся с некоторыми историческими событиями и достопримечательностями, а также изготовим ленту времени по городу Соликамск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Тема сегодняшнего занятия: «Город Соликамск», «Наш родной город», «Как появился город Соликамск»

 

 

- Вспомним, повторим историю появления города Соликамск, узнаем о исторических событиях.

Фронтальная

Личностные:

Формирование учебной мотивации.

Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем указаний.

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

Слушать и слышать учителя, ученика.

 

3.Учебное действие

- Мы с вами поставили тему и цели, Давайте же теперь начнем наше занятие.

- А кто знает в каком году был основан город Соликамск?

 

- Правильно, город Соликамск был основан в 1430 году.

- Соликамск — древнейший русский город Урала. Река Кама и соль, добывавшаяся в этой земле, дали Соликамску жизнь и красивое название — Соль Камская. Предполагается, что основание Соли Камской было положено в 1430 году, когда предприимчивые посадские люди Калинниковы организовали выварку соли на реке Усолке.

 

- А знаете ли вы, кто такие Калинниковы?

 

- Да, успешные купцы братья Калинниковы организовали соляной промысел в Прикамье, на реке Усолка, где места славились подземными рассолами. Они поставили там пять труб. Скудность рассолов заставила их оставить место сие и переселиться около 1430 года, где они нашли больше способов для продолжения своих промыслов.

- Сначала поселение солеваров называлось Усолье Камское. Когда была построена крепость, оно стало городом — Солью Камской. В летописях часто упоминалась Соль Камская: в сообщениях о жестоких вражеских набегах, о пожарах, о строительстве церквей и важных путешественниках. Постепенно при написании два слова слились, и уже в документах XIX века появился город Соликамск.

- Какая дорога прошла через Соликамск в 1597 году?

- Все верно! В 1597 году через Соликамск прошла Бабиновская дорога, и город на полтора столетия стал воротами в Сибирь. Через Соликамск проходил главный торговый путь из Москвы в сибирские города — Государева Сибирская дорога. Среди жителей её называли Бабиновской — по имени строителя Артемия Бабинова.

- В Соликамске в 1731 году был заложен один из первых в России ботанических садов. Его создателем был Г.А. Демидов из династии известных уральских заводчиков. 

- Ребята, мы с вами повторили историю появления города Соликамска и некоторые исторически значимые даты.

Физминутка

- А теперь я вам предлагаю отдохнуть.

- В первый раз я показываю вам, а сидите и запоминаете. Во-второй раз вы встаете и повторяете за мной только движения, а в третий раз повторяете за мной и слова и движения.

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас - зелёный луг.

Слева находится лес.

В таком лесу полно чудес:

Белка с ветки на ветку скок,

 Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

- Вот мы с вами отдохнули и я вам предлагаю приступить к созданию ленты времени города Соликамска.

- Данную ленту вы будите изготовлять в группах.

- Давайте для начала вспомним правила работы в группах.

- Отлично! Давайте мы с вами будем придерживаться этих правил.

- Для начала вам нужно будет распределится по группам.

- Слушайте внимательно, чтобы понять кто в какой группе.

- У каждого на спинке стула приклеен квадрат определенного цвета. Всего будет 3 цвета: оранжевый, желтый и зеленый.

- У кого оранжевый цвет квадрата, это будет 1 группа, у кого желтый цвет квадрата, это будет 2 группа, а у тех, у кого зеленый цвет квадрата, это 3 группа.

- Сейчас посмотрите какой у вас цвет и запомните его, объединитесь в группы после того, как я объясню ход вашей работы.

- Вы группах вы будите работать с клеем и ножницами.

- Давайте вспомним правила работы с клеем.

- Все верно.

 

 

 

- И давайте вспомним правила работы с ножницами.

 

- Все верно, давайте будем придерживаться данных правил.

 

- Ваша задача состоит в том, чтобы сделать ленту времени (Учитель показывает пример ленты времени), вы можете разработать свой макет ленты времени.

- В вашей ленте времени должны находится памятные и важные даты, например основание города, постройка Соликамской крепости, открытие Бобиновской дороги и т.д. Можно написать много исторически значимых дат, так как наш город основан достаточно давно.

- Вам нужно будет найти даты и расписать их, то есть то, что именно произошло в это время.

- Так же вам нужно будет подобрать изображение к данной дате или нарисовать, или можете обратиться ко мне я вам распечатаю.

- Для вас я подготовила листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей, а также чтобы вам было легче, для вас я уже предоставила информацию и изображения, которой вы можете воспользоваться и вклеить, но будьте внимательны там есть недостоверная информация, для этого я принесла вам из библиотеки книги о истории Соликамска, которыми вы можете воспользоваться, не только для того, что проверить достоверна ли информация, но и для того, чтобы вы могли дополнить ту информацию, которая  у вас уже есть. А также можете воспользоваться электронными ресурсами.

- Если у вас возникнут трудности, вы можете обратится ко мне за помощью, и я вам помогу.

- После того, как вы выполните свои работы, вы выйдите всей группой и представите то, что у вас получилось.

- Теперь вы можете распределиться по группам и приступать к выполнению задания.

 

 

 

 

- Город Соликамск был основан в 1430 году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это купцы, которые являются организаторами соляного промысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В 1597 году через Соликамск прошла Бабиновская дорога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети внимательно слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Не мешать работе других пар, работать сообща, работать тихо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети внимательно слушают инструкцию учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Не допускать попадания клея в глаза. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

 

- Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия. Вырезая поворачивай не ножницы, а бумагу. Не оставляй ножницы открытыми. Используй ножницы по назначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети приступают к выполнению работ

 

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Регулятивные: Умение действие с учетом выделенных учителем указаний.

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

Слушать и слышать учителя, ученика.

 

4.Этап контроля и самоконтроля

- И так ребята, давайте же вы представите свои ленты времени, которые у вас получились в группах.

- Давайте начнем с 1 группы, попрошу вас выйти и представить свою ленту времени.

- Посмотрите какая интересная лента времени получилась, молодцы, присаживайтесь.

- Теперь давайте послушаем 2 группу. 2 группа выходите.

- У 2 группы получилась очень интересная лента времени, умнички, присаживайтесь.

- И давайте же послушаем последнюю, 3 группу, выходите.

- Ребята, посмотрите, какая красочная и интересная лента времени получилась, молодцы.

 

- Ребята, вы все отлично справились с данной работой, у всех 3 групп получились ленты времени.

- Наше занятие подходит к концу, давайте же подведем итоги нашего занятия.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

 

 

 

 

- Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале занятия?

 

- Чем сегодня занимались на занятии?

 

 

 

 

 

 

- Выходит 1 группа и представляет свою ленту времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выходит 2 группа и представляет свою ленту времени.

 

 

 

 

 

- Выходит 3 группа и представляет свою ленту времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня мы говорили о основании города, о том, кто первый начал добывать соль, о Бабиновской дороге

 

- Сегодня на занятии мы достигли всех целей, которые ставили в начале занятия

 

- Сегодня на занятии мы в группах создавали ленту времени

Фронтальная

Познавательные:

Контроль и оценка процесса.

Регулятивные:

Следовать режиму организации внеучебной деятельности.

 

5.Этап самооценки

- Вы сегодня прекрасно поработали.

- Давайте же теперь оценим свою работу на занятии.

- У вас на столах лежат изображения города Соликамска в цветном и в черно белом цвете.

- Если на занятии вы работали активно и у вас все получилось, то тогда вам стоит выбрать изображение Соликамска в цветном цвете.

- А если сегодня на занятии вы работали неактивно, то вам стоит выбрать изображение Соликамска в черно белом цвете.

- Выберете то изображение, которое подходит вам и поднимите его вверх.

- Я вижу, что сегодня на занятии вы все работали активно и у вас все получилось.

- Мне было очень приятно работать с вами сегодня.

- До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети внимательно слушают учителя и выбирают то изображение, которое им подходит

 

 

- Поднимают вверх изображение, которое выбрали

Фронтальная

Познавательные:

Рефлексия, контроль и оценка процесса.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные:

Следовать режиму организации внеучебной деятельности.