МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Курсовая работа
по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности
Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы «Рассказ о том, как появился город Соликамск»
Выполнила: Орлова Виктория Викторовна, Ш-35
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(наименование специальности)
Руководитель: Глухова Юлия Валерьевна, преподаватель колледжа
Допущена к защите: «21» декабря 2024г.
Защита состоялась: «24» декабря 2024 г.
Отметка «__» (_______________)
Соликамск, 2024.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе
1.1 Организация внеурочной деятельности в начальной школе………………………………………………………………….6
1.2 Организация проектной деятельности младших школьников……………………………………………………..........9
1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности…..……………………………………….11
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….12
Глава 2 «Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме «Как появился город Соликамск»
2.1 Разработка паспорта проекта……………………………………13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...………….24
Введение
Соликамск — это один из старейших городов России, который имеет богатую историю и интересное происхождение. Город был основан в XVI веке, и его возникновение связано с развитием соляной промышленности в России. Соль в те времена была очень ценным продуктом, и ее добыча играла важную роль в экономике страны.
Соликамск, как и многие другие города того времени, возник на основе природных ресурсов. Соль, которую добывали в окрестностях, привлекала людей, и вскоре на этом месте начали возникать поселения. В 1568 году царь Иван Грозный издал указ о строительстве соляных заводов, что способствовало быстрому развитию города. Соль, добываемая в Соликамске, использовалась не только для пищевых нужд, но и для консервирования продуктов, что делало ее особенно важной для населения [3].
Соликамск стал важным центром не только благодаря своим природным ресурсам, но и благодаря тому, что он стал важным торговым узлом. Город находился на пересечении торговых путей, что способствовало его развитию и процветанию. В Соликамске развивались не только соляные промыслы, но и другие отрасли, такие как лесозаготовка и металлургия [3].
Если обратиться к историческим документам, которые подтверждают важность Соликамска в торговле. Например, в летописях упоминается, что в XVII веке город стал важным пунктом для сбора и распределения соли по всей России. Это привело к тому, что в Соликамск начали приезжать купцы из разных уголков страны, что способствовало культурному обмену и развитию города [3].
Таким образом, Соликамск стал не только центром соляной промышленности, но и важным торговым городом, который способствовал развитию экономики региона. В заключение, можно сказать, что история Соликамска — это история о том, как природные ресурсы могут стать основой для процветания и развития города. Город, основанный на добыче соли, стал важным центром торговли и культуры, что подтверждает его значимость в истории России.
Актуальность исследования: Актуальность исследования заключается в необходимости повышения интереса школьников к краеведению и истории своего региона через проектную деятельность, что отвечает требованиям современных образовательных стандартов.
Цель исследования: разработка внеурочного занятия по теме: «Рассказ о том, как появился город Соликамск»
Объект исследования: организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе.
Предмет исследования: Реализация проектной деятельности на внеурочных занятиях у обучающихся на примере темы: Рассказ о как появился город Соликамск.
Задачи исследования:
1) Изучить нормативно – правовые документы по организации внеурочной деятельности с детьми начальной школы
2) Рассмотреть организацию проектной деятельности с детьми в начальной школе.
3) Разработка карты организации по внеурочной деятельности.
4) Создание хронологической карты по теме «Как появился город Соликамск»
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы
- анализ УМК
- метод обобщения теоретического материала
Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе.
Внеурочная деятельность представляет собой важный компонент образовательного процесса, который позволяет детям развивать свои интересы, навыки и способности, выходя за рамки традиционного урока. С одной стороны, она способствует формированию у младших школьников социального опыта, навыков коллективного взаимодействия и ответственности, с другой стороны, обеспечивает гармоничное развитие личности, позволяя детям проявлять индивидуальность [8].
Внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой важный аспект образовательного процесса, который выходит за рамки традиционного урока. Она включает в себя различные формы и виды активности, направленные на всестороннее развитие учащихся, формирование у них необходимых жизненных навыков и компетенций [8].
Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ФГОС) [1].
Целью внеурочной деятельности является: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственность, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [8].
Основными задачами внеурочной деятельности являются:
1. Углубление знаний по предметам;
2. Развитие творческих способностей и критического мышления;
3. Формирование социальных навыков: общения, сотрудничества, разрешения конфликтов;
4. Содействие физическому и эмоциональному развитию;
5. Поддержка интересов и увлечений учащихся.
Внеурочная деятельность в начальной школе может быть разнообразной и охватывать различные виды деятельности. Основные виды внеурочной деятельности могут включать: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность, проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество; техническое творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Эти виды внеурочной деятельности способствуют всестороннему развитию учащихся, помогают им раскрыть свои таланты, наладить социальные контакты и приобрести дополнительные навыки.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, встречи, турниры, субботники, игры, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и многое другое [8].
Использование таких форм организации образовательного процесса как прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Внеурочная деятельность в начальной школе подразделяется на несколько направлений, каждый из которых имеет свои особенности и цели:
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки, детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности [8].
Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства, плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; кружки технического творчества, домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре и т.д [8].
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика», «Информационные технологии» и др.; кружки «Путешествие в прошлое», и др.; олимпиады, дидактический театр, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др.; детские исследовательские проекты и др [8].
Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др.; встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница» и др.) и др. [8]
Внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой важный компонент образовательного процесса. Она способствует всестороннему развитию детей, формированию их интересов и увлечений. Эффективная организация внеурочной деятельности зависит от сочетания различных методов, а также вовлеченности как педагогов, так и самих учащихся. Педагогам важно создавать условия, способствующие творческому и эмоциональному развитию детей, что в конечном итоге приведет к формированию гармоничной личности.
1. Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. (Е. С. Полат) [5]
2. Проект — это самостоятельная творческая работа учащегося, выполнения от идеи до ее выполнения в жизнь с помощью консультаций учителя. (Л. Иванова)
3. Проект — это решение, исследование определённой проблемы, его практическая или теоретическая реализация [4].
Типы проектов в зависимости от доминирующего метода:
1. Исследовательские проекты - школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы [7].
2. Игровые проекты - они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач [7].
3. Информационные проекты - учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха [7].
4. Творческие проекты - здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела [7].
Классификация проектов может основываться по профилю знаний [2]:
1. Монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему
2. Межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время
3. Надпредметные – выходят за рамки предметов
Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть: соблюдение единого стиля в обозначении направлений для классификации
1. Внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе
2. Внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные
3. Региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны
4. Международные – в них реализуется диалог культур
Классификация может основываться по числу участников [2]:
1. Индивидуальные (личностные)
2. Парные
3. Групповые
4. Общеклассные
По продолжительности выполнения проекты могут быть [2]:
1. краткосрочные (1 урок, максимум 3-6)
2. среднесрочные (1-2 месяца)
3. долговременные (до года)
«Пять П» является комплексной системой, объединяющей все необходимые компоненты для успешной реализации и достижения поставленных целей. Он способствует эффективному управлению, обеспечивает качественный результат и служит основой для будущего развития[6].
Проект - это «пять П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продкт
5. Призентация
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, то он сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям жизни [5].
1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности
Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности заключаются в объединении учебного процесса с практической деятельностью, что способствует развитию ключевых компетенций учащихся. Проектная работа, как метод обучения, позволяет учащимся активно участвовать в исследовательской деятельности, формируя навыки критического мышления, работы в команде и самостоятельного принятия решений.
Во внеурочное время ученики могут работать над проектами, которые имеют реальное значение для их жизни и окружения. Это создает мотивацию к обучению, позволяет проявить творческий подход и индивидуальность. Важно, чтобы проекты были тематически разнообразными, охватывающими такие области, как экология, культура, искусство и наука [10].
Основными аспектами успешной организации проектной деятельности являются четкое определение целей и задач проекта. Деятельность направлена не только на повышение компетенции в предметной области определённых учебных дисциплин, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Выбор актуальной темы, соответствующей интересам и возрастным особенностям участников. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития [10].
Важно также создание условий для разнообразия форм работы: от групповых обсуждений до индивидуальных исследований, что способствует вовлечению всех участников. Организация проектной деятельности должна учитывать интересы и способности учащихся, побуждая их к исследованию и экспериментированию. Создание групповых проектов развивает умение работать в команде, делиться обязанностями и достигать общих целей. Таким образом, внеурочная проектная деятельность в начальных классах становится эффективным инструментом для формирования гармонично развитой личности учащегося [10].
Вывод по 1 главе.
Внеурочная работа в начальной школе занимает важное место в образовательном процессе, способствуя всестороннему развитию детей и формированию у них ключевых компетенций. Проектная деятельность является одним из эффективных методов работы в рамках внеурочной деятельности, позволяя детям не только углубить свои знания, но и развивать УУД (универсальные учебные действия) [8].
Проектная деятельность предоставляет возможность детям реализовать свои идеи, работать в команде, овладевать навыками планирования, исследования и критического мышления. На базе проектного подхода учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, что способствует повышению их мотивации к учению и углублению интереса к изучаемым предметам [7].
Таким образом, использование проектной деятельности во внеурочной работе является не только значимым инструментом для формирования знаний, умений и навыков, но и основой для развития ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и дальнейшего обучения. Внедрение проектного подхода в практику начальной школы представляет собой перспективное направление, способствующее модернизации образовательного процесса и подготовке учащихся к вызовам современного общества.
В рамках нашей темы «Как появился город Соликамск» мы разработали дорожную карту внеурочной проектной деятельности:
№ |
Компоненты паспорта |
Описание проекта |
1 |
ФИО участника |
Орлова Виктория Викторовна |
2 |
Тема проекта |
«Как появился город Соликамск» |
3 |
Актуальность проекта |
Актуальность проекта «Как появился город Соликамск» обусловлена растущим интересом к истории и культуре регионов России. Проект позволит расширить знания о возникновении и развитии одного из старейших городов Пермского края, его роли в экономике и культуре страны. Изучение истории Соликамска способствует формированию уважения к прошлому своей страны, пониманию значимости сохранения исторического наследия. |
4 |
Объект исследования |
Организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе. |
5 |
Цель проекта |
Для учителя: познакомить учащихся с историей возникновения и
развития города Соликамска, его ролью в истории и культуре России, а также
способствовать формированию у них интереса к изучению истории родного края. Это поможет учащимся понять, какие факторы способствовали образованию Соликамска. |
6 |
Тип проекта |
Исследовательский проект. |
7 |
Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание |
1. Постановка проблемы - Проведение беседы, консультирование по выбору тематики и жанра проекта. 2. Проектирование работы - Консультирование учащихся на тему того, чтобы правильно построить работу. - Сообщение четкой инструкции, плана и алгоритма проведения работы над созданием хронологической ленты. 3)Исследовательский этап - Поиск информации в различных источниках. - Консультирование учащихся в ходе поиска информации обучающимися, проверка правильности найденной информации и достоверности источников обучающимися. 4)Изготовление продукта - Поэтапное создание хронологической ленты по теме проекта. 5)Презентация продукта - Выставка и представление работ в группах. |
8 |
Исследовательский этап проекта (полное описание) |
Цель исследования: узнать информацию о там, как появился город Соликамск. Гипотеза исследования: предположения учащимися о том, что город Соликамск возник как центр солеварения и добычи соли, что было обусловлено богатыми природными ресурсами региона. Методы исследования: 1. Поисковый; 2. Анализ собранной информации; 3. Синтез собранной информации; 4. Моделирование. Оборудование для проведения исследования: - Ватман; - Раздаточный материал; - Цветные карандаши; - Фломастеры; - Клей; - Ножницы. Ход исследования: 1.Распределение детей для работы в группах. 2.Оформление хронологической ленты по теме проекта. 3.Представление проекта. |
9 |
Продукт проекта |
Хронологическая лента в виде книги по теме «Как появился город Соликамск» |
10 |
Перспектива проекта |
Такой проект позволит учащимся узнать об истории города Соликамска, его основателях и развитии. Поможет понять, как формировался и рос город, какие события и люди оказали влияние на его становление. Также проект способствует формированию у учащихся интереса к истории своего края, уважения к предкам и их труду. Развивает чувство патриотизма и любви к Родине. |
Вывод по 2 главе
Проект по внеурочной деятельности, посвященный истории возникновения города Соликамск, имеет значительную актуальность и образовательную ценность. В ходе работы над проектом учащиеся получают возможность глубже понять исторические процессы, которые привели к образованию одного из старейших городов Урала.
Соликамск, основанный в XVI веке, стал важным центром соляной промышленности, что способствовало его экономическому и культурному развитию. Изучение истории города позволяет учащимся осознать, как природные ресурсы влияли на формирование населенных пунктов и их роль в экономике страны. Важно отметить, что Соликамск не только стал центром добычи соли, но и сыграл значительную роль в развитии торговли и ремесел, что также отражает общие тенденции развития российских городов того времени [3].
В рамках проекта учащиеся смогут исследовать различные аспекты истории Соликамска: от его основания и первых упоминаний в летописях до современных реалий. Это включает в себя изучение архивных документов, карт, а также проведение экскурсий и встреч с местными историками и краеведами. Такой подход способствует формированию у детей навыков исследовательской деятельности, критического мышления и умения работать с историческими источниками [10].
Кроме того, проект может включать в себя творческие задания, такие как создание презентаций, выставок, что сделает процесс обучения более увлекательным и интересным. Учащиеся смогут не только изучать историю, но и развивать свои творческие способности, что является важным аспектом внеурочной деятельности [7].
В заключение, разработка проекта по внеурочной деятельности на тему «Как появился город Соликамск» является важным шагом в образовательном процессе. Он не только углубляет знания учащихся о местной истории, но и формирует у них уважение к культурному наследию, развивает интерес к изучению истории своей страны. Такой проект способствует воспитанию гражданской ответственности и патриотизма, что особенно актуально в современном обществе.
Заключение
В заключении курсовой работы на тему "Как появился город Соликамск" можно подвести итоги исследования и выделить ключевые моменты, касающиеся истории и формирования данного города.
Соликамск, ныне один из важных центров Пермского края, возник в XVII веке как один из первых центров соляной промышленности в России. Основное внимание в работе было уделено причинам, приведшим к его возникновению, а также осознанию его важности для экономики страны в тот период.
Выявление географических и природных ресурсов, таких как соляные источники, способствовало не только его основанию, но и дальнейшему развитию. Соседство с крупными реками, удобные торговые пути и наличие природных ресурсов способствовали притоку населения и развитию торговли.
Важно отметить, что Соликамск не только стал экономическим центром, но и играл значительную роль в культурной и социальной жизни региона. Город стал местом сосредоточения различных этнических групп и культур, что оказало влияние на его уникальную атмосферу и идентичность.
В рамках исследований также были рассмотрены изменения, происходившие в городе на протяжении времени, его превращение из небольшого поселения в современный город с развитой инфраструктурой и промышленностью.
В ходе исследования истории возникновения города Соликамск мы пришли к выводу о его значимости как культурного и исторического центра Урала. Актуальность данной темы обусловлена не только интересом к местной истории, но и необходимостью формирования у учащихся уважения к своему культурному наследию. Изучение истории Соликамска позволяет понять, как развивались города России, какие факторы влияли на их становление и развитие, а также как местные традиции и обычаи формировали уникальную идентичность региона.
Таким образом, Соликамск представляет собой не только исторически значимый населенный пункт, но и пример того, как природные ресурсы и экономические факторы могут влиять на становление и развитие. Этот город продолжает быть важным элементом российской истории и экономики, сохраняя свои культурные традиции и историческое наследие.
Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод, что Соликамск — это не просто город, а живой памятник истории, отражающий экономические и социальные изменения, происходившие в России на протяжении многих веков.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286.
2. Теоретические основы проектирования. [Электронный ресурс]. Акимова Алия Харисовна. (2018). Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/01/22/teoreticheskie-osnovy-proektirovaniya
3. Соликамск. Путеводитель. [Электронный ресурс]. Бординских Геннадий Александрович. (2012). Режим доступа: https://mamatov.ru/archive/doc/Solik2.pdf
4. Проектная деятельность. [Электронный ресурс]. Соболева Ольга Владимировна. (2012). Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razabotka-proektnaya-deyatelnost-2833620.html
5. Проект: понятие, классификация, общая характеристика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.tsu.ru/eor/resourse/296/html/10.html
6. Правило проекта «Пять П» [Электронный ресурс]. Петерсон Юлия Дмитреевна. (2023). Режим доступа: https://multiurok.ru/files/pravilo-proekta-piat-p.html
7. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс]. Леничева Юлия Анатольевна. (2021). Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/06/02/osobennosti-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy
8. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс]. Агафонова Елена Вячеславовна. (2012). Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/09/07/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v
9. Внеурочная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]. Емельченкова Оксана Александровна. (2018). Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vneurochnaia-deiatelnost-v-nachalnoi-shkole-1.html
10. Организация проектной деятельности среди учащихся во внеурочное время. [Электронный ресурс]. Сивакова Светлана Васильевна. (2016). Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/03/24/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-sredi
11. Люблю тебя, мой Соликамск [Электронный ресурс]. Фисюк Людмила Валерьевна. (2020). Режим доступа: https://книгисоликамскбумпром.рф/knigi/lyublyu-tebya,moj-solikamsk!/vstuplenie
12. Организация проектной деятельности в рамках внеурочной «Знакомство младших школьников с историей появления своей малой родины» [Электронный ресурс]. Сабот Софья. (2023). Режим доступа: https://znanio.ru/media/organizatsiya-proektnoj-deyatelnosti-v-ramkah-vneurochnoj-znakomstvo-mladshih-shkolnikov-s-istoriej-poyavleniya-svoej-maloj-rodiny-2861898
13. Соль Соликамская/Наука и жизнь. [Электронный ресурс]. (2024). Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/18845/
14. Соликамск и его достопримечательности – Ураловед. [Электронный ресурс]. Тимофеев Владислав. (2016). Режим доступа: https://uraloved.ru/solikamsk-i-ego-dostoprimechatelnosti
15. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс]. Орлова Анжелика Борисовна. (2014). Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/osobiennosti-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie
Приложение 1
Структура внеурочного занятия.
Тема: Как появился город Соликамск
Цель: Ознакомление учащихся с историей возникновения Соликамска, с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями города. Формирование первоначального представления о становлении города Соликамска. Создание ленты времени по городу Соликамск.
Возраст: 8-9 лет (3 класс)
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Проявлять уважительное отношение друг другу; умение сотрудничать со сверстниками;
- Проявлять познавательный интерес к новому материалу;
- Умение выражать свои чувства о родном крае, гордости за свою малую родину.
Метапредметные результаты:
·Регулятивные УУД:
- Проявлять познавательную инициативу, принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- Контролировать и оценивать свои действия, оценивать правильность выполнения действий;
- Корректировать свои действия в случае возникновения затруднений.
·Познавательные УУД:
- Добывают новые знания, перерабатывают полученную информацию;
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки и представление информации;
·Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимают речь других, вести диалог;
- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- Узнавать, называть и рассказывать об основных исторических событиях становления города Соликамска и достопримечательностях города.
Технологическая карта внеурочного занятия на тему: как появился город Соликамск.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учителя |
Формы |
УУД |
1.Организационный |
(Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию) Прозвенел уже звонок. А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, друзьям И садитесь по местам. - Здравствуйте, сегодня мы с вами проведем внеурочное занятие. - Присаживайтесь на свои места. |
Приветствуют учителя
Дети присаживаются на свои места |
Фронтальная |
Личностные: Формирование учебной мотивации. Коммуникативные: Приветствие учителя учениками и учеников учителем. Регулятивные: Подготовка рабочего места. |
2.Постановка учебной задачи. |
- А какова тема сегодняшнего занятия я предлагаю узнать через стихотворение. - Слушайте внимательно!
На севере края стоит Соликамск. Очень красивый и ласковый город... По аллеям парков приятно гулять, Везде ощущаешь, что город, молод!
Соликамск, Соликамск, Город наш соляной... Ты красавец у нас, И нам самый родной!
Издавна здесь соль земли добывали. Сушей везли, и по Каме сплавляли... Солью своей, конечно, известен на мир, Понятно, ведь соль на любой нужна пир!
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?
- Верно, ребята! Тема сегодняшнего занятия «Как появился город Соликамск»
- Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие.
- Верно, сегодня на занятии мы с вами вспомним историю появления города Соликамск, повторим или познакомимся с некоторыми историческими событиями и достопримечательностями, а также изготовим ленту времени по городу Соликамск. |
Дети внимательно слушают учителя
- Тема сегодняшнего занятия: «Город Соликамск», «Наш родной город», «Как появился город Соликамск»
- Вспомним, повторим историю появления города Соликамск, узнаем о исторических событиях. |
Фронтальная |
Личностные: Формирование учебной мотивации. Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем указаний. Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: Слушать и слышать учителя, ученика.
|
3.Учебное действие |
- Мы с вами поставили тему и цели, Давайте же теперь начнем наше занятие. - А кто знает в каком году был основан город Соликамск?
- Правильно, город Соликамск был основан в 1430 году. - Соликамск — древнейший русский город Урала. Река Кама и соль, добывавшаяся в этой земле, дали Соликамску жизнь и красивое название — Соль Камская. Предполагается, что основание Соли Камской было положено в 1430 году, когда предприимчивые посадские люди Калинниковы организовали выварку соли на реке Усолке.
- А знаете ли вы, кто такие Калинниковы?
- Да, успешные купцы братья Калинниковы организовали соляной промысел в Прикамье, на реке Усолка, где места славились подземными рассолами. Они поставили там пять труб. Скудность рассолов заставила их оставить место сие и переселиться около 1430 года, где они нашли больше способов для продолжения своих промыслов. - Сначала поселение солеваров называлось Усолье Камское. Когда была построена крепость, оно стало городом — Солью Камской. В летописях часто упоминалась Соль Камская: в сообщениях о жестоких вражеских набегах, о пожарах, о строительстве церквей и важных путешественниках. Постепенно при написании два слова слились, и уже в документах XIX века появился город Соликамск. - Какая дорога прошла через Соликамск в 1597 году? - Все верно! В 1597 году через Соликамск прошла Бабиновская дорога, и город на полтора столетия стал воротами в Сибирь. Через Соликамск проходил главный торговый путь из Москвы в сибирские города — Государева Сибирская дорога. Среди жителей её называли Бабиновской — по имени строителя Артемия Бабинова. - В Соликамске в 1731 году был заложен один из первых в России ботанических садов. Его создателем был Г.А. Демидов из династии известных уральских заводчиков. - Ребята, мы с вами повторили историю появления города Соликамска и некоторые исторически значимые даты. Физминутка - А теперь я вам предлагаю отдохнуть. - В первый раз я показываю вам, а сидите и запоминаете. Во-второй раз вы встаете и повторяете за мной только движения, а в третий раз повторяете за мной и слова и движения. По родному краю дружно мы шагаем. Справа от нас - зелёный луг. Слева находится лес. В таком лесу полно чудес: Белка с ветки на ветку скок, Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! - Вот мы с вами отдохнули и я вам предлагаю приступить к созданию ленты времени города Соликамска. - Данную ленту вы будите изготовлять в группах. - Давайте для начала вспомним правила работы в группах. - Отлично! Давайте мы с вами будем придерживаться этих правил. - Для начала вам нужно будет распределится по группам. - Слушайте внимательно, чтобы понять кто в какой группе. - У каждого на спинке стула приклеен квадрат определенного цвета. Всего будет 3 цвета: оранжевый, желтый и зеленый. - У кого оранжевый цвет квадрата, это будет 1 группа, у кого желтый цвет квадрата, это будет 2 группа, а у тех, у кого зеленый цвет квадрата, это 3 группа. - Сейчас посмотрите какой у вас цвет и запомните его, объединитесь в группы после того, как я объясню ход вашей работы. - Вы группах вы будите работать с клеем и ножницами. - Давайте вспомним правила работы с клеем. - Все верно.
- И давайте вспомним правила работы с ножницами.
- Все верно, давайте будем придерживаться данных правил.
- Ваша задача состоит в том, чтобы сделать ленту времени (Учитель показывает пример ленты времени), вы можете разработать свой макет ленты времени. - В вашей ленте времени должны находится памятные и важные даты, например основание города, постройка Соликамской крепости, открытие Бобиновской дороги и т.д. Можно написать много исторически значимых дат, так как наш город основан достаточно давно. - Вам нужно будет найти даты и расписать их, то есть то, что именно произошло в это время. - Так же вам нужно будет подобрать изображение к данной дате или нарисовать, или можете обратиться ко мне я вам распечатаю. - Для вас я подготовила листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей, а также чтобы вам было легче, для вас я уже предоставила информацию и изображения, которой вы можете воспользоваться и вклеить, но будьте внимательны там есть недостоверная информация, для этого я принесла вам из библиотеки книги о истории Соликамска, которыми вы можете воспользоваться, не только для того, что проверить достоверна ли информация, но и для того, чтобы вы могли дополнить ту информацию, которая у вас уже есть. А также можете воспользоваться электронными ресурсами. - Если у вас возникнут трудности, вы можете обратится ко мне за помощью, и я вам помогу. - После того, как вы выполните свои работы, вы выйдите всей группой и представите то, что у вас получилось. - Теперь вы можете распределиться по группам и приступать к выполнению задания. |
- Город Соликамск был основан в 1430 году
- Это купцы, которые являются организаторами соляного промысла.
- В 1597 году через Соликамск прошла Бабиновская дорога.
- Дети внимательно слушают учителя
- Выполняют физминутку
- Не мешать работе других пар, работать сообща, работать тихо
- Дети внимательно слушают инструкцию учителя
- Не допускать попадания клея в глаза. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
- Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия. Вырезая поворачивай не ножницы, а бумагу. Не оставляй ножницы открытыми. Используй ножницы по назначению.
- Дети приступают к выполнению работ
|
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Регулятивные: Умение действие с учетом выделенных учителем указаний. Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: Слушать и слышать учителя, ученика.
|
4.Этап контроля и самоконтроля |
- И так ребята, давайте же вы представите свои ленты времени, которые у вас получились в группах. - Давайте начнем с 1 группы, попрошу вас выйти и представить свою ленту времени. - Посмотрите какая интересная лента времени получилась, молодцы, присаживайтесь. - Теперь давайте послушаем 2 группу. 2 группа выходите. - У 2 группы получилась очень интересная лента времени, умнички, присаживайтесь. - И давайте же послушаем последнюю, 3 группу, выходите. - Ребята, посмотрите, какая красочная и интересная лента времени получилась, молодцы.
- Ребята, вы все отлично справились с данной работой, у всех 3 групп получились ленты времени. - Наше занятие подходит к концу, давайте же подведем итоги нашего занятия. - О чем мы сегодня с вами говорили?
- Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале занятия?
- Чем сегодня занимались на занятии? |
- Выходит 1 группа и представляет свою ленту времени.
- Выходит 2 группа и представляет свою ленту времени.
- Выходит 3 группа и представляет свою ленту времени.
- Сегодня мы говорили о основании города, о том, кто первый начал добывать соль, о Бабиновской дороге
- Сегодня на занятии мы достигли всех целей, которые ставили в начале занятия
- Сегодня на занятии мы в группах создавали ленту времени |
Фронтальная |
Познавательные: Контроль и оценка процесса. Регулятивные: Следовать режиму организации внеучебной деятельности.
|
5.Этап самооценки |
- Вы сегодня прекрасно поработали. - Давайте же теперь оценим свою работу на занятии. - У вас на столах лежат изображения города Соликамска в цветном и в черно белом цвете. - Если на занятии вы работали активно и у вас все получилось, то тогда вам стоит выбрать изображение Соликамска в цветном цвете. - А если сегодня на занятии вы работали неактивно, то вам стоит выбрать изображение Соликамска в черно белом цвете. - Выберете то изображение, которое подходит вам и поднимите его вверх. - Я вижу, что сегодня на занятии вы все работали активно и у вас все получилось. - Мне было очень приятно работать с вами сегодня. - До новых встреч! |
- Дети внимательно слушают учителя и выбирают то изображение, которое им подходит
- Поднимают вверх изображение, которое выбрали |
Фронтальная |
Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка процесса. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: Следовать режиму организации внеучебной деятельности.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.