Конспект открытого урока по истории России
9класс
Авторы и название программы:Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А .Левандовский, А.Я . Токарева. История России
Раздел I:Россия в первой четверти XIX века
Тема IV: Отечественная война 1812 г.( 2 часа)
Вспомним, братцы,
россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть - чем в рабстве жить.
Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!
(Солдатская песнь, июнь1812 г.)
Цель урока: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых героических страниц отечественной истории.
Задачи урока:
Образовательные:
- создать условия для рассмотрения причин и особенностей Отечественной войны 1812 года
- способствовать изучению основных событий войны
- формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г.
Развивающие:
- развивать навыки работы с историческими документами, с картой,
- умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы,
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся чувства гордости, патриотизма, веры и любви к своему народу, к Родине
Личностные результаты:
-осмысление социально–нравственного опыта предшествующих поколений;
-уважение к истории своего народа и других;
-толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-владение умениями работать с учебной информацией;
-способность представлять результаты своей деятельности в различных формах;
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе.
Предметные результаты:
-указывать даты важнейших событий Отечественной войны 1812 года;
-характеризовать участников и результаты сражений;
-читать историческую карту, с опорой на легенду;
-рассказывать об исторических событиях и их участников;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических
событий
Тип учебного занятия : Урок «открытия» нового знания.
Вид учебного занятия: Урок исследовательского типа
УМК:
-Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О. Н., Барыкина И.Е.
-Учебник. История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я.
-Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
-Рабочая тетрадь. История России. 9 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
-Историко-культурный стандарт. (проект)
Дополнительная литература:
-Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
-Хрестоматия. История России. 6–10 классы. Сост. Данилов А.А. (часть 1, часть 2)
Оборудование учебного занятия:
-ПК с проектором и интерактивной доской, программное обеспечение для просмотра ресурсов Электронных Учебных Модулей сайта http://fcior.edu.ru/
-Комплект карт. История России. 9 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
-Презентация к уроку
Опережающее задание: учащимся было предложено поработать с дополнительной литературой о вкладе Южного Урала в Отечественную войну 1812 года
Название этапа |
Ведущая деятельность |
|
учителя |
учащихся |
|
1.Организационный момент. Цель- – активизация учащихся. |
Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок. Проверка посещаемости
|
Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу |
2.Актуализация знаний (Вызов)
Цель-мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее событие в истории России. |
У меня есть для вас текст. Слайд №1 Прочитайте текст и определите, к какому времени он относится? с чем связан? «…добыча французов: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге…».
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
-Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Слайд №2
|
Читают текст и отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока
Дети предлагают цели: - узнать, какие события происходили на Смоленской дороге? -узнать, какие военачальники принимали участие в военных действиях? - узнать, какие средства ведения войны были в 1812 году?
|
3.Реализация. Получение новой информации Цель- умение работать с тестом учебника, с исторической картой помогать товарищу. |
Учитель организует работу в группах
Учитель проверяет правильность заполнения таблицы |
Класс делится на 3 группы и получает задание. На маркерной доске таблица, которую заполняют в ходе работы.(см. приложение №1) 1группа. Используя материал учебника стр. 36-37 и историческую карту стр. 40-41 ответить на вопросы слайд №3 -4 2группа. Используя материал учебника стр. 38-39 и историческую карту сражения, охарактеризуйте Бородинское сражение по плану слайд № 5-6 3группа. Используя материал учебника стр.42-44 и историческую карту стр.41, расскажите о Тарутинском маневре российской армии. Каковы были его важнейшие последствия? слайд №7- 8 Заполните свою часть таблиц
|
4.Закрепление полученной информации. Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение |
Учитель следит за правильностью выполнения заданий и корректирует ошибки.
|
Ученики осуществляют обмен информации между группами, обсуждение результатов работы с помощью модулей коллекции Федерального Центра Информационно-Образовательных ресурсов.(http://fcior.edu.ru) 1группа выполняет задания с первой и второй страницы модуля «Отечественная война 1812года».(См.приложение №2) 2группа вставляет пропущенные слова в тексте на третьей странице модуля. (См.приложение №3) 3группа выполняет задания пятой страницы модуля.(См.приложение №4) Четвертую страницу модуля заполняют вместе (См.приложение №5.)
|
5. НРЭО Цель: Развивать чувство патриотизма у учащихся Познакомить учащихся с историей Южного Урала , привить любовь к Родному краю. |
Учитель организовывает беседу- диалог с учащимися о вкладе Южного Урала в Отечественную войну 1812 года (См. приложение №7) |
Учащиеся активно принимают участие в беседе, главное конспектируют себе в тетрадь а) Роль Южного Урала в Отечественной войне 1812 года б) Сражения в которых принимали участие люди Южного Урала в) Имена героев Южного Урала г) Помощь заводов, купцов, казаков, простого люда в войне. Делают общий вывод.
|
6 . Оценивание Цель: учимся оценивать адекватно оценивать себя и других учеников. |
Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, все учащиеся получают оценку за работу в группе, по второй оценки получают учащиеся которые активно проявили себя во время урока.
|
Учащиеся оценивают друг друга, высказывают свое мнение. |
7.Инструктаж домашнего задания Цель- закрепить изученный материал. |
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; А) слабый ученик: чтение параграфа, выписать причины начала войны 1812 года Б) Средний ученик: Чтение параграфа, ответить на вопрос «Какова роль партизанского движения в Отечественной войны 1812 года». В) Сильный ученик: подготовить доклад о В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере.
|
Задают вопросы по тексту заданий |
8.Рефлексия (выдаются листки для заполнения) Цель: позволяет оценить урок и результат деятельности, активность ученика на уроке.
|
Учитель предлагает оценить урок и результат своей деятельности с помощью анкеты. Позже апробирует анкеты и выясняет интересен , понятен урок учащимся.
|
Учащиеся заполняют вопросы анкеты |
Приложение№1
Дата |
Событие |
Основные участники |
Итоги, значение |
|
|
|
|
Приложение №2
Приложение №3
Для работы 2 группы. План Бородинского сражения.
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Подчеркните один из вариантов
На уроке я работал активно/ пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/ длинным
За урок я устал/ не устал
Материал урока мне был понятен/ не понятен интересен/ скучен
За урок я себе ставлю оценку
Приложение №7
Дополнительный материал для учителя
Урал оказался далеко от театра военных действий. Информация шла долго с ямщицкой почтой. По обе стороны хребта читали манифест Александра I "Поднять оружие и отразить силу силою".
1812 г. началась война. Челябинцы вошли в героический Уфимский пехотный полк.
Атаман Нагайбакской станицы Серебряков продал свой дом и другое имущество и вооружил на свой счет 50 бедных казаков своей станицы: каждому казаку - строевую лошадь, личное оружие, обмундирование. Роздал 42 ружья, 30 сабель, 27 пик.
Южный Урал дал Родине 43 полка в 40 тысяч воинов-казаков. Оренбургские, башкирские, тептярские казачьи полки - резерв полководца Кутузова. Атаманом уральских казачьих полков был назначен атаман Оренбургского казачьего войска В.А. Углицкий.
Казачьи полки, в том числе с Урала, вступили в бои с первых дней. 1-й тептярский майора Темерова, героически сдерживая натиск противника, вел ожесточенные арьергардные бои, сжигал арсеналы, мосты, давая возможность отойти главным силам. Затем влился в партизанский отряд Дениса Давыдова.
4 башкирских полка с Урала сражались в отряде генерала - казака Матвея Платова. Уже 27 июня 1812 года отряды Платова у местечка Мир наголову разбили 3 полка польских улан. В этих боях и под Гродно башкирские воины-казаки, вооруженные пиками, саблями, пистолетами, с арканами у пояса, поражали врага в стремительных атаках, в том числе и стрелами с большой пробивной силой, часто всадника вместе с конем. Отечество узнало первых героев - рядовых конников 1-го Башкирского полка: БуранбаяЧувашбаева, Узбека Ахмурзина, есаула ИсханаАбубакирова, хорунжего ГильманаХудайбердина. В битве у Мира за отвагу и храбрость Узбек Ахмурзин получил звание урядника.
Бородино.... Пролили свою кровь здесь челябинцы и троичане, казаки из ближних к Челябинску станиц и оренбургских степей, воины-башкиры, тептяри, калмыки. Под Бородино отличились Оренбургский драгунский и Уфимский пехотный полки. Сражался в 1812 году здесь героический челябинский казак СимеонМаркевич. Шашка его в экспонатах Бородинского музея.
Среди 26 уральских конноказачьих полков были оренбургские, тептярские и башкирские, прозванные «северными амурами».
Кто не мог идти в дивизии и полки, помогал Отечеству по-другому. Собирали средства в помощь армии. В Челябе, Троицке, Верхнеуральске, по уездам и селам в чугунные кружки на церковных папертях полетели народные медяки, гривенники, полтинники. Челябинское епархиальное управление запечатлело щедрый дар простых людей - 626 рублей 24 1/2 копейки.
Купцы пожертвовали 501 рубль. Мастеровые и непременные работники давали "от четвертака до полтинника каждый". Кто гривенник, кто пятиалтынный. Даже "от рубля до 5 рублев". Огромная сумма, если учесть, что заработок опытного мастерового составлял от 50 копеек до полутора рублей...
В 1813 году заводы Южного Урала дали 18 процент всей военной продукции.
Заграничные походы 1813-1814 годов. В освобождении Европы участвовали 22 конно-казачьих полков с Южного Урала. 3-й Оренбургский казачий полк из казаков станиц близ Челябы, в авангарде союзных армий вошли в Париж. А перед тем была знаменитая Лейпцигская "Битва народов". В 1837-1842 годах на территории нашей области казачьи поселки, посты, крепости, станицы получили имена выдающихся побед российского оружия. Ныне на территории Челябинской области 14 населённых пунктов своими названиями напоминают о событиях Отечественной войны 1812 года и заграничном походе 1813-1814 гг: Лейпциг, Берлин, Краснинский, Париж, Фершампенуаз и др.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.