Отечественная война 1812 года

  • Документация
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока
Иконка файла материала Конспект урока Отечественная война 1812 г.docx

Конспект  открытого урока по истории России

9класс

 

Авторы и название программы:Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов,  А.А .Левандовский, А.Я . Токарева.   История России

Раздел I:Россия в первой четверти XIX века

Тема IV: Отечественная война 1812 г.( 2 часа)

 

Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть - чем в рабстве жить.

Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!

(Солдатская песнь, июнь1812 г.)

 

Цель урока: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых героических страниц отечественной истории.

Задачи урока:

Образовательные:

 - создать условия для рассмотрения причин и особенностей                Отечественной войны 1812 года

 - способствовать изучению основных событий войны

  - формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г.

  Развивающие:

  - развивать навыки работы с историческими документами, с картой,

  - умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы,

  Воспитательные:

  -воспитывать у учащихся чувства гордости, патриотизма, веры и любви к      своему народу, к Родине

Личностные результаты:

-осмысление социально–нравственного опыта предшествующих поколений;

-уважение к истории своего народа и других;

-толерантность.

 

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

-владение умениями работать с учебной информацией;

-способность представлять результаты своей деятельности в различных формах;

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе.

 

Предметные результаты:

-указывать даты важнейших событий Отечественной войны 1812 года;

-характеризовать участников и результаты сражений;

-читать историческую карту, с опорой на легенду;

-рассказывать об исторических событиях и их участников;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

Тип учебного занятия : Урок «открытия» нового  знания.

Вид учебного занятия: Урок исследовательского типа

УМК:

-Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О. Н., Барыкина И.Е.

-Учебник. История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я.

-Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

-Рабочая тетрадь. История России. 9 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

          -Историко-культурный стандарт. (проект)

Дополнительная литература:

-Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

-Хрестоматия. История России. 6–10 классы. Сост. Данилов А.А. (часть 1часть 2)

 

Оборудование учебного занятия:

-ПК с проектором и интерактивной доской, программное обеспечение для просмотра ресурсов Электронных Учебных Модулей сайта  http://fcior.edu.ru/

 -Комплект карт. История России. 9 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

-Презентация к уроку

Опережающее задание: учащимся было предложено поработать с дополнительной литературой о вкладе Южного Урала в Отечественную войну 1812 года

 

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1.Организационный момент.

Цель- – активизация учащихся.

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок. Проверка посещаемости

 

Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу

2.Актуализация знаний (Вызов)

 

Цель-мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее событие в истории России.

У меня есть для вас текст. Слайд №1 Прочитайте текст и определите, к какому времени он относится? с чем связан?

«…добыча французов: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге…».

 

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

 

 

-Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Слайд №2

 

 

Читают текст и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока

 

 

 

 

Дети предлагают цели:

- узнать, какие события происходили на Смоленской дороге?

-узнать, какие военачальники принимали участие в военных действиях?

- узнать, какие средства ведения войны были в 1812 году?

 

3.Реализация. Получение новой информации

Цель- умение работать с тестом учебника, с исторической картой помогать товарищу.

Учитель организует работу в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель проверяет правильность заполнения таблицы

Класс делится на 3 группы и получает задание. На маркерной доске таблица, которую заполняют в ходе работы.(см. приложение №1)

1группа. Используя материал учебника стр. 36-37 и историческую карту  стр. 40-41 ответить на вопросы слайд №3 -4

2группа. Используя материал учебника стр. 38-39  и историческую карту сражения, охарактеризуйте Бородинское сражение по плану слайд № 5-6

3группа. Используя материал учебника стр.42-44 и историческую карту  стр.41, расскажите о Тарутинском маневре российской армии. Каковы были его важнейшие последствия?

слайд №7- 8 Заполните свою часть таблиц

 

 

 

 

4.Закрепление полученной информации.

Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение

Учитель следит за правильностью выполнения заданий и корректирует ошибки.

 

 Ученики осуществляют обмен информации между группами, обсуждение результатов работы с помощью модулей коллекции Федерального Центра Информационно-Образовательных ресурсов.(http://fcior.edu.ru)

1группа выполняет задания с первой и второй страницы модуля «Отечественная война 1812года».(См.приложение №2)

2группа вставляет пропущенные слова в тексте на третьей странице модуля. (См.приложение №3)

3группа выполняет задания пятой страницы модуля.(См.приложение №4)

Четвертую страницу модуля заполняют вместе

(См.приложение №5.)

 

5. НРЭО

Цель: Развивать чувство патриотизма у учащихся

Познакомить учащихся с историей Южного Урала , привить любовь к Родному  краю.

Учитель организовывает беседу- диалог с учащимися о вкладе Южного Урала в Отечественную войну 1812 года (См. приложение №7)

 

Учащиеся активно принимают участие в беседе, главное конспектируют себе в тетрадь

а) Роль Южного Урала в Отечественной войне 1812 года

б) Сражения  в которых принимали участие люди Южного Урала

в) Имена героев Южного Урала

г) Помощь заводов, купцов, казаков, простого люда в войне.

Делают  общий вывод.

 

 

 

6 . Оценивание

Цель: учимся оценивать адекватно оценивать себя и других учеников.

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте,  все учащиеся получают оценку за работу в группе,  по второй оценки получают учащиеся которые активно проявили себя во время урока.

 

 

 

 

Учащиеся оценивают друг друга, высказывают свое мнение.

7.Инструктаж домашнего задания

Цель- закрепить изученный материал.

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; А) слабый ученик: чтение параграфа, выписать причины начала войны 1812 года

Б) Средний ученик: Чтение параграфа, ответить на вопрос «Какова роль партизанского движения в Отечественной войны 1812 года».

В) Сильный ученик: подготовить доклад о В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере.

 

 

Задают вопросы по тексту заданий

8.Рефлексия (выдаются листки для заполнения)

Цель: позволяет оценить  урок и результат деятельности, активность ученика  на уроке.

 

Учитель предлагает оценить урок и результат своей деятельности с помощью анкеты. Позже апробирует анкеты и выясняет интересен , понятен урок учащимся.

 

Учащиеся заполняют вопросы анкеты

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

 

Дата

Событие

Основные участники

Итоги, значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

image84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

image85

 

Для работы 2 группы. План Бородинского сражения.

 

 

image86

 

Приложение №4

image87

 

Приложение №5

 

image88

 

Приложение №6

 

 

Подчеркните один из вариантов

На уроке я работал        активно/ пассивно

Своей работой на уроке я   доволен/не доволен

Урок для меня показался  коротким/ длинным

За урок я      устал/ не устал

Материал урока мне был   понятен/ не понятен  интересен/ скучен

За урок я себе ставлю оценку  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №7

 

Дополнительный материал для учителя

Урал оказался далеко от театра военных действий. Информация шла долго с ямщицкой почтой. По обе стороны хребта читали манифест Александра I "Поднять оружие и отразить силу силою".

1812 г. началась война. Челябинцы вошли в героический Уфимский пехотный полк.

Атаман Нагайбакской станицы Серебряков продал свой дом и другое имущество и вооружил на свой счет 50 бедных казаков своей станицы: каждому казаку - строевую лошадь, личное оружие, обмундирование. Роздал 42 ружья, 30 сабель, 27 пик.

Южный Урал дал Родине 43 полка в 40 тысяч воинов-казаков. Оренбургские, башкирские, тептярские казачьи полки - резерв полководца Кутузова. Атаманом уральских казачьих полков был назначен атаман Оренбургского казачьего войска В.А. Углицкий.

Казачьи полки, в том числе с Урала, вступили в бои с первых дней. 1-й тептярский майора Темерова, героически сдерживая натиск противника, вел ожесточенные арьергардные бои, сжигал арсеналы, мосты, давая возможность отойти главным силам. Затем влился в партизанский отряд Дениса Давыдова.

4 башкирских полка с Урала сражались в отряде генерала - казака Матвея Платова. Уже 27 июня 1812 года отряды Платова у местечка Мир наголову разбили 3 полка польских улан. В этих боях и под Гродно башкирские воины-казаки, вооруженные пиками, саблями, пистолетами, с арканами у пояса, поражали врага в стремительных атаках, в том числе и стрелами с большой пробивной силой, часто всадника вместе с конем. Отечество узнало первых героев - рядовых конников 1-го Башкирского полка: БуранбаяЧувашбаева, Узбека Ахмурзина, есаула ИсханаАбубакирова, хорунжего ГильманаХудайбердина. В битве у Мира за отвагу и храбрость Узбек Ахмурзин получил звание урядника.

Бородино.... Пролили свою кровь здесь челябинцы и троичане, казаки из ближних к Челябинску станиц и оренбургских степей, воины-башкиры, тептяри, калмыки. Под Бородино отличились Оренбургский драгунский и Уфимский пехотный полки. Сражался в 1812 году здесь героический челябинский казак СимеонМаркевич. Шашка его в экспонатах Бородинского музея.

Среди 26 уральских конноказачьих полков были оренбургские, тептярские и башкирские, прозванные «северными амурами».

 Кто не мог идти в дивизии и полки, помогал Отечеству по-другому. Собирали средства в помощь армии. В Челябе, Троицке, Верхнеуральске, по уездам и селам в чугунные кружки на церковных папертях полетели народные медяки, гривенники, полтинники. Челябинское епархиальное управление запечатлело щедрый дар простых людей - 626 рублей 24 1/2 копейки.

Купцы пожертвовали 501 рубль. Мастеровые и непременные работники давали "от четвертака до полтинника каждый". Кто гривенник, кто пятиалтынный. Даже "от рубля до 5 рублев". Огромная сумма, если учесть, что заработок опытного мастерового составлял от 50 копеек до полутора рублей...

В 1813 году заводы Южного Урала дали 18 процент всей военной продукции.

Заграничные походы 1813-1814 годов. В освобождении Европы участвовали 22 конно-казачьих полков с Южного Урала. 3-й Оренбургский казачий полк из казаков станиц близ Челябы, в авангарде союзных армий вошли в Париж. А перед тем была знаменитая Лейпцигская "Битва народов". В 1837-1842 годах на территории нашей области казачьи поселки, посты, крепости, станицы получили имена выдающихся побед российского оружия. Ныне на территории Челябинской области 14 населённых пунктов своими названиями напоминают о событиях Отечественной войны 1812 года и заграничном походе 1813-1814 гг: Лейпциг, Берлин, Краснинский,  Париж, Фершампенуаз и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru