Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в IX –первой половине XII веках»
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв.; повторить основные термины и понятия, установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся обобщать и систематизировать материал, изученный в главе Русь в IX – первой половине XII века
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.
Форма урока: урок- игра
Методы и приемы: продуктивный, работа в парах и группах, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: смайлики – баллы, QR- коды с заданиями, конверты с заданиями для конкурса «понятия», «историческое событие», тексты конкурса «допиши словечко», «согласен – не согласен».
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.
На том уроке мы закончили раздел «Древняя Русь», сегодня мы повторим с вами изученный материал в игровой форме.
Для того чтобы урок прошел плодотворно и эффективно вы разделись на 3 команды.
Первый конкурс: «Представление команды»
Каждая команда представляет свое название, девиз, своего капитана. Конкурс оценивается по 5- балльной шкале. Максимальное кол-во баллов – 5 баллов. Баллы у нас сегодня это наши смайлики.
Время на подготовку – 2 минуты.
Второй конкурс : «История в лицах»
Я раздам вам вас QR коды, в них зашифрована информация о каком либо деятели «Древней Руси». Ваша задача назвать имя деятеля приведенного в отрывке.
За каждый правильный ответ команда получает – 1 балл.
Дополнительный балл получает та команда, которая даст ответ на вопрос. Из какого источника получена эта информация.
Время выполнения 3 минуты.
QR- код для 1 комманды
1. «..В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник, с седлом в головах.» _______________________________________
2. «..И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на колеса свои корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались.. «Не губи города, дадим тебе дань какую захочешь..» _________________________________
3. «..Взяв дань, пошел он домой… но поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь, пособираю еще». И отпустил дружину свою, а сам с малою частью вернулся, желая большего богатства. ________________________________________
QR- код для 2 команды
4. «..И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна… и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же ответила: «Я-язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам…». _____________________________________________
5. «..Пришел он с войском в Корсунь, город греческий… и сражались крепко горожане… он же вошел в город с дружиною своею и послал к царям Василию и Константину сказать: «Ваш славный город уже взял…». _____________________________________________
6. «Устремилась с сыном к городу Искоростеню… И стояла у города все лето… и сказала жителям его: «Не хочу возлагать на вас тяжкую дань, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья…» ______________________________________
QR- код для 3 команды
7. «..Заложил он город великий, у того же града Золотые ворота, заложил церковь Святой Софии…И стала при нем церковь христианская плодиться и расширяться…и поставил Илариона митрополитом, русского родом… и собрал писцов многих и переводили с греческого на славянский..». _______________________________________________
8. «..В год 862. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими родами… и пришли к славянам, и сел старший… в Новгороде…» ______________________________________________________
9. По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь.
Этому князю летописец уделял очень много внимания на страницах «Повести временных лет»;
- от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня;
- киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой межкняжеской усобицей на Руси;
- этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства;
- с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране.
____________________________
Ребята, вы большие молодцы! Но я бы хотела, чтобы вы больше узнали о княгинях и князьях того времени. В этом нам смогут помочь интернет- ресурсы. Каждой команде я предлагаю подготовить не менее 10 интересных фактов о том деятели, который вам достался. Для этого вы можете воспользоваться QR – кодами, которые находятся на ваших столах в желтых конвертах.
1 команда – интересные факты о княгине Ольги
2 команда - интересные факты о князе Владимире Красное Солнышко
3 команда - интересные факты о Ярославе Мудром
Третий конкурс: « Понятия»
Каждой команде нужно вспомнить термины и записать их в специальные поля .
1 команда – термины с буквы А - И
А |
|
|
|
|
|
письменность, созданная византийскими монахами Кириллом и Мефодием
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сбор мёда диких пчёл
В |
|
|
|
Общий совет, народное собрание
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории
Д |
|
|
|
Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов
Е |
|
|
|
|
Имя, которое получила княгиня Ольга, приняв крещение в Византии
Ж |
|
|
|
|
Биография человека, причисленного церковью к лику святых
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное занятие восточных славян
И |
|
|
|
|
Князь, сын Рюрика, который был убит древлянами в 945 году при повторной попытке собрать у них дань
2 команда термины с буквы К - Т
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заселение, освоение пустующих земель
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Письменные познавательные произведения, появившиеся на Руси в XI веке
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Титул главы русской православной церкви
Н |
|
|
|
|
Обычаи, уклады общественной жизни
О |
|
|
|
Князь, родственник Рюрика, который в 882 году собрав большое войско, двинулся из Новгорода на Киев, захватил его и стал там княжить, провозгласив «Киев матерью городов Русских»
П |
|
|
|
|
|
Многочисленный племенной союз восточных славян, обитавший по берегам Днепра
Р |
|
|
|
|
|
|
Важное изменение в жизни людей
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
Князь, который никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на Вы»
Т |
|
|
|
|
|
|
|
Начальник народного ополчения в Новгородской боярской республике
3 команда термины с буквы У - Я
У |
|
|
|
|
Так назывался точный размер дани, установленный реформой княгини Ольги
Ф |
|
|
|
|
|
Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке
Х |
|
|
|
Главная пища славян, отчего зерно называли «жито» (от слова «жить»)
Ц |
|
|
|
|
|
|
|
Столица Византии
Ч |
|
|
|
|
|
Наиболее бесправные члены общества, которых на Руси иногда называли холопами
Ш |
|
|
|
|
|
Изящные остроконечные шлемы
Щ |
|
|
Один из трёх братьев, которые, согласно «Повести временных лет», основали Киев
Э |
|
|
|
|
Тонкое, стекловидное покрытие на поверхности металла, которое часто использовалось древнерусскими мастерами ювелирного дела
Ю |
|
|
|
|
|
|
Так на Руси называли мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду
Я |
|
|
|
|
Бог Солнца у восточных славян
Физкультминутка
И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)
На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)
И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)
Да у Бога прося помощи (…и тянемся)
Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)
Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)
Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)
И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)
Четвертый конкурс: «Допиши словечко»
Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия . За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне поселились по линии рек ______________. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а ___________. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. А ещё он совершил поход на город ______________ и в знак победы повесил __________ на его ворота. Погиб Олег от укуса ____________. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.
1.славянские племена; 2.древлян; 3.Днепр-Волхов; 4..трудиться; 5.Ольга; 6..кочевники; 7..варяги; 8..дань; 9..усобицы; 10.Русь; 11Игорь; 12.Новгород; 13.Царьград; 14.Рюрик; 15щит; 16.змеи; 17.христианство; 18.язычество; 19.восточных.
5. конкурс: «Историческое событие»
Приложение 2 (КАРТИНЫ РАЗРЕЗАНЫ НА ФРАГМЕНТЫ)
( назвали картину – 1 балл, назвали автора – 1 балл, какому событию посвящена картина? – 2 балла) всего 4балла
Приглашаем по 3 человека от команды.
Предлагается следующее задание.
Сложите правильно фрагменты картины и назовите картину, автора, опишите событие.
1. Назовите картину.
2. Назовите автора картины.
3. Какому событию посвящена картина?
.
Ответ:
1. "Съезд князей"
2. Художник С.В. Иванов
3.Съезд русских князей,
собравшихся в Любече. На нём присутствовали Владимир Мономах, Олег,
Святослав, Мстислав. Они обсуждают междоусобную войну и набеги половцев.
Междоусобицы и набеги врагов ослабляли Русское государство. Они приняли
решение, что каждый будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от
отца, чтобы не было усобиц. Решили о совместной борьбе против половцев.
1. Назовите картину.
2. Назовите автора картины.
3. Какому событию посвящена картина?
Ответ:
1. "Полюдье"
2. Художник К.В. Лебедев
3. В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.
1. Назовите картину.
2. Назовите автора картины.
3. Какому событию посвящена картина?
Ответ:
1. "Крещение Руси"
2. Художник В.Васнецов
3. Картина известного художника В.М. Васнецова запечатлевает один из особенно важных моментов истории древней Руси. Она красочно изображает сцену крещения Руси в 988 году, когда великий князь Владимир провел массовое крещение русского народа.
6. конкурс « Согласен - не согласен»
Ведущий : пока работают группы оставшиеся члены команды выполняют следующее задание. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны «ДА» или не согласны «НЕТ»
Приложение 3
(За каждый правильно угаданный ответ 1 балл.) Всего 10 баллов
1.На вершине социальной лестницы Киевской Руси находился царь.
2. Князь Святослав с дружиной разбил Хазарский каганат
3. Князь Святослав успешно осуществлял оборону границ Руси от печенегов.
4. Князь Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе Анне.
5. Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб.
6. При Ярославе Мудром сложились чёткие правила управления Древнерусским государством.
7. Ярослав Мудрый положил конец набегам печенегов
8. Первый свод законов для всей Руси называется «Русская правда»
9. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.
10. Сын Ярослава Мудрого Владимир получил прозвище «Красное Солнышко».
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
нет |
да |
нет |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
нет |
Каждая команда подсчитывает количество баллов полученных в ходе игры. Победители получают медали знатоков.
Капитаны оценивают работу участников команд.
Учитель выставляет оценки.
Записывается домашнее задание - повторить записи в тетради раздела Древняя Русь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.