Ребята вы хорошо знаете, что выполняя физические упражнения или другую физическую работу, организм испытывает физическую нагрузку, но ещё не знакомы со способами её регулирования. Как думаете, где вам это может пригодиться? В зависимости от самочувствия, чтобы не переутомиться и не причинить вред своему здоровью, каждый человек должен владеть способами регулирования физической нагрузки. А как вы думаете, что это за способы? Чему же в основном будет посвящён наш урок?
Конспект урока физической культуры
в 4 классе на тему: «От чего зависит физическая нагрузка и как её регулировать»
Педагог: Кособрюхова Лариса Анатольевна
Тип урока: с образовательнопознавательной направленностью
: Создать условия для ознакомления с физической нагрузкой как мышечной работой, повышающий уровень активности
Цель: Научить регулировать величину физической нагрузки при помощи изменения скорости выполнения упражнений.
Задачи
систем организма. Создать представление о способах регулирования физической нагрузки и роли отдыха
(в форме малоподвижных игр) после выполнения физических упражнений, его значении в регулировании физических нагрузок.
Создать условия для взаимодействия учащихся в группах, совершенствовать умение играть в подвижные игры:
«Догонялки с хвостиком», «К своему обручу», «Невод», «Передай обруч», продолжать развивать быстроту, ловкость.
Оборудование и технические средства обучения: музыкальный центр, мультимедийная установка.
Наглядные пособия: магнитная доска, таблица величин физической нагрузки, таблица контроля пульса детей после
нагрузки ( по количеству групп и одна более крупного формата), секундомер, маркеры, три разноцветных обруча, атласные
ленточки ( по колву детей).
Ключевые слова: регулировать, ЧСС (пульс), физическая нагрузка, скорость, время отдыха.
Рабочие материалы для обучающихся: карточки с таблицей контроля пульса детей после нагрузки .
Автор учебника: А.П.МатвеевФормируемые
универсальные
учебные действия
Коммуникативные
:
Участвовать в
диалоге на уроке
Умение слушать и
понимать других
№
п/
п
1.
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
Деятельность учащихся
Построение. Сдача рапорта.
Приветствие (1 мин)
Беседует с детьми(1.5 мин)
Ребята, какие оздоровительные
мероприятия включены в ваш режим
дня, чем вы заняты на прогулках?
Построение в зале.
Рассказывают, как проводят
свободное время: гуляют с друзьями,
играют в футбол, « Догонялки»,
« Прятки» и т.д.
(Фронтальный метод)
Отлично, поскольку вы сами являетесь
организаторами своего досуга вам
необходимо знать, для того чтобы
получить пользу от физической нагрузки,
вы должны знать с помощью чего её
можно регулировать, что значит
регулировать?
Отвечают на вопрос: значит менять,
увеличивать или уменьшать
Организационно
мотивационный
этап
Эмоциональная,
психологическая,
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала.
Цель: Создать
условия для
возникновения
потребности в
получении новых
знаний
любознательности,
удовлетворить
потребность в
получении новой
информации,
побуждать учеников
к получению знаний
как к своей цели.2. Вхождение в урок
Целеполагание.
Актуализация
знаний
о физической
нагрузке как
мышечной работе,
повышающий
уровень активности
систем организма
Актуализация знаний(1,5 мин)
Ребята вы хорошо знаете, что выполняя
физические упражнения или другую
физическую работу, организм испытывает
физическую нагрузку, но ещё не знакомы
со способами её регулирования. Как
думаете, где вам это может пригодиться?
В зависимости от самочувствия, чтобы не
переутомиться и не причинить вред
своему здоровью, каждый человек должен
владеть способами регулирования
физической нагрузки. А как вы думаете,
что это за способы? Чему же в основном
будет посвящён наш урок?
Нам предстоит экспериментальная
деятельность, связанная не только с
умственной работой, но и физической.
Что необходимо выполнить, чтобы
постепенно включиться в физическую
деятельность?
Разминка.
Перестроение в 3 шеренги уступом.
(Фронтальный метод)
Во время самостоятельной
организации физкультминуток,
подвижных игр и соревнований,
когда вырастем в тренажёрном зале.
Познавательные:
Формирование
умений осознанного
построения речевого
высказывания в
устной форме
Высказывают свои предположения.
Формулируют цель урока:
Мы узнаем способы, с помощью
которых сможем регулировать
величину физической нагрузки.
Отвечают на вопрос: необходимо
выполнить разминку.
Регулятивные:
Определение общей
цели и путей ее
достижения.
Коммуникативные
:
Участвовать в
диалоге на уроке.
Стараются правильно выполнять всеКомплекс аэробики.
упражнения, предложенные
учителем, придерживаясь ритма,
заданного музыкой.
3.
Операционный
этап
Цель: создание
условий и
определение
методов, связанных
с развитием
исследовательской
компетентности
учащихся. Создание
положительного
отношения и
интереса к
формируемым
исследовательским
компетенциям.
4.
Класс делится на 3 группы: расчётом на
13. Учитель даёт команду:
« Построиться вокруг своих обручей».
Учитель рассказывает о предстоящей
экспериментальной деятельности:
Задача каждой группы внести в «Таблицу
измерения пульса» данные, полученные в
течение урока. Выбирает ученика с
основной группой здоровья для
измерения пульса, остальным ученикам
ставит задачу помогать с подсчётом
результатов.
Слушают учителя, выполняют
задание по перестроению.
Задают вопросы, связанные с
предстоящей деятельностью.
Каждая группа строится вокруг
обруча названного цвета.
Принимают выбор учителя.
Настраиваются на предстоящую
работу.
Коммуникативные
:
Формирование
умения
взаимодействовать в
группах (под
руководством
учителя)
умения задавать
вопросы,
Прежде чем приступить к выполнению
упражнений, давайте измерим пульс до
физической нагрузки (самоконтроль).
Измеряют (пальпаторно) частоту
сердечных сокращений (ЧСС) за 6
секунд и умножают на 10,
записывают результат в контрольную
КоммуникативныеИгра « К своим обручам».
Учитель предлагает измерить ЧСС сразу
после окончания игры
Игра « Догонялки с хвостиком»
Бег в быстром темпе.
Учитель предлагает измерить ЧСС сразу
после окончания игры
Игра « Передай обруч»
Активный отдых
таблицу
Соблюдают правила игры.
( групповой метод). Определяют
темп передвижения во время игры
( медленный)
Измеряют ЧСС после игры и
оценивают по таблице величину
нагрузки, заносят в контрольную
таблицу результат.
Соблюдают правила игры
(фронтальный метод).
Определяют темп передвижения во
время игры (быстрый)
Измеряют ЧСС после игры и
оценивают по таблице величину
нагрузки, заносят в контрольную
таблицу результат.
Соблюдают правила игры.
(групповой метод). Определяют
темп передвижения во время игры
( медленный)
:
Формирование
навыков
контролировать свое
физическое
состояние
Познавательные:
Умение
ориентироваться в
разнообразии
способов решении
задач.
установление
причинно
следственных связей,
создание способов
решения проблемы
умение сравнивать
различные действия
Коммуникативные
:
интегрироваться в
группу сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками,
учёт разных мнений
и стремление кУчитель предлагает измерить ЧСС сразу
после окончания игры
Игра « Невод»
Бег в быстром темпе.
Предлагает небольшие изменения в
проведении игры(Ловить начинает не
один человек, а вся команда) . Каждой
команде даётся 30 сек. Тот, кого поймают
уходит за пределы площадки и выполняет
10 приседаний. Затем подсчитывается
колво человек, пойманных за это время.
Учитель предлагает измерить ЧСС сразу
после окончания игры
Дыхательные упражнения в игровой
форме: «Докати шарик с помощью
дыхания» (при помощи дыхания,
докатить шарик для пингпонга до
определённого места)
Учитель предлагает проанализировать
данные « Таблицы измерения пульса».
Определить, есть ли какаянибудь
Измеряют ЧСС после игры и
оценивают по таблице величину
нагрузки, заносят в контрольную
таблицу результат. Делают вывод,
что отдых, даже активный помогает
восстановить работу сердца.
Дети самостоятельно
организовывают, проводят и
активно принимают участие в игре,
взаимодействуя со сверстниками.
Соблюдают правила игры
(фронтальный метод).
Определяют темп передвижения во
время игры (быстрый)
Измеряют ЧСС после игры и
оценивают по таблице величину
нагрузки, заносят в контрольную
таблицу результат.
Соблюдают правила игры.
координации
различных позиций в
сотрудничестве
формирование
навыков
контролировать свое
физическое
состояние
Регулятивные
умение сравнивать
Коммуникативные
:
умение организовать
и провести игру.
Регулятивные :
планирование своих
действий в
соответствии с
задачей
Коммуникативные
:
интегрироваться в
группу сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками,закономерность в данных; всегда ли пульс
одинаков; если нет, то почему?
Проводят коллективное
исследование. Анализируют
полученные данные в « Таблице
измерения пульса». Высказывают
свои предположения.
Делают вывод, что пульс выше после
упражнений с большей скоростью и
снижается после отдыха или бега в
более медленном темпе.
Делают вывод, что физическую
нагрузку можно регулировать при
помощи скорости выполнения
упражнения.
учёт разных мнений
и стремление к
координации
различных позиций в
сотрудничестве.
Регулятивные:
выявляют характер
зависимости ЧСС от
особенностей
выполнения
физических
упражнений
Познавательные:
анализ,
синтез,
установление
причинно
следственных связей
5.
Рефлексивный
этап
Цель:
Организовать
рефлексию и
условия для
самооценки
учащихся
Рефлексия (5 мин)
Назовите тему нашего урока?
Какие цели вы перед собой ставили?
Удалось ли вам их достичь?
С помощью предложенных мною жестов
покажите, получили вы от урока ту
информацию что ожидали, или нет?
Кто понял, с помощью чего можно
регулировать физическую нагрузку и
обязательно воспользуется своими
знаниями в самостоятельной
деятельности, покажите жест «Большой
(Фронтальный метод)
Проговаривают тему урока и цели,
которые ставили перед собой;
анализируют данные ЧСС в течение
урока, выявляют характер
зависимости ЧСС от особенностей
выполнения физических упражнений.
Делают вывод, что физическую
нагрузку можно регулировать с
помощью изменения скорости,
отдыха между упражнениями.
Дети демонстрируют жесты, у всех
Регулятивные:
Освоение начальных
форм познавательной
и личностной
рефлексии.
Познавательные:
Формирование
умений осознанного
построения речевого
высказывания в
устной форме
Регулятивные:«Большой палец вверх»
палец вверх»;
кто понял, но ещё не знает в каком виде
деятельности применить свои знания
покажите жест «Большой палец вниз»;
кто считает, что эти знания ему в жизни
не пригодятся, покажите жест судьи в
баскетболе «Отмена попадания или
игрового действия»
оценка правильности
выполнения действия
на уровне адекватной
ретроспективной
оценки,
Познавательные:
построение речевого
высказывания в
устной форме,
Коммуникативные
:
формулирование
собственного мнения
(позиции),
обеспечивать
социальную
компетентность и
учет позиции других
людей