Вначале необходимо отметить, что актуальность проблемы образования будущего назревала внутри самой школы уже давно, а с 2005 года уже были предприняты конкретные шаги по отработке идей и проектов, задающих действительную перспективу образованию в нашем округе. Это в первую очередь "Комплексно-целевая программа развития СЗАО и ГЭП "Северо-Западный округ - научное будущее России: Воспроизводство практико-ориентированной науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи". Опираясь на основные положения 2-х этих проектов гимназия № 1517 также определила для себя ключевые, "базовые" элементы Школы Будущего, которые частично вытекали из Программы развития гимназии, а частично были доработаны и включены в программу "Строим Школу Будущего".
От эксперимента к Школе Будущего.doc
"От эксперимента к Школе Будущего"
Доклад директора ГОУ гимназия № 1517
на выставке "Молодежная ЭСПО-2007"
Заслуженного учителя РФ
Баренбаума А.Л.
Уважаемые коллеги, добрый день!
Всегда очень ответственно выступать перед такой серьезной аудиторией, тем более на такую
серьезную тему Образование Будущего.
Сегодня на мне лежит тройная ответственность. Я Баренбаум Алексей Лазаревич, директор гимназии
- победителя в Московском конкурсе "Строим Школу Будущего", я член клуба Директоров Школы
Будущего, моя гимназия работает в рамках Городской экспериментальной площадки "Северо-
Западный округ - научное будущее России: Воспроизводство практико-ориентированной науки на
территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи", мы участвуем в окружном
эксперименте по реализации целевой программы развития образовательной системы "Молодежная
ЭСПО-2007 - путь к Школе Будущего".
Вначале необходимо отметить, что актуальность проблемы образования будущего назревала внутри
самой школы уже давно, а с 2005 года уже были предприняты конкретные шаги по отработке идей и
проектов, задающих действительную перспективу образованию в нашем округе. Это в первую
очередь "Комплексно-целевая программа развития СЗАО и ГЭП "Северо-Западный округ - научное
будущее России: Воспроизводство практико-ориентированной науки на территории СЗАО и
стратегические типы занятости молодежи". Опираясь на основные положения 2-х этих проектов
гимназия № 1517 также определила для себя ключевые, "базовые" элементы Школы Будущего,
которые частично вытекали из Программы развития гимназии, а частично были доработаны и
включены в программу "Строим Школу Будущего".
Миссия гимназии, модель выпускника Школы Будущего и гимназии совпадают.
Миссия Школы будущего - становление России как Родины свободных, способных и талантливых
людей. Мы хотим, чтобы у человека, окончившего гимназию, были способности мышления и
понимания, чтобы он мог ставить цели и имел опыт социального действия, чтобы он свободно
вступал в содержательное взаимодействие и коммуникацию, понимал других людей и мог объяснить
свои собственные идеи. Для этого Школа Будущего должна предоставить будущему поколению
возможности освоения культурных способов мышления, коммуникации и действия, овладения
исследовательской, проектной, управленческой деятельностью.
На первом месте по значимости хотелось бы поговорить об укладе и среде Школы Будущего. Здесь
очень много вопросов, которые требуют ответа: будет ли у нас открытая система образования, будут
ли у нас отношения партнерства между управленцами, учителями, учениками, родителями, займем
ли мы активную позицию к окружающему нас социуму, сможет ли наш Управляющий Совет, детские
органы самоуправления эффективно управлять Школой Будущего. Сегодня по многим этим вопросам
мы у себя в гимназии можем дать утвердительный ответ.
Школа Будущего отвечает на социальные вызовы общества. Так в рамках Городской
экспериментальной площадки - "Северо-Западный округ - научное будущее России: Воспроизводство
практико-ориентированной науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи"
учащимися были выбраны социально значимые темы, причем они максимально приближены к
социальной проблематике округа и имеют практическое значение, практическую направленность.
Эти проекты не сиюминутны, они рассчитаны на долгую перспективу, на деятельность в рамках
проекта в течении долгого времени. Проект не лежит мертвым грузом в медиатеке гимназии и
достается только для презентации. Он действует, реализуется, включается в реальную жизнь, порой
организует сетевое пространство внутри себя, включающее заинтересованные объекты,
взаимодействует с другими сетями, организациями округа.
Победа нашего 10-классника Максима Зуева в конкурсе социальных проектов "Если бы я был главой
управы" говорит о социальной зрелости наших учеников, их креативном мышлении, чувстве
ответственности за свой округ, город, желании улучшить жизнь населения, вмешиваться, влиять,
изменять окружающий мир, желание быть полезным обществу.
Проект учащихся 10-го класса Резвова Никиты и Черниковой Марии "Создание информационно-
аналитического центра по изучению проблем молодежи муниципального района Хорошево-
Мневники" является вкладом гимназистов в общественную жизнь молодежи округа, их желание
собрать и обобщить весь комплекс проблем молодежи города (на примере района Хорошево-
Мневники), а затем оказать консультационную и практическую помощь в решении такого рода проблем заслуживают поддержки, которую и оказала им Управа Хорошево-Мневники, создавая сеть
школ по работе с данной проблемой.
Проект выпускников гимназии Юнисовой Аллы и Спириной Татьяны "Молодежный рынок труда на
Северо-Западе" также был мотивирован озабоченностью гимназистов проблемой трудоустройства,
занятости молодежи в округе.
Социальный проект Сапожникова Алексея и Галагана Саши, связанный с помощью детям с
ограниченными возможностями, также явился заметным событием в проектно-исследовательской
деятельности не только учеников нашей гимназии, но и округа. Этот проект говорит о духовной
зрелости наших выпускников, сформированности у них нравственных ориентиров.
Такого рода проекты выполняются гимназистами уже давно. Данные проекты выполнялись в рамках
Городской экспериментальной площадки "Северо-Западный округ - научное будущее России:
Воспроизводство практико-ориентированной науки на территории СЗАО и стратегические типы
занятости молодежи".
Следующий базовый элемент Школы будущего - содержание образования.
Здесь очень важно построение механизма постоянного обновления содержания образования;
проектирование адекватных форм учебного процесса; передача учителю средств нового содержания
образования; реорганизация образовательного процесса, куда включаются индивидуальные планы,
модули, профили, деятельностное и коммуникативное содержание.
Здесь нужно отметить важную роль семинаров для учителей округа, проводимых в рамках ГЭП
"Северо-Западный округ - научное будущее России: Воспроизводство практико-ориентированной
науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи". В этом учебном году была
подготовлена, можно сказать, группа прорыва в образовательные технологии Школы Будущего -
проектно-исследовательские,
межпредметное обучение.
Предполагается, что подобно ядерной реакции, этот опыт будет ими распространен по всему Северо-
Западу. Мы в гимназии уже включили эту тему в план на будущий год.
социальное проектирование,
Содержание образования сегодня предъявляется в трех основных аспектах:
1. В рамках традиционного преподавания, связанного с предметным материалом и акцентом на
формирование предметного мышления, мышления, характерного для данной предметной области, и
соответствующего мировоззрения.
2. Деятельностного содержания, основывающегося на освоении таких типов деятельности, как
исследование, проектирование, управление и т.д.
3. Интеграционного содержания образования, включающего формирование ключевых компетенций и
метапредметное образование.
Не отметая совершенно первого аспекта, сегодня мы можем говорить, что второй и третий аспекты
являются базовыми элементами Школы Будущего.
В Школе Будущего должно измениться понимание основного образовательного результата и подхода
к его оценке. Вполне возможно, что через определенный период времени в составе аттестата об
общем среднем образовании наряду с оценками по предметам могут стоять отметки о
сформированности у выпускника школы универсальных умений, способностей и ключевых
компетентностей. Важным этапом перехода к компетентностному пониманию и оценке
образовательного результата может являться разработка стандарта сформированности
компетентностей на каждой ступени образования (в каждом классе).
Российская школа пока в незначительной степени ориентирована на формирование ключевых
компетенций. Безусловно, есть ряд учебных предметов, которые, как говорится, по определению
имеют компетентностное наполнение (русский и иностранный языки, информатика, технология,
ОБЖ), но смысл компетентностного образования в том, чтобы все школьные предметы заодно
решали некоторые общие задачи. Отчасти эти общие задачи уже просматриваются в Федеральном
компоненте государственного образовательного стандарта. Во вводных разделах, предваряющих
предметные стандарты для каждой ступени общего образования, формулируются общие учебные
умения, навыки и способы деятельности, которые должны формироваться у школьника в результате
освоения содержания образования на данной ступени.
Хотелось бы сказать несколько слов об образовательных технологиях Школы Будущего. Информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса Школы
Будущего, и уже не компьютер осваивается культурой как новое знание и новая ценность, а
традиционные знания и ценности осваиваются в новой компьютерной среде. Новые информационные
технологии внедряются в образовательное пространство гимназии с целью создания открытой
образовательной системы, отвечающей требованиям Школы Будущего.
Одним из приоритетных направлений деятельности гимназии как базового элемента Школы
Будущего является использование проектно-исследовательских технологий образования на
мультимедийной основе. Оно наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного
объекта обучения в деятельный субъект, который вместе с учителем, под контролем учителя и
самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом,
электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, проводить
сравнительный анализ, ориентироваться в информационном пространстве - овладевать, таким
образом, новым знанием далеко за рамками школьных программ.
Индивидуализация образования - необходимое условие существования Школы Будущего. Оно
позволяет создать условия для обучения и развития школьников с учетом их индивидуальных
возможностей, способностей и образовательных потребностей и обеспечивает реализацию
индивидуальной траектории образования каждым конкретным гимназистом.
Необходимо создать структуру организации сетевого взаимодействия Школ Будущего. В нее войдут
формы организации учебного процесса, опыт организации учебного процесса, уже накопленный в
Клубе Школы будущего, которые и передаются в Центр инструкционного дизайна. Центр
инструкционного дизайна практически это - методический, информационно-аналитический центр,
выделяет из практики школ предъявляемые образцы и типы содержания образования,
систематизирует их, а затем определяет норму работы с предъявленным определенным типом
деятельности и образцы реализации данного типа содержания образования в конкретной
методической практике. Именно создание Центра инструкционного дизайна, как методического
центра нового типа, задает новые способы работы с содержанием образования в Школе будущего.
Трудно охватить в одном выступлении все аспекты построения Школы Будущего. Я ничего не сказал
о прорывных проектах в Школе Будущего, где дети вводятся в решение реальных комплексных
проблем, требующих применения предметных знаний и поиска отсутствующих на сегодня
мыслительных средств. Работа ведется в Школе генеральных конструкторов, которая работает на
Северо-Западе, в том числе и на базе нашей гимназии. Это тема Школы Будущего представлена
сегодня здесь на выставке в полном объеме.
Школа Будущего - открытый субъект. Это означает взаимодействие всех его составляющих в
микрокосме и создание сетевого взаимодействия в макрокосме. Этот процесс уже идет в рамках
города. И поскольку ветер перемен дует с Северо-Запада, то активное включение школ округа в этот
процесс закономерно.
От эксперимента к Школе Будущего
От эксперимента к Школе Будущего
От эксперимента к Школе Будущего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.