От этимологии слова к орфографической грамотности
Оценка 4.6

От этимологии слова к орфографической грамотности

Оценка 4.6
Работа в классе
DOCX
русский язык +1
5 кл—11 кл +1
09.07.2018
От этимологии слова к орфографической  грамотности
Форма представленного автором материала- проект. проект рассчитан на учащихся среднего звена и показывает, как знание этимолгии слова способно повысить грамотность школьников. В проекте рассматривается орофграмма "Прапвописание непроизносимых согласных в корне слова". Продуктом проекта явяляется этимологический словарь для школьников, в который вошли определения самих учеников, их рисунки и объяснения предложенных слов.
проект по этимологии.DOCX
От этимологии слова к орфографической  грамотности    Автор проекта:   Владимировна,   Калинина   Светлана Аннотация на инновационный проект «От этимологии слова к орфографической  грамотности» Автор проекта: Калинина Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Безруковская основная общеобразовательная школа» Концепция   модернизации   Российского   образования   определила   развитие системы   образования.   Целью   образования   становится   овладение   учеником различных   компетентностей.   Орфографическая   грамотность   –   языковая компетентность,   способная   помочь   в   реализации   жизненных   задач.   Проект «От этимологии слова к орфографической грамотности» предлагает способ решения   поставленной   задачи   в   соответствии   с   новыми   государственными образовательными стандартами. Цели проекта: 1. Создание   этимологического   словаря   «   Этимология   для   школьников. Слова с непроизносимыми согласными»; 2. Создание   условий   для   формирования   орфографической   грамотности учащихся. Реализация   проекта   способствует   повышению   орфографической   зоркости,   нацеленного   на развитию   интеллектуально­творческого   потенциала, созидательную деятельность. Содержание Актуальность проекта  и анализ исходного состояния проблемы  Что представляет себе  человек, когда слышит словосочетание русский язык?   Прежде всего, вспоминается, наверное, школьный урок, на котором учат   правописанию.   Каждый   человек   должен   уметь   грамотно   и   правильно использовать все ресурсы родного ему языка. Не секрет, что часто по тому, грамотно   ли   человек   пишет,   судят   о   его   знании   языка,   о   его   культуре, наконец, вообще о нем самом. 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 2008-2009 2009-2010 Качественная успеваемость, в %   Быть грамотным – это чувство     уверенности   в   любой   ситуации   устного   и   письменного   общения. Человек   должен   постоянно   поддерживать   себя   не   только   в   хорошей физической,  но   и   в   хорошей   орфографической   форме,  должен   как   можно чаще тренироваться в правописании.    К сожалению, ситуация в настоящее время несколько другая. Уровень орфографической грамотности школьников в последние годы заметно снижается. На опыте мы убеждаемся, что одним из слабых   мест   подготовки   выпускников   по   родному   языку   является   низкая   К   концу   школьного   обучения орфографическая   грамотность. орфографические   умения   не   переходят   в   орфографические   навыки грамотного письма, о чём свидетельствуют  относительно  высокий  результат выполнения   орфографических   заданий  в   части   А   и   низкая   грамотность, проявленная в сочинениях: 58% выпускников допускают в небольшом тексте более четырёх орфографических ошибок. Для примера приведу данные сдачи ЕГЭ учащихся 11 класса МОУ «Безруковская средняя общеобразовательная школа». В 2008­2009 учебном году качественная успеваемость по русскому языку составила 45%,в 2009 ­ 2010–30%, (рис.1) девятиклассники, сдающие экзамен по русскому языку в традиционной форме, показали знания на «4» только   27%.   В   целом   успеваемость   по   школе   в   этом   учебном   году   по сравнению с предыдущим снизилась на 4%.    Доказано,   что   успешность   обучения   правописанию  зависит   от   того, насколько современно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой структуры.   Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность  является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошие знания правил и умение их применять:   ученик   не   видит       в   процессе   письма   орфограммы.   Главной причиной «слепоты»   школьников считают  Кто?   отсутствие  эффективных способов    формирования  Рис.1. Результаты ЕГЭ по русскому языку орфографической зоркости.    Словарно­орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку.     При   написании трудных  слов необходимо учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили   происхождение   слова. Этимологический   анализ   слов   может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, так как в такой работе   задействована   не   только   механическая   память,   но   и  логическое размышление  самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает   интерес   к   русскому   языку,   расширяет   кругозор   школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой   русского   языка. По   трактовке   Л.Л.Касаткина,   этимологический анализ устанавливает анализ слова, его первоначальную структуру, значение, прежние словообразовательные связи. Например, глагол маячить сейчас уже не   связывается   с   существительным  маяк  от   которого   этимологически образован,   а   само   существительное  маяк,   исторически   образованное   от древнерусского   глагола   «маять»,   со   значением   «махать»   при   помощи суффикса ­к­ (ср.: черпать – черпак ), в современном русском языке является непроизводным.   Приступая   к  Как   проверить   букву   «а»   в   слове?   Конкретика!!!!!     слова   необходимо:  какому?   разбору  1.  выяснить и уточнить его лексическое значение. 2.  Научить   детей   орфографическому  и   орфоэпическому   проговариванию данного слова. 3.   Приступить   к   формированию   умения   осознанно   находить   орфограмму, определять её тип. 4.     Вместе   с   учениками   произвести   этимологический   разбор   слова   или обратиться к словарю и посмотреть там справку о происхождении данного слова. Класс?  Например   Рассмотрим   слово  корова   заменить   примеры. Прочитайте   слово   по   слогам.   Сколько   в   этом   слове   слогов?  Назовите   их. Произнесите   слово   под   ударением.   Назовите   орфограммы.   Как   можно проверить безударные в первом слоге? Есть ли сочетание ­оро­? Какие слова с такими сочетаниями вы ещё знаете? Как вы их напишите? В этимологическом словаре слово корова образованно от слова кор. На древнерусском языке кор – означает рог. Т.о., корова – «рогатая». Применение   этимологического   анализа   необходимо   в   современной школе. "Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части,   подыскивать   им   родственные   формы»   (Щерба   Л.В.). Понимание является   необходимым   условием   запоминания.   Поняв,   с   помощью этимологического  анализа  как  образовалось  словарное слово,  можно легко   заучиванию. усвоить Развитие   мышления  кого?  также   имеет   свои   особенности.   По   мнению   прибегая написание, его     к   не   психолога Рубинштейна С.Л. нельзя отрывать речь и мышление друг от друга. В   своей   речи   мы   формулируем   наши   мысли.  Великий   психолог   Л.С. Выготский говорит о том, насколько поразительна память ребенка на сказки, рассказы, истории. Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Исследование происхождения слова является необходимым условием     грамотного   правописания.  Поняв,   с   помощью   этимологического анализа как образовалось     слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию. Множество этимологических справок (часто это даже целые истории, рассказы) только будут развивать воображение школьников, их творчество, вызывать интерес к учению, таким образом, этимологический анализ   слова   поддерживает   и   развивает   интерес   к   русскому   языку, благоприятно   воздействует   на   развитие   речи   учащихся,   их   мышления, воображения, памяти, внимания. Из всего вышесказанного  проблема : Каким   образом   этимологический   анализ   слова   позволяет   улучшить орфографическую грамотность  школьников;    Новизна проекта Новизна   проекта   заключается   в   создании   этимологического электронного словаря для учащихся,  сопровождающегося  иллюстративным материалом,   что   повышает   интерес   учащихся   к   данному   пособию. Электронная версия также способна привлечь внимание детей, живущих во время бурного развития информационно ­ коммуникационных технологий. В состав   словаря   войдет     только   лексика   на   правописание  непроизносимых согласных а мАяк?, что также выполняет определенные задачи, а конкретно, направлена на глубокое усвоение учащимися именно данной темы. Но то, что ученики научатся проводить этимологические исследования по данной теме, окажет им помощь в написании слов, вызывающих затруднение и в других орфограммах. В ходе выполнения проекта разрабатываются и реализуются  средства, способствующие улучшение грамотности обучающихся. Принципиально   новым   в   создании   и   реализации   данного   проекта является сам подход к решению  поставленной проблемы. Очень интересно и важно научить ребенка  провести линию от исторической формы слова до ее современной и выявить, как это слово пишется и почему.  Надо говорить о развитии общих и предметных компетенций уч­ся! !!!   Разработка   и   создание   электронного   этимологического   словаря является   новой,   уникальной   и   несет   в   себе   большой   образовательный   и развивающий потенциал.   Цель и задачи проекта Создание  словаря,  способствующей  развитию  орфографической   зоркости  и творческого потенциала обучающихся. Задачи 1. Формировать      компетенции!!!!  учащихся   в   выполнении этимологического анализа и тем самым повысить мотивацию к изучению русского языка; 2.         образовательной   технологии   в   части   словарно­орфографической работы; 3. Стимулировать   потребность   обучающихся   в   постоянном   поиске словообразовательных связей где и когда; 4. Повысить орфографическую зоркостьучащихся на 10%; 5. Создать и использовать в работе электронный этимологический словарь «   Слова   с   непроизносимыми   согласными   пишем   правильно»   для развития …………………... Это цель Краткое описание проекта по этапам Этапы проекта Подготовительный Направления действий 1. Формирование творческой  группы разработчиков проекта; 2. Определение темы проекта,  формулирование цели и задач; 3. Составление плана работы над  проектом; Практический 1. Поиск необходимой лексики  в  словарях  школьной и городской библиотек, и в сети Internet; Сроки Сентябрь  – октябрь  2010г. Ноябрь  2010г.­  апрель  2011г. 2. Обработка собранных  данных; 3. Создание  иллюстративного  материала к словарю; где дети?   4. Разработка структуры и  содержания  этимологического  словаря « Слова с непроиз  ­носимыми согласными пишем  правильно»; 5. Создание электронного варианта этимологического словаря «  Слова с непроизно­ симыми согласными пишем  правильно»; 6. Разработка методических  рекомендаций; 7. Организация работы  лингвистической студии  «Вернуться к истокам слова»  отразить в задачах Май  2011г. – май 2012г. Внедренческий 1. Внедрение   результатов   проекта в   практику   работы   учителей русского   языка   и   литературы МОУ   «Безруковская   средняя общеобразовательная школа»; 2. Введение результатов проекта в практику   работы   педагогов Новокузнецкого района;   Выступление   на   научно­ 3. практической педагогов конференции   Новокузнецкого   района   по   теме   «Развитие орфографической зоркости   учащихся этимологического анализа;   посредством 4. Публикации   в   методических изданиях   «Русский   язык   в школе»,   «Русский   язык» (Приложение   к   газете   «Первое сентября»),   обобщение     опыта на   Фестивале   педагогических идей «Открытый урок», участие в национальной образователь­   ной Интеллектуально­творческий программе» потенциал России». Аналитический 1. Анализ выполненных задач    проекта;        2.Анализ успешности внедрения           результатов проекта. Июнь  2012г. Ожидаемые результаты проекта:  Повышение орфографической зоркости;  Углубление   знаний   по   истории   языка,   конкретнее   этимологии   его лексических единиц;  Осознание   необходимости   писать   грамотно   и   приобретение   навыка выполнения этимологического анализа;  Повышение качественной успеваемости;  Развитие   языковых  компетентностей  участников   проекта; познавательных   навыков   учащихся,   умений   самостоятельно конструировать   свои   знания,   ориентироваться   в   информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;  Создание   этимологического   словаря   в  печатном   и   электронном   виде «Слова с непроизносимыми согласными пишем правильно»;  Разработка методических рекомендаций;  Создание и функционирование   лингвистической студии «Вернуться к истокам слова»;   Введение   результатов   проекта   в   практику   работы   педагогов  Новокузнецкого района. Результаты – см. задачи!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Критерии и показатели эффективности реализации проекта Учебный проект по русскому языку для школьников­исследователей – это   возможность   делать   что­то   интересное   самостоятельно   или   в   группе, максимально   используя   свои   возможности;   это   деятельность,  позволяющая проявить   себя,   попробовать   свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести пользу   и   показать   публично   достигнутый   результат;   это   деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися   в   виде   цели.     Любой   вид   проектной   деятельности   в   сфере образования   помимо   определённого   продукта   так   или   иначе   «производит» влияние на людей и их взаимоотношения. В связи с этим необходим выбор критериев   для   оценки   каждого   из   видов   результата,   а   также   организации процедуры оценивания. Критерии Показатели 1.Технологический 1.1. показатели  орфографической зоркости  учащихся  видетьорфограмму Педагогический инструментарий Экспертиза творческих  работ учащихся 1.2.  Сформированность  Диагностика  навыков этимологизирова­ ния сформированности    навыков  выполнения  этимологического  анализа  2.Мотивационный 2.1. Желание  учащихся  Интервьюирование    определять происхождение  слов школьников 2.2. Желание школьников  Беседы с учащимися изучать русский язык более  глубоко 3.Эмоционально­ ценностный 3.1.   Стремление   учащихся изучением заниматься   Беседа с учащимися   истории языка 3.2.  Положительные эмоции  учащихся  от чего  Интервьюирование  учащихся. Промежуточные результаты Абсолютная Качественная 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 входная I II    Рис. 2 В результате проведенных контрольных срезов по русскому языку было выявлено улучшение качества знаний по русскому языку.  По итогам входной   контрольной   работы   общая   успеваемость   составила   100%,   по   четверть   составила   100%.   Качественная итогам   работы   за  I  и  II  успеваемость по итогам входной контрольной работы составила 43%, по итогам   работы   за  I  четверть   составила   50%,     по   итогам   работы   за  II четверть составила 54%.(рис.2) Целевые группы проекта (или аудитория проекта) По результатам тестирования и анкетирования для реализации  проекта было выделено 2 группы в зависимости от   поставленных задач и степени владения необходимыми компетенциями: группа учащихся и группа учителей. I. Ученики.   Обычно   администрация   школы   редко   видит   в   своих учениках   тех  субъектов,  ради  которых  стоит  выстраивать  свой имидж. А ведь   наши  учащиеся являются чуть ли не главными «пиарщиками»   образовательного   учреждения.   Память   о   школе хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребят по окончании учебного заведения, малопривлекателен,   можно быть уверенными, отдать в вашу школу своих детей они вряд ли кому­ то посоветуют. К тому же именно   ученики, еще учась в школе, служат   ее   своеобразной   «визитной   карточкой»:   то,   что   они рассказывают о своих школьных буднях (особенно в Интернете), или   то,  как   они   себя   ведут   в  общественных   местах,  напрямую демонстрирует   определенные   стандарты,   принятые   в   школьном сообществе.                 6 класс – группа, работающая над созданием печатной и электронной версий этимологического словаря: Название группы Вид   деятельности   при реализации проектов Критерии деления на группы Аналитическая группа        (4 обучающихся) Составление плана работы по проекту.   Сбор   и   обработка информации, анализ полученных данных.    Результаты   анкетирования, индивидуальная заинтересованность.  Группа лингвистов   Подбор лексики для словаря, работа   в   библиотеке,   в   сети Интернет и т.д.  (4 обучающихся)   умения   Уровень   работать с   дополнительной литературой, мотивация, индивидуальная заинтересованность. Группа   художников­   Создание   иллюстративного материала   для   словарного Индивидуальная заинтересованность, 1 2 3 оформителей состава (2 обучающихся) навыки художественного мастерства 4 5 5. Группа монтажа (2 обучающихся) Группа программистов (4 обучающихся) Отбор и обработка материала, рисунков,   комплектация материала   Индивидуальная заинтересованность Создание электронной версии этимологического словаря индивидуальная заинтересованность, уровень информационно­ коммуникационными технологиями   владения Издатели  (2 обучающихся) Создание печатной продукции этимологического словаря    Индивидуальная заинтересованность. II. Это исполнители проекта, а целевая группа – дети! Учителя.  Это   специалисты   ,   которые   выполняют   организующую   и координирующую функции.  Педагог­   специалист Вид деятельности при реализации проектов 1 . Учитель русского языка 1. Помощь   в   организации   коммуникативной стороны проекта 2. Выполнение функции редактора, корректора 2 . 3 . Учитель информатики Учитель изобразительног о искусства 1. Создание   программного   обеспечения   для словаря 1. Помощь   в   создании   и   отборе иллюстративного материала для словаря Формы представления результатов проекта  Этимологический   словарь  «  Слова   с   непроизносимыми   согласными пишем правильно»;  Электронный   этимологический   словарь  «  Слова   с   непроизносимыми согласными пишем правильно»;  Выступление учителя  Русского языка и литературы  Калининой С.В. по теме   проекта   на   методических   объединениях   педагогических работников;  Представление   УМК     по   этимологии  на   научно­практической конференции педагогов  Новокузнецкого района;  Публикации в методических изданиях «Русский язык в школе»,  « Рус ­ский язык» ( Приложение к газете «Первое сентября»);  Участие   в   Фестивале   педагогических   идей   «Первое   сентября»   ­   в   национальной   образовательной   программе» Открытый   урок).   Интеллектуально­творческий потенциал России». ГДЕ ДЕТИ?  1. Репкин, В.В. Школьный учебный словарь русского языка [Текст]: В.В. Список литературы Репкин.­ 2­е изд., перераб. – М.: АСТ: Астрель, 2009.­ 671с. 2. СМ. ФИО   в актуальности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности

От этимологии слова к орфографической грамотности

От этимологии слова к орфографической  грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018