От проблемы к самостоятельному мышлению
Оценка 5

От проблемы к самостоятельному мышлению

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.07.2018
От проблемы к самостоятельному мышлению
Что способствует развитию мышления школьника? Именно на этот вопрос отвечает в своей статье автор. Невозможно просто так развить мышление ребенка, нужны определенные рычаги, которые могут способствовать этому. Одним из таких рычагов является постановка проблемы. Автор говорит о том, что если мы ставим перед ребенком проблему, то он начинает искать ответ на нее. Именно этот момент включаются все мыслительные способности школ ника, а значит, и будет развиваться его мышление.
Калинина. С.В. От проблемы к самостоятельности мышления.docx
От проблемы к самостоятельному мышлению     В   новых   условиях   образовательной   деятельности   большое   значение придается инновационным методам обучения, одним из которых является метод проблемного обучения. Проблемное обучение ­ организованный преподавателем способ   активного   взаимодействия   субъекта   с   проблемой,   представленным содержанием   обучения,   в   ходе   которого   он   приобщается   к   объективным противоречиям   научного   знания   и  способам   их  разрешения,  учится  мыслить, творчески   усваивать   знания.   Путем   создания   проблемной   ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие. Большинство   ученых   признают,   что   развитие   творческих   способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения, которую   можно   считать   наиболее   эффективной   современной   технологией, дающей   более   качественное   усвоение   знаний,  мощное   развитие   интеллекта   и творческих способностей обучающихся. Цель проблемного метода обучения состоит в организации мыслительного процесса ученика как системы умственных действий, которая в конечном итоге должна поднять интеллектуальную деятельность ученика на качественно новый уровень, основанный на критическом самостоятельном творческом мышлении. Главное   отличие   проблемного   обучения   от   традиционного (иллюстративно­объяснительного)   состоит   в   принципе   проблемности, основанном на осознании учеником противоречия, которое имеется в объекте познания. Ученик целенаправленно ставится в условия, которые побуждают его решать учебную проблему, анализировать фактический материал, оперировать им так, чтобы самому получить новую информацию, расширить, углубить свои знания или освоить новые способы применения прежних знаний. Сущность   активизации   мышления   путем   проблемного   обучения заключается   в   целенаправленной   деятельности   учителя   по   систематическому созданию проблемных ситуаций, а процесс обучения протекает в виде снятия (разрешения) создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение, которое возникает у человека из­за   недостаточности   имеющихся   знаний   для   решения   возникшей   или предложенной   задачи,   для   объяснения   некоторого   явления   или   факта.   Это особое   субъективное   психическое   состояние   ученика,   активизирующее   его познавательную деятельность.   Проблемное   обучение   предполагает:   во­первых,   усвоение   материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях; во­вторых, усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний; в­третьих, развитие его творческих способностей. Ученик становится активным   участником   собственного   обучения.   А   активность   ученика, проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию   немедленного   поиска   ответа   на   вопрос,   когда   они   видят   связь учебного   материала   с   жизнью   ­   все   это   является   обязательными   условиями успешного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как  оно направлено на творческое усвоение знаний     в   области   литературоведения   и   лингвистики,     на   формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий.     Наиболее   сложным   этапом   работы   является   постановка   учебной проблемы,   и   в   частности   ­   создание   проблемной   ситуации.   “Мышление начинается с проблемной ситуации”, ­ считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог,   философ   20   века.   Поэтому,   применяя   технологию   проблемного обучения,   больше   внимания   нужно   уделять   именно   созданию   проблемной ситуации.   Хотя проблемные ситуации можно создавать при изучении любой темы, на любом этапе урока. Например,   изучая   тему   «Разносклоняемые   существительные»,   проведя изменения таких слов по падежам можно предложить детям, определить, почему же существительные «вымя», «темя» и т.д. можно назвать разносклоняемыми существительными. Или, изучая чередующиеся корни раст­ рос, лаг­лож, можно предложить   учащимся   решить   проблему,   отчего   же   зависит   правописание гласных в таких корнях. Разумеется,   элементы   проблемного   обучения   используются   нами практически   на   каждом   уроке.   Вспомним   методические   приемы,   с   помощью которых мы побуждаем учеников сравнивать явления, сопоставлять факты и события,  актуализировать,  закреплять   и  обобщать  полученные   знания.  А   как важно научить старшеклассников цивилизованно вести дискуссии, высказывать собственные   суждения   и  аргументировать   их   (что   жизненно   необходимо   при выполнении части С ЕГЭ по русскому языку и литературе)! Главными целями проблемного обучения являются: ­ развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; ­ усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении; ­   воспитание   активной   творческой   личности   учащегося,   умеющего   видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; ­ развитие профессионального проблемного мышления. Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать: ­ активизация развивающего потенциала обучения; ­ самостоятельная поисковая деятельность; ­ высокий познавательный уровень; ­ личностная включенноть всех участников в процесс обучения; ­ практическая направленность процесса обучения. Технология   проблемного   обучения   требует   такой   организации   учебных занятий,   которая   предполагает   создание   проблемных   ситуаций   под руководством   учителя   и   активную   самостоятельную   деятельность   по   их разрешению. Проблемной ситуацией называется состояние интеллек­туального затруднения   (явно   или   смутно   осознаваемое),   когда   учащийся   не   знает,   как объяснить   явление   или   факт,   и   не   может   получить   решение   известными способами.   Проблемная   ситуация   вызывает   у   учащихся   определенную потребность   в   получении   знаний,  создавая   условия   для   целенаправленного   и мотивированного их усвоения. И.   Я.   Лернер   выделил   6   типов   ситуаций,   которые   помогают сконструировать 6 типов проблемных задач: 1)   ситуация   неожиданности,   которая   создается   при   ознакомлении школьников   с   фактами   и   идеями,   вызывающими   удивление,   кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью; 2) ситуация конфликта, возникающая в случае, когда новые факты и выводы   вступают   в   противоречие   с   устоявшимися   в   науке   теориями   и представлениями; 3) ситуация   несоответствия,   которая   порождается   противоречием между жизненным опытом обучающихся и научными данными, предъявленными в условии задачи; 4) ситуация   неопределенности,   возникающая   в   случае,   когда проблемное   задание   содержит   недостаточное   количество   данных   для   его   Это   побуждает   ученика   проявить   смекалку, решения. сообразительность;   интуицию, 5) ситуация   выбора,   которая   предполагает,   что   школьники   должны сделать выбор из нескольких представленных вариантов ответа и обосновать его; 6) ситуация   предположения,   основанная   на   возможности   выдвинуть собственную версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий. Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках русского   языка   и   литературы   и   во   внеурочной   деятельности   усиливает мотивацию   учебной   деятельности   учеников,   активизирует   их   познавательную активность,   способствует   реализации   интеллектуального   потенциала   и личностной   направленности   учебного   процесса.   Хочется   отметить,   что   эту технологию, несмотря на высокую эффективность, как и любую другую, нельзя универсализировать и считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий. Учителю   следует   помнить,   что   нельзя   в   любом   простейшем   вопросе   видеть проблему. Также нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые   непосильны   для   их   выполнения,   так   как   они   требуют   специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать   ученикам   для   решения   посильные   задачи,   которые   вели   бы   их   к собственным «открытиям». 1. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы Список литературы  [Текст] / В. Т. Кудрявцев. – М. : Знание, 1991. – 80 с. 2. Лернер, И. Л. Проблемное обучение [Текст] / И. Л. Лернер. –М. : Знание,  1974. – 267 с. 3. Перова,   Т.   Ю.   Проблемное   обучение   русскому   языку   и   литературе   в жанрах   педагогической   речи   :   учебно­методическое   пособие   для учителей­словесников/ Т. Ю. Перова. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2009. – 85с.

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению

От проблемы к самостоятельному мышлению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018