ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации +1
8 кл—11 кл
06.04.2018
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми.
Летний профильный лагерь для высокомотивированных учащихся – это специально организованное воспитательное пространство, и главное для педагога – вовлечение ребёнка в творческий процесс.
Результатом работы такого лагеря могут быть: новые знания по изучаемому предмету, возросшая мотивация к изучению предмета, появление новых друзей, приобретение опыта разумной организации своего свободного времени.
Прежде, чем приступить к созданию проекта, необходимо определить для себя, в чем состоит разница между понятием «проект» и понятием «программа».
Программа – это описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определённых результатов в будущем.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ.docx
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ
ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной
политики в области образования является работа с одаренными детьми.
Летний профильный лагерь для высокомотивированных учащихся – это
специально организованное воспитательное пространство, и главное для
педагога – вовлечение ребёнка в творческий процесс.
Результатом работы такого лагеря могут быть: новые знания по
изучаемому предмету, возросшая мотивация к изучению предмета, появление
новых друзей, приобретение опыта разумной организации своего свободного
времени.
Прежде, чем приступить к созданию проекта, необходимо определить для
себя, в чем состоит разница между понятием «проект» и понятием «программа».
Программа – это описание модели будущей деятельности по одному или
нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определённых
результатов в будущем.
Проект – представляет собой описание конкретной ситуации, которая
должна быть улучшена, наиболее приземлённая, конкретная и выполнимая
форма.
Итак, важнейшее отличие между указанными понятиями – это их масштаб.
Программа – это несколько проектов, объединённых между собой одной целью.
Она измеряется не количественно, а качественно и предполагает изменение
состояния. Т.е., программа – понятие более широкое, включающее в себя
совокупность проектов.
Проект – взаимосвязанный набор мероприятий и процессов, основная цель
которого – реализация одной масштабной задачи программы.
Сроки реализации программы – широкие, проекта – конкретные,
измеримые.
Более подробно расскажу о понятии «проект».
Итак, основные требования к проекту:
ОГРАНИЧЕННОСТЬ (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)
означает, что проект содержит:
этапы и конкретные сроки их реализации;
чёткие и измеряемые задачи;
конкретные и измеряемые результаты;
планы и графики выполнения работ;
конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации
проекта.
ЦЕЛОСТНОСТЬ – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его
часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату; ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ – логика построения частей,
которые соотносятся и обоснуют друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают
из поставленной проблемы;
ОБЪЕКТИВНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ – доказательность того, что
идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а
являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки
возможностей воздействия на неё;
КОМПЕТЕНТНОСТЬ АВТОРОВ И ПЕРСОНАЛА – выражение
осведомлённости авторов в проблематике, средствах и возможностях решения
вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами
реализации проекта;
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ – определение перспектив развития проекта в
дальнейшем, возможность его реализации в других условиях, как и в чём он
может быть продолжен.
Основные разделы проекта:
1.
название проекта
Информационная карта:
(должно быть броским, кратким, выражающим
основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия);
исполнитель (название, адрес, телефон, реквизиты);
авторсоставитель (ФИО., должность, место работы, адрес, телефон,
электронная почта);
цель проекта – это осознанное представление результатов деятельности
по проекту. Основные требования к формулировке цели:
достижимость в рамках этого проекта;
предусмотрение итогового результата проекта;
соответствие
компетентности,
материальнотехническим,
организационным условиям реализации проекта;
задачи проекта– это конкретные части цели, которые предстоит
реализовать, действия, которые необходимо предпринять, чтобы достичь цели
проекта. При формулировке задач лучше избегать глаголов несовершенного
вида (содействовать, поддерживать, усиливать; а применять слова: подготовить,
уменьшить, увеличить, организовать, подготовить).
адресат, количество – возраст учащихся, их количественный состав;
этапы реализации проекта:
подготовительный;
организационный;
основной;
итоговый;
аналитикорефлексивный.
2.
Актуальность проекта
(введение) – есть ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ. В этом разделе раскрывается необходимость выполнения проекта, описаны обстоятельства, побудившие написать проект; проблема выглядит
значимой для территории, в целом для общества; исполнитель является
достаточно компетентным для реализации проекта; масштабы проекта разумны,
он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу; проект
поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на
экспертов; проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит
проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя; нет голословных
утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов; написан кратко
и интересно; Чётко определён способ решения проблемы.
3.
Управление и кадры. Необходимо кратко описать схему или
механизм управления проектом и квалификацию основного персонала,
обеспечивающего его реализацию.
4.
Содержание и механизм реализации проекта. Основной
компонент проектирования – выбор содержания, форм и методов деятельности
по реализации проекта. Предполагает достаточно подробное описание в каких
направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как
будет сделано для получения желаемых результатов. На каких этапах что и как
реализуется.
Планирование – является самой важной частью механизма реализации
проекта. План должен быть последователен и убедителен, в нём ясен состав
ответственных, исполнителей, средств.
Оценка результативности проекта
Выделяют следующие виды планов:
план общий;
план отряда;
план работы отряда на день;
планы работы педагогических и иных работников.
5.
Психологопедагогическое сопровождение
Мероприятия проводимые соцальнопедагогической и психологической
службой лагеря (тренинги, акции).
6.
Оцениваются следующие показатели:
анкеты детей, педагогов;
отзывы участников лагерной смены;
открытые мероприятия;
творческие работы учащихся;
фото и видеоотчёты;
отчёты работников оздоровительного лагеря;
журналы воспитателей (табеля посещаемости).
Показатели социального развития личности
Динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал и
т.п., качество продуктов социальнотворческой деятельности (поделок,
рисунков, походов, акций) и др. Показатели социальной адаптации личности
Снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня активности.
Показатели общественного мнения
Популярность проекта, отклик в средствах массовой информации и др.
7. Жизнеспособность проекта.
Задача этого раздела –
спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в
дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов
деятельности.
Заключение
Литература
8.
9.
Летом 2014 года на базе нашего учреждения функционировал
межрайонный профильный лагерь для одарённых учащихся «Лидер» химико
биологического направления.
Цель программы лагеря «Лидер» заключалась в формировании
устойчивого интереса к изучению химии и биологии, самореализации личности
учащегося.
Задачи:
оздоровить и организовать досуг учащихся в период каникул;
углубить и расширить знания в области химии и биологии;
подготовить к предметным олимпиадам по химии и биологии;
сформировать устойчивую положительную мотивации к изучению химии и
биологии;
приобщить учащихся к творческой и исследовательской деятельности по
предмету;
сформировать стремление учащихся к самопознанию, саморазвитию и
самовоспитанию.
Участники программы: учащиеся 6, 7, 8 и 10 класса, отличившееся в
учебной и исследовательской деятельности по химии и биологии.
Содержание и механизм программы заключались в следующем. В первой
половине дня учащиеся посещали секции по химии и биологии, в рамках
которых проводились:
решение олимпиадных задач;
тематические внеклассные мероприятия по предмету;
экскурсии в зоологический музей и лаборатории УО ГГУ им. Ф. Скорины;
городское координирование на местности;
исследовательская деятельность по предмету;
работа на пришкольном участке, сбор гербарного материала;
работа с электрическим микроскопом и другие.
Во второй половине дня участники смены были заняты интересными,
увлекательными воспитательными и спортивными мероприятиями, включая
экскурсии, встречи с интересными людьми. Система стимулирования заключалась в следующем: в конце каждого дня
педагоги определяли лидера по трем направлениям – лучший в учебе, самый
активный участник воспитательных мероприятий и лучший дежурный лагеря.
Для этого на экране достижений напротив фамилии ребёнка прикреплялся
смайлик определённого цвета. В конце каждой недели на торжественной
линейке лидеры недели награждались памятными дипломами. В конце лагерной
смены были определены абсолютные лидеры по трём направлениям.
В рамках данной программы был реализован проект «Яисследователь».
Работая в летнем профильном лагере, учителя имеют возможность
интенсивно заниматься внеклассной работой по предмету, которая помогает
лучше решать задачи учебного процесса:
усиливает мотивацию к изучению предмета;
стимулирует их интеллектуальную активность;
расширяет общий кругозор школьников;
повышает их культурный уровень;
оказывает положительное психологическое воздействие на
взаимоотношения учителя и учащихся;
создаёт атмосферу сотрудничества и творчества;
способствует достижению общих целей.
Спасибо за внимание!
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.