Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе
Оценка 5

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
18.11.2018
Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе
«Новые направления гражданско-патриотического воспитания.docx
Министерство образования Республики Башкортостан Управление образования муниципального района Туймазинский район    Республики Башкортостан Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение Средняя  общеобразовательная  школа села  Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан VI Республиканская научно – практическая  конференция «Старт в науку – 2014» г. Стрелитамак   Номинация:    Гражданско­патриотическое воспитание современной молодежи  «Новые направления гражданско­патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе»                                                                                                          Выполнила:  учитель  истории и       обществознания,   руководитель  детского  объединения  «Эврика»,  Каптелинина Ольга Павловна Содержание Село Нижнетроицкий  ­ 2014 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Тезисы  «Новые направления гражданско­ патриотического воспитания в Нижнетроицкой  школе» Введение   Нормативная  база Актуальность  проблемы  гражданско­ патриотического воспитания Направления гражданско­патриотического  воспитания  школьников Принципы  формирования  гражданско –  патриотических  компетенций Результаты  Заключение  Список  используемой  литературы Страницы 3 4 5 6 8 8 9 10 Тезисы    Каптелинина  Ольга  Павловна, учитель истории  и  обществознания,  после окончания Горьковского   государственного педагогического института работаю в МБОУ  СОШ  села  Нижнетроицкий     «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать     им во всех отношениях». (Н.М. Карамзин)   Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Гражданско­патриотическое, правовое воспитание детей в школе –  систематическая и   целенаправленная   деятельность   педагогов   школы   по   формированию   у   детей патриотического   сознания,   чувства   верности   своему   отечеству,   готовности   к   выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России.            Целью работы   является изучение и создание   условий для  формирования личности  гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,  установками, мотивами деятельности и поведения   посредством организации проектной  деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время,             В своей работе мы предлагаем  следующие методы: Теоретический (изучение  материалов  по патриотическому  воспитанию) и практический  (описание, методы конкретных социологических исследований ,организация  работы).  Краткий обзор литературы: В своей работе мы использовали ресурсы интернета,    нормативные  документы по гражданско­патриотическому  воспитанию)      Гипотеза  .  Считаю,   что   в   настоящее   время   гражданское   ­   патриотическое образование становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Задачи гражданского   образования   выдвигаются   самой   жизнью   и   признаются   актуальными   и государством, и обществом. Объект и предмет:  Объект  данной     работы     –  организационно­педагогические   условия патриотического  и гражданского воспитания.  Предмет  –   педагогическая   деятельность,  внеклассная   и   внешкольная воспитательная   работа,  направленная   на   формирование   гражданско­патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся. Введение   «Жизнь   общества   сегодня   ставит   серьезнейшие   задачи   в   области   воспитания   и обучения   нового   поколения.   Государству   нужны   здоровые,   мужественные,   смелые, инициативные,   дисциплинированные,   грамотные   люди,   которые   были   бы   готовы   учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной   из   главных   задач   является   воспитание   подрастающего   поколения.   Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия   этого   компонента   нельзя   говорить   о   воспитании   по­настоящему   гармоничной личности.» [http://sch­mousosh 13.narod.ru/index/0­44] Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием  для возникновения чувства любви к более широкому понятию ­ к стране, в которой  ты живешь. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к  родной культуре, к родному городу, к родной речи ­ задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого ­ с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».   Понимание   патриотизма   имеет   глубокую теоретическую   традицию,   уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.   В   более   разработанном   виде   любовь   к   отечеству,   как   высшая   ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. «Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия,  так нет человека без любви к  Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека   и   могущественную   опору   для   борьбы   с   его   дурными   природными,   личными, семейными и родовыми наклонностями»   Вопросы     гражданственности   и   патриотизма     рассматривались     в   работах     таких педагогов , как  А.Я.Азаров, Л.Н.Боголюбов, Н.М.Воскресенская, Е.Е.Вяземский, О.С.Газман, А.В.Мудрик В «Концепции  духовно­нравственного  развития  и воспитания  личности  гражданина России»   говорится:   «Образованию     отводится     ключевая   роль   в   духовно   –   нравственной консолидации  российского  общества. Новая     российская     общеобразовательная   школа     должна     стать     важнейшим фактором,  обеспечивающим  социокультурную  модернизацию  российского  общества. Именно   в школе   должна   быть   сосредоточена   не только интеллектуальная, но и гражданская,     духовная     и   культурная   жизнь   обучающегося».     [Концепция     духовно­ нравственного  развития  и воспитания  личности  гражданина России, М., Просвещение,2010, стр. 5] Сегодня,   когда   на   фоне   глубоких   кризисных   явлений   в   стране   стало   все   более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости   возрождения   патриотического   воспитания   заговорили   на   государственном уровне.  Нормативная  база Реализация педагогического проекта  невозможна  без  изучения  нормативной  базы.    программы   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации     на   2001­2005   голы»   и   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации   на   2006­2010   годы»,   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2011­2015 годы» Государственные    Федеральный  государственный  образовательный  стандарт   Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;  Федеральный   закон   от   13   марта   1995   г.   №32­Ф3   “О   днях   воинской   славы (победных   днях)   России”   (с   изменениями   от   22   августа   2004   г.);   письмо   Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13­51­28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;  Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30­51­131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением   официальных   государственных   символов   Российской   Федерации   и   их популяризации”;  Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13­51­08/13 “О гражданском   образовании   учащихся   общеобразовательных   учреждений   Российской Федерации” и др.  Письмо   Министерства   образования   РФ   от   10.05.01г.   №   22­06­626   “Об официальных   ритуалах   в   общеобразовательных   учреждениях,   связанных   с   применением государственных символов РФ”.  Письмо   Министерства   образования   РФ   от   02.04.02г.   №   13­51­28/13   “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”.  Письмо   Министерства   образования   РФ   от   31.01.01г.   №   90/30­16   “   О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей”.    Закон  РФ  «Об  образовании» ст.14, п. 1,2,4, ст. 51, п.1,2 (охрана здоровья) Устав  школы Актуальность  проблемы  гражданско­патриотического воспитания  В  настоящее время  возникает противоречие между необходимостью и потребностью общества   иметь   активных   и   образованных   граждан,   способных   в   реальной   практике реализовывать   свои   гражданские   права   и   обязанности,   и   отсутствием   специально формируемой у учащихся гражданской компетенции, обеспечивающей им знания, навыки и готовность принять участие в общественной жизни государства. «Важнейшей     целью     современного     отечественного     образования     и   одной     из приоритетных     задач     общества   и   государства     являются     воспитание,     социально   – педагогическая поддержка   становления и развития   высоконравственного, ответственного, творческого,   инициативного,   компетентного     гражданина   России»   [Концепция     духовно­ нравственного  развития  и воспитания  личности  гражданина России, М., Просвещение,2010, стр.12] В сфере общественных   отношений   духовно­нравственное   развитие   и воспитание обучающихся  должно обеспечить:  Понимание и поддержание   таких нравственных   устоев   семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение   к родителям, забота   о младших и старших,   ответственность за другого  человека;» [Концепция  духовно­нравственного  развития  и воспитания  личности гражданина России, М., Просвещение,2010,, стр 13] На заседании  Государственного Совета  Российской  Федерации было отмечено, что «Образование  призвано всем  своим  устройством и содержанием  обеспечить  формирование гражданских ценностей и убеждений  вступающего в жизнь  поколения, в связи с чем должно: формировать   в   человеке     чувство   чести   и   собственного   достоинства   ,   социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность» [Справочник классного руководителя, М., Просвещение,2011, стр. 3] Школа   действительно     является     основным   институтом,     способным   обеспечить решение задачи формирования  гражданских ценностей  и убеждений  вступающего в жизнь поколения.    Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. При   этом   гражданский   долг   выступает   как   постоянная   внутренняя   потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм­это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.   Актуальность  проекта   вижу   в   его   практической   направленности   на   развитие личностных   качеств   учащихся   –   гражданско   ­   патриотической     компетенции,   воспитание активной жизненной и гражданской позиции.   Новизна   проекта  заключается   в   создании   системы   гражданско­патриотического воспитания в школе, способствующей повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.  Цели  и  задачи                Целью работы   является изучение и создание   условий для  формирования личности   гражданина   и   патриота   России   с   присущими   ему   ценностями,   взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения   посредством организации проектной   деятельности   учащихся   на   уроке   и   во   внеурочное   время,   а   именно   через активизацию:   формирования понимания Родины на различных этапах развития России;  формирования   ценностных   ориентиров,   составляющих   основу   патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;    формирование специальных и исследовательских умений и навыков;  использование   полученных   знаний,   умений   и   навыков   при   участии   в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;  воспитание  чувства ответственности за результаты своего труда; В   современной   жизни   во   многом   теряются   многовековые   основы   российского патриотизма,   традиционные   ценности   русской   жизни   заменяются   порой   западными  идеями   и образцами   поведения   и   общения.   В   этой   связи   наиболее   актуальной   для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как   личности   цельной,   самобытной,   свободной,   гуманной,   ориентированной   на   сохранение этнонациональной истории и культуры. Народный   поэт   Башкортостана   Мустай   Карим   первой   заповедью   человека обозначил чувство родины, свое отношение к патриотизму он выразил убежденностью в  том, что «даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно оставалась бы пустой, если нет в ней чувства Родины» [Валеев И.И. Нравственные  уроки  Мустая Карима – Уфа. Китап. 208.с.10]. Направления гражданско­патриотического воспитания  школьников Мы   привыкли   к   тому,   что,   говоря   о   гражданско­патриотическом   воспитании,     в первую очередь,  мы говорим о военных победах  нашего народа. Но что такое патриотизм?   По словарю Ожегова: Патриотизм – преданность   и любовь   к своему Отечеству, к своему народу. В   энциклопедическом   словаре:  Патриотизм   ­   любовь   к   Родине;    привязанность к месту своего   рождения, месту жительства.  Работая по Стандартам второго поколения, опираясь на нормативные документы, в своей   школе   мы   искали   новые     формы   работы     по   гражданско   –   патриотическому воспитанию. В данной статье я хочу представить некоторые из них.  В школе ежегодно проводится смотр песни и строя, посвященный Дню Защитника Отечества. Проведение Дней воинской славы, Вахт   Памяти, Уроков Мужества, встреч с ветеранами   войн   и   военных   конфликтов,   занятий   «Урок   Гражданина»,   классных   часов, библиотечных   уроков,   видеоуроков    патриотической   направленности,   нравственного содержания, уроков по символике России,   внеклассных мероприятий по правовым знаниям в форме круглого стола и диспутов,, выставок патриотической тематики в школьном   музее, библиотеке стали традициями школы.   Я  считаю,   работа   по   патриотическому   воспитанию   школьников   должна   вестись   не эпизодически, а ежедневно. Учитель, в первую очередь, на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники.. Учителю не должно быть   безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в              будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах  любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.  В   2012 году в школе  был  создан  Совет  ветеранов  работников  школы,  принят Устав,  и одним из направлений работы в 2013 году  стало Содружество Добрых дел. Что   же   это   такое?     В   данной   организации   у   нас   27   ветеранов.   Мы     выбрали   5 ветеранов, которые     активно занимаются садоводством, закрепили за ними   по 2 класса. В течение  лета учащиеся ходили к своим «подопечным», изучали, что и как  можно выращивать на  огородах.   Ветераны    охотно  делились  своими    секретами,   дали  очень  много  полезной информации.   Нина Васильевна Сотская познакомила ребят с лекарственными травами, а Александрова Анна Павловна  рассказала  все  о клубнике, с удовольствием угостила ребят, Галина   Константиновна     Никулушкина     показала     свои     бахчевые     культуры,   а   Любовь Григорьевна Макарова  поделилась  секретами выращивания винограда, Любовь  Федоровна Советникова  показала и рассказала много нового и интересного  о цветах.  Целью   акции «Содружество Добрых дел» было   не просто показать свои   огороды учащимся, а научить правильно выращивать урожай, а впоследствии ­ поделиться  семенами для     школьного     огорода.   Кстати,     виноград,   которым   поделилась   Любовь   Григорьевна Макарова, уже прекрасно прижился на школьном огороде.  Кульминацией     данной   акции   был     Праздник,   проведенный     1   октября,   в   День пожилых   людей.     В   школе   состоялась   грандиозная   выставка   Урожая,   фотовыставка   о встречах  ветеранов и школьников, учащиеся  рассказывали о своих ветеранах, о том, что они узнали нового.  Была показана презентация  об участии  школьников в работе   Года экологии. На этом празднике   было принято решение, что на следующий год уже больше ветеранов будут   делиться   своим     будет жизнеспособным.  Но все скептические  мысли распались, когда  ребята  рассказывали о своих ветеранах. В их глазах  была  Гордость за  то, что данная  акция  проходит именно в нашем селе, в нашей  школе,  было Уважение к пожилым  людям, была Радость за ту красоту и то великолепие, которое они увидели на ветеранских огородах. А мы, учителя, увидели, что наши школьники – настоящие патриоты своего села, своей школы.  Мы верим, что все ребята, принимающие участие в данной  акции, действительно, настоящие Граждане  своей страны.     опытом.   Мало   кто   верил,   что   такое   Содружество   Наш праздник  снимали журналисты   Туймазинского  телевидения, и 2 октября был показан репортаж   о Содружестве Добрых дел . Второе  мощное  направление   в гражданско – патриотическом  воспитании  в Год Сочинской   зимней   олимпиады     ­ КТД     «Урок   Олимпийской   славы», проведенный   7 февраля 2014 года – в день открытия  XX  зимней олимпиады   в Сочи. Урок Олимпийской славы – это только часть большого  коллективного дела, проводимого в  школе.  Наша  школа  давно славится  успехами  в лыжных соревнованиях. В этом  учебном году   ученик 8 класса   Андрияшин   Максим   стал стипендиатом   главы   Администрации, участником  Кремлевской  елки в Москве.  Вопрос:  «Почему  именно он?»    Андрияшин Максим – лучший  спортсмен  нашей  школы.  Во время  Урока Олимпийской  славы  именно Максиму   было   доверено   пронести «олимпийский»   огонь, зажженный   в нашей   школе. Рассказывая  о достижениях наших  школьных спортсменов, мы  видели Гордость в их глазах, в первую очередь, за свою   школу. И Добрин Сергей, который не отличался     отличным поведением, был   первым помощником   во время Урока   Олимпийской   славы, помогал в оформлении  Олимпийского дневника.   Оформленная   фотовыставка, собранный материал   о всех   зимних   олимпийских играх , позволили нашим школьникам  подробнее  познакомится с Олимпиадами,  выделить основные   моменты, которые они посчитали   наиболее важными для себя, в течение всей Олимпиады  в школе велся Олимпийский  дневник. Принципы  формирования  гражданско – патриотических  компетенций 1.   Принцип единства  гражданско­патриотического  и правового  обучения  и  обучения     и   воспитания     является       принципом воспитания.  Принцип     единства  воспитывающего   обучения,     организуется преимущественно  во  имя  решения задач  воспитания.. Изменения, происходящие  в России и мире , современная   социокультурная   ситуация   активно воздействует   на   образование, требует от него  мобильности  и адекватного  ответа  на  современные  требования  общества, ставят  его  перед  необходимостью  пересмотра   традиционных  целей  и ориентиров.   в   соответствии     с   которым   обучение                Выпускник  современной  школы  должен  обладать не только  определенной суммой     знаний,     развитым     формальным     интеллектом,   но   и   иными     способностями   – критическим мышлением,  умением действовать  в  реальных  социальных условиях, строить собственную  жизненную  траекторию, иметь опыт  самостоятельной  деятельности  и личной ответственности. 1. Принцип     научности   и   доступности       гражданско   –   патриотического воспитания. Принцип научности предполагает  соответствие   учебного материала  новейшим достижениям  науки; приоритет  научных  знаний: не  идеология  определяет  отбор  знаний, а научные  знания   позволяют  делать  идеологические  выводы. 2. Принцип  доступности   заключается  в переходе  от легкого к трудному,  от известного  к  неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение  находится в зоне ближайшего  развития. 3. Принцип  связи  с жизнью,  личным  опытом . В формировании гражданско – патриотической   компетенции учителю   важно   опираться на   жизненные   факты,   близкие ученикам, тем самым  реализуется   принцип  связи  с жизнью,  личным опытом обучающихся и   учителя,   который     расширение,   углубление   и   обогащение   знаний обучающихся     и   одновременно   избавление     учеников     от   ошибочных   представлений, стереотипов и установок. (Зарецкий И.А. Основные  принципы  и методы  обучения праву  в современной  школе/ И.А.Зарецкий/ www    предполагает    .  pedsovet    .  org) Результаты   1. Формирование установок на приоритет духовно­нравственных основ: ­ знакомство с духовно­нравственными традициями  различных социальных групп; ­ формирование терпимости к этим традициям; ­   формирование   патриотизма,   как   чувства   уважения,   гордости   и   ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством; ­ профилактика национальной, религиозной неприязни;  ­ оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия; ­ формировать здоровый образ жизни. 2.   Создание   организационно­педагогических   условий   для   актуализации активной социальной позиции у учащихся и педагогов, родителей. ­ создание условий для самореализации ученика.   ­ формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения; ­ учить уважать мнение другого; ­ уметь слушать и слышать оппонента; ­ развивать лидерские качества; ­ привлекать школьников к решению социальных проблем; ­ анализировать профессиональные склонности, возможности и требования общества.  Среди     ожидаемых     результатов     в   гражданско­патриотическом     воспитании школьников     было     и    сохранение   позитивной   преемственности   поколений,   духовно­ нравственное воспитание   молодежи.   Я считаю, что два направления , представленные   в данной   работе     полностью     отвечают   целям     и   задачам     гражданско­патриотического воспитания. И можно смело сказать, школа  отлично  справляется  с этими задачами. Заключение  Патриотизм   относится   к   числу   идеалов,   утрата   которых   делает   общество нежизнеспособным.   Он   тесно   связан   с   концепцией   национальной   безопасности.   В   этой ситуации  актуальны  слова  В.В.Путина  о  том, что,  «утратив  патриотизм,  связанные  с  ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.   Отсюда   воспитание   патриотизма   у   подрастающего   поколения   является   в настоящее   время   важнейшей   задачей   государственной   политики.»  [http://sch­ mousosh13.narod.ru/index/0­44] Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь гражданское образование как одно из основных направлений гуманитарного воспитания   школьника.   Ребенок   не   готовится   к   жизни,   он   в   ней   действует,   развивается, участвует. Гражданско­патриотическое воспитание в школе  имеет четко обозначенную линию: родной   дом   –   родная   школа   –   родное   село   –   родная   страна.  Ожидаемые   результаты достигнуты. Список  используемой  литературы: 1. А.Я.   Данилюк,   А.М.   Кондаков,   В.А.   Тишков,   Концепция     духовно­ нравственного  развития  и воспитания  личности  гражданина России, М., Просвещение,2010 2. Г.П.   Буданова,   Л.Н.   Буйлова,   Справочник   классного   руководителя,   М., Просвещение,2011 школе/ И.А.Зарецкий  3. 4. 5. 6. Зарецкий И.А. Основные  принципы  и методы  обучения праву  в современной Валеев И.И. Нравственные  уроки  Мустая Карима – Уфа. Китап. 208.с.10. Справочник классного руководителя, М., Просвещение,2011, стр. 3 Концепция     духовно­нравственного     развития     и   воспитания     личности гражданина России, М., Просвещение,2010,, стр 13 Ресурсы  интернета:  http://sch­mousosh 13.narod.ru/index/0­44 7.                                                    www     .  pedsovet    .  org Приложения

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания в Нижнетроицкой школе

Новые направления гражданско-патриотического воспитания  в Нижнетроицкой  школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018