Эффективному воспитанию учащихся в современном учреждении образования во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.
Ученическое самоуправление — форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в учреждении образования, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума и др. Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов. Cоставители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Поддержка и развитие ученического самоуправления в папку.docx
Поддержка и развитие ученического самоуправления
Инструктивно-методическом письме МО
Эффективному воспитанию учащихся в современном
учреждении образования во многом способствует ученическое
самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику
демократических отношений в детской среде, задает реальные
возможности гражданского и личностного самоопределения
подростков.
В
РБ « Об
организации работы классного руководителя класса
образовательного учреждения»
классный
руководитель обязан оказывать педагогическую поддержку
органам
первичным
организациям общественных объединений «Белорусская
республиканская пионерская организация», «Белорусский
другим детским и
республиканский союз молодежи»,
молодежным общественным объединениям,
деятельность
которых не противоречит законодательству Республики
Беларусь.
самоуправления,
ученического
говорится:
Ученическое самоуправление — форма участия
обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в учреждении
образования, предполагающее участие детей в решении
вопросов при организации учебно-воспитательного процесса
совместно с педагогическим коллективом и администрацией
учреждения. При развитых системах соучастия обучающихся в
образовательном учреждении существуют различные органы
самоуправления:
общешкольный ученический совет,
гимназический (школьный) парламент, ученический комитет
(учком), старостат, школьная дума и др. Следует отличать
формы ученического самоуправления от детских и молодёжных
общественных
самими
обучающимися или взрослыми с участием детей в
общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе
общности интересов.
Cоставители «Педагогического
энциклопедического словаря» определяют самоуправление как
форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся,
обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых
целей.
объединений,
В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся —
это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии
создаваемых решения и его самореализации в интересах своего коллектива
или организации.
Основная цель классного самоуправления -
активной,
саморазвивающейся,
формирование
самостоятельной личности. Задачи
:
1. Создать условия для полноценного раскрытия и
реализации творческих способностей школьников;
2. Увеличить число детей и подростков, принимающих
участие в организации классной жизни
3. Научить ребят самостоятельно устранять дефицит
4. Сформировать умение сочетать личные и групповые
5.Выработать правила и законы совместной жизни
6. Формировать уважительное отношение к правам
общения;
интересы;
ребенка
жизни:
Детям можно отдавать следующие области классной
1. Досуг. Классные огоньки, дискотеки, праздники,
коллективные творческие дела и т.д.
2. Деятельность прессы: классный уголок , газеты, радио,
школьное телевидение, реклама.
3. Спорт и спортивные мероприятия.
4. Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки,
ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории
и т.д.
5. Шефская работа с престарелыми, больными людьми,
ветеранами войны и труда.
6. Уборка школьных , территории, самообслуживание в
7. Реальное участие в работе педсоветов, конференций,
родительских комитетов и т.д.
8. Деятельность ученических органов правопорядка.
столовой.
СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ ЧЕТЫРЁХУРОВНЕВАЯ:
Первый уровень – ученическое самоуправление в классе,
Второй уровень – школьное ученическое самоуправление,
Третий уровень – самоуправление школьных общественных организаций БРПО и
БРСМ, которое предполагает: высший орган заседание актива БРПО и заседание
актива БРСМ.
Возглавляют заседания актива БРПО и БРСМ председатели
Четвёртый уровень общешкольное самоуправление. Совет школы. Он состоит из
членов (учащихся , председателей БРСМ и БРПО, педагогов и родителей. Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает
конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
Структура классного самоуправления хотя и имеет общие
основы, но в каждом классе строится по-своему и
сориентирована на конкретных ребят и их совместную
деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она
предполагает широкую вариативность и осуществляется в
разных формах. Органы самоуправления должны быть
достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и
временными, обновляемыми и ситуативными. Но при всем их
разнообразии, они всегда вторичны. Первична деятельность, на
основе которой и возникает самоуправление.
Формы органов ученического самоуправления и названия их
могут быть самыми разнообразными: парламент, министерство,
совет, собрание, комитет, совет клуба, учком и т.д.
Исполнительным органом самоуправления является совет
класса, который избирается открытым голосованием на собрании
из наиболее социально активных учащихся или формируется из
представителей микрогрупп.
Сроки функционирования
исполнительного органа самоуправления, режим работы
функциональные обязанности, структура также определяются на
классном собрании. Название определяется исходя из
сложившихся традиций, специфики класса и творческого
подхода в деятельности педагогов и учащихся: совет класса,
совет организаторов, совет командиров, совет содружеств,
ученический совет и т.п. Главное его назначение –
регулирование жизнедеятельности коллектива в период между
собраниями и реализация принятых решений. Деятельность
совета класса строится на основе плана работы ученического
коллектива. Совет отвечает за выполнение данного плана и
решений классных собраний, организует их реализацию.
Заседания совета класса проводятся по мере необходимости или
в соответствии со сложившейся традицией (к примеру, 1 раз в
неделю). Они должны быть деловыми и краткими по времени.
(СЛАЙД 10) На заседании совета ведется разговор о выполнении
поручений, реализации предыдущих решений, анализируется
проведение дел,
планируется предстоящая работа,
распределяются задания между учащимися, отдельными
микроколлективами, группами по подготовке очередных одел,
рассматриваются вопросы поощрения активных учащихся и т.д.
О решении, принятом советом, информируется весь коллектив
класса, оно помещается в классном информационном уголке.
Наряду с основными структурными подразделениями в
классах для подготовки текущих дел, организации разных акций могут создаваться временные,
подвижные группы и
микроколлективы (Советы дел по подготовке к КТД, праздникам,
конкурсам; , экологическая разведка, дежурные посты, служба
милосердия, спортивные команды, поисковые группы и т.д.).
Классные собрания - высший орган классного ученического
самоуправления,
развитие
самостоятельности учеников в принятии или реализации
решений детского коллектива.
Классное собрание проводится на основе принципов
которое обеспечивают
демократии, гуманности и гласности и рассматривается как
законодательный орган и форма деятельности учащихся по
формированию общественного мнения и нравственной
атмосферы в коллективе. Главное назначение классного
собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем,
возникающих в организации деятельности учащихся класса,
роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции
классного собрания – стимулирующая и организующая.
Результатом работы собрания являются конкретные решения,
направленные на положительные преобразования в коллективе.
Необходимо отметить, что собрание может проходить в
различных формах, и необязательно при этом соблюдать
привычный ритуал (выборы президиума, заслушивание и
обсуждение доклада). Наиболее интересной и эффективной
формой проявления активности являются собрания-диспуты, на
которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива,
вносятся конкретные предложения. Цель собрания: помочь в
решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти
проблемы самостоятельно.
Задачи собрания: вызывать детей на откровенный разговор
друг с другом, формировать дисциплину среди школьников.
На собрании:
• не позволяйте детям осуждать или обвинять других;
• не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению
• создавайте атмосферу сотрудничества.
Правила организации и проведения собрания
1) попытаться самим решить проблему;
2) не оказывать друг на друга никакого давления;
3) слушать друг друга не перебивая.
Структура собрания:
правонарушителей;
ребят;
• не наказывайте весь коллектив за поведение отдельных • представление обсуждаемой проблемы (классным
руководителем или учащимися);
• изложение информации по проблеме;
• начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того,
чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»;
• предложение решения проблемы;
• выбор решения;
• обсуждение предполагаемого результата решения;
• закрытие собрания.
45 мин.
Процедура собрания:
школьники сидят по кругу;
продолжительность собрания для старших школьников -
Как часто организовывать собрания, решает коллектив.
Вопросы, решаемые на собрании:
Планирование работы; выборы, перевыборы органов
самоуправления;
создание групповых правил, законов (СЛАЙД) , кодексов
для достижения желаемого этического поведения;
разрешение конфликтов и налаживание дружеских
взаимоотношений между учащимися.
Следует учесть, что не все вопросы, вынесенные на собрания,
можно предусмотреть вперед на год, многое будет
подсказано текущими делами. Классный руководитель учит
ребят порядку проведения собрания, умению его вести,
слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в
обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и
голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному
проведению собраний.
Организационные моменты в самом начале учебного
года дают хороший задел, эмоциональный заряд на
последующую работу,
взаимопонимание и добрый
микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре – октябре
проходят классные собрания
по коллективному
планированию своей деятельности, где обсуждаются вопросы
: каждому дело – по душе, законы школьной жизни,
дисциплина – свобода или необходимость, свободное время –
простор для развития способностей, коллектив и его роль в
формировании личности школьника. (СЛАЙД) В процессе
планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием
развития социальной активности школьников.
Формированию доброжелательных отношений,
основанных на взаимопомощи и взаимоуважении, способствуют
выработанные и принятые на классном собрании классные законы жизни,
заповеди, нравственные нормы и кодексы чести, разработанные с учетом
общественного мнения и социального опыта учащихся, что способствует
самоопределению воспитанников в общечеловеческих ценностях , которые
признаются обязательными для всех.
поручения
Важным компонентом ученического самоуправления
являются
включающие учащихся в
жизнедеятельность коллектива и в социально значимую
деятельность. Выполняя общественное поручение, ребенок
приобретает социальный опыт, необходимый для становления
гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки
демократической культуры.
Общественное поручение характеризуется двумя
особенностями: с одной стороны они носят характер
полномочия, которое личность получает от коллектива, а с
другой – характер обязательства, которое личность добровольно
берет на себя перед коллективом. И в первом, и во втором случае
имеется в виду, прежде всего моральное значение, т.к. речь идет
о развитии чувства ответственности отдельной личности перед
коллективом за порученное одело. Выполнение общественного
поручения формирует не только организаторские навыки, а
способствует, прежде всего, духовному росту учащегося,
расширяет круг его запросов, повышает социальную значимость
и личную ответственность. Практически любое общественное
поручение несет в себе ролевую функцию, дает ребенку новую,
пусть временную роль командира или подчиненного,
организатора или исполнителя, уполномоченного класса в
другом коллективе и т.д. Через систему этих ролей и
формируется у учащихся опыт разнообразных общественных
отношений.
При распределении общественных поручений возможно
применение следующих методических приемов: назначение
органом самоуправления (классным собранием, советом класса и
др.); выборы полномочного лица открытым (закрытым)
голосованием; коллективное доверие; очередность; конкурс;
жеребьевка; личное желание; совет взрослого. В зависимости от
уровня развития коллектива, сначала можно использовать
назначение, от назначения идти к выборности, от выборов – к
очередности, от очередности – к добровольности, желанию. При распределении поручений необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности, возможности подростков, их
интересы и способности, необходимо постоянно и постепенно
усложнять содержания поручений, расширять права и
обязанности учащихся. Также необходимо помнить, что
поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно
значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах
деятельности идет через перемену участков работы,
перевыборов, очередности в выполнении дел.
В конце учебного года оценивается уровень
эффективности работы классного актива, степень
вовлеченности учащихся в общественную жизнь, проводится
рейтинг классных дел. Итоги года по традиции подводятся на
классных собраниях «Заключительные посиделки , классных
часах «Главный разговор года»
Для классных руководителей
важно постоянно
отслеживать, как развивается самоуправление в классе. Для
этого можно провести опрос учащихся по предлагаемой
методике.
Предложенные в данной методике вопросы
соответствуют функциям детского самоуправления и критериям
развития его в ученических коллективах.
В школе много делается для того, чтобы лидеров, инициативных
учащихся, проявивших творчество и талант в проведении того
или иного дела, знал весь коллектив: ученический,
педагогический и родительский.
С целью активизации деятельности классного самоуправления
проводится конкурс на «Класс года». Итоги его подводятся в
конце учебного года. Класс победитель среди 5-8, 9-11 классов
награждается экскурсионной поездкой по республике,
коллективная фотография заносится на школьную Доску почета.
Классное ученическое самоуправление есть там, где школьники
ощущают себя хозяевами класса,
ответственными за
происходящие в нем события, где они проявляют инициативу и
творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся
к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого.
Ввести в классе самоуправление - значит поставить всех детей в
позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали
себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить
правильное соотношение педагогического руководства,
самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе
педагогического управления,
добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними - главная задача
классного руководителя.
Мечта любого классного руководителя – создать единый,
дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…
Разобщенность в обществе,
материальное неравенство,
диаметрально противоположные критерии духовных и
нравственных ценностей, семейные неурядицы, политические и
природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит
перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими
«догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит –
«можно», а это «плохо», значит – «нельзя».
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее
осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное
орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он
организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы
дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы
сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили
так: А наша классная – она «классная», она нас всегда
поддержит, поможет, не продаст…- в этом заключается суть
педагогической поддержки. О УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЕ
I. Общие положения
Ученическое самоуправление – целенаправленная,
систематическая, организационная и прогнозируемая по
результатам деятельность учащихся, в процессе которой
реализуются функции управления, направленные на решение
задач, стоящих перед коллективом.
Целью самоуправления является создание условий для
участия каждого в общественной деятельности.
II. Принципы самоуправления:
равноправие;
выборность;
открытость и гласность;
обновляемость и преемственность;
дифференциация и индивидуализация;
совет и согласие;
критика и самокритика;
отчётность.
Девиз: «Вместе планируем, вместе организуем, вместе
оцениваем сделанное».
III. Организация деятельности.
Собрание объединения по интересам:
1. Определяет перспективы развития и основные
направления жизни объединения по интересам.
2. Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности,
принимает по ним необходимые решения.
3. Совместно с педагогом рассматривает и утверждает
план воспитательной работы.
4. Высказывает
предложения
по
улучшению
образовательного процесса.
5. Избирает актив объединения.
6. Анализирует ход выполнения принятых решений.
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.