Представим себе другой подход к проблеме. Каждой суп
ружеской паре было бы разрешено иметь столько детей,
сколько захотят, — пока не родится мальчик, после чего де
торождение прекращалось бы. Что произошло бы в этом
случае?
Во многих семьях родилась бы не одна девочка, а боль
ше — вплоть до шести. А мальчик был бы только один.
На первый взгляд кажется, что в целом девочек, конеч
но, стало бы гораздо больше, чем мальчиков.
Но давайте сдвинем «внимание» и изменим наше вос
приятие. В момент зачатия шансы получить мальчика или
девочку равны
От точки к точке
Представим себе другой подход к проблеме. Каждой суп
ружеской паре было бы разрешено иметь столько детей,
сколько захотят, — пока не родится мальчик, после чего де
торождение прекращалось бы. Что произошло бы в этом
случае?
Во многих семьях родилась бы не одна девочка, а боль
ше — вплоть до шести. А мальчик был бы только один.
На первый взгляд кажется, что в целом девочек, конеч
но, стало бы гораздо больше, чем мальчиков.
Но давайте сдвинем «внимание» и изменим наше вос
приятие. В момент зачатия шансы получить мальчика или
девочку равны. Это не может измениться. Поэтому зачи
нается и рождается равное число мальчиков и девочек. Ни
одно дитя не убивают. Конечный результат — сбалансиро
ванное (с незначительными отклонениями) по количеству
мальчиков и девочек население.
Если вы не посмотрите в определенном направлении, вы не
увидите, что там есть, каким бы прекрасным ваше зрение ни
было.
Внимание перемещается самотеком.
Внимание также можно направлять сознательно.
Существует тип мышления, который называется «от
точки к точке». Это означает, что в каждой точке вы нахо
дите естественную связь со следующей.
Двадцати четырем группам учеников из разных школ, от
элитных до специализированных, был задан вопрос: «Мож
но ли считать хорошей идеей сделать хлеб, мясо и рыбу бес
платными?»Двадцать три группы решили, что идея не хороша. Уче
ники мыслили следующим образом:
...Будь эти продукты бесплатными, их сразу все захоте
ли бы.
...Магазиныбыли бы переполнены.
...Переполненыбыли бы и автобусы, идущие к этим мага
зинам.
...Водителиавтобусов попросили бы повысить им зар
плату.
...Зарплатуим не повысили бы, поэтому водители забас
товалибы.
...Забастовкаповредила бы всем.
...Поэтомуидея нехороша.
Это — типичное мышлениеотточки кточке. Возможно,
в то время где-то была объявлена забастовка, что и ввело
эту деталь в ход рассуждения.
Вниманиедвижется точно так же. Мы перемещаемся от
одной точки к другой, наиболее очевидной. Внимание пе
ретекает свободно, пока не появляется некий объект, кото
рый его привлекает.
Но внимание также можно направлять сознательно, по
определенным правилам.
Эксперт — это тот человек, который научился направ
лять свое внимание на по-настоящему важные аспекты си
туации, экспертизу которой проводит.
Хороший врач знает точно, чему уделять внимание во
время осмотра пациента. Хороший преподаватель-медик
во время обхода умело направляет внимание студентов.
«Заметьте,как дышит этот пациент».«Проверьтедавление в яремной вене».
«Понаблюдайтеза пальцами пациента».
Оценка преподавателем произведения искусства — это
тоже направление внимания.
«Вглядитесьв композицию».
«Посмотритена выбор красок».
«Заметьтеманеру письма».
«Проследитеза игрой света и тени»