От творческо-поисковой деятельности к исследованию
Оценка 4.6

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

Оценка 4.6
Научные работы
doc
экология
10 кл—11 кл
15.02.2018
От творческо-поисковой деятельности к исследованию
В связи с динамическим обострением экологической ситуации на планете выживание человечества связывается с сознательным процессом развития экологической культуры личности. Решение подобного рода проблем невозможно без изменения ценностных ориентаций широких слоёв населения, начиная с детей и молодёжи. Исходя из изложенного выше, задачей педагога дополнительного образования в рамках экологического воспитания и образования является донесение до учащихся идей о целесообразности жизни в гармонии с природой, а также рационального подхода к неизбежному вмешательству человека в естественные природные процессы. Если каждый человек будет жить с учётом соблюдения этих норм, то уже следующее поколение сможет жить в экологически чистом мире. Материал написан в соавторстве с методистом Сергеенко С.П.
работа.doc
Государственное учреждение образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» Методическая разработка От творческо – поисковой  деятельности к исследованию Авторы: Парачук Андрей  Валентинович Сергеенко Сергей Петрович методисты Гомель 2016 2 Введение В связи с динамическим обострением экологической ситуации на планете выживание   человечества   связывается   с   сознательным   процессом   развития экологической   культуры   личности.   Решение   подобного   рода   проблем невозможно без изменения ценностных ориентаций широких слоёв населения, начиная с детей и молодёжи. Исходя   из   изложенного   выше,   задачей   педагога   дополнительного образования   в   рамках   экологического   воспитания   и   образования   является донесение до учащихся идей о целесообразности жизни в гармонии с природой, а   также   рационального   подхода   к   неизбежному   вмешательству   человека   в естественные природные процессы. Если каждый человек будет жить с учётом соблюдения   этих   норм,   то   уже   следующее   поколение   сможет   жить   в экологически чистом мире. В работе даётся авторская трактовка технологии развития экологической культуры   учащихся   с   упором   на   аксиологический   аспект   и   представлены методические   материалы   для   педагогов   эколого­биологического   профиля учреждений   дополнительного   образования   детей   и   молодёжи,   а   также преподавателей   соответствующих   дисциплин   учреждений   общего   среднего образования:  разработки занятий;  сценарии проведения тематических мероприятий (Приложение 1);  задания для проведения викторин или конкурсов (Приложение 2). 3 Цель:  создание условий для экологического  образования и воспитания учащихся   через   вовлечение   их   в   различные   виды   творческо­познавательной деятельности и сотрудничество с семьёй. Для понимания сути данного вопроса актуальное значение приобретает высказывание доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии   Санкт­Петербургского   государственного   университета   И.В. Цветковой   о   том,   что   формировавшееся   понятие   о   гармонии   и   целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Исходя   из   этого,  основной   задачей  экологического   образования учащихся   является   получение   знаний   о   природе   и   воспитание   бережного отношения к ней. Полученные знания формируют у учащихся понятия о ценности природы и жизни,   вырабатывают   систему   умений   и   навыков   взаимодействия   с   ней, формируют чувство ответственности. Разработка содержания экологического образования для  всех возрастных категорий учащихся Создание учебно ­ материальной базы: живые уголки,  уголок охраны природы   я и в о л с У с о н в и т к е ф ф э   и т г о к с е ч и г о л о к э   я и н а т и п с о в о     в   х я и н е д ж е р ч у   о г е щ б о     и о г е н д е р с н ь л е т и н л о п о д я и н а в о з а р б о   о г о Совершенствование форм и методов экологического  воспитания и обучения путём активного привлечения  учащихся к природоохранной деятельности Формирование мотивов ответственного отношения к  природе В   связи   с   этим   в   рамках   данной   работы   рассматриваются   следующие направления: – создание развивающей экологической среды; 4 – работа с учащимися; – работа с родителями. Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведёт к потребности   дополнить   и   расширить   знания   в   области   охраны   окружающей   особенностей   природы   родного   края, среды, природопользования, нацелит на решение практических задач.   рационального Видеолектор ий Конку рс Фотовыставка Викторина Познавательные направления Игра Беседа Агитбригада Экскурсия В   силу   возрастных   особенностей   детей   большим   успехом   пользуются мероприятия экологической тематики, имеющие игровой характер. Экологические игры подводят учащихся к осознанию своего места и своей роли   в   окружающей   среде,   ставят   ребенка   в   положение   исследователя, открывателя существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию экологических проблем современности. Сюжетно ­ ролевая игра Обучающая игра Игровая деятельность Театрализованная игра Дидактическая игра Наиболее популярные виды экологических игр – криптограммы, ребусы, кроссворды   и   головоломки.   Их   можно   использовать   при   проведении   любых 5 Игровая деятельность мероприятий,   а   также   на   занятиях   объединения   по   интересам   и   в   качестве домашних заданий. Проблема отношения к природе в последние годы обсуждается многими учеными.   Разрабатываются   и   внедряются   проекты   и   программы,   которые,   к сожалению, часто затрагивают лишь решение отдельных задач экологического образования.   Поэтому   актуальной   становится   разработка   и   внедрение   таких методик обучения и воспитания, которые решали бы все поставленные перед экологическим образованием задачи в комплексе. Педагогика   работает   на   развитие   всех   сфер   личности   ребенка: эмоциональной,   познавательной,   практической.   При   этом   важно,   что   именно школа,   учреждения   дополнительного   образования   отвечают   за   «правильное включение» учащихся в отношения с окружающей средой. Труд СМИ ОБЖ, ЗОЖ Экологическое воспитание обучение и Музыка, искусст во Литерат ура Познан ие ДПТ На   фоне   многообразных   преобразований   проблема   совершенствования системы отношений детей к природе приобретает еще большую актуальность. Формировать необходимо экологическое отношение к природе, под которым мы понимаем   такой   способ   взаимодействия   с   природой,   который   гармонично 6 сочетает интересы природы и человека, основан на понимании законов природы, определяющих   жизнь   человека,   проявляется   в   соблюдении   человеком нравственных   и   правовых   принципов   природопользования,   в   активной созидательной   деятельности   в   отношении   окружающей   среды,   в   пропаганде идей рационального природопользования. Обучение и  формирование  экологических знаний Проявление интереса к  природным явлениям и  получение знаний о них м о К е н о п   ы т н л о к э ч и г о о к с е   й ь л у к ы р у т Воспитание  экологической культуры Чувство ответственности за  сохранность природы Развитие экологического  мышления Мотивы деятельности  определяющей поступки В современный период благодаря бурному росту народонаселения планеты, колоссальному   развитию   производства   и   несовершенству   его   технологии, огромному   вовлечению   природных   богатств   в   сферу   жизнедеятельности человека значительно возросло его как прямое, так и косвенное воздействие на природу.   Всё   это   обуславливает   необходимость   охраны   природы   и рационального использования её ресурсов. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего поколения (Приложение 3). 7 Экологическая  грамотность Владение знаниями, умениями и  навыками Экологическая культура и  Применение полученных знаний и  образованность Экологическая  компетентность умений Понимание смысла экологической  деятельности Реализация   идеи   экологического   образования   осуществляется   во   всех формах воспитания и образования. Наиболее актуальны проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся.   Эффективными   являются   практические   знания,   которые   строятся таким   образом,   чтобы   перед   учащимися   стояла   задача   поиска   и   решения проблемы.   Такой   подход   развивает   мыслительные   способности   (умение сравнивать, анализировать и делать выводы). 8 Формирование позитивного отношения к окружающей среде у учащихся через научно ­ познавательное, эмоционально ­ нравственное, практически ­ деятельностное экологическое образование Основные типы экологических знаний Занятия  ознакомительного  содержания Занятия  углубленного  содержания Занятия  обобщающего  содержания Воспитание в семье, в дошкольном  учреждении, в школе, в учреждении  дополнительного образования,  самообразование Углубить   свои   знания,  дополнительно   потренироваться   в   их   творческом применении ребята могут в ходе всей работы. В систему работы, направленную на развитие экологических знаний, входят олимпиады, недели, праздники. Взаимодействие учащихся с природой организуется как в естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся: экскурсии,   экологические   акции,   работа   на   учебно­опытном   участке, проектирование   и   создание   учебных   экологических   троп.  В   "искусственных" условиях данное взаимодействие реализуется посредством: 9 экспозиций   в   живых   уголках,   созданием   искусственных   природных ландшафтов, оранжерей, а также путём общения с домашними животными. Деятельность ребят, организуемая в рамках экологического образования и воспитания, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы. Развитию   мышления   учащихся   помогает   применение   современных педагогических технологий, а также использование межпредметных связей. Введение   новых   педагогических   технологий   диктуется   необходимостью обновления   содержания   образования. используемые     Педагогические   технологии,   в   процессе   занятия,   решают   задачу   максимального стимулирования  мыслительных   процессов  у  учащихся, формирование  навыка рефлексии, самостоятельной поисково­исследовательской деятельности. Физика Биология Хими я География Математика 10 Успех   работы   зависит   от   того,   как     педагог   сочетает   деятельность учащихся с изучением природной среды. Принципы экологического обучения и воспитания учащихся Целевая  аудитория Системность Интеграция Взаимодействие Преемственность Система экологического воспитания и образования Образовательный процесс Воспитательная работа Системность   излагаемой информации. Интеграция Конкурсы, викторины,   выставки, предметных знаний Проектная деятельность Практическая   работа   на учебно­ видеолектории территории   опытного участка учреждения образования,   трудовые десанты Дополнительное образование Экскурсии, научно – исследовательская деятельность, занятия в объединениях по интересам Осуществление экологического образования является эффективным, если оно   осуществляется   совместно   с   родителями   и   входит   в   систему   семейных 11 ценностей.   Именно   в   семье   формируются   основы   духовного   и   культурного облика   человека,   его   привычки.   Слова   и   дела   родителей   формируют   мир ценностей у детей. Работа с родителями по экологическому воспитанию и обучению детей — одна   из   составляющих   частей   работы   учреждений   дошкольного,   общего среднего   и  дополнительного   образования.  Знания  о   природе   детям  системно даёт педагог, но определённое отношение к ней воспитывается в семье. Задача   педагога   показать   родителям   необходимость   воспитания   у   детей экологической   культуры,   вовлечь   родителей   в   процесс   экологического воспитания и обучения. Г О Г А Д Е П Владение основами экологии,  методикой экологического воспитания  учащихся, создание условий для  осуществления эколого –  педагогической работы. Управление и создание эколого –  развивающей среды. Реализация  системы экологического воспитания и  обучения. Экологическое воспитание в семье В семье складываются представления  ребёнка о добре и зле, об уважительном  отношении к материальным и духовным  ценностям. 12 Все формы работы с родителями в рамках экологического образования  должны основываться на педагогике сотрудничества. Схематически данный  процесс можно отобразить следующим образом: Педагог Родители Педагог Ребёнок Родители Проводя данную работу, необходимо учитывать образовательный уровень семьи,   её   микроклимат.   При   этом   используется   индивидуальный   подход. Заинтересованность   и   активное   участие   родителей   в   формировании экологической культуры детей существенно дополняет разнообразные формы и методы экологического воспитания. Традиционными формами работы с родителями являются: – родительское собрание на определённую тематику; – беседы и консультации; – круглый стол; – экологические тропы (например: «тропой Берендея»); – экологический КВН; – день открытых дверей; – проекты совместной деятельности; – экологические праздники; – анкетирование (Приложение 4). С   первых   шагов   своего   развития   человек   был   неразрывно   связан   с природой. Он всегда находился в зависимости от её ресурсов и был вынужден считаться с особенностями образа жизни животных. Жизнь  показывает,   что  учреждения  образования   находятся  в  ответе   за правильный выбор учащимися своего дальнейшего жизненного пути. В связи с этим при планировании образовательного процесса значительную роль следует 13 уделить профессиональной ориентации, как составляющей  части социального заказа общества на оказываемые образовательные услуги. Ветеринар Геолог Эколог Агроном Зоотехник Почвовед Микробиолог Лесовод Зоотехник Так   как   занятие   —   это   основная   организационная   форма образовательного процесса в учреждениях образования, то профессиональная ориентация   —   составная   её   часть.   Поэтому   главным   принципом,   которым следует руководствоваться педагогу в данной работе, является формирование установки на приобретение профессий социально значимых для общества. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: профессиональная ориентация   на   занятиях   должна   осуществляться   путём   описания   сути профессий с использованием словесных и наглядных методов (беседа, рассказ, видеопрезентация). 14 Информационные Словесные Наглядные Поисковые Однако часть учащихся не мотивирована к получению знаний, умений и навыков, и как следствие они не владеют спецификой той или иной профессии. Эффективность работы по профессиональной ориентации во многом зависит от постановки   целей   и   задач   трудового   обучения   и   воспитания,   от   того   как относятся педагоги к успехам учащихся. К   примеру:   учебные   мастерские   для   учащихся   являются   прообразом промышленного   предприятия.   По   ним   они   судят   об   организации технологического процесса на промышленном производстве, а о педагогах — как о рабочих, техниках и инженерах, задействованных на нём.  Всё   это   обуславливает   подготовку   учащихся   к   сознательному   выбору профессии,   особенно   в   сфере   производства.   Ведь   именно   труд   учащихся является   той   воспитательной   силой,   без   которой   невозможна   сама профориентация. 15 Выбор профессии зависит от следующих факторов: – информированности о специфике той или иной профессии; – знания своих личностных профессиональных предпочтений; – умения   соотносить   квалификационные   требования   профессии   со   своими   принадлежит деловыми   качествами.   В   данном   вопросе   ведущая   роль   специалистам   психолого­педагогических   служб   учреждений   образования (Приложение 5). Ступени профессионального самоопределения учащихся       о н ь л а р о м и й е т с о н б о с о п с   х и о в с   е и н е ч у з И и и с с е ф о р п й е щ у д у б         у р о б ы в к а с е р е т н и я и ц а з и в и т к А   й и с с е ф о р п м о р и м   с     о в т с м о к а н З     й о н н а д   е т с к е т н о к в в т с е ч а к х ы в о л е д –         и и с с е ф о р п р о б ы в й ы н н а н з о с О   и и с с е ф о р п В   ходе   реализации   мероприятий   по   экологическому   образованию учащиеся должны знать: – основы экологической культуры; – особенности природы своего родного края; – место природы в системе общечеловеческих ценностей; – правила бережного отношения к окружающей среде; 16 – специфику   трудовой   деятельности   людей,   задействованных   в   профессиях эколого – биологического профиля. Должны уметь: – различать объекты флоры и фауны; – вести наблюдение природных явлений под руководством педагога; – проводить   поисково   –   исследовательскую   деятельность   под   руководством педагога. Успешное   экологическое   просвещение   может   осуществлено   при соблюдении следующих условий: Образовательная  деятельность Внеурочная  деятельность Дополнительное  образование Обеспечение экологического воспитания и обучения учащихся Учреждения  образования Семья Музеи природы,  заповедники Исходя   из   Концепции   Экологического   образования   школьников   в Республике Беларусь можно сделать вывод, что экологическое образование и ― воспитание   это целенаправленный, организованный процесс формирования системы   экологических   знаний,   умений,   навыков,   взглядов   и   убеждений, обеспечивающих развитие разумного отношения к природе. 17 Заключение Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды. Леонид Сухоруков Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом она становится всё глобальнее, так как людьми наносится  огромный  урон  живой  природе  – по   нашему  незнанию,  а порой  и нежеланию знать. Очевидно,   что   от   детской   экологической   вседозволенности   (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, осушить реку) путь очень короток,   и   важно   не   перейти   ту   роковую   черту,   после   которой   не   будет возврата. В то же время экологическое воспитание это не только воспитание любви к природе, но и воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к людям, которые живут рядом, к своим предкам и потомкам. Не   претендуя   на   полноту   и   энциклопедичность   изложения рассматриваемого материала, авторы надеются, что данная разработка найдёт свою целевую аудиторию, так как она адресована  исследователям  в области экологического   образования   и   воспитания:   педагогам   дополнительного образования, классным руководителям, учителям учреждений общего среднего образования, родителям учащихся и всем интересующимся вопросами развития экологической культуры личности. 18 Литература 1. Акимова, Т. А. Экология. Человек. Экономика – Биота ­ Среда: Учебник для вузов /Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2000 ­ 566 с. 2. Дзятковская,   Е. Н.   Ключевые   противоречия   экологического   сознания   как / критерий   отбора   содержания   экологического   образования.   Е.Н.Дзятковская //Экологическое образование. – 2010. – № 2. с. 24 – 30. 3. Дзятковская,   Е. Н.   План–конспект   развивающего   занятия   экологической направленности. / Е.Н.Дзятковская //Экологическое образование. – 2010. – № 4. с. 9– 13. 4. Дзятковская,   Е. Н.,   Захлебный,   А.   Н.   Государственный   образовательный стандарт:   новая   функция   экологического   образования.   /   Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный //Экологическое образование. – 2009. № 4. с. 6 – 10. 5. Либеров, А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения:   Практико   ­   ориентир.   Монография   /   А.Ю.Либеров   –   М.:   Ин­т экономических стратегий, 2007. – 160 с. 6. Моисеев,   Н. Н.   Экология,   нравственность   и   политика.   /   Н.Н. Моисеев //Вопросы философии. – 1989. – № 5. – с. 3­25. 7. Моисеев,   Н.   Н.   Экология   в   современном   мире   /   Н.Н.   Моисеев   //Энергия: экономика, техника, экология. – 1996. – № 5. – с. 8­18. 8. Реймерс,   Н. Ф.   Начала   экологических   знаний.   Учебное   пособие. /Н.Ф. Реймерс. – М.: Изд­во МНЭПУ, 1993. – 262 с. 9. Экологический   энциклопедический   словарь.   –   М.:   Издательский   дом «Ноосфера», 1999 – 158 с. 19

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

От творческо-поисковой деятельности к исследованию
Скачать файл