Синхронное плавание обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта красочностью выступление, сочетанием силы и грации, элегантностью. Но, несмотря на кажущуюся легкость, синхронное плавание тяжелый вид спорта. Спортсменки испытывают серьезные физические нагрузки в различных областях двигательной деятельности. В синхронном плавании необходимо обладать высоким уровнем общей и специальной подготовки, предусматривающей не только овладением различными физическим качеств, но т подготовку во многих других областях видных видов спорта: подводное плавание, прыжки в воду; в различных облачных двигательной пластики: хореографии, художественной гимнастики, акробатики.
1
«ОТБОР В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..5
1.1 Существующие работы по проблеме……………………………………….5
1.2 Анализ основных понятий, терминов, относящихся к критериям
отбора
детей…………………………………………………………………………………
…………………..12
1.3 Критерии отбора детей……………………………………………………14
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…17
2.1 Задачи исследования………………………………………………………17
2.2 Методы исследования………………………………………………………17
2.3.Организация исследования………………………………………………..21
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ…………………………………22
3.1. Результаты анкетного опроса по определению основных критериев отбора
детей…………………………………………………………………….22
3.2 Педагогический эксперимент и его результаты…………………………33
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….412
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..43
Введение
Синхронное плавание – водный вид спорта связанный с выполнением
различных двигательных элементов на воде. Соревнования по синхронному
плаванию включены в регламент Олимпийских игр, чемпионатов мира и
континентов.
Синхронное плавание обладает всеми достоинствами, присущими
художественным видам спорта красочностью выступление, сочетанием силы
и грации, элегантностью. Но, несмотря на кажущуюся легкость, синхронное
плавание тяжелый вид спорта. Спортсменки испытывают серьезные
физические нагрузки в различных областях двигательной деятельности. В
синхронном плавании необходимо обладать высоким уровнем общей и
специальной подготовки, предусматривающей не только овладением
различными физическим качеств, но т подготовку во многих других областях
видных видов спорта: подводное плавание, прыжки в воду; в различных
облачных двигательной пластики: хореографии, художественной гимнастики,
акробатики.
Выявление и оценка качеств обеспечивающих успешное выполнение
спортсменкой увеличивающихся со временем требований, одна их основных
задач обора. Поэтому очень важно своевременно выявить спортивные
способности у детей для обнаружения действительно талантливых
спортсменок. Отбор проводится на основе педагогических, психологических,3
социальных методах исследования, в ходе которых выявляются способности
детей.
Актуальность: Исследования проблемы отбора стала актуальны с момента
популяризации синхронного плавания. Интенсивные тренировки и острая
конкуренция вызывает необходимость более тщательного подхода к системе
отбора детей.
Цель: Выявить какие критерии наиболее важны при отборе детей в
синхронное плавание и экспериментально доказать важность этих критериев
Объект исследования: Спортсменки 6 12 лет СШОР МГФСО
Предмет исследования: Критерии отбора детей в синхронном плавании
Гипотеза исследования: Предполагается, что дети, набранные с учетом
разработанных критериев, могут быть более успешными и перспективными.
Научная новизна: В данный момент на эту тему написано недостаточно
работ, поэтому эта тема является достаточно новой и актуальной на
сегодняшний день.
Практическая значимость: Проведенные исследования позволяют улучшить
систему отбора в синхронном плавании. Отбор детей по определенным
критериям поможет быстрее достичь высоких спортивных результатов.4
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Существующие работы по проблеме отбора детей
В современном мире очень часто на повестке дня становится проблема
эффективного использования потенциала человеческих способностей. В
современном спорте преобладает высокий уровень спортивных достижений,
этот уровень намного превосходит возможности спортсменов, которые
раньше считались в принципе недоступными. Длительная подготовка и
воспитание спортсменов высокого класса это сложный процесс, качество
которого зависит от разных факторов. Главный фактор, влияющий на этот
процесс, является отбор одаренных детей.
Проблема своевременного выявления перспективных спортсменок
способных достичь высоких результатов, в современном мире особо актуален.
Обусловлено это высокой популяризацией спорта и большой конкуренцией.
Поэтому спортсменкам необходимо обладать редкими морфологическими
данными уникальным сочетание физических качеств и психических
способностей.
Проблема отбора и подготовки детей в спортивных школах продолжает
оставаться главной проблемой теории методики юношеского спорта. Такой
интерес к этой проблеме объясняется тем, что в современном спорте5
присутствует большая конкуренция поэтому выдерживает этот уровень
может далеко не каждый. Из этого и возникает необходимость тщательного
отбора талантливых детей, которые в дальнейшем могли бы показать высокие
спортивные результаты даже при большой конкуренции [1].
Спортивный отбор и ориентация, как указывает в своих работах [1,2,3]
являются многоэтапным длительным и сложным процессом, который
включает в себя ряд взаимосвязанных сторон подготовленности спортсмена.
Ряд авторов под спортивным отбором понимают определение способностей к
обучению и соответствие способностей человека особенностям данной
спортивной дисциплины [3,1] и рассматривают как длительный,
многоступенчатый процесс, охватывающий периоды от начального до
завершающего этапа спортивного совершенствования [2,4].
Анализируя перспективы совершенствования системы отбора юных
усилить центральные
спортсменов некоторые авторы,
предлагают,
управления. И выдвигают как соответствующую одновременно и тенденциям
развития спорта и физкультурного движения концепцию «активного отбора»,
включающую: подготовительные мероприятия, родовую ориентацию, видовую
ориентацию, отбор в спортивные школы и набор в физкультурноспортивные
школы и ролевую ориентацию[3].
«Отбор является важной и органической частью учебнотренировочного
процесса, так как способствует решению основной задачи спортивной
подготовки достижению высоких спортивных результатов» [3].
Оценивая перспективность юных спортсменов, так же стоит оценить
работу спортивных школ, а именно тренеров. Необходимо тесное увязывание
оценки труда тренеров с научно обоснованной оценкой перспектив
дальнейшего совершенствования его учеников. Если тренер правильно
определил соответствие ребенка требованиям данного вида спорта, не6
приглушил мотивацию к тренировкам, то ученик достиг высоких спортивных
результатов на этапах многолетнего отбора. Поэтому система детских
оценивания
соревнование должна,
перспективности юного спортсмена, то есть позволяет оценить уровень таких
решать задачу всестороннего
качеств как гибкости, быстроты, координационных способностей,
эффектность техники, способность к обучению и личностнопсихологические
особенности [5].
Отбор система комплекс мероприятий, включающих в себя
педагогические, социологические, психологические и медикобиологические
методы исследования, на основе которых выявляются высокая степень
одаренности детей, соответствующие специфике определенного вида спорта
[1,3].
При определении спортивной перспективности спортсменов
необходимо руководствоваться ниже перечисленными общими положениями:
1. Спортивная одаренность во многом зависит от наследственных признаков,
которые отличаются стабильностью. Думая о будущих достижениях
спортсменов и об их спортивных результатах надлежит обращать внимание, на
признаки, которые определяют успешность и перспективность спортсменов.
2. Изучение неизменчивых наследственных признаков при определении
перспективности спортсменок необходимо для обнаружения тех показателей,
которые могут, изменяется во время тренировочного процесса.
3. Структура спортивной деятельности очень сложна и разнообразна.
Поэтому при определении перспективности необходимо комплексное
изучение всех существенных для данного вида спорта факторов, от которых
зависит успешное освоение определенного вида спорта.7
4. Определение спортивного соответствия должно осуществляться на основе
применения педагогических, медикобиологических, психологических и
социологических методов исследования.
Из этих положений следует вывод что, проблема отбора детей состоит в том,
что с годами поколение меняется, соответственно меняется тип
телосложение человека, а так же физические данные, это все обязательно
должно учитываться при отборе в спортивные школы. Должны быть
разработаны общепринятые критерии, по которым в дальнейшем будет
проходить отбор детей.
Спортивный отбор это непрерывный процесс, который занимает много
лет подготовки спортсмена. Обусловлено это тем, что трудно выявить
способности детей на первом этапе спортивной подготовки, а также сложным
взаимоотношением среди наследственных факторах, то есть задатки,
приобретенные, в ходе тренировки. Даже высокие особенности к
определенному виду спорта, показывающие природную одаренность ребенка,
служат лишь нужной основой высоких способностей к занятиям спортом.
Реальные способности могут быть выявлены лишь в ходе обучения и
тренировочного процесса [7].
Спортивный отбор
талантливых детей проходит по нескольким
признакам, таким как данные о его росте, весе, телосложении, физических
способностях. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому это
затрудняет задачу отбора и данные, полученные изначально, являются
ориентировочными.
Главными критериями такого отбора являются антропометрические
обследования, основанные на педагогических наблюдениях и контрольных
испытаниях. В ходе антропометрических обследований необходимо8
определить, насколько дети, приходящие на отбор в спортивную школу
соответствуют тем требованиям, которые характерны для данного вида
спорта.
При отборе в виды спорта со сложной координацией, которые
отмечаются выразительность средств двигательной деятельности, высоким
уровнем сложности движений, высокими требованиями и стабильности
движений, сравнительно ранней специальной подготовкой основными
критериями спортивной перспективности являются такие показатели, как:
морфофункциональные особенности,
возраст,
подготовленности, обучаемость и координациональные способности.
уровень физической
Огромную роль в системе отбора играют педагогические контрольные
тесты, из полученных результатов которых можно судит о присутствии
необходимых физических качеств и способностей ребенка,
для
перспективности его в определенном виде спорта. Физические качества и
способности, влияющие на достижение высоких спортивных результатов,
подразделяются на консервативные, т.е. генетически обусловленные качества
и способности. Эти качества и способности крайне важны значение при отборе
детей в спортивные группы. К числу таких качеств можно отнести ряд
антропометрических показателей, таких как строение и пропорции тела,
способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность
функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические
особенности личности спортсмена и физические способности человека [9].
Различают три метода отбора: критерии, методы и организацию. К
критериям относят качественноколичественные характеристики специальных
способностей. Так же распространены такие методы как экспертные оценки,
аппаратурный метод и метод тестов. Под организацией понимается комплекс
мероприятий,
направленных на наиболее эффектное рациональное9
использование методов отбора. Метод экспертизы, чаще применяют для
определения медицинских противопоказаний. В нашей работе мы применяем
метод отбора по критериям.
Существует множество методов и критериев спортивно отбора. Однако об
эффективности этих критериев, нельзя говорить категорично: рекомендуем
или не рекомендуем, перспективен или нет, одарен или не одарен и т.д..
Наукой выработана
определяющих состояние спортсменов [31]:
комплексная оценка индивидуальны показателей,
Важнейшие характеристики здоровья и состояния отдельных систем;
Антропологические показатели и оценка биологического возраста
Работоспособность организма и потенциал энергообеспечения
Двигательные способности, координация движений
Личностно психологические особенности и мотивированность.
Спортивный отбор и ориентация, как указывает в своих работах, [1,2,3,13]
являются многоэтапным длительным и сложным процессом, который
включает в себя ряд взаимосвязанных сторон подготовленности спортсмена.
Ряд авторов по спортивным отборам понимают определение способностей и
обучению соответствие способностей человек особенностям данной
спортивной дисциплины и рассматривают как длительный многогранный и
многоступенчатый процесс, охватывающий периоды от начального до
завершающего этапа спортивного совершенствования.
Цель отбора определение пригодности начинающего спортсмена к
специализации в данном виде спорта, выявление его задатков и
потенциальных возможностей. Одним из важнейших исследований проблемы10
отбора разработка методологии отбора. Определение надежных критериев
прогноза способностей на начальном этапе спортивной подготовки.
Таким образом, проблему спортивного отбора для определения соответствия
ребенка к виду спорта, следует решать комплексно на основе педагогических
психологических, медикобиологических и социологических исследований.
Главными задачами начального этапа отбора детей являются выявление
соответствия задатков детей к занятиям спортом путем обнаружения у них
нужных способностей, оценка степени двигательной активности. После того
как тренер подвел итоги педагогического наблюдения он может определить
способность юных спортсменов преодолевать интенсивные тренировочные
нагрузки, возможность эффективно восстанавливаться после таких нагрузок,
а также определить темпы развития отдельных двигательных качеств
[1,13,14].
Выявить потенциал и способности детей на основе первоначального
отбора и однократных тестов невозможно. Об этом пишут многие
отечественные и зарубежные исследователи этой проблемы, невозможно
оценить потенциал двигательной и психической способности и тем самым
спортивное соответствие к определенному виду спорта на первоначальном
этапе отбора, какими бы ни были методы тестирования. Поэтому сделать
правильный отбор детей для занятий определенном видом спорта и оценить
необходимые потенциалы к этому виду спорта, возможно спустя достаточно
длительное время.
Однако есть такие способности, которые отличаются высокой стабильностью
и по ним можно определить будущую успешность спортсмена в определенном
виде спорта. К числу этих способностей, координационные способности и
физической подготовленности детей и подростков.11
Из всего этого можно сделать вывод, что только спустя длительное время
наблюдения можно составить точный прогноз развития способностей у детей.
Однако в настоящее время существуют разработанные данные по модельным
характеристикам в разных видах спорта, выделены основные наследственные
факторы которые в первую очередь следует учитывать при отборе детей.
1.2 Анализ основных понятий, терминов, относящихся к критериям
отбора детей
Главной задачей отбора является, своевременное и правильно выявление
задатков, способностей и возможностей новичков, соответствующих
требованиям выбранного ими спорта.
При отборе детей для занятий синхронным плаванием обращают внимание на
внешние данные ребенка, а также проводят проверку его физических данных,
координационные способности, гибкость тела,
проверки физических данных,
подъем стопы. Кроме
поступающие проходят проверку
антропометрических данных.
Внешние данные – в них заключаются гармоничность строя лица, шеи,
щиколотки, стопы. Подъем стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами.
Красивая аккуратная стопа зависит от подвижности ее в голеностопном12
суставе, эластичности ее связок. В синхронном плавании красивая аккуратная
стопа очень важна.
Физические данные – гибкость (такой ребенок лучше чувствует свое
тело, ему проще двигаться в воде) эластичность тела способствуют
выразительности движений тела, которые слагаются из гибкости позвоночника
и подвижности суставов, прежде всего тазобедренного. Но это не значит что
ребенок, который приходит на отбор должен уже уметь садиться на шпагат,
но опытный тренер всегда поймет, склонен ребенок к развитию гибкости или
нет.
Плавучесть то есть способность держаться на воде без какихлибо
дополнительных усилий. Профессиональный тренер всегда сможет,
определит плавучесть ребенка при помощи специальных тестов.
Антропометрические данные – рост ребенка выше средневозрастного.
Вес соответствующий росту ребенка. Длинные руки и ноги, как правило, в
синхронном плавании ноги должны быть длиннее туловища. Кроме того,
тренер обязательно оценить морфотип родителей.13
1.3 Критерии отбора детей
При начальной характеристике перспективности детей необходимо
учитывать те способности, по которым можно предсказать успех ребенка
в спорте высших достижений. Способности, имеющие временный характер не
могут учитываться в качестве критериев отбора.
При начальном отборе в первую очередь необходимо опираться на
стабильные факторы, не зависящие от тренировочных процессов. В
наибольшей мере стабильными факторами отвечают антропологические
показатели: размеры тела, длина верхних и нижних конечностей туловища,14
обхватные размеры бедра, голени. В определённой степени наследуется и так
называемая активная масса тела.
В спорте существуют определённые представления об «анатомическом
типе» спортсмена (рост, телосложение, вес), характерном для каждого вида
спорта. Например, рост, превышающий средний статистический рост
населения один и главных критериев при отборе в такой спорт как
баскетбол, волейбол, академическая гребля, прыжки в высоту с разбега,.
В плавании, фехтовании, современном пятиборье – рост желателен. А В таких
видах спорта как конькобежный спорт, беге, велоспорт рост не имеет
значения. В синхронном плавании, прежде всего, важна фактура.
Наряду с ростом большую роль играет вес тела. Имеется в виду
антропометрические данные как правило, ноги должны быть длиннее
туловища. Так же некоторые тренера смотрят на то, что бы были длинные
руки и ровные ноги.
Тестам, которые описывают двигательные способности, обусловленные
природными задатками отдается большее предпочтение. Особое вниманием
следует уделять тестам,
позволяющим оценить координационные
способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. В синхронном
плавании в большинстве преобладает анаэробная работа.
Так же большое значение при отборе детей имеет характеристика их
состояния здоровья. Главным из условий при достижении успеха является
отсутствие нарушений в организме.
Еще один из критериев на который стоит обратить внимание при отборе это
составление биологического возраста и сравнение его с паспортным. Что бы
правильно определить биологический возраст ребенка следует учитывать ряд
признаков, которые характеризуют биологический возраст. Такими
признаками являются: развитие зубов, первичные и вторичные половые15
признаки, строение ногтевого ложа. Существует такая закономерность, что
детей с ускоренным биологическим развитием, в будущем быстро теряют свое
превосходство и рано уходят из спорта. В то время как дети с обычными
темпами взросления добиваются больших успехов на последующих этапах
спортивного совершенствования.
Психические показатели так же важны на ранних этапах отбора детей.
Во время начального отбора одним из таких показателей является желание
ребенка заниматься спортом, стремление к хорошим результатам при
выполнении заданий, целенаправленности и напористость.
Успешное решение двигательных задач и быстрое освоение техникой
движений характерно для спортсменов с возбудимой, сильной нервной
системой. Но у представителей этого типа нервной системы быстрое
достижение высоких результатов может вызвать потерю интереса к спорту.
Второй тип нервной системы это дети с, уравновешенной, малоподвижной
системой, такие дети медленно овладевают сложно координационными
движениями. Повторение одних и тех же движений не снижает у них интереса
как у сангвиников, поэтому это способствует формированию устойчивых
навыков.
И 3 тип нервной системы у детей это система сильного, возбудимого,
безудержного характера. Такие дети изучают и выполняют сложные
движения без всякого труда. Однако изза повышенной возбудимости такие
дети нетерпеливы, суетливы и изза этого они не до конца овладевают одним
движением, когда уже переходят к другому.
Целесообразный правильный отбора позволяет так скомплектовать
спортивную группу, чтобы в ней были только способные перспективные16
детей, а так же помогает ребенку раскрыть весь свой потенциал и показать
свои возможности.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:17
1. Изучить ранее написанную научную литературу по проблеме отбора
детей в различных видах спорта
2. Раздать анкету с главными критериями, ведущими тренерам и
спортсменам
3. На основе результатов исследования выявить главные критерии по
которым будет проходить отбор
4. Выявить процентное содержание каждого критерия и ранжировать их
5. Сравнить успех и перспективность детей в экспериментальной и
контрольной группе
6. Определить важность критериев при отборе детей
2.2 Методы исследования
В ходе работы применялся следующий комплекс методов научного
исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
2. Анкетирование
3. Педагогическое наблюдение
4.
Педагогическое тестирование
5. Математическая статистика18
Педагогическое исследование мы разделили на несколько этапов.
I.
На первом этапе мы выполнили анализ научнометодической
литературы, где выявили основные критерии отбора детей
синхронное плавание.
II.
На втором этапе провели анкетирование среди тренеров и
спортсменок высокого класса.
Анкетирование метод сбора нужной информации, основанный на
опросе людей с помощью анкет.
Анкетному опросу предшествовала специальная подготовка
респондентов, с которыми проводились беседы, суть беседы было объяснить,
важность исследования анкеты и правдивости ответов.
При помощи этого метода можно с наименьшими затратами времени
получить высокий уровень массовости исследования. Главным
преимуществом этого метода является его анонимность, личность
опрашиваемого не устанавливалась, учитывались только ответы.
Анкеты заполнялись самостоятельно. В связи с эти мы старались четко
и ясно объяснить поставленную задачу респонденту.
Анкетирование проводится в таких случаях, когда необходимо
выяснить мнения людей и при этом опросить большое число людей за
короткий срок.
Существуют три вида анкетирования:
1. Индивидуальное анкетирование — опрашивается один человек;
2. Групповое анкетирование — опрашиваются несколько людей;
3. Аудиторное анкетирование — вид анкетирования, заключающийся в
одновременном заполнении анкет группой людей, находящихся в одном
помещении;19
4. Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч
респондентов.
В нашем случае было групповое и индивидуальное анкетирование.
Для проведения анкетирования нами были составлены вопросники для
разной категории респондентов: ведущих тренеров и спортсменок высокого
класса.
Ниже прилагается анкета, которую мы раздавали респондентам.
Респонденты должны были, каждый для себя определить значимость
критериев которые мы предоставили им в анкете, и ранжировать их в порядке
убывания.
Критерии отбора детей
Результат
Таблица 1
1.Антропометрические данные (рост,
вес, длина конечностей, обхватные
размеры)
2.Физические способности (гибкость,
подвижность суставов)
3. Плавучесть
4.Координационные способности
5. Внешние данные (гармоничность
строя лица, шеи, щиколотки, стопы)
6. Родители ребенка20
III. На третьем этапе было проведено педагогическое наблюдение.
Оно занимает одно из основных мест, в процессе исследований.
Моя работа направлена на то что бы с помощью педагогического наблюдения
определить факты, влияющие на полученный конкретный результат. Метод
педагогического наблюдения заключается в наблюдении со стороны и
невмешательстве в сам процесс, он не изменяет условий, в которых они
протекают.
IV. На четвертом этапе – был проведен сравнительный педагогический
эксперимент.
Так как нам нужно экспериментально доказать нашу гипотезу, мы
осуществляем набор детей в две группы: экспериментальную и контрольную.
Общий состав испытуемых составил 10 человек.
Учитывая недостаточную изученность поставленной проблемы, в
процессе исследования был использовал метод обобщения опыта работы
российских тренеров и специалистов по вопросу спортивной ориентации и
отбора детей синхронисток, что позволило выработать рекомендации по
совершенствованию работы относительно ориентации и отбора юных
спортсменов на начальном этапе подготовки.21
2.3.Организация исследования
Исследование проводилось в бассейне «Олимпийский» в период с 20142015,
в нем принимали участие юные спортсменки синхронистки в возрасте от 6 до
12 лет.
Для определения критериев отбора в синхронном плавании нами была
разработана анкета, которая была роздана ведущим тренерам и спортсменкам
высокого класса. В этой анкете были перечислены выбранные нами в ходе
изучения ранее написанной литературы, критерии. Участники анкетирования
должны были определить для себя наиболее важные критерии из тех, что мы
им предложили и поставить их в порядке убывания. С помощью этого
анкетного опросы выявилось процентное содержание каждого критерия,
после чего мы смогли понять, какие критерии при отборе детей являются
основными.22
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
3.1. Результаты анкетного опроса по определению основных критериев
отбора детей.
Анкетный опрос ведущих тренеров и спортсменок высокого класса, позволил
выявить, какие критерии являются основными при отборе детей в группы.
Результаты анкетного опроса можно увидеть на диаграмме (рисунок 1)
приведенной ниже.
Подробно изучив ранее написанную литературу по проблеме отбора детей, мы
выявили 6 основных критериев отбора детей в синхронное плавание в их
число входят такие как:
Антропометрические данные (рост, вес, длина конечностей, обхватные
размеры конечностей);
Плавучесть;
Физические данные: гибкость позвоночника, подвижность в суставах
( плечевой, коленный, тазобедренный)
Внешние данные: гармоничность строя лица, шеи, щиколотки, стопы, а
так же внешние данные родителей
Координационные способности
Данные факторы легли в основу будущего анкетирования. В процессе
анкетирования было 100 людям (тренеры и спортсменки высокого класса)23
было предложено оценить степень важности данных критериев по пяти
бальной шкале.24
Таблица 1
Критерий
Оценка
Антропометрические
данные
Плавучесть
Физические данные
Внешние данные
Координационные
способности
Родители ребенка
45
30
50
50
29
5
5
4
3
2
1
35
27
30
26
38
2
17
23
20
14
28
3
2
18
0
9
4
1
1
2
0
1
1
89
На основе данной таблицы были рассчитаны следующие статистические
величины:
Математическое ожидание важности:
где – iая оценка важности;
= – относительная частота;
– количество оценок;
− частота появления i – ой оценки.
Рассчитаем математическое ожидание для антропометрических данных
(для остальных критериев расчеты аналогичны):
Таким образом, для заданных критериев имеем следующие
математические ожидания:
антропометрические данные:
;
плавучесть:
;физические данные:
внешние данные:
4.15;
25
;
координационные способности:
3.9;
родители ребенка:
.
Очевидно,
что математическое ожидание равно среднему
арифметическому всех ответов для каждого критерия.
Далее рассчитаем дисперсию данного опроса.
Дисперсия – величина, характеризующая отклонение от среднего:
+
.
Среднеквадратичное отклонение связано с дисперсией следующей
формулой:
Данная величина показывает в каком интервале может лежать
изучаемая величина, т.е интервал [
]. Рассчитаем
дисперсию и среднеквадратичное отклонение для антропометрических
данных (для остальных критериев – аналогично):
+
0.7459,
Следовательно, пределы допустимой оценки лежат в интервале: [
]
[3.3464; 5.0736].
Таким образом, имеем следующие значения данных величин для
исследуемых критериев:
антропометрические
;
данные:плавучесть:
,
физические данные:
26
,
внешние данные:
1.0675,
1.0331,
координационные
способности:
0.9544,
;
родители ребенка:
;
;
;
0.9769,
].
Если внимательно проанализировать полученные интервалы, то можно
заметить, что для некоторых критериев крайние значения интервала
превышают максимально возможную оценку. Однако это не является
ошибкой, данный факт лишь подтверждает правдивость проведенного опроса:
все ответы были случайными, т.емнение iго респондента не зависело от
мнения других людей.
Определение относительных весов объектов
Определение относительного веса объекта − это процесс выяснения
насколько тот или иной фактор (объект) важен (существенен) с точки зрения
какоголибо критерия.
Один из методов определения весов состоит в следующем. Пусть xij –
, n – число
оценка фактора i, данная jым экспертом,
сравниваемых объектов, m – число экспертов. Тогда вес iго объекта,
подсчитанный по оценкам всех экспертов (wi), равен:
,
,
, (1)
где
– вес i–го объекта, подсчитанный по оценкам jго эксперта
равный:
,
,
(2)
Объединив (1) и (2) получим:27
,
,
(3)
Как видно из формулы (3) для нахождения относительных весов
каждого критерия потребуется провести огромное количество вычислений,
что связано с большим количеством респондентов. Для произведения
необходимых вычислений требуется написание специализированной
программы.
В связи с этим введем некую абстракцию, условившись, что респондент
был всего один, а его оценка каждого критерия равна математическому
ожиданию.
Тогда, m для формул (1),(2),(3) будет равно 1, знаменатель в формуле
(2) для всех критериев станет одинаковым, и будет равен сумме
математических ожиданий :
= 4.21 + 3.65 + 4.3 + 4.15 + 3.9 + 1.33 = 21.54.
Таким образом, учитывая, что m = 1, формула (1) становится равной
формуле (2) иподставляя в числитель формулы (2) математическое ожидание
iго критерия, получим относительные веса критериев:
антропометрические данные: w =
плавучесть: w =
физические данные:w =
внешние данные: w =
координационные способности:w =
родители ребенка: w =
Как видно из проделанных вычислений при данном уровне абстракции
наибольший относительный вес имеет критерий «физические данные».
На рисунке 1 изображена гистограмма полученных результатов,
записанных в таблицу 1.28
Рисунок 1 – Гистограмма ответов респондентов
На рисунке 2 изображен полигон математического ожидания ответов.
Рисунок 2 – Математическое ожидание оценки критериев29
Рисунок 1
Основные критерии отбора в синхронном плавании
Результаты опроса тренеров и спортсменок высокого класса.30
Результат проведенного опроса, в котором мы выявляли важность выбранных
критериев при отборе детей в синхронное плавание, показывает, что 45 %
опрошенных специалистов считают антропометрические данные основным
критерием при отборе, далее следуют физические данные (гибкость,
подвижность суставов) 21%, третье место занимает такой критерий как
внешние данные 14 %, затем следуют плавучесть 9%, предпоследнее и
последнее место занимают такие критерии как координационные способности
7%, и родители ребенка 4%.
Далее будут рассмотрены 3 основные критерия (антропометрические данные,
физические способности, внешние данные), которые были выявлены в ходе
опроса респондентов.
В антропометрические данные были включены такие критерии как: Рост, вес,
длины конечностей и обхватные размеры конечностей. В результате опроса
было выявлено процентное содержание каждого критерия.
Рисунок 231
100% распределились следующим образом:
Рост 34%
Вес 36%
Длина конечностей 16%
Обхватные размеры конечностей 14%
В Физические данные вошли такие критерии как: гибкость позвоночника,
плавучесть, подвижность суставов, координационные способности.
Рисунок 332
100% распределились следующим образом:
Гибкость позвоночника 33%
Подвижность суставов 28%
Плавучесть 22%
Координационные способности 17%
Внешние данные состояли из 4 критериев: гармоничность строя лица,
красивая аккуратная стопа, гармоничность строя щиколотки, внешние данные
родителей.33
Рисунок 4
100% распределились следующим образом:
Гармоничность строя лица
Красивая, аккуратная стопа
Гармоничность строя щиколотки
Внешние данные родителей
В практике синхронного плавания существует также и другой способ
отбора детей базирующийся на практическом опыте и интуиции тренера.34
При таком подходе тренер полагается на то, что степень целесообразности
пребывания ребенка в группе синхронного плавания и перехода его в будущем
в спортивную школу определится в процессе его работы с ним.
В процессе первоначального отбора необходимо отталкиваться от
спортивных занятий каждого ребёнка, учитывая индивидуальные возможности
и не упустить из вида одарённых детей, привить им заинтересованность к
спорту.
3.2 Педагогический эксперимент и его результаты
Нами предполагалось что дети, набранные с учет разработанных критериев,
будут успешнее и перспективнее.
Для решения поставленных задач данной работы было необходимо провести
педагогический эксперимент, что бы доказать нашу гипотезу. С этой целью
были набраны две группы детей экспериментальная и контрольная.
В35
экспериментальную группу набираем детей, несмотря на разработанные
основные критерии, которые мы выявили в ходе работы с ранее написанной
литературой.
В контрольной группе проходил строгий отбор детей по всем основным
критериям.
Общее количество детей составило 16 человек. По 8 девочек в каждой группе.
Спортсменки тренировались все вместе и на равных условиях, одинаковое
количество часов. Во время тренировок выполняли одинаковые упражнения.
Через полгода от начала занятий проводились контрольные испытания, для
выявления результата освоения навыков синхронного плавания у детей.
Для этого была составлена программа контрольных испытаний, которые
представлены ниже.
Таблица 2
Контрольные нормативы для юных спортсменок, занимающихся синхронным
плаванием
Виды упражнений
Нормативы
Общая физическая подготовка на суше
Упр.1
Выпрыгивание из глубокого приседа
Упр. 2
Упр.3
Выкруты рук в плечевом суставе с
инвентарем
Складочки
Упр. 4
Лодочки
15 раз за 20с.
Правильность
выполнения упражнения
Самое
максимальное
расстояние 50см.
10 раз за 10с.
Правильность
выполнения упражнения
20 раз за 20с.
Правильность36
Плавательная подготовка
выполнения упражнения
Упр.1
Упр. 2
Упр. 3
Упр. 4
25 метров брасс
25 метров кроль
25 метров кроль на спине
100 метров вольный стиль
40сек.
30сек.
30 сек.
2 мин. 30 сек
Специальная физическая подготовка на суше
Упр. 1
Шпагаты: правый, левый, продольный
Упр. 2
Гимнастический мост
Упр. 3
Наклон вперед
Расстояние от бедра до
пола не больше 30 см.
Расстояние от рук до
пяток не более 40 см.
Расстояние от головы до
колен 15 см.
Специальная подготовка на воде
Упр. 1
Упр. 2
Упр. 3
Упр. 4
Стандартный гребок
«Омар»
Обратный гребок
«Торпеда»
Техническая подготовка
Упр. 1
Проплыв в позиции «балетная»
25 м.
13м.
25м
10 м.
Упр. 2
Проплав в позиции «фламинго»
Упр. 3
Проплыв в позиции «группировка»
Техника исполнения
13 м.
Техника исполнения
13 м.
Техника исполнения
По составленным упражнениям, показанным в таблице 1, проходило
контрольное испытание, в котором мы сравнивали результат двух групп.
Испытания делились на 5 видов разных направлений подготовки: общая
физическая подготовка на суше; плавательная подготовка; специальная
физическая подготовка на суше; специальная подготовка на воде;
техническая подготовка. Каждые из этих направлений делились на
специальные упражнения, детей судили по выработанным нормативам.37
Для того чтобы было понятно какие дети выполнили упражнения лучше, мы
перенесли все результаты на график, в котором наглядно было представлено
две группы: контрольная группа и экспериментальная группа.
На оси X представлено количество баллов, которые мы ставили за каждое
упражнение, на оси Y показано количество упражнений в данном направлении
подготовки.
Ниже представлены результаты проведенного тестирования у детей двух
групп.
Результаты упражнений общефизической подготовки на суше
Рисунок 538
На данном графике мы видим, что результаты контрольной и
экспериментальной группы практически не различаются. Самый большой
разрыв в результатах, виден на 2ом упражнение, оно заключается в том,
чтобы спортсменки делали выкруты рук в плечевом суставе, расстояние
между руками не больше 50 см.. При наборе детей в контрольную группу,
одним из критериев были физические способности, в которые входили
подвижность в разных суставах. Этот критерий и повлиял на лучший
результат контрольной группы, в этом упражнении.
Результаты упражнений плавательной подготовки
Рисунок 639
На этом графике результаты двух групп практически одинаковые. Один из
критериев который мог повлиять на хороший результат в пользу контрольной
группы, была плавучесть. Но это не самый важный критерий, который влияет
на обучение детей спортивному плаванию, поэтому в некоторых упражнениях
дети из экспериментальной группы справлялись лучше, чем дети из
контрольной группы.
Результаты упражнений на специальную физическую подготовку на суше
Рисунок 740
На этом графике мы четко видим, что наши выработанные критерии, которые
мы рекомендуем учитывать при отборе детей в детские группы синхронного
плавания, очень важны. Потому что именно контрольная группа показала
хорошие результаты освоения главных хореографических упражнений,
нежели экспериментальная. В этой группе упражнений на результат повлияли
такие критерии как физические данные, а именно гибкость позвоночника и
подвижность в суставах.
Рисунок 841
Результаты упражнений на специальную подготовку на воде
На этом графике видно, что экспериментальная группа отстает. Так как дети
из этой группы преуспели в освоении спортивного плавания (Рисунок 6) и
показали хороший результат, в этой группе упражнений они тоже не сильно
отставали от контрольной группы детей.42
Рисунок 9
Результаты упражнений на техническую подготовку
На этом графике мы видим большое различие в баллах между двумя группами
Контрольная группа
значительно превысила результат
детей.
экспериментальной группы во всех 3 упражнениях. В этой группе упражнение,
на хороший результат повлияли многие из критериев, которые мы учитывали
при отборе. Это означает что дети, набранные с учетом основных критериев,
будут успешнее и перспективнее, с самого начала освоения основ
синхронного плавания и до конца своей карьеры.
Данные графики подтверждают нашу гипотезу о том, что дети, набранные с
учетом критериев, будут успешнее в ходе тренировочного процесса.43
ВЫВОДЫ
Таким образом, вопросы спортивного отбора являются одной из важнейших
составляющих содержания работы спортивного тренера. Любой тренер хочет
добиться максимально возможного результата. При этом следует помнить,
что природа наделила нас разным уровнем способностей. Важно научиться
распознавать их и учитывать в практике работы со спортсменами.
1. На основе анкетного опроса высококвалифицированных специалистов и
спортсменок высшего спортивного мастерства синхронного плавания
были выявлено процентное содержание основных критериев отбора
детей в группы синхронного плавания. Определяющими критериями
являются: антропогенные данные 45%, физические данные –21% и
плавучесть 14% .
2. В ходе педагогического эксперимента была доказана цель и гипотеза
нашей дипломной роботы. На графиках наглядно видно, что дети из
контрольной группы показали лучший результат. Но тренер, как и
любой человек, может ошибиться в своем выборе. Поэтому некоторые
дети из экспериментальной группы имели практически такой же успех в
освоении основ синхронного плавания, как и дети из контрольной
группы. Но это единичные случаи в основном дети, отобранные по
основным критериям, в дальнейшем становятся более успешными и
перспективными.44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Современный уровень развития спорта характеризуется более ранним
вовлечением детей в интенсивную тренировочную и соревновательную
деятельность. В связи с этим возникает необходимость в более совершенной
системе
ориентации.
первичного
и
отбора
1.
Педагогические исследования и эксперимент показали, что при
основательном подходе к первоначальному отбору детей в группы
синхронного плавания следует учитывать основные критерии отбора и
своевременно отсеивать не перспективных детей.
2. На основе правильного и грамотного отбора детей возможен более
легкий и быстрый путь к достижению высоких спортивных результатов
на уровне современных требований.45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. –М. : физкультура
и спорт, 1978. 152с.
2. Мотылянская Р. Е. Медикобиологические аспекты проблемы отбора
юных спортсменов. Материалы симпозиума. –Мю,1975.925с.
3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. –М.: Физкультура и спорт,1980.
127с.
4. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии, М.: Физкультура и
спорт, 1979.152с.
5.
Сахновский К.П Подготовка спортивного резерва. Киев.:,
«здоровья»,1990.152с
6. Гужаловский, А.А. Проблема теории спортивного отбора / А.А.
Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1986. №8.
2425с.
7. Зимкина, Н.в. Физиология человека. –М.: Физкультура и спорт, 1975. –
496 с.
8. Корягина Ю.В. Физиология силовых видов спорта: учебное пособие –
Омск: СибГуфк,2003. 60 с.
9. Зеличенок В.Б. легкая атлетика: критерии отбора /В.Г. Никитушкин,
В.П. Губа. –М.: Терра – спорт, 2000. – 240 с.
10.(Н.П. Дубинин и Б. А. Никитюк)46
11.Шварц В.Б.Хрущев С.В. медико биологические аспекты спортивной
ориентации и отбора. –М.: Физкультура и спорт, 1984. 151 с.
12.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. –М.: Физкультура и
спорт, 1983. 158с.
13. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный Отбор. –М.: Физкультура и
спорт, 90с.
14.Бальсевич В.К. Методические принципы исследований по проблеме
отбора и спортивной ориентации. Теория и практика физической
культуры. 1980. №1. 31 33с.
15. Введение в теорию физической культуры. Под ред. Матвеева Л.П. –М.:
Физкультура и спорт, 1983. 128с.
16. Исмаилов А.И. Организация и методика отбора юных спортсменов. –
М.:1983.52с.
17. Бриль М.С. Исследование индивидуальных особенностей детей с целью
отбора в детскоюношеские спортивные школы. Автореферат дисс.
18. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. –М.: физкультура и спорт,
90с.
19. Крылатых Ю.Г.
Отбор и подготовка велосипедистов в
специализированных школах. В сб. Велосипедный спорт. –М.:
Физкультура и спорт, 1982. 256с.
20. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе. –М.: Физкультура и
спорт, 1984. 144с.
21.Основы управления подготовки юных спортсменов. Под ред.
Набатниковой М.Я. –М.: Физкультура и спорт. 1982. 280с.47
22.Сирис П.З., Гайдарски П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование
способностей в легкой атлетике. –М.: Физкультура и спорт, 1983. –
103с.
23.Теоретические и методические аспекты проблемы отбора в спорте
.М.,1990
24.Чесноков А.С. Об отборе детей для занятий спортом. Теория и
практика физической культуры, 1973. №31517с.
25.Шичанин В.С. Исследование причин текучести контингентов детско
юношеских спортивных школ плавания: Автореф. Дисс.канд.пед.наук. –
М., 1978 – 24с.
26.Шустин Б.Н., Брянкин С.в. Использование «модели» сильнейших
спортсменов для отбора и спортивной ориентации. Проблемы отбора
юных спортсменов. М.,1976,1114с.
27.Юрашов С.Н. Отбор и ориентация в велосипедном спорте. Вопросы
теории и практики физической культуры и сорта. Вып.№16.
Минск,1986.5962с.
28. Максимова М.Н. Особенности подготовки юных синхронисток.
Методическое пособие –М.:ФГБУ «Федеральный центр подготовки
спортивного резерва», 2012. 84с.
29. Тимакова Т.С. Критерии и тенденции отбора в спорте высших
достижений. вестн. спортив. науки. 2013. №5. 5357 с.48
30.
Исполнитель выпускной
Квалификационной работы студента 4 курса 4 группы
Специализации «ТиМ синхронного плавания»
Егорова А.А.