МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
в г. Железноводске
(Филиал СГПИ в г. Железноводске)
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
ПО ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Отчет принят с отметкой |
|
Выполнил: |
|
||
|
студент 4 курса |
|
||||
|
Руководитель практики от Филиала СГПИ в г. Железноводске |
гуманитарного факультета 4-2н группы (очная форма обучения) |
||||
|
Данилова К.В. |
Специальность 44.02.02 |
|
|||
|
Преподавание в начальных классах |
|
|
|||
|
Руководитель практики от профильной организации |
Максименко Д.К. |
||||
|
|
|||||
|
Ривчак Г.А. |
|
||||
|
|
|
||||
|
МП |
|
||||
|
|||||
ЖЕЛЕЗНОВОДСК, 2025
Практика осуществлялась в 1а классе МБОУ СОШ №17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянский, Ставропольского края в период с 06 ноября по 19 декабря 2025 года (7 недель) под руководством учителя начальных классов Плясовой Е.П.
|
МБОУ СОШ №17 пос. Шаумянский, Ставропольского края |
357803, Ставропольский край, Георгиевский район, Шаумянский п., Комсомольская ул. 1. |
Телефон +7(879)513-81-28 |
|
Директор |
Ривчак Галина Алексеевна |
|
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Киселева Г.В. |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 имени И.Л. Козыря поселка Шаумянского» – уникальный учебно-воспитательный комплекс на юге России. Была основана в 1958 году. Преподавание ведется по учебно – методическому комплекту «Школа России». В рамках реализации ФГОС в школе разработан ряд программ внеурочной деятельности: «Родной язык (русский)», «Финансовая грамотность», «Жить здорово» и др. Учащиеся школы стабильно становятся победителями и призерами городских, краевых предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов.
Цель производственной (по профилю специальности) практики - формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта деятельности.
Задачи производственной (по профилю специальности) практики:
- овладение методами, приемами и средствами проведения уроков, классных часов, навыками руководства познавательной деятельностью младших школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- освоение современных педагогических технологий;
- овладение навыками применения интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе;
- закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний;
- воспитание профессионально значимых качеств личности.
В процессе производственной практики (по профилю специальности) я ознакомлена со следующим видом деятельности: преподавание по программам начального общего образования. Непосредственно я участвовала в ознакомлении с документацией учителя начальных классов; изучении методических и технических возможностей школы, класса; составлении графика выполнения индивидуального задания, разработке конспектов, технологических карт уроков, проведении уроков, их анализе.
В процессе производственной практики (по профилю специальности) мною было выполнено индивидуальное задание:
- знакомство с организацией учебного процесса в начальных классах образовательной организации, в конкретном классе;
- изучение методических и технических возможностей школы, класса;
- составление индивидуального графика производственной практики (по профилю специальности);
- анализ программной документации, календарно-тематического и поурочного планирования учителя начальных классов;
- разработка конспектов, технологических карт проводимых уроков;
- подготовка и проведение пробных уроков по расписанию, их самоанализ;
- наблюдение и анализ уроков сокурсников, проводимых на данном классе;
- освоение практической деятельности с использованием интерактивного оборудования;
- исследовательская деятельность (практическая часть ВКР);
- составление отчета практиканта, утвержденного образовательной организацией – базой практики;
- оформление портфолио педагогических достижений и его презентация;
- деятельность по созданию предметно-развивающей среды кабинета.
Перед началом производственной практики по ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования была проведена установочная конференция. Она позволила осознать мне цель и задачи данного этапа практики, содержание практики. Установочная конференция перед началом производственной практики (по профилю специальности) положительно повлияла на мотивацию моей собственной деятельности.
За период практики мною было проведено 14 уроков: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура».
При проведении занятий мной были успешно применены теоретические и практические знания, приобретённые на предыдущих этапах практики. Разнообразие форм учебной деятельности позволило поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и стимулировать интерес к изучаемому предмету. Обучение строилось таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить свою индивидуальность и способности, тем самым учитывались особенности восприятия материала детьми разного возраста и уровня подготовки, благодаря чему создавались оптимальные условия для формирования устойчивых учебных навыков и повышения эффективности усвоения знаний. Материал был представлен комплексно и разнообразно: наряду с традиционными методами использовались презентации, разнообразные раздаточные материалы, наглядные пособия и мультимедийные демонстрации. Это позволяло учащимся получить полную картину изучаемого предмета, улучшило восприятие информации и способствовало развитию творческого подхода к обучению.
При консультировании учителем по проведению уроков мне были рекомендации по методам и способам воздействия на обучающихся, проведению увлекательных физкультминуток, которые помогут избежать утомляемость у младших школьников. Предварительные консультации с методистами по составлению конспектов урока значительно расширили мои представления о процессе разработки учебно-воспитательных мероприятий. Они помогли мне четче структурировать знания, полученные в ходе изучения теории педагогики и психологии, детально рассмотреть специфику конкретных педагогических методик и подходов, положенных в основу заданий, предложенных ученикам. Благодаря этому консультация стала важным этапом моего профессионального роста и позволила укрепить уверенность в собственной готовности применять современные образовательные подходы в будущей практической деятельности.
При разработке конспектов урока мне было легко формулировать цель и задачи урока, так как я понимала структуру построения педагогического процесса. Определение планируемых результатов не вызвало у меня затруднений, потому что данный вид деятельности был освоен мною на прошлых этапах практики, а также мною использовалась «Примерная образовательная программа начального общего образования».
Разрабатывая содержание уроков, я испытывала трудности, которые легко преодолела, опираясь на знание возрастных особенностей младших школьников. Общение с учениками проходило естественно и непринужденно, так как я применяла индивидуальный подход, а также создавала позитивную атмосферу сотрудничества и взаимопонимания на каждом уроке.
При проведении уроков «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение» мне удалось организовать учебную деятельность, минимизировав возможные нарушения дисциплины. Эта способность основывалась на опыте, накопленном в ходе летних смен в детском лагере, где умение держать ситуацию под контролем напрямую связано с обеспечением безопасной обстановки. Рекомендации, полученные от классного руководителя, по методам и приемам педагогического влияния на детей были эффективно применены. Таким образом, сочетание личного опыта и советов профессионалов помогли создать благоприятную обстановку на уроках, что положительно сказывалось на общей атмосфере и успеваемости класса.
Проведение уроков «Русский язык» и «Литературное чтение» были самыми интересными. На этих уроках проявляется взаимосвязь между процессом освоения графического образа буквы на уроках письма и глубоким погружением в суть символа при изучении азбуки. Такая двойственность позволяет творчески подойти к проверке уровня усвоения материала младшими школьниками, давая возможность оценить, насколько полно ученики понимают значение каждой изученной буквы. Данная взаимосвязь дает возможность выявить пробелы в знаниях, восполнить их и обеспечить прочное запоминание важнейших аспектов родного языка.
Проведение урока «Физической культуры» вызвало у меня затруднения, так как самое главное было обеспечение безопасности и здоровья обучающихся. Во время проведения урока мне необходимо было учитывать процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями младших школьников. Я считаю, что эффективность уроков физической культуры в большей степени зависит от умения учителя в максимальном использовании всех возможностей, которыми располагает школа, и от чёткой организации проведения занятий.
Самым интересным заданием при проведении урока «Математики» является организация устного счета. Мною он был представлен в разных формах (математический, графический диктант; круговые примеры; математическое лото). Использование разных форм на уроках необходимо в связи с возрастными особенностями, а также завлечением обучающихся в образовательный процесс.
Учитывая физиологические и психологические особенности младших школьников, я особое внимание уделяла профилактике переутомления и сохранению работоспособности ребят на протяжении всего учебного дня. Для снятия напряжения и повышения эффективности учебного процесса, на уроках я регулярно проводила физические минутки, что позволило детям отдохнуть и восстановить силы. Все обучающиеся завершали урок с выраженным чувством удовлетворения и радости, что наглядно свидетельствовало о правильности выбранного метода работы. Данный положительный эффект подтверждает мою успешность в создании комфортной и развивающей среды, заботящейся о здоровье и благополучии каждого ребенка.
В ходе проведения уроков мне удалось полностью достичь поставленных целей и решить все запланированные задачи, что стало возможным благодаря тщательному учёту индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников при подготовке конспектов. Каждый разработанный конспект предусматривал постепенное раскрытие материала и формирование необходимых навыков и умений. Все этапы урока последовательно осуществлялись, начиная с мотивирующего введения и заканчивая подведением итогов и рефлексией. Важным элементом оценки эффективности моей работы стал контроль усвоения материала, проведенный различными способами. Результаты контроля подтвердили, что материал, объясняемый мной, был понят и прочно усвоен всеми учащимися, что свидетельствует о правильном выборе методов и техник подачи информации. Таким образом, продуманная структура уроков, учет потребностей и способностей детей, применение эффективных методов проверки знаний позволили добиться высоких результатов в достижении целей и задач обучения.
При проведении самоанализов, у меня возникли трудности в том, чтобы детально разобрать каждую составляющую урока, погрузившись в её глубинную сущность, объективно оценить достигнутый результат своей деятельности путем сопоставления заранее намеченного плана с фактически выполненными действиями, принимая во внимание достижения и продвижение учеников. Однако регулярное выполнение самоанализа становится важным инструментом для моего собственного профессионального роста и совершенствования. Осмысленное размышление над каждым проведённым уроком даёт возможность увидеть перспективы дальнейшего развития, скорректировать существующие недостатки и разработать эффективные стратегии улучшения качества учебного процесса. Таким образом, несмотря на возникающие трудности, самонаблюдение и рефлексия становятся важнейшей частью моей педагогической деятельности, позволяя развиваться профессионально и повышать качество обучения.
Ежедневная помощь в проверке тетрадей способствовала совершенствованию навыка орфографической зоркости, а также усвоению критериев оценивания в МБОУ СОШ №17 имени И.Л. Козыря поселка Шаумянского.
После проведённых мною уроков Плясовой Е.О. был проводен анализ, который способствовал совершенствованию моих профессиональных качеств и реализации личностного потенциала, что положительно повлияет на мою будущую педагогическую деятельность. Эти анализы легли в основу предложений классного руководителя по повышению качества знаний учеников, по работе над развитием у обучающихся разных психических процессов, по использованию методов и приемов вовлечения младших школьников в процесс получения знаний, совершенствованию своих профессиональных навыков и реализации личностного потенциала.
Выполнение заданий в рамках производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» дало мне возможность гораздо глубже понять, каким образом педагоги применяют ФГОС, профессиональные стандарты в своей повседневной педагогической деятельности. Проходя практику, я убедилась в значимости таблицы структуры уроков разных типов, так как активно использовала её при подготовке конспектов. Практическая работа с таблицей помогла закрепить теоретические знания и осознать значимость правильной организации урока для успешного достижения образовательных целей.
Задания, выполненные в процессе производственной практики, способствовали осознанному закрепили знания по психологии и педагогики, так как я в достаточной степени знаю теоретический материал, но в недостаточной степени они применены на практике. С каждой практикой знания по этим дисциплинам для меня расширяются и закрепляются.
В течение всей практики я вела дневник, в котором отражены конспекты и самоанализы уроков, анализ наблюдений уроков, проводимых студентами – практикантами.
В период прохождения данной практики у меня не возникло трудностей в работе с документацией, потому что мною были использованы все полученные знания на предыдущих практиках
При разработке отчета практиканта я не испытывала затруднений в структурирование материала, анализировании своих действий, потому что мною были исправлены все ошибки, которые я допустила при прохождении практик.
На следующих этапах практики мне необходимо научится давать более объективную самооценку своим проведенным урокам.
Программа практики выполнена в полном объеме, реализованы ее цель и задачи. Практика способствовала закреплению и углублению теоретических знаний, приобретению практических умений и навыков, формированию общих и профессиональных компетенций: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 4.4.
|
Студент |
|
Максименко Д.К. |
19 декабря 2025 г. |
|
Руководитель практики от Филиала СГПИ в г. Железноводске |
|
Данилова К.В. |
19 декабря 2025 г. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.