Отчет об использовании современных образовательных технологий
Оценка 4.7

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Оценка 4.7
pdf
10.01.2024
Отчет об использовании современных образовательных технологий
558430-1079-ilovepdf_merged (5).pdf

Отчет

об использовании современных образовательных технологий 

                                                учитель химии МБОУ «Чинарская СОШ № 1»                                                      Шахбанов Юнус Рамазанович

IВведение

IIОсновная часть

    1.Использование Опорных конспектов

     2.Технология проблемно – модульного  обучения.

     3. Проблемно-диалогическая, проектная, технология критического мышления

     4.Результаты использования современных  педагогических технологий IIIЗаключение

     

         В настоящее время в системе общего среднего образования происходит смена парадигмы (концептуальной модели) учебного процесса:  от «парадигмы обучения» к «парадигме учения». Предлагаются иные подходы к содержанию и организации познавательной деятельности учащихся, которые обогащаются рациональными способами и приёмами познания, умениями «добывать» необходимую информацию и оперировать ею в соответствии с познавательными задачами. Традиционные источники информации уступают современным компьютерным, телекоммуникационным информационным сетям глобального масштаба. Учебный процесс всё в большей степени становится личностноориентированным, направленным на выявление и развитие природных задатков и склонностей учащихся. Осуществляется переход от обучения по принуждению, к учению по желанию и возможностям ученика. В профессиональный лексикон учителя прочно вошло понятие «уровень обученности», проявление которого стало учитываться как в  познавательной деятельности учащихся, так и в её организации.

        В системе общего среднего образования определился  компетентностный подход -  основной целью которого является формирование  ключевых компетенций, которые предопределяют возможность  использования усвоенных знаний, общих и специальных умений, навыков и способов деятельности для решения, в последующем, теоретических и практических задач. Образовательный процесс стал строиться с учётом принципа вариативности, позволяющего учителю из предлагаемых методов, приёмов, операций, действий моделировать процесс обучения с учётом своих профессиональных возможностей и возможностей обучаемых им учеников.

В теорию обучения и практику работы общеобразовательных школ прочно вошло понятие педагогической технологии, которое ещё совсем недавно не имело для учителя того значения, какое оно имеет в настоящее время. В этих условиях учителю  химии необходимо ориентироваться в теории и практике  образовательной парадигмы учения, одним из составляющих элементов которой являются педагогические технологии. 

Однако необходимо заметить, что отдельные элементы, составляющие современные педагогические технологии, давно присутствовали в практике проведения уроков

.С 2008 года я систематически использую в образовательном процессе современные  педагогические технологии, обеспечивающие качество преподавания химии, активизацию интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Регулярность использования образовательных технологий, умение адаптировать образовательные технологии в соответствии с педагогической ситуацией помогают формировать  у учащихся необходимые знания по предмету.

1.     Дидактическим обоснованием обращения к технологии проблемномодульного обучения стала  работа с 2002 года по системе В.М.Шаталова «Использование Опорных конспектов на уроках». Опорные конспекты, схемы использовала на уроках открытия новых знаний «Углеводороды» «Кислородосодержащие органические вещества». «Азотсодержащие органические вещества», «Основные классы неорганических соединений их классификация и химические свойства», «Виды химической связи» и  многих других, при закреплении и обобщении тем, для краткого повторения и закрепления теоретического материала. Опыт использования опорных конспектов, алгоритмов, инструкционных карт позволил  последовательно  перейти к технологии проблемно-диалогической, проектной, технологии критического мышления .и проблемно - модульного обучения.

2.     Использование модулей  позволяет индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков. Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Такое модульное обучение неплохо проходит в старших классах (10,11). Так как учащиеся должны иметь навык работы с таблицами, схемами, иметь опорные знания по предмету, необходимые для изложения материалов в группе, парах, умение делать выводы и решать конкретные  дидактические задачи. Так при изучении  свойств углеводородов я использую серию модулей «Алканы» «Алкены» «Алкины» и т. д. которые в свою очередь состоят из цикла уроков (урок изучения нового материала на котором  в парах по опорным конспектам и в форме эвристического диалога  ребята изучают новый материал с помощью учителя, затем урок обобщения, где происходит воспроизведение теоретических знаний и  первичное закрепление усвоенного материала, выполнение простейших тестовых заданий по теме, затем идёт урок закрепления и наконец, урок контроля и оценки знаний

3Проблемное  обучение – организованный  учителем -  способ активного  взаимодействия  учащихся  с  проблемно  представленным содержанием  обучения,  в  ходе  которого  они  приобщаются  к объективным  противоречиям  научного  знания  и  способам  их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.   В целях реализации процесса технологизации  были использованы   различные формы организации работы с учащимися: индивидуальная, работа в парах, группах, групповые  экспериментальные практические  работы по предмету, частично- поисковый метод, исследовательский метод, эвристические  беседы.

  Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Метод заставляет логически мыслить учащихся, делать выводы, находить взаимосвязь, а значит не бездумно запоминать отдельные факты например о строении атома, а связывать строение с понятиями «степень окисления», «валентность»,  с химическими свойствами вещества.

Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися. (в зависимости от подготовленности ребят) при изучении свойств классов неорганических соединений «Оксидов», «Оснований», «Кислот», «Солей» сначала  выдвигается гипотеза о возможности взаимодействия с другими  веществами и проводятся исследования этих свойств. Для экономии времени на уроке процесс исследования дробят и экспериментальные опыты выполняются разными группами учащихся, затем происходит теоретическое обсуждение между группами  и формулируются выводы, которые учащиеся подтверждают уравнениями химических реакций.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Такие методы предлагаю для наиболее сильных ребят, заранее формулируя проблему, например, вредны или полезны чипсы, из чего они состоят, или почему скисает молоко, какие вещества содержатся в молоке  и т. д. такие проекты учащиеся представляют на научно-практических конференциях, исследовательских конкурсах. А также на классных часах о проблемах здорового питания

Применение проблемно-модульного обучения способствовало, в свою очередь,  моему обращению  к использованию информационнокоммуникационных технологий. В 2007  в кабинете  была установлена интерактивная доска, что способствовало применению  информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения химии и в воспитательной деятельности.

4.Результатом стало повышение среднегодовой оценки учащихся, повысился интерес к предмету, Увеличилась посещаемость факультативных занятий по химии, а также количество учащихся, выбирающих предмет  в качестве экзамена по выбору 

 

Год

2021г

 

2022г

 

2021г

2022г

2023г

Количество учащихся

ЕГЭ 3чел

-

ЕГЭ 3чел

-

ГИА-2чел

ГИА-

4чел

ГИА-5чел ЕГЭ-4чел

 

Дистанционное обучение химии, равно как и традиционное, немыслимо без демонстрации экспериментов и различных объемных пособий (например, шаро-стержневых моделей кристаллических решеток веществ). В этом плане у дистанционного варианта образования появляется еще ряд преимуществ. Во-первых, используя медиа-технологии, учитель имеет отличную возможность для показа экспериментов с опасными (взрывчатыми или токсичными) веществами, зрелищных опытов, проведение которых в аудитории с учениками недопустимо по технике безопасности. Можно возразить, что подобные интерактивные демонстрации возможны и в традиционной схеме обучения в классе, если тот оборудован соответствующей аппаратурой (мультимедиа-проектор и т.п.) Однако, качество воспроизведения материала на персональных компьютерах, используемых при дистанционном образовании, намного выше. Кроме того ученик имеет возможность повтора, перемотки и т. п. в случае, если не удалось рассмотреть какие-либо подробности эксперимента с первого раза. Понравившиеся опыты можно пересматривать неоднократно, делиться видеофайлами с друзьями в социальных сетях и блогах, участвовать в их обсуждении. Такая социальная активность положительным образом сказывается на усвоении материала, а также на социальной адаптации учеников.

 

Во-вторых, демонстрируемые эксперименты могут иметь большую продолжительность, сильно выходящую за временные рамки урока. Например, опыт по кристаллизации (т. н. «сад кристаллов») длится несколько дней, что обусловлено медленной скоростью роста кристаллов. При помощи веб-камеры можно организовать потоковую трансляцию проведения эксперимента в интернете. Это позволит ученикам время от времени проверять ход опыта всего лишь нажатием нескольких клавиш компьютера. В-третьих, интерактивные пособия и модели позволяют ученику дистанционной формы образования глубже вникать в обсуждаемую проблему, более эффективно учитывая индивидуально-психологические особенности личности. В отличие от коллективного использования таких пособий в обычном классе, здесь фактически имеет место индивидуальное обучение, со всеми вытекающими из этого плюсами. Каждый ученик, совершенно независимо от других учащихся, имеет возможность работы с такими пособиями (внесение каких-либо модификаций, задание условий и т.

п.) В приведенном выше примере изучения шаро-стержневых моделей кристаллических решеток, это может быть самостоятельное изменение учеником типа решетки, видов структурных единиц, находящихся в ее узлах (атомы, молекулы или ионы), длин связей и других параметров, причем при каждом изменении модель принимает новый вид. Подобную работу в принципе невозможно провести в обычном классе, учитывая небольшое доступное число моделей, значительное количество учащихся и жесткое ограничение по времени.

 

Учитель-химик дистанционного образования располагает куда более широкими возможностями использования интерактивного контента для уроков, по сравнению с коллегами в традиционной форме обучения. Помимо Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР, schoolcollection.edu.ru), имеющей, кроме неоспоримых преимуществ, ряд недостатков, это, в первую очередь, сервисы т. н. видеохостинга, крупнейшим из которых является сайт youtube.com. Так, по запросу «химия» данный сервис выдает свыше 120 тыс. видеороликов, а по запросу «химические опыты» - порядка 25 тыс.

Особое преимущество демонстрации видеоматериалов с помощью подобных сервисов — отсутствие каких-либо технических требований к программному обеспечению компьютера учащегося, - достаточно лишь наличия интернетобозревателя. Т.о., исключена проблема нераспознавания файлов с видео, использующих нестандартные кодеки (преобразователи данных).

Другой плюс потокового видео — отсутствие затрат времени на предварительную загрузку файла на носитель информации компьютера ученика.

 

Аналогом классной доски в схеме дистанционного образования выступают сервисы онлайн-досок, такие как flockdraw.com, twiddla.com, scribblar.com, scriblink.com и другие. Разумеется, у этих сервисов есть ряд преимуществ, принципиально недоступных в обычном классе, например — сохранение написанного в графический файл.

Сервисом, важность которого для дистанционного образования сложно переоценить, является набор приложений от Гугл (google.com), таких, как Документы (docs.google.com) и Диск (drive.google.com). Документы Гугл позволяют вести совместно редактируемые документы любого типа (текстовые, таблицы, графика). Такие документы легко доступны с любого компьютера, имеющего выход в интернет. При помощи этого сервиса можно вести рабочие конспекты, тетради для контрольных мероприятий и т. п., а также — использовать его в качестве вышеупомянутых онлайн-досок. Приложение Гугл Диск позволяет хранить информацию любого рода (например, присланные учеником работы) в т. н. «облаке» Гугл.

 

Все        вышеперечисленные    сервисы      являются    бесплатными       и общедоступными.

 В целом использование  современных образовательных технологий в моей практике  способствует развитию самостоятельности и творческой активности учащихся, повышает эффективность  обучения: отмечается ежегодная позитивная динамика качества знаний учащихся, все выпускники успешно  сдают ЕГЭ по химии, средний балл на экзамене  по школе выше среднего краевого показателя. 2021-83балла  2022-75баллов.Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. 

 

 































Отчет об использовании современных образовательных технологий учитель химии

Отчет об использовании современных образовательных технологий учитель химии

Однако необходимо заметить, что отдельные элементы, составляющие современные педагогические технологии, давно присутствовали в практике проведения уроков

Однако необходимо заметить, что отдельные элементы, составляющие современные педагогические технологии, давно присутствовали в практике проведения уроков

Проблемное обучение – организованный учителем - способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания…

Проблемное обучение – организованный учителем - способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания…

А также на классных часах о проблемах здорового питания

А также на классных часах о проблемах здорового питания

Например, опыт по кристаллизации (т

Например, опыт по кристаллизации (т

Разумеется, у этих сервисов есть ряд преимуществ, принципиально недоступных в обычном классе, например — сохранение написанного в графический файл

Разумеется, у этих сервисов есть ряд преимуществ, принципиально недоступных в обычном классе, например — сохранение написанного в графический файл

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий

Отчет об использовании современных образовательных технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2024