Создание условий на логопедических занятиях для развития речевой и познавательной активности детей с ОВЗ
Оценка 5

Создание условий на логопедических занятиях для развития речевой и познавательной активности детей с ОВЗ

Оценка 5
Особые потребности
pdf
дефектология
7 кл—11 кл
26.11.2023
Создание условий на логопедических занятиях для развития речевой и познавательной активности детей с ОВЗ
Информация из личного опыта работы логопеда с младшими школьниками с ОВЗ
Пушкарева О.В. Из опыта работы логопеда школы.pdf

Создание условий для развития познавательной и речевой активности обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях

Пушкарева Ольга Валентиновна,

 учитель-логопед МОУ «ООШ№4», г.Кыштым, Челябинская обл.

Как учитель-логопед школы я работаю с разными категориями детей с Особыми возможностями здоровья, но в основном с детьми с задержкой психического развития. 

Общение с такими детьми показывает, что для них характерны: недостаточный уровень аналитико-синтетической деятельности, низкий уровень познавательной и собственно речевой активности, недостаточный уровень развития мыслительных операций, слабая регуляторная способность, недостаточно сформированы у них и волевые усилия. 

Все эти характеристики способствуют тому, что у детей с ЗПР формируется неуверенность в своих силах, негативное отношение к познавательным задачам, переключение на ту деятельность, которая не требует умственного напряжения. При этом, все возрастающая, интеллектуальная нагрузка становится для ребенка невыносимой, снижается интерес к самому процессу обучения. 

Все это придает особую актуальность проблеме стимулирования познавательной и речевой активности школьников с ОВЗ. 

С начала школьного обучения любой ребенок с ОВЗ, испытывающий трудности в речевом развитии, нуждается в логопедической помощи.

При нарушенном фонематическом слухе, недостаточно сформированной слоговой структуре слов, невозможно правильно выполнить звуковой анализ слова, правильно продиктовать себе слово, фразу для записи. При неумении грамотно построить связное высказывание у школьников уже со 2-3 класса есть проблемы с выполнением заданий на уроках русского языка при составлении предложений, написании изложений, сочинений и прочие трудности. Письменные работы обучающихся лучше всего это демонстрируют.

Дети зачисляются в группы для занятий с учителем-логопедом, согласно общим проблемам развития устной и письменной речи. 

На таких занятиях обучающиеся могут получить максимум возможности для осуществления коммуникации с педагогом и со сверстниками, что позволяет  повысить  самооценку ребенка, поднять на новый уровень его речевую и познавательную активность за счет выполнения  заданий разной степени самостоятельности. 

Из-за малочисленности состава каждой группы обучающиеся получают практически индивидуальную направленную помощь учителя-логопеда.

Хочу обратить ваше внимание на специфику использования в логопедической практике приёмов работы, направленных на развитие познавательной и речевой активности школьников с ОВЗ. Все они проникают в специфические логопедические технологии: логопедического обследования, коррекции звукопроизношения, формирования речевого дыхания, развития интонационной стороны речи, коррекции темпо-ритмической стороны речи, развития лексико-грамматической стороны речи, коррекции нарушений письма и чтения. Я бы разделила эти приемы всего на 3 группы: приемы игровых технологий, проектной деятельности и бережное использование цифровой образовательной среды.

Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание и память детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

В своей работе я активно использую игры, созданные самой природой ребенка. Им нравится что-то перебирать пальчиками, и я даю им сухой бассейн с фасолью, кинетический песок и пластилин, набор мелких крышечек или шарики с разной структурой поверхности.

  

Им нравятся подвижные игры, и я помогаю им реализовать потребность в движении через игры с мячом, крышками, направленные на развитие ориентировки в пространстве, игры в «Живые слова» и логоритмические упражнения.

При этом, каждая игра несет в себе коррекционную нагрузку, таким образом, дети ненавязчиво включаются в коррекционный процесс и выполняют, порой,  сложные для них, задания.

В процессе логопедического обследования и в занятия в качестве разминок активно включаются игровые упражнения на развитие саморегуляции и внимания, координации движений и тактильного контроля. Игровые упражнения на развитие саморегуляции и внимания, координации движений и тактильного контроля входят в раздел работы учителя-логопеда по развитию психо-физиологической базы речи.

Считаю отличным настольным пособием для работы книгу С.В.Коноваленко и М.И.Кременецкой «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии». По примеру можно придумать массу своих вариантов.

Наши дети младшего школьного возраста с ОНР и ЗПР также очень нуждаются в упражнениях указанного направления. Приведу пример некоторых, особенно популярных.

«Замри» (развитие способности к саморегуляции)1 хлопок – начало движения, 3 – остановка; остальные вербальные и невербальные сигналы игнорируются. Характер движений оговаривается заранее (прыжки на двух ногах, на одной ноге, приседания, шаги на месте и др.). Инструкция подается дважды. Затем взрослый сам демонстрирует как реагировать на сигналы. После этого дети приступают к игре.

«Повтори движение» (развитие внимания, памяти, произвольной деятельности, тактильного контроля и чувствительности)

Игроки встают или садятся в круг, соприкасаясь ладонями и пальцами рук. Надо «передать» серию движений пальцев соседу, который «принимает» его, копирует и последовательность, и характер движений (ритм) и «передает» дальше. Чем точнее эти передачи, тем вероятнее то, что к первому игроку придет его же движение. Данное упражнение можно усложнить, выполняя его с закрытыми глазами.

«Рукопожание» ( задачи те же)

Дети встают и берут друг друга за руки. Передается пожатие руки в определенном ритме I-III, II-II¸II-I и т.д. Длина ритмов усложняется при успешности отработки простых вариантов. Данное упражнение мы выполняем с закрытыми глазами.

«Шаг-хлоп-стоп» (развитие способности к саморегуляции, координации движений, пространственной ориентации, внимания и памяти)

Дети стоят спиной к взрослому. Взрослый подает команду двигаться при помощи хлопков: громкий хлопок- большой приставной шаг, тихий – маленький шажок. Сначала отрабатывается по одному шагу, затем серии увеличиваются до 2-3 шагов. Добавляем еще и озвучку направления движения. Например, вперед ХХ, влево х, вперед х (где Х – громкий хлопок, а х – тихий). Дети и сами друг другу дают такие же команды. Игра проходит весело.

«Ладошки-плечики-коленки» (развитие способности к саморегуляции, координации движений, внимания и памяти)

Дети стоят лицом к взрослому и по очереди выполняют его серию движений. Сюда могут входить хлопки 1, 2 или 3 , постукивания по коленкам вместе или по одной, постукивания ладошками по плечикам, при этом руки -  то прямо: правая ладонь идет к правому плечу, то крест-накрест. Это, достаточно сложное, задание выполняется не сразу. Рекомендую сначала группой заучить правильные движения.

По такому же типу идет игра «Руки, плечи, уши, нос» под музыку со словами (то есть добавляется элемент логоритмики) 

Руки, плечи, уши, нос,

Руки, плечи, уши, нос,

Уши, нос, уши, нос

Руки, плечи, уши, нос!» 

(на слово- руки – хлопок, а остальные части  - показ пальцами обеих рук)

«Шаговый диктант» (развитие внимания, памяти, пространственной ориентации, координации движений)

Инструкция подается в закодированном виде: удар левой рукой по колену – дети идут влево, удар правой – идут вправо, удар двумя руками – шаг назад. Сначала инструкция подается по 1 удару(шагу), затем по 2 , и сериями вразнобой. После того, как дети усвоили правила игры, инструкция меняется на обратную: взрослый шагает, а дети соответствующим образов хлопают (с соблюдением сторонности).

Игра – главная деятельность детей дошкольного возраста, но дети младшего и даже среднего школьного возраста никогда не  откажутся от интересной игры. Проверено – работает!

Школьный логопед не может стоять в стороне от основной программы, поэтому частью каждого коррекционного занятия является дидактическая игра, направленная на формирование определенных орфографических компетенций. 

В логопедическом кабинете на данный момент имеется достаточно специальных печатных настольных игр и пособий (приобретенных на профильных сайтах: «Двойкам –        нет»,           «Развивалки»      Н.Пятибратовой          и       «Игры        Татьяны Барчан»).

 

 

 

Кроме того, кабинет постоянно пополняется самодельными пособиями. Запоминание словарных слов, правописание морфем, составление предложений с изменением грамматической формы слов – вот неполный перечень образовательных задач наших игр. Орфограммы легче запоминаются, если их отработка идет систематически через непринужденную игру.

Образовательный процесс я выстраиваю в том числе с привлечением Цифровой образовательной среды, публикуя для родителей и педагогов полезные материалы по коррекции в своей группе ВК «Логопед для школьника».

 С помощью дистанционных технологий через конференции ZOOM, мессенджеры «Сферум», «Вайбер» и «WhatsApp» родители привлекаются к коррекционному процессу. Таким образом обеспечивается обратная связь с ними. 

Для закрепления орфограмм, формирования и развития фонематических процессов, закрепления образа буквы печатной и письменной, развития навыка чтения на уровне слогов, слов и предложений , а также  в качестве поощрения в работе с младшими школьниками, я использую интерактивные компьютерные игры портала Мерсибо. В кабинете есть 4 флешкарты с набором таких игр и еще флешкарта с Программой «Генератор корректурных таблиц»  Мазиной В.Д., которая позволяет мне самостоятельно составлять для детей различные игровые поля на дифференциацию оптически сходных букв, смешиваемых по акустическим признакам и др. Выполнять работу с корректурными таблицами дети могут как сидя за компьютером, так и заполняя бумажный вариант.

На своих занятиях я активно использую аудиозаписи музыкальных ритмов в сочетании с работой со звучащими предметами и игрушками. Мы вместе с первоклассниками поем песенки про буквы и звуки, используя фонограммы в качестве музыкального сопровождения на физкультминутках. Нравится использовать классическую музыку и произведения разных музыкальных жанров для отработки логоритмических упражнений и во время выполнения упражнений «Музыкальное письмо» (по методике Пятибратовой).

Не менее интересна для детей и для меня проектная деятельность. Большинство проектов, над которыми работают дети у меня, имеют практический характер.

Направления практико-ориентированных проектов обучающихся:

-       помощь в овладении определенными орфограммами;

-       помощь в овладении программой обучения;

-       расширение словарного запаса по определенным темам;

-       формирование речевого взаимодействия при выполнении общей групповой работы;

-       коррекция звукопроизношения и фонематических процессов.

 Я хотела бы вам представить наиболее яркие и значимые проекты.

Это индивидуальный проект ученика 6 класса «Способы словообразования по теме «Кадетство». Тема выбрана неслучайно. Саша, как и большинство ребят с 5 класса является участником школьного кадетского движения. С этим обучающимся мы работаем над коррекцией устной речи только с 12 лет. В анамнезе - официальный диагноз: Псевдобульбарная дизартрия. Помощь логопедическую до 12 лет не получал, не было возможности. Сейчас ему 17 лет , в этом году он уже выпускник школы, обучался по АООП для детей с ЗПР. Продукт проекта – Словарь родственных слов по теме «Кадетство». Данную работу мы отправляли на дистанционный конкурс             Для наглядной помощи детям в овладении навыками словообразования и понимании значения морфем в составе слова Саша активно участвовал в создании дидактической игры «Словесный конструктор». Она очень популярна у детей. Ребятам нравится составлять слова из частей на кубиках.      

  

С помощью создания данных продуктов проекта Саша сам понял темы программы по русскому языку: родственные и однокоренные слова и морфологический разбор слова, освоил способ создания презентации в программе  PowerPoint, научился создавать таблицы в программе Word, форматировать их и наполнять картинным и текстовым содержимым.

В моей галерее гордости есть еще один исследовательский проект семиклассницы, имеющей диагноз «Нейросенсорная тугоухость I-II степени». Девочка обучалась у нас по основной общеобразовательной программе, но испытывала трудности по русскому языку и устным предметам. Педагогическим консилиумом школы было принято решение об организации Эвелине помощи в подготовке программного ученического проекта со стороны учителя-логопеда, для того, чтобы ребенок не чувствовал себя дискомфортно при его защите в среде нормотипичных сверстников. 

Трудных моментов в работе было много, но стабильно высокий уровень познавательной активности ребенка при работе над выбранной ею интересной темой «О чём рассказывают гербы разных городов?»  обеспечил нам успех. Кроме самого проекта ученица сама составила продукт проекта «Путеводитель по геральдике».

Для того, чтобы грамотно оформить текст проекта Эвелина устно проговаривала его и делала аудиозаписи своей речи. После чего, училась анализировать их, прослушивая в сочетании с просмотром печатного варианта, училась находить ошибки в употреблении часто смешиваемых глухих и звонких согласных, свистящих, шипящих и аффрикатов в словах, ошибки в окончаниях разных  частей речи. Так же тщательно мы готовились и к защите проекта: очень помогли нам видеозаписи чтения текста представления проекта. Данный прием позволил девочке увидеть со стороны преимущества четкой артикуляции для понимания аудиторией содержания её доклада.

Ученический проект Эвелина защитила в школе, а затем материалы были отправлены на дистанционный конкурс. Девочка была очень довольна успехом.

 

 

В приложении проекта есть исследовательские рассказы Эвелины о городах России, составленные частично на основе анализа гербов. В данный момент я использую их для чтения детьми 4 класса на своих коррекционных занятиях. Это очень интересные, достаточно простые для восприятия истории. Работа с такими  текстами значительно расширяет кругозор, повышают познавательную и речевую активность на занятии обучающихся с ЗПР. 

 

 

За время работы над проектом ученица активно осваивала программы Word и PowerPoint, знания которых пригодятся ей в дальнейшей учебе.

Несколько слов хочется сказать о групповой проектной деятельности. Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии  - задача очень сложная для детей с ЗПР, проанализировать допущенные орфографические ошибки дети самостоятельно  не могут. В связи с этим мы на коррекционных логопедических занятиях совместно создаем плакаты-подсказки,

которые позволяют наиболее четко определить нужный термин. Я специально не использую в своей работе готовые плакаты.      

 

При самостоятельном изготовлении плакатов идет активная работа мозга обучающихся, то есть создаются условия для повышения их познавательной, а также и речевой активности.

  

Они вступают в продуктивный диалог с учителем-логопедом и с детьми, и вместе мы придумываем оптимальный вариант такого плаката, который  имеет образовательную значимость для всех групп обучающихся.  И еще один вид проектов – это участие детей с ОВЗ в конкурсах чтецов. 

 

 

 

Работа эта заключается в тщательно продуманном выборе самого текста стихотворения, в отработке дикции, артикуляции, мимики и жестов при передаче содержания. Для этого мы используем просмотр видеозаписи исполнения выбранного стихотворения другими чтецами (находим в интернете), многократно делаем аудио и видеозапись исполнения ребенком стихотворения с последующим анализом ее содержания, выбирая лучшие варианты. Центральное место занимает работа над пониманием образной речи, расширением словарного запаса, пониманием интонационных средств выразительности. Так как работа эта очень трудоемкая, занимает много времени на подготовку, то нет и большого числа участников. Данный вид работы вызывает неуверенность в собственных силах у большинства детей с ЗПР. 

Но для того, чтобы её побороть мы постоянно на коррекционных занятиях проводим «разговорчивые минутки» (учим чистоговорки, скороговорки, короткие стихи и загадки, рифмовки и песенки) и включаем средства выразительности: мимику, интонацию, повышение-понижение тона, громкости голоса и жесты. Все дидактические задачи при этом решаются на фоне повышенной познавательной и речевой активности детей.  

Мне очень нравятся слова Антона Семеновича Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность…» 

Я считаю, что познавательная и речевая активность детей с ОВЗ – это и есть та радость, на которой можно творить чудеса коррекционной работы!

 

 

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

 [Электронный ресурс] : Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"/ /  Рос.  Федерация  //  base.garant.ru: интернет-портал   ГАРАНТ.РУ.–  Режим    доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/#ixzz5SvTizd9y

2.А. С. Макаренко. Педагогическая поэма (роман), 575стр. , Пермь, 1986г.

https://eksmo.ru/interview/15-tsitat-iz-pedagogicheskoy-poemy-antona-makarenko-

ID5034139  

3.                 Т.А.Рунова. Этапы работы над проектом во внеурочной деятельности

https://cyberleninka.ru/article/n/priyomy-raboty-nad-proektom-vo-vneurochnoydeyatelnosti/viewer

4.                 С.В.Коноваленко и М.И.Кременецкой Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012г.

 

Создание условий для развития познавательной и речевой активности обучающихся с

Создание условий для развития познавательной и речевой активности обучающихся с

Я бы разделила эти приемы всего на 3 группы: приемы игровых технологий, проектной деятельности и бережное использование цифровой образовательной среды

Я бы разделила эти приемы всего на 3 группы: приемы игровых технологий, проектной деятельности и бережное использование цифровой образовательной среды

Повтори движение» (развитие внимания, памяти, произвольной деятельности, тактильного контроля и чувствительности)

Повтори движение» (развитие внимания, памяти, произвольной деятельности, тактильного контроля и чувствительности)

Игра – главная деятельность детей дошкольного возраста, но дети младшего и даже среднего школьного возраста никогда не откажутся от интересной игры

Игра – главная деятельность детей дошкольного возраста, но дети младшего и даже среднего школьного возраста никогда не откажутся от интересной игры

Кроме того, кабинет постоянно пополняется самодельными пособиями

Кроме того, кабинет постоянно пополняется самодельными пособиями

Я хотела бы вам представить наиболее яркие и значимые проекты

Я хотела бы вам представить наиболее яркие и значимые проекты

Трудных моментов в работе было много, но стабильно высокий уровень познавательной активности ребенка при работе над выбранной ею интересной темой «О чём рассказывают гербы разных…

Трудных моментов в работе было много, но стабильно высокий уровень познавательной активности ребенка при работе над выбранной ею интересной темой «О чём рассказывают гербы разных…

За время работы над проектом ученица активно осваивала программы

За время работы над проектом ученица активно осваивала программы

При самостоятельном изготовлении плакатов идет активная работа мозга обучающихся, то есть создаются условия для повышения их познавательной, а также и речевой активности

При самостоятельном изготовлении плакатов идет активная работа мозга обучающихся, то есть создаются условия для повышения их познавательной, а также и речевой активности

Центральное место занимает работа над пониманием образной речи, расширением словарного запаса, пониманием интонационных средств выразительности

Центральное место занимает работа над пониманием образной речи, расширением словарного запаса, пониманием интонационных средств выразительности

С.В.Коноваленко и М.И.Кременецкой

С.В.Коноваленко и М.И.Кременецкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2023