План-конспект открытого итогового коррекционного занятия учителя-логопеда МОУ «ООШ№4» Пушкаревой О.В. с детьми 1а класса (группа профилактики нарушений чтения и письма).
Тема: Звуки речи. Гласные и согласные.
Характеристика группы:
ОВЗ(ЗПР)- 2, ОНР III уровня, МДР -1, ОВЗ (НОДА и ЗПР)-1.
Задачи:
1. развивать подвижность органов артикуляции;
2. установить различия в артикулировании гласных и согласных звуков;
3. уточнить роль гласных в слоговом составе слова;
4. закрепить умение определять первый, последний звук в слове;
5. упражнять в чтении слов и предложений – формировать навык осознанного чтения;
6. продолжить работу по формированию навыка письма- обратить внимание на элементы букв и-ы;
7. упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде (числе, по возможности и без учета терминологии), изменении существительных ед. числа на множественное;
8. закрепление орфограмм: ча-ща, чу-щу, жи-ши; правописание слов в предложении.
Материал и оборудование: по кол. детей зеркала настольные, тетради, ручки, простые карандаши, карточки со словами (жук, оса, муха, комар), карточки с предложениями для чтения, мяч, карточки из игры «Слова-признаки: что таким бывает», карточки из игры «IQ. Русский язык: Жи-ши, ча-ща, чу-щу», таблицы настенные («гласные и согласные звуки – особенности артикулирования»; «глухой и звонкий звук», «Таблицы для чтения Зайцева», «схема для ритмических упражнений», «схема –помощник для овладения звуковым анализом», сухой бассейн с фасолью с набором игрушек, фото (эл. вид) для демонстрации на мониторе:
,
,
Ход занятия:
1. Приветствие и разминка для языка (поем слоговые столбики по таблице Зайцева) Цель: для чего мы делаем такую разминку? (чтобы язычок проснулся и активно и правильно выговаривал звуки). 2 мин.
2. Сообщение темы и цели занятия. Тема нашего занятия: Звуки речи. Мы будем повторять все, что знаем о звуках, продолжим играть со словами и слогами, читать и писать в тетради. Откройте тетради и запишите число: 26 апреля. Сколько строк надо отступить от последней работы?...
2 мин
3. Возьми карандаш не зеленый и не красный… Из другой коробки выбирают еще 2 цветных карандаша. Упражнение «ЗАБОРЧИК» - выделение пространства рабочей строки. Меняем карандаш, как только я назову новый звук: Р, З.....
4. Игра с мячом: блиц-опрос..
К кому мячик попадает, на вопрос тот отвечает.
Скажите, что такое звуки? (то, что мы слышим и говорим), а буквы? (видим, пишем и читаем). Какие звуки бывают? Гласные и согласные. Чем они отличаются друг от друга? (одни поются, другие – нет, у них есть преграда). Вспомните, а какие бывают согласные: глухие и звонкие, твердые и мягкие). 3 мин. 5. Какое сейчас время года? А месяц? Да, стало значительно теплее и вот уже начали просыпаться насекомые. Выберите из картинок только насекомых. Разделите сами на слоги слова и подберите к ним слоговые схемы. Назовите слова по слогам. Какое мы знаем правило про слоги и гласные? (сколько в слове гласных, столько и слогов).У кого в названии насекомого есть звук Р? С? П? К? (называют насекомое) 5 мин
6. Перед вами карточки со словами. Прочитайте их (по очереди и сразу образуем мн.число). жук, а если их много, то это… жуки, какой добавился звук? И. Посмотрите, как надо ровно писать букву. Из чего она состоит? Из 2 крючочков. (запись на доске) Запишите слово жуки в тетрадь на след. строчке. Работаем со следующим словом: оса…Какой звук? Ы, как правильно записать букву ы? не соединяем крючок до спинки, а сразу ведем к следующему крючочку. Проверка. 5 мин.
Жук -, оса -, муха -, комар -.
7. Ритмическая разминка ОРУ и скороговорка «У ЗАБОРА БОЧКИ, КАМЕШКИ, ГРИБОЧКИ». (активные ритмичные
движения на ударный слог).– 2 мин
У забора – перекрестно двигаем кисти рук и предплечья
Бочки – показать руками круг от бочки
Камешки – присесть, руки на коленки,
Грибочки – встать и руки положить на голову.
8. Встали. Поиграем в игру «Сухой бассейн»: с закрытыми глазами. Найдите игрушку, узнайте ее наощупь и назовите. Потом определите, какой звук в слове последний. 5 мин
9. Вы уже первоклассники и выучили первые правила русского языка. Начинаем орфографическую разминку: Игра «IQ. Русский язык: Жи-ши, ча-ща, чу-щу». Назовите какие звуки из этих слогов всегда только мягкие?, а только твердые? Молодцы. 3 мин.
10. Грамматическая разминка: поиграем с красивыми словами – выбирайте карту и читайте слово-признак, подберите к нему слово-действие, скажите правильно концовку слова: соленый огурец.
11. А сейчас пришло время почитать. Выбирайте по 1 предложению. Читайте тихо. Сейчас я покажу фото на экране, кто увидит, что подходит к вашему предложению – говорите :«Моя картина» и доказывайте – читайте вслух свое предложение. Предложения: По полю гуляют лошадки. У лошадки венок из ромашек Мышка нюхает цветок. Мельница стоит около реки. На голову коня надели венок. Лошадки в поле едят траву. Учитель ведёт урок. В поле после грозы появилась радуга. 5 мин.
12. Итак, занятие подходит к концу: вы много работали, играли со звуками, словами. А еще что делали? Мы еще не раз встретимся и поиграем в другие игры. Пароль на выход: передай ритм по плечам хлопки.(дети стоят друг за другом) До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.