ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Оценка 4.6

ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Оценка 4.6
doc
04.02.2022
ОТЧЕТ  ОБ ИТОГАХ ПРЕДДИПЛОМНОЙ  ПРАКТИКИ
Отчет педпрактики.doc

 

 

 

 

 

 

 

Отчет

об итогах преддипломной  практики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.      Учетная карточка

2.      Задание по преддипломной практике обучающегося

3.      Доклад по теме выпускной квалификационной работы

4.      Приложение (дополнительные материалы при их наличии)

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ

по производственной преддипломной практике обучающегося

Томского государственного педагогического университета

_______________________ факультета ___________курса ______ группы

 

Направление 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль): Начальное образование

Ф.И.О. обучающегося:_______________________________________________________________

Сроки практики: ___________________________________________________________________

Групповой (научный руководитель ВКР) руководитель: __________________________________________________________________________________

Факультетский руководитель: Фетисова Нэля Вениаминовна

Тема исследования (ВКР):

Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников

 

 

 Задание (формулируется индивидуально с учетом имеющихся наработок по теме исследования)

 Сроки выполнения

1

Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, теоретической и практической значимости, описание  методологической базы, обоснование актуальности и научной новизны.

 

2

Работа с научной литературой. Составление библиографии исследования и аннотированного списка научных трудов по теме исследования в соответствии с действующими техническими требованиями.

 

3

Систематизация  базы исследования.  Структурирование ВКР.

 

4

Прописывание выводов и основных результатов исследования. Определение перспектив исследования.

 

 

5

Представление исследования научному руководителю в системном виде в форме варианта текста.

 

6

Подготовка доклада по теме исследования, электронной презентации (на усмотрение обучающегося и научного руководителя) для представления результатов осуществленного исследования на заседании выпускающей кафедры.

 

7

Оформление отчета по производственной (преддипломной) практике.

 

 

 

Задание1. Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, теоретической и практической значимости, описание  методологической базы, обоснование актуальности и научной новизны

 

Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что в образовательном процессе необходимо разработать  технологию формирования у младших школьников познавательных интересов, при этом необходимо определить  критерии оценивания результатов образования. Роль познавательных интересов  неоценима для всестороннего развития обучающихся Невозможно переоценить роль познавательных интересов для общего развития школьника и формирования его личности. Познавательность деятельность является родоначальником всех процессов сознания. Действительно, познание подчиняет себе активную работу мысли, и не только мыслительные  процессы, но все процессы сознательной деятельности.

Познавательный аспект  внеурочной деятельности младших школьников мало изучен и как методическая проблема мало разработан. Формирование познавательного интереса у младших школьников основывается на вооружении обучающихся новыми знаниями, умениями, навыками. Содействие воспитанию нравственных, эстетических качеств, развитие активности, самостоятельности, выявление потенциальных возможностей детей, реализация их, приобщение к творческой и поисковой деятельности – вот функциональное назначение формирования познавательного интереса.  

Независимо от систематического совершенствования форм и методов работы, в развитии познавательных способностей во внеурочной деятельности имеются значительные пробелы. Работая над данной темой нами были использованы активные методы , так как использование таких методов внеурочной деятельности, превращает ученика в активного участника образовательного процесса, он не является пассивным сосудом, куда можно запихивать новые и новые знания, наоборот, обучающийся активно мыслить, выдвигает идеи, сомневается,  опровергает ложные гипотезы.

Итак, актуальность нашего исследования определяется выдвигающимся противоречием: между не разработанностью необходимых педагогических условий для формирования  познавательных интересов на основе учета процессуальной и содержательной сторон внеурочной деятельности и необходимостью формирования познавательного аспекта младших школьников.

В ФГОС второго поколения раскрывает пути формирования УУД, в частности, познавательных, основные планируемые результаты начального общего образования, в которых познавательные интересы формируются на метапредметном уровне; организация занятий по внеурочной деятельности. Значит, формирование познавательных интересов – это существенная задача учителя в учебной и внеурочной деятельности.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников.

Тема исследования: «Познавательный аспект внеурочной деятельности

младших школьников».

Цель исследования – разработать программу внеурочной деятельности, позволяющую формировать познавательные интересы у младших школьников.

Объект исследования: формирование познавательных интересов младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования познавательных интересов у младших школьников во внеурочное время.

Гипотеза: формирование познавательных интересов младших школьников будет происходить более эффективно:

- если выявлены структура и содержание познавательных интересов младших школьников;

- выявлены уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников;

- разработана и реализована программа по формированию познавательных интересов учащихся начальных классов;

- созданы педагогические условия для развития познавательных интересов учащихся во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1) проанализировать проблемы формирования познавательного интереса младшего школьника на основе психолого-педагогической литературы;

2) выявить эффективные педагогические условия, способствующие формированию познавательных интересов в процессе становления младшего школьника как субъекта внеурочной деятельности;

3) разработать программу внеурочной деятельности по формированию познавательных интересов младших школьников с использованием ИКТ-технологий.

Методологическую основу исследования составили работы Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, А.К Марковой, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, И.Т. Огородниковой, М.Н. Шардакова, Г.И. Щукиной и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; изучение педагогического опыта; социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение, тестирование,; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); анализ результатов исследования.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 117 г. NNNN. В педагогическом эксперименте принимали участие два класса:  3»В» - 24 ученика, 3»А» - 25 учеников.

Этапы исследования:

I этап (сентябрь – ноябрь.) – изучение и анализ литературы по проблеме формирования познавательного интереса младшего школьника.

II этап (декабрь– апрель)– проведение опытно-экспериментальной работы.

III этап (май)– анализ результатов исследования, формулирование основных выводов и рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что при составлении программы внеурочной деятельности были объединены два направления внеурочной деятельности: научно-познавательное и проектное с целью формирования у обучающихся начальных классов познавательного интереса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что нами были выявлены эффективные педагогические условия, разработана программа, способствующая формированию познавательных интересов у младших школьников.

Краткое содержание и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка использованной литературы.

 

Задание 2. Работа с научной литературой. Составление библиографии исследования и аннотированного списка научных трудов по теме исследования в соответствии с действующими техническими требованиями

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пос. для слуш. ФПК директоров общеобразовар. шк.и в кач. учеб. пос. по спец. кур. для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. - М. : Просвещение, 2002. - 176 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности : Избр. психологич. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. -2-е изд. -М.: Педагогика, 2007. – 342с.

3. Брунер Дж. Психология познания /Д. Брунер. - М. : Просвещение, 2007.- 412 с.

4. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе школьного воспитания [Текст] / В.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2011.- 154 с.

5. Волков Б. С. Психология младшего школьника Уч. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. об-во России, 2004. – 252 с.

6. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1997. – 127 с.

7. Газман О.С. В школу - с игрой /О.С. Газман. -- М. : Просвещение, 1991. - 33.

8. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Галицын// Советская педагогика. -1991. -№ 3.- С.23.

9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1994 - 446 с.

10. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников / Н.В. Грачева. - Киров, 2003.- С.55.

11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина.- М. : Просвещение, 2002. - С.345.

12. Денисенко Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче/ Н.Денисенко // Школьное воспитание. - 1991. - № 3.- С.18.

13. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М. : Просвещение, 1998.-336 с.

14. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А.Зайцева. - Ноябрьск, 2005. - С.12-24.

15. Карпов Ю.В. Психодиагностика познавательного развития учащихся. - М. : Знание, 2009. - 38 с.

16. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности // Начальная школа-2012. - №11 / 12. - С. 29 - 31

17. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи.: Изд-во Саратовского пединститута, 2008. - С. 28.

18. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Соч. т.5. / А.С. Макаренко. - М. : Просвещение, 1998. - 99 с.

19. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - 5 с.

20. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 2003. – 454 с.

21. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2015. – 324 с.

22. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Оварова. - М. : Сфера, 2001. – 240 с.

23. Пидкасистый П.И. Организация учебно – познавательной деятельности / П.И. Пидкасистый. – 2-е изд., Пед. о-во России, 2005. – 144 с.

24. Эльконин Д.Б. Психология игры учеб. пособие для студентов вузов / Д.Б. Эльконин;. М. : Академия, 2007 . – 384 с.

 Составление глоссарий

Аспект  - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Апробация  - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент  - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция - вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием - следствия из посылок, теоремы.

Индукция - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип  - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Тезис - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт - событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Задание 3. Систематизация  базы исследования.  Структурирование ВКР

Во введении выпускной квалификационной работы обосновывается актуальность, проблемы, выделяются цели и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет, теоретическая новизна, практическая значимость, методы исследования.

Первая глава «Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности» раскрывает сущность понятия «познавательный интерес младшего школьника», особенности познавательных УУД  обучающихся младшего звена, открывает возможности внеурочной деятельности, способствующие  формированию познавательных интересов школьников.

Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных интересов в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности» представляет  диагностирование уровня познавательных интересов младших школьников, реализовывает программу формирования познавательных интересов обучающихся начальной ступени во внеурочной деятельности, проводится анализ педагогического эксперимента по формированию познавательных интересов младших школьников.

В заключении приводятся  основные выводы всей работы .

Экспериментальная работа в ВКР проводится для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, для решения поставленных задач в практическом исследовании. Педагогический эксперимент проводится в три этапа: этапа:

 1 этап - констатирующий. Проводится первичная диагностирование  уровня сформированности познавательных интересов  младших школьников во внеурочной деятельности  в экспериментальной и контрольной группах.

 2 этап - формирующий. На данном этапе реализовывается программа занятий, направленных на развитие познавательных интересов обучающихся во внеурочное время с детьми из экспериментальной группой. А в контрольной группе такая работа не проводится. 

3 этап - контрольный. На данном этапе эксперимента проводится повторная диагностика уровня развития познавательных интересов обучающихся во внеурочной деятельности теми же методиками в обеих группах: экспериментальной и контрольной. Проводится анализ полученных результатов, резюмируются, интерпретируются и выносятся общие выводы по опытно- экспериментальной работе.

Педагогический эксперимент проводиться с целью, убедиться, что предложенная программа внеурочной деятельности для формирования познавательных интересов младших школьников, эффективная.

В эксперимента участвовали два третьих класса: 3 «А» - экспериментальный и 3 «В» - контрольный.

Краткая характеристика экспериментального класса:

В данном классе 24 ученика, из них   мальчиков -12,  девочек-12. Класс по развитию познавательных интересов разная: есть дети, которые очень активны, работоспособны, отличаются усердием, трудолюбием, в то же время есть дети, которые на уроках и во внеурочное время  не отвечают на вопросы, руки не поднимают, от коллективных работ отстраняются, особого интереса к классным делам не проявляют. Также имеется два ученика, которые вообще не хотят участвовать в классных делах, на замечания учителя замыкаются в себя и не идут в контакт

Краткая характеристика контрольного класса:

В данном классе 25 учащихся, из нихмальчиков-13, девочек -12. В классе есть учащиеся, которые отличаются общительностью, активностью в проявлении интереса, работоспособны, отличаются усердием и старанием. Некоторые дети менее активны, реагируют только на замечания и предложения учителя, контактируют только при необходимости.. Есть  4 ученика, которые средне активны, идут на контакты только в тех случаях, когда это необходимо.

Задание 4. Прописывание выводов и основных результатов исследования. Определение перспектив исследования.

Диагностика уровня сформированности познавательных интересов младших школьников

Цель: выявить уровень сформированности познавательных интересов на исходном этапе эксперимента.

Задачи: - подобрать диагностические методики для обучающихся экспериментального и контрольного классов;

- продиагностировать обучающихся экспериментального и контрольного классов и проанализировать полученные результаты.

Для изучения исходного уровня сформированности познавательных интересов в экспериментальном и контрольном классах нами были выбраны следующие методики:

1. Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой).

Инструкция. Каждому исследуемому предлагаются утверждения –вопросы, с двумя ответами, из которых необходимо выбрать тот, который соответствует вам и написать  букву  А или Б.

Текст опросника

1. Ты получил плохую отметку. Пришел домой  и а) ты  садишься за уроки, повторяешь то, что не подготовил сегодня на урок; б) не думаешь о плохой отметке, так как урок по этому предмету будет через день, а сегодня наслаждаешься своими делами.

2. Сегодня ты получил хорошую отметку. После этого ты:  а) также добросовестно готовишься к следующему уроку; б) у завтрашнему уроку так тщательно уже не готовишься, так как ты уверен , что завтра тебя не спросят.

3. Бывает ли так, что ты остаешься недоволен своим ответом, а не отметкой:  а) да; б) нет.

4. Учебу ты считаешь: а) познание нового; б) трудоемкое занятие.

5. Как ты считаешь, твои знания и отметки зависят друг от друга: а) да; б) нет.

6. Как ты относишься к своему ответу, после получения низкой  отметки Все ли ты правильно сделал? а) да; б) нет.

7. Выполнение домашнего задания зависит от того, оценит его учитель или нет: а) да; б) нет.

8. Как легко ты начинаешь заниматься после каникул: а) да; б) нет.

9. Как ты относишься к тому, когда учитель пропускает уроки по болезни. Жалеешь ли ты об этом: а) да; б) нет.

10.При получении учебников в новом учебном году тебя интересует , чему научат эти учебники тебя: а) да; б) нет.

 

11. Как ты думаешь, что лучше: учиться или болеть? а) учиться; б) болеть.

12. Что важнее: отметки или знания: а) отметки; б) знания.

Обработка результатов

Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Мотивация на приобретение знаний заложены в ответах «а» под пунктами 1-6, 8-11 и в  ответах  «б» под  пунктами  7 и 12

2. Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников.

3. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).

Задание 5. Представление исследования научному руководителю в системном виде в форме варианта текста

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность понятия «познавательный интерес младшего школьника»…

1.2. Особенности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

1.3. Возможности внеурочной деятельности в формировании познавательных интересов младших школьников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Диагностика уровня познавательных интересов младших школьников

2.2. Программа формирования познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных интересов младших школьников и разработка рекомендаций для учителей начальных классов

Выводы по второй главе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Задание 6. Подготовка доклада по теме исследования для представления результатов осуществленного исследования на заседании выпускающей кафедры

 

Доклад по теме ВКР

Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников

 

Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что в образовательном процессе необходимо разработать  технологию формирования у младших школьников познавательных интересов, при этом необходимо определить  критерии оценивания результатов образования. Роль познавательных интересов  неоценима для всестороннего развития обучающихся Невозможно переоценить роль познавательных интересов для общего развития школьника и формирования его личности. Познавательность деятельность является родоначальником всех процессов сознания. Действительно, познание подчиняет себе активную работу мысли, и не только мыслительные  процессы, но все процессы сознательной деятельности.

Независимо от систематического совершенствования форм и методов работы, в развитии познавательных способностей во внеурочной деятельности имеются значительные пробелы. Работая над данной темой нами были использованы активные методы , так как использование таких методов внеурочной деятельности, превращает ученика в активного участника образовательного процесса, он не является пассивным сосудом, куда можно запихивать новые и новые знания, наоборот, обучающийся активно мыслить, выдвигает идеи, сомневается,  опровергает ложные гипотезы.

Итак, актуальность нашего исследования определяется выдвигающимся противоречием: между не разработанностью необходимых педагогических условий для формирования  познавательных интересов на основе учета процессуальной и содержательной сторон внеурочной деятельности и необходимостью формирования познавательного аспекта младших школьников.

В ФГОС второго поколения раскрывает пути формирования УУД, в частности, познавательных, основные планируемые результаты начального общего образования, в которых познавательные интересы формируются на метапредметном уровне; организация занятий по внеурочной деятельности. Значит, формирование познавательных интересов – это существенная задача учителя в учебной и внеурочной деятельности.

В педагогическом процессе учитель создает условия , которые должны способствовать формированию, развитию и укреплению универсальных учебных действий младших школьников. Рассмотрим основные педагогические условия:

1.Умение максимально опираться на активную мыслительную деятельность обучающихся. Существенным фундаментом для развития познавательных интересов, являются ситуации активного поиска, решения проблемных познавательных ситуаций и задач, размышления - догадки, логические суждения, мозговой шторм, примеры мыслительного напряжения, столкновения противоположных суждений, где нужно разбираться самому и принять взвешенное , правильное , окончательное решение, выбрать собственную позицию,  правильную точку зрения.  

2. Вторым условием,  способствующим  формированию познавательных УУД и личности обучающегося,  в целом, является ведение процесса развития познавательного интереса на соответствующем уровне развития школьников.  Данное условие укрепляет, углубляет познавательные интересы  на основании систематического и оптимального совершенствования познавательной деятельности, способов, умений. Универсальные умения основываются на комплексных эмоциональных процессах, способствуют раскрытию различных аспектов познавательной деятельности, благодаря которым в различных условиях можно пользоваться имеющимися знаниями и приобретать новые .

3. Немаловажным педагогическим условием является эмоциональная атмосфера, положительный эмоциональный тонус образовательного процесса. Создавая благоприятную эмоциональную атмосферу познавательной деятельности обучающихся, педагог способствует формированию познавательного интереса  и развития личности младшего школьника в учебном процессе.  В данном условии осуществляется образовательная , развивающая, воспитывающая функции обучения, которые непосредственно влияют на формирование интереса.

4. Познавательная деятельность, осуществляемая между учителем и обучающимися – это сложный процесс, роль которого неоценима в реальной действительности.  Общение детей друг с другом, с учителем образует многообразную, яркую гамму отношений, влияние которого очень велико для дальнейшего формирования познавательной деятельности. Желание обучающегося общаться с друзьями, одноклассниками, с учителем, уже служит мотивирующим средством познания и способствует укреплению познавательного аспекта младших школьников.

Большое значение имеет умение учителя применять в своей деятельности современных образовательных технологий, в частности, ИКТ – технологий. Весь педагогический коллектив должен в совершенстве владеть методикой организации учебного сотрудничества, в рамках которого учитель- ученик, ученик - ученик  должны уметь находить свои позиции и взаимодействовать друг с другом. Немаловажным является также организация сотрудничества педагог- педагог, которая помогает решать проблемные вопросы, обменяться опытом по вопросам воспитания и образования.

ФГОС второго поколения требует включить в образовательный процесс школы занятия по направлениям внеурочной деятельности как неотъемлемую часть. Количество часов регламентирующее занятия по внеурочной деятельности может использоваться по желанию обучающихся и в различных формах, не только в рамках классно- урочной системы, в частности, экскурсии, соревнования, диспуты, наблюдения, час пик , ток-шоу, познавательный мир, в мир прекрасного, походы в кино, театр, музеи и многое другое. Все это приводит к утверждению: формированию познавательных интересов во внеурочное время должно быть уделено особое внимание.

Процесс формирования познавательных интересов происходит интенсивно, в него включаются различные виды деятельности в свободной форме, среди которых обязательно и такие, которые наиболее легче и интереснее воспринимаются школьниками.   

На основании разработок ФГОС второго поколения, нами была составлена программа по формированию и развитию познавательных аспектов младших школьников во внеурочной деятельности. программа составлена на совокупности научно- познавательного и проектного направления  внеурочной деятельности, опирающаяся на ИКТ- технологии.

Педагогический эксперимент по теме ВКР помог прийти к выводу, что программа , предложенная для развития познавательных интересов обучающихся начального звена , оказалась эффективной. Сравнивая результаты после контрольного этапа педагогического эксперимента в обеих группах, , получили, что результативность в экспериментальной группе оказалась выше, чем в контрольной , что говорит о том, что уровень сформированности познавательного аспекта младших школьников стал выше в экспериментальной группе, в которой была реализована предложенная выше программа.

 

Задание 7. Оформление отчета по производственной (преддипломной) практике

 

Место прохождения практики: МБОУ СОШ №117 г. NNN

Время прохождения практики:

Руководитель практики в ОУ: 

Приведу краткую  характеристику класса: в классе 24 человека , из них мальчиков -12, девочек-12.Класс дружный, сплоченный, между детьми устанавливаются доверительные взаимоотношения. В коллективе царит доброжелательная аура, преобладает позитивный настрой к любой деятельности, старательно учатся, проявляют упорство и трудолюбие.  Между классным руководителем и обучающимися установлены дружеские , доверительные отношения. Успеваемость обучающихся составляет 100%, качество обученности - 65%.  Дети очень активные, непоседы, не всегда дисциплинированы, бывают случаи, отклоняются от правил, дерзят, шумят, отвлекаются , не всегда сосредоточиваются в необходимом материале. Но тем не менее коллектив сложился сплоченный, имеются лидеры, исполнители, активные участники.

В классе устанавливаются коллективистские  устремления, самостоятельность, организованность. Ценят дружелюбие, познавательную активность.  На уроках обучающиеся хорошо работают, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью,  активные, творчески подходят к выполнению заданий, учатся решать проблемные моменты разными путями, ищут более рациональный, более легкий путь выхода из проблемы. 

Дети с интересом слушают новые знания, стараются усвоить все услышанное, увиденное, стараются потрогать, пощупать, исследовать. Дети  во время уроков не отвлекаются , умеют концентрировать внимание на необходимом. На занятиях во время урочной системы и вне ее, дисциплина хорошая. На переменах могут пошуметь , побегать ,попрыгать, все в рамках дозволенного.  

Обучение ведется по УМК «Школа России».

Практическая работа в школе  открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными технологиями и приемами обучения.

Формирование представлений об учителе, о его личности , о процессе преподавательской деятельности  продолжалось во время моего посещения уроков и внеурочных занятий и внеклассных мероприятий , проводимых учителями начальных классов. Посещение таких мероприятий была нацелено на изучение деятельности педагога на уроках, вне урока, какими методами и средствами обучения она добивается высоких результатов, каков уровень общения учителя со своими воспитанниками.  Пристальное изучение деятельности учителя помогло мне понять , что труд педагога требует огромных усилий, душевной щедрости, искусствоведческих и педагогических знаний.

В период прохождения практики в качестве учителя начальных классов я проделала огромную работу  по подготовке к урокам, к внеурочным занятиям. От выполненной работы я получила моральное удовлетворение. Самостоятельное проведение уроков и внеурочных занятий оставили в моей душе неизгладимые впечатления, от общения с детьми на уроках и вне ее остались позитивные эмоции.

За время практики я старалась совершенствовать свой опыт общения , взаимодействия с детьми. Организовывая внеклассные и внеурочные занятия  , я училась контактировать с каждым ребенком, искала пути сближения с детьми, которые неохотно шли на контакт, на уроках и внеурочных занятиях училась удерживать внимание детей, различными методами с , применяя различные средства обучения старалась формировать интерес к изучаемому материалу, надеюсь, я сумела создать положительную учебную мотивацию, сумела развить познавательные универсальные учебные действия.

Особенно ценным считаю то, что ко мне - практикантке, весь педагогический коллектив относился с большим пониманием, мои небольшие  педагогические  успехи во многом зависело от благоприятной доброжелательной атмосферы, которая  царит  в педагогическом коллективе. Все преподаватели доброжелательно относились ко мне, никто не отказывал, давали советы, помогали при подготовке к занятиям. 

Во время прохождения практики наиболее удачными считаю следующие виды работ: разработка внеурочных мероприятий, с учетом возрастных , индивидуальных, психологических особенностей, использование необходимых форм и методов внеурочной деятельности, нахождение и исследование методических материалов, а также  изучение психологических особенностей обучающихся  3 класса, их общение между собой.

За период практики я сформировала у себя профессиональные компетенции: подготовка и проведение внеурочных занятий, отбор и заготовка учебно- дидактического раздаточного материала , необходимого для проведения внеурочного занятия, грамотное ведение школьной документации, изучение и умение составлять перспективные, календарные, тематические планы работ с детьми. 

Считаю, что в период практики моим бесспорным достижением стало то, что я сумела установить контакт с детьми, педагогическим коллективом , а также с родителями моего класса.

В период практики я испытывала трудности  по выбору методов и форм проведения внеурочных занятий. Но решению возникшей проблемы способствовало откровенный разговор с детьми, в ходе которого я нашла ответы на все интересующие меня вопросы и проблема была решена.

Подводя итог своей практики, могу сказать , что педагогическую практику прошла успешно. Мною были реализованы все намеченные цели и задачи. Приобрела опыт педагогической деятельности. Углубила свои теоретические и практические знания.

Психолого - педагогическая  практика в школе , дала мне возможность оценить все моменты педагогической деятельности, научила меня взаимодействовать не только с детьми, но и педагогическим коллективом. Практическая работа в качестве учителя начальных классов и педагога- психолога , позволили понять , что труд педагога трудная, тернистая, увлекательная и благородная профессия, которая требует систематического совершенствования своего педагогического мастерства.  Для более полноценного овладения профессиональными компетенциями, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности, необходимо увеличить длительность практики, так как краткосрочная практика не может полностью научить практикантка всем тонкостям педагогического мастерства.

 

Дата: «  »       2020 год                       Подпись практикантки ______________________                    

 

 

Задание согласовано:

Подпись группового (научного) руководителя         __________________ (             ) дата

Подпись факультетского руководителя                      __________________ (             ) дата

 

С заданием ознакомлен:

Подпись обучающегося                                            ___________________ (             ) дата

 

 

 

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА

по производственной преддипломной практике

Ф.И.О. обучающегося:________________________________________________________

Факультет _____________ курс __________ группа __________

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль):  ___________________________________________________

Место прохождения практики: _________________________________________________

Сроки практики: ______________________________________________________________

Руководитель ВКР:  ___________________________________________________________________________

Факультетский руководитель:   _________________________________________________

Тема исследования:  __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

      1. Осуществление научно-исследовательской деятельности. Текущий контроль успеваемости

Дата

Виды выполненных работ

Оценка

Подпись руководителя практики

1.

 

 Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, теоретической и практической значимости, описание  методологической базы, обоснование актуальности и научной новизны.

5

 

2.

 

Работа с научной литературой. Составление библиографии исследования и аннотированного списка научных трудов по теме исследования в соответствии с действующими техническими требованиями.

5

 

3

 

Систематизация  базы исследования.  Структурирование ВКР.

5

 

4

 

Прописывание выводов и основных результатов исследования. Определение перспектив исследования.

 

5

 

5

 

Представление исследования научному руководителю в системном виде в форме варианта текста.

5

 

6

 

Подготовка доклада по теме исследования, электронной презентации (на усмотрение обучающегося и научного руководителя) для представления результатов осуществленного исследования на заседании выпускающей кафедры.

5

 

7

 

Оформление отчета по производственной (преддипломной) практике.

5

 

Итоговая оценка                                                   

5

 

    

     2. Характеристика – отзыв   руководителя ВКР:

 

Полнота и качество выполнения программы и индивидуального плана практики: программа прохождения практики выполнена в полном объеме. 

 

Отношение обучающегося к выполнению заданий, полученных в период практики:

За время прохождения практики зарекомендовала себя с положительной стороны, как надежный исполнительный работник, к своим обязанностям относится со всей серьезностью, неукоснительно соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, в работе показала отличные теоретические знания, инициативна, тактична, в общении с коллегами вежлива

 

Проявленные обучающимся исследовательские и личные качества:

При прохождении практики студентка  проявила инициативу и самостоятельность в проведении исследований. Показала себя как вдумчивый, опытный и инициативный специалист, который способен решать различные сложные задачи в области научных исследований как теоретического, так и экспериментального характера.

 

Выводы о профессиональной пригодности обучающегося:

 Студентка в полной мере пригодна к профессиональной деятельности, недостатков не выявлено

3. Оценка за индивидуальное задание 5/ отлично/

________________________                      ________________________ (___________________________________)

                                                                                   Подпись                          Расшифровка подписи

 

4. Оценка уровня сформированности компетенций

Номер компетенции

Уровень(нужное подчеркнуть)

ФИО, подпись руководителя практики от ТГПУ

ПК-16

низкий, средний, высокий

 

 

 

5. Отчетная документация, защита / представление результатов практики:

№ п/п

 

оценка

Подпись руководителя  практики от ТГПУ

1.

Качество отчетной документации

5/отлично/

 

2.

Защита / представление результатов практики

5/отлично/

 

 

Итоговая оценка по производственной преддипломной практике

___5/отлично/___________              _____________________                       ________________________

оценка                                 подпись                                                 Фамилия И. О.

 

Заключение кафедральной комиссии:

Кафедральная комиссия ознакомилась с содержанием отчета преддипломной практики и пришла к заключению:

1.Содержание практики соответствует программе производственной преддипломной практики

2.Отчет составлен в полном объеме , выполнены все пункты индивидуального задания на практику.

3.Требования к составлению отчета производственной практики соблюдены в полном объеме

4. Экспериментальное исследование по теме ВКР выполнено самостоятельно и полностью.

 

В период прохождения преддипломной производственной практики практикантка в полном объеме выполнила индивидуальные задания. Со стороны руководителя не было замечаний не по объему выполненной работы не срокам выполнения заданий. 

За время практики студентка показала себя  как квалифицированный специалист, хорошо разбирающийся и в теоретической и рпрактической части выполняемых работ.

Практикантку отличает ее способность к обобщению и анализу, ее умение находить необходимую информацию и принимать нужные взвешенные решения .

За время прохождения практики студентка показала лучшие свои профессиональные качества: она ответственная, самостоятельная, дисциплинированная. При выполнении поставленных задач умеет проявлять активность, решительность, умело  решает выдвинутые проблемы, проявляет концентрацию внимания при принятии решений.

Распоряжения руководства выполняет своевременно, добросовестно. Владеет организаторскими способностями, пользуется авторитетом среди коллег.

Замечания руководителя практики от Университета: не имела.

Защита отчета о прохождении производственной практики (преддипломной) может  быть оценена на «отлично».

Обучающийся  (ФИО) _________________________________________________________

допущен / не допущен к защите ВКР

 

 

Руководитель организации (подразделения)        ___________         ____________

М,П.                                                                             Подпись                Фамилия И.О.


Отчет об итогах преддипломной практики

Отчет об итогах преддипломной практики

Содержание 1. Учетная карточка 2

Содержание 1. Учетная карточка 2

ЗАДАНИЕ по производственной преддипломной практике обучающегося

ЗАДАНИЕ по производственной преддипломной практике обучающегося

Действительно, познание подчиняет себе активную работу мысли, и не только мыслительные процессы, но все процессы сознательной деятельности

Действительно, познание подчиняет себе активную работу мысли, и не только мыслительные процессы, но все процессы сознательной деятельности

Тема исследования : «Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников»

Тема исследования : «Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников»

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в

Божович Л.И. Проблемы формирования личности :

Божович Л.И. Проблемы формирования личности :

Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся /

Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся /

Индукция - вывод, рассуждение от «частного» к «общему»

Индукция - вывод, рассуждение от «частного» к «общему»

Во введении выпускной квалификационной работы обосновывается актуальность, проблемы, выделяются цели и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет, теоретическая новизна, практическая значимость, методы исследования

Во введении выпускной квалификационной работы обосновывается актуальность, проблемы, выделяются цели и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет, теоретическая новизна, практическая значимость, методы исследования

Педагогический эксперимент проводиться с целью, убедиться, что предложенная программа внеурочной деятельности для формирования познавательных интересов младших школьников, эффективная

Педагогический эксперимент проводиться с целью, убедиться, что предложенная программа внеурочной деятельности для формирования познавательных интересов младших школьников, эффективная

Для изучения исходного уровня сформированности познавательных интересов в экспериментальном и контрольном классах нами были выбраны следующие методики: 1

Для изучения исходного уровня сформированности познавательных интересов в экспериментальном и контрольном классах нами были выбраны следующие методики: 1

Как ты думаешь, что лучше: учиться или болеть? а) учиться; б) болеть

Как ты думаешь, что лучше: учиться или болеть? а) учиться; б) болеть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА Задание 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА Задание 6

В ФГОС второго поколения раскрывает пути формирования

В ФГОС второго поколения раскрывает пути формирования

Познавательная деятельность, осуществляемая между учителем и обучающимися – это сложный процесс, роль которого неоценима в реальной действительности

Познавательная деятельность, осуществляемая между учителем и обучающимися – это сложный процесс, роль которого неоценима в реальной действительности

На основании разработок ФГОС второго поколения, нами была составлена программа по формированию и развитию познавательных аспектов младших школьников во внеурочной деятельности

На основании разработок ФГОС второго поколения, нами была составлена программа по формированию и развитию познавательных аспектов младших школьников во внеурочной деятельности

В классе устанавливаются коллективистские устремления, самостоятельность, организованность

В классе устанавливаются коллективистские устремления, самостоятельность, организованность

За время практики я старалась совершенствовать свой опыт общения , взаимодействия с детьми

За время практики я старалась совершенствовать свой опыт общения , взаимодействия с детьми

Подводя итог своей практики, могу сказать , что педагогическую практику прошла успешно

Подводя итог своей практики, могу сказать , что педагогическую практику прошла успешно

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА по производственной преддипломной практике

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА по производственной преддипломной практике

Оценка уровня сформированности компетенций :

Оценка уровня сформированности компетенций :

За время прохождения практики студентка показала лучшие свои профессиональные качества: она ответственная, самостоятельная, дисциплинированная

За время прохождения практики студентка показала лучшие свои профессиональные качества: она ответственная, самостоятельная, дисциплинированная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2022