Кружок «Мы изобретатели» во второй младшей группе № 7, начал свою работу с октября месяца 2024 г. Списочный состав – 12 человек, занятия кружка проводились 2 раза в месяц (16 занятий в год по 15 минут).
В соответствии с требованиями ФОП, мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. Именно в этом заключается направленность моей работы. Согласно китайской пословице, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам, поэтому формой организации детской познавательно-исследовательской деятельности я выбрала экспериментирование.
Цели экспериментирования:
· поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности;
· развитие познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)
Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, я ставила перед собой следующие задачи:
1. создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике детское экспериментирование;
2. побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности путём постановки разнообразных вопросов и проблем, предлагающих выход на самостоятельное решение;
3. учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности детей;
4. установить правильные взаимоотношения между педагогом и ребёнком, позволяющие создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, самостоятельной и совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Моей задачей было помочь каждому ребенку реализовать свою любознательность, направить ее в нужное русло, стать ему помощником в познании мира, что, в конечном итоге, способствует развитию самостоятельной, творческой личности.
На начальном этапе я разработала программу кружка на учебный год, где наряду с целями и задачами определила содержание исследований, конспекты экспериментов.
Приступила к организации «мини-лаборатории», которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. У нас имеются приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты; сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), разного объема и формы; природный материал; бросовый материал (кусочки ткани, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки); технические материалы (гайки, скрепки, детали конструктора); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); красители (пищевые и не пищевые); медицинские материалы (пипетки, колбы, и др.); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, и др.).
На занятиях кружка я формировала представления об объектах и явлениях окружающего мира по трем направлениям, которые представлены в таблице:
№ п/п |
Содержание исследовательской деятельности |
Количество |
1 |
Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.) |
13 |
2 |
Живая природа, человек (функционирование организма) |
1 |
3 |
Рукотворный мир (материалы и их свойства, преобразование предметов) |
2 |
|
Всего |
16 |
В ходе кружковой деятельности мы с детьми проводили только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).
В процессе формирования обследовательских действий я использовала доступные и интересные дошкольникам формы, определенные «типы исследования». Применяла такие методы и приемы, как наблюдения, рассматривание, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Побуждала сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Стремилась формировать умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт детей. На первых занятиях кружка мы с детьми проводили экспериментирование с водой. Особенно им нравится менять ее вкус, цвет, проводить опыты со снегом и льдом.
С интересом исследовали такое явление, как воздух: надували пузыри, ловили его в пакеты, исследовали свойства воздуха. Запомнились увлекательные эксперименты со светом и тенью, звуком, красками, исследования свойств предметов рукотворного мира (бумаги, ткани). Дети познакомились с назначением органов чувств и их охраной.
В процессе кружковой деятельности, я применяла алгоритм проведения эксперимента для младших дошкольников (по А.И. Лыковой):
· постановка исследовательской задачи (помогает педагог);
· повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
· проведение эксперимента (под руководством педагога);
· наблюдение результатов;
· фиксирование результатов;
· формулировка выводов (помогает педагог).
Организуя работу кружка с детьми, одновременно, ставила своей целью укрепление контакта с родителями воспитанников, помощь которых необходима (оформление развивающей среды, подбор материалов для «мини-лаборатории»). Это позволило установить более тесный контакт с родителями.
Предлагала родителям организовать домашние мини-лаборатории, заняться поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов.
Изготовила памятку «Исследуем вместе! Экспериментирование с водой»; папку передвижку «Экспериментируйте с детьми дома».
Итогом работы кружка считаю достижение воспитанниками к концу года следующих результатов:
· с удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым;
· любопытен, задает вопросы: «что такое, кто такой, что делает, как называется?»;
· самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму;
· проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов;
· соблюдает правила безопасности при экспериментировании.
О чем свидетельствуют результаты итогового ООД на тему: «Путешествие капельки».
Анализ посещаемости дополнительных услуг.
Кружок: «Мы изобретатели».
Вторая младшая группа № 7. Воспитатель: Гудожникова Ю.А.
Октябрь месяц: посещаемость кружка: «Мы изобретатели» - 100% (12 человек).
Ноябрь месяц: посещаемость кружка: «Мы изобретатели» - 99% (11 человек).
Не посещал кружок 1 ребенок по причине больничного листа.
Декабрь месяц: посещаемость кружка: «Мы изобретатели» - 100% (12 человек).
Литература:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. -Спб.: ООО Издательство «Детство Пресс», 2019.-352
2. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр.и доп. Самара: Вектор, 2018. 79с.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред.О.В Дыбиной. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013.
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н.В.Нищеева. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013.
5. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н.В.Нищеева. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013.
6. «Ребёнок познаёт мир» (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/авт.-сост. Т.В.Смирнова. – Волгоград, 2011. – 167 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.