Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка
Стрелина Маргарита Михайловна,
преподаватель английского языка
«Полярнозоринский энергетический колледж»
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра…
Джон Дьюи
Преподаватель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для студентов, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности и рутины? Что можно сделать, чтобы студенты с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за время учебного занятия нужно обеспечить эффективную работу каждого из обучающихся. И, наконец, как внушить студенту понимание того, что не только преподаватель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты? Думаю, каждый педагог был бы рад найти ответы на эти вопросы.
Одной из главных задач я считаю, является повышение педагогического мастерства преподавателя путем освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет четко заданный результат. Иными словами, педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики обучения на практическую реализацию. Таким образом, одним из важных направлений в образовательном процессе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени.
С овладения любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление преподавателя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком.
Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных учебных предметов. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса к данному предмету, стремление разбудить в студентах творческие и интеллектуальные силы. Задача преподавателя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность студента в процессе обучения иностранным языкам.
За время своей работы в колледже я применяла и применяю различные технологии обучения и пришла к выводу: «Обучиться чему-то можно только делая это» (Джон Дьюи). Технологий обучения в современной методике очень много. Я остановлюсь лишь на тех, которые обычно использую на своих учебных занятиях.
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Большое значение на уроках иностранного языка имеет применение игровых технологий, которые способствуют развитию мотивации и творческого потенциала студентов. [3, с. 48] Игры могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
На уроках английского языка в зависимости от этапа обучения можно выделить две группы игр: языковые и коммуникативные. Языковые предназначены для формирования навыков произношения, лексики, грамматики. Примером может являться игра «Snowball», которая тренирует память, внимание и речевой аппарат. Данная игра не лишена и творческого замысла. В процессе игры студенты повторяют лексический материал по теме урока, употребляют его в устной речи, составляют предложения, тренируют память.
Коммуникативные – для организации общения (интервью, ролевые игры). Включаясь в ролевые игры, студенты ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одногруппники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют студенты, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы.
Игры можно использовать на различных этапах урока. Я часто использую игры со словами: рифмы, перепутанные слова, кроссворды и т.д.
Также весь урок может быть проведен в форме игры. Например, аукцион «Россия», «Великобритания»; Своя игра «Природа. Спорт. Здоровый образ жизни».
Эффективны игры-соревнования, где вводятся дополнительные правила, с которыми участникам приходится считаться, например «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов позволяет студентам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, что в свою очередь повышает интерес к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции студентов, высокой мотивации обучающихся. Можно предложить следующие темы проектных работ: «Проблемы молодежи», «Достопримечательности города Мурманска», «Борьба с экологическими проблемами».
На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит студентов сотрудничеству, а оно, в свою очередь, воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучающихся. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемная ситуация должна вызвать интерес у обучающихся. Это одно из важнейших требований к ней. Особенно актуально это требование к обучению слабоуспевающих. Проблемы, предлагаемые для обсуждения, различаются по содержанию. Типичными являются поведенческие, нравственно – этические, социальные, познавательные проблемные ситуации. Тип проблемы учитывается при выборе способа организации её обсуждения на уроке.
В последнее время речь идет о необходимости применения современных компьютерных технологий. Использование компьютера стало частью нашей жизни. Несомненно, презентация, показанная на компьютере, намного шире и эмоциональнее передает содержание темы и мотивирует студента к изучению иностранного языка. [5, с. 17]
В своей педагогической практике я часто использую компьютерные презентации. Использование на уроках английского языка мультимедийных презентаций позволяет реализовать коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.
В Интернете можно найти множество красочных картинок, применить анимацию и звуковые эффекты и урок английского языка получится самым увлекательным. Создавая презентацию, я использую материал, учитывая конкретных обучающихся, их способности и языковую подготовку, осуществляя таким образом личностно-ориентированное обучение.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на разных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от поставленной цели.
Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках английского языка включают:
• проведение фонетической зарядки;
• изучение лексики;
• обучение чтению;
• обучение диалогической и монологической речи;
• отработку грамматических явлений.
Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют основной своей целью повышение активности студентов, их самостоятельную деятельность по добыванию знаний, истины, так как, истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность студентов к общению с преподавателем, с одногруппниками, на создание благоприятных отношений в ходе деятельности.
В заключении можно сказать, что использование новых педагогических технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать учебное занятие более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого студента. Таким образом, использование современных педагогических технологий в преподавании английского языка является неотъемлемой частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным. Опыт моей работы представлен на многочисленных сайтах.
Литература:
1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Рoint и ее возможности при обучении иностранным языкам. ИЯШ, 2008. №4
2. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2010, № 5.
3. Скребнева З.Н. Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка. Инфоурок. Библиотека материалов.
4. Клейменова Н.М. Использование активных приемов обучения на занятиях // Иностр. языки в школе. – 2011. – № 1.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008-346с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.