Отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности"
Оценка 5

Отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности"

Оценка 5
docx
30.05.2024
Отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности"
отчет по самообразованию 23-24г..docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23» п. Яйва

 

Отчет

По теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Актуальность. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений-ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Мелкая моторика-это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением дошкольника.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего детства. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является продуктивная деятельность(лепка).

Лепка играет особую роль. Польза пластилина для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.

В 2023-2024 учебном году мною была начата работа по изучению темы: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности»

Мною были поставлены следующие цель и задачи:

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»

Задачи:

 1.Освоение методов и приемов, способствующих развитию мелкой моторики  рук у детей раннего возраста.

2.Обогатить РППС группы демонстрационным и раздаточным материалом, направленным на развитие мелкой моторики рук.

3.Вовлечь родителей в образовательный процесс путем повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросе развития у детей мелкой моторики рук через художественно-творческую деятельность.

В рамках повышения своего профессионального уровня в течение учебного года, я изучала методическую литературу по данной теме:

1.Интернет-ресурсы.

2.”Развитие мелкой моторики, паьчиковая гимнастика” А.Г. Савушкина.

3.”Детский дизайн. Пластилинография” Г.Н. Давыдова

4. Цвынтарий “Играем пальчиками и развиваем речь”С-Петербург, 1997г.

5.Картотека тематических пальчиковых игр”составитель Л.Н. Калмыкова.

 

 Мною были предусмотрены и реализованы методы и приемы, способствующие развитию мелкой моторики руки; обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы демонстрационным и раздаточным материалом, направленным на развитие мелкой моторики руки; были вовлечены родители в образовательный процесс путем повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросе развития у детей мелкой моторики руки. Родителям были представлены консультации: «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», «Развиваем пальчики»

Работа по самообразованию проводилась мною в течение 2023-2024 гг. согласно поэтапно-перспективному  плану и включала в себя следующее:

1. Проведение игр («Пазлы»«Мозайка»«Вкладыши», пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.  Данные игры и упражнения я использовала в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда) : имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона сенсорики).

 2. В течение года я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка.

2.1. лепка: очень хорошо развивает моторику рук  лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, столик). постепенно развивая моторику рук.

2.2. рисование: также  хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад»«Снег идет») и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины»«Дождик»).

Разработала план кружка по лепке «Волшебные пальчики» и на протяжении учебного года выполняли с детьми  задания в  игровой форме. Использовали разные приемы лепки( отщипывание, скатывание в шарик, вдавливание, размазывание, сплющивание).

Работа с родителями.

Особое внимание я уделила работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата.

 Родители с детьми дома играли, делали поделки, разукрашивали, обводили по контуру.

Вывод: Из проделанной работы можно сказать следующее, что работа по развитию мелкой моторики рук должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы детей: режимные моменты( умывание, одевание, завтрак и т.д.); проведение НОД; игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые; занятия, трудовую деятельность, прогулки.

В дальнейшем, планирую продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук.

 

20.05.2024г.                                                           Воспитатель: Герасимова Н.В.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23» п

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23» п

В 2023-2024 учебном году мною была начата работа по изучению темы: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности»

В 2023-2024 учебном году мною была начата работа по изучению темы: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности»

В течение года я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения

В течение года я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2024