Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23» п. Яйва
Отчет
По теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Актуальность. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений-ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Мелкая моторика-это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением дошкольника.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего детства. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является продуктивная деятельность(лепка).
Лепка играет особую роль. Польза пластилина для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
В 2023-2024 учебном году мною была начата работа по изучению темы: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе художественно-творческой деятельности»
Мною были поставлены следующие цель и задачи:
Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»
Задачи:
1.Освоение методов и приемов, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
2.Обогатить РППС группы демонстрационным и раздаточным материалом, направленным на развитие мелкой моторики рук.
3.Вовлечь родителей в образовательный процесс путем повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросе развития у детей мелкой моторики рук через художественно-творческую деятельность.
В рамках повышения своего профессионального уровня в течение учебного года, я изучала методическую литературу по данной теме:
1.Интернет-ресурсы.
2.”Развитие мелкой моторики, паьчиковая гимнастика” А.Г. Савушкина.
3.”Детский дизайн. Пластилинография” Г.Н. Давыдова
4. Цвынтарий “Играем пальчиками и развиваем речь”С-Петербург, 1997г.
5.Картотека тематических пальчиковых игр”составитель Л.Н. Калмыкова.
Мною были предусмотрены и реализованы методы и приемы, способствующие развитию мелкой моторики руки; обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы демонстрационным и раздаточным материалом, направленным на развитие мелкой моторики руки; были вовлечены родители в образовательный процесс путем повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросе развития у детей мелкой моторики руки. Родителям были представлены консультации: «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», «Развиваем пальчики»
Работа по самообразованию проводилась мною в течение 2023-2024 гг. согласно поэтапно-перспективному плану и включала в себя следующее:
1. Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», «Вкладыши», пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использовала в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда) : имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона сенсорики).
2. В течение года я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка.
2.1. лепка: очень хорошо развивает моторику рук лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, столик). постепенно развивая моторику рук.
2.2. рисование: также хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет») и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик»).
Разработала план кружка по лепке «Волшебные пальчики» и на протяжении учебного года выполняли с детьми задания в игровой форме. Использовали разные приемы лепки( отщипывание, скатывание в шарик, вдавливание, размазывание, сплющивание).
Работа с родителями.
Особое внимание я уделила работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата.
Родители с детьми дома играли, делали поделки, разукрашивали, обводили по контуру.
Вывод: Из проделанной работы можно сказать следующее, что работа по развитию мелкой моторики рук должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы детей: режимные моменты( умывание, одевание, завтрак и т.д.); проведение НОД; игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые; занятия, трудовую деятельность, прогулки.
В дальнейшем, планирую продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук.
20.05.2024г. Воспитатель: Герасимова Н.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.