Отчет по теме самообразования: « Зрительная гимнастика. Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»

  • docx
  • 20.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Отчет по теме самообразования.docx

Отчет по теме самообразования: « Зрительная гимнастика. Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»

Цель моего проекта: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей. Поэтому в соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ система визуальных тренировок (гимнастика для глаз) является необходимой.

Гимнастика для глаз способствует:

- улучшению кровообращения;

- расслаблению мышц глаз;

- улучшению циркуляции внутриглазной жидкости;

- укреплению вестибулярного аппарата;

- совершенствованию сложных движений глаз.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу по данной теме и обобщила опыт других педагогов.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме; 
• изготовление тренажеров для глаз, картотек, дидактических игр, 
• разработка перспективного планирования и проведения зрительных гимнастик;
• классифицирование зрительных гимнастик подготовки их обеспечения;
• проведение анкетирование родителей;
• повышение компетентности родителей в вопросе бережного отношения зрения;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.

Зрительная гимнастика будет эффективна, если выполнять ряд условий:

1. Соблюдать длительность проведения гимнастики 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

2. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

3. Возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

4. После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Упражнения могут выполняться в статичном положении, а могут быть динамичными, могут проводиться по одному, а могут комплексно (3-5 упр.), форма организации детей может быть групповой, подгрупповой или индивидуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «лазер», указку со зрительным стимулом.

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.

Поскольку ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то проведение гимнастики для глаз в игровой форме, в сопровождение стихов, позволяет более эффективно и легко решать поставленные педагогом коррекционно-развивающие задачи.

         Упражнения для глаз используем на каждом занятии и при каждом длительном зрительном напряжении.

Принципы зрительных гимнастик:

  • индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;
  • регулярность проведения;
  • постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
  • сочетание с двигательной активностью;
  • развитие интереса детей к этому виду упражнений.

         Зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-воспитательной работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет различные виды этой деятельности, комплексно воздействуя на развитие ребёнка.

Работая по проекту были :

- проведены беседы для детей: «Глаза – окно в мир», «Смотри, во все глаза», «Глаза – мои помощники»;

- сюжетно-ролевая играя «Больница»;

- подобраны  консультации для педагогов и родителей: «Быстрая гимнастика в домашних условиях», «Берегите глаза детей», «Как сохранить зрение» и другие.;

- провела  анкетирование родитей группы № 6  на тему «Здоровье глаз детей »;

- проведен тест Амслера на проблемы в центральной части сетчатки, который не выявил отклонения у детей группы №6;

изготовила тренажеры для зрительной гимнастики:

- картотеку «зрительной гимнастики в стихах»,

- картинки «Найди отличия»,

- картинки «Что ты видишь?»,

- картотека «Найди и обведи»,

- упражнения для глаз «Пальминг» (светло-темно),

- пальчиковый театр (близко - далеко),

- настенный и нарисованный лабиринт;

- тренажеры – схемы (схема Базарного);

- стерео-картинки;

- сигнальные метки;

- тренажер «Буратино».

- Подобрала  электронные физминутки для глаз.

Оборудование, выполненное своими руками многофункционально, эстетически оформлено, безопасно. Привлекает внимание детей и повышает интерес к работе с этим оборудованием.

Цель и задачи проекта по самообразованию выполнены.