Работа по теме самообразования
педагога дополнительного образования
Сосновских Ирина Геннадьевны
Тема самообразования: «Формирование экономической культуры младших школьников на занятиях кружка «Экономическая мозаика»
2019-2020 учебный год
Тема самообразования «Формирование экономической культуры младших школьников на занятиях кружка «Экономическая мозаика» выбрана мною не случайно. Экономическое воспитание является одной из сторон воспитательного процесса в целом. Потребность в нем существовала всегда, но значимость усилилась в последнее время: появление новых социальных классов и групп, имущественное расслоение, автоматизация банковских операций, утрата прежних и появление новых ценностей.
Наблюдения за младшими школьниками показали, что:
· У детей младшего школьного возраста имеется потребность в объяснении экономических явлений со стороны родителей и учителей. Она обусловлена интересом к познанию окружающего мира.
· Экономические знания передаются ребенку, в основном, через опыт взрослых. При отсутствии у родителей соответствующего образования, опыта жизни и деятельности в цивилизованных рыночных условиях у детей могут формироваться искаженные представления об экономике.
· Определенная часть молодых родителей уже получила современную экономическую подготовку и активно включилась в деловую жизнь. Дети узнают от них, что экономические знания весьма необходимы в современной жизни и таким образом ориентируются на изучение экономики с ранних лет.
· Родители, как правило, поддерживают интерес младших школьников к экономическим знаниям, объясняя это заботой о будущем своих детей.
· Обучение экономике в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования экономического мировоззрения.
Учитывая, что младшие школьники уже имеют опыт экономических отношений, чаще всего в сфере потребления, знают отдельные экономические понятия, значимость изучения основ экономики в начальных классах, когда идет интенсивное сознательное освоение социальной среды, основы нравственного поведения, формируется общественная направленность личности, становится необходимой реалией современной школы. Отсюда и сформировалась цель работы по самообразованию: поиск оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Исходя из цели исходит основная задача – повышение профессиональной компетенции по данному вопросу.
В октябре 2019 года закончила курсы повышения квалификации «Методика преподавания основ финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС»(72акад./часа). ООО «Мультиурок». В настоящее врем обучаюсь на курсах «Потребление и потребительское поведение в 21 веке. Формирование грамотного отношения к потреблению посредством школьного образования» (72акад./часа). Получила сертификат участника веб-конференции «Интерактивный урок по финансовой грамотности», принимала участие в международной практической онлайн-конференции «Цифровые инструменты в работе учителя» (11 часов). Полученные знания позволяют ориентировать свои занятия на достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, использовать продуктивные методики и образовательные технологии. Изучаю литературу по психологии младших школьников.
Изучив соответствующую литературу, я выбрала путь, который показался мне самым верным - включение в занятия дидактических игр, кейс-заданий, мини-исследований, игровых приемов на закрепление изученного материала: дерева решений, диаграммы связей, деловых и ролевых игр, соответствующих их возрасту и тематике занятия. На каждое занятие готовлю интерактивную презентацию и лист с заданиями по изучаемой теме, стараюсь построить занятия с опорой на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Подготовленные методические материалы публикую на сайтах Инфоурок, Мультиурок, Российского инновационного центра «Образование», участвую в дистанционных педагогических конкурсах.
Получила благодарность Всероссийского педагогического общества «Доверие» за подготовку победителей олимпиады по экономической грамотности (2-4 класс) и благодарность от оргкомитета Национальной программы по повышению финансовой грамотности «Дружи с финансами», грамоту сайта «Эрудит-онлайн» за подготовку победителей всероссийской олимпиады «Юный экономист».
Вывод:
Практика показывает, что процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на кружковых особо эффективен, если содержание обучения младших школьников ориентировано на современный уровень экономической науки с учетом психо-физиологических особенностей детей данной возрастной группы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.