Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №107».
Отчет по теме самообразования
«Формирование географических представлений детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы родного края)».
Приготовила: Дятлова А.Н.
Ростов-на-Дону, 2022
География - наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях. Основным продуктом географической науки является достоверная географическая информация.
Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экономические, экологические, этнонациональные, а также проблемы повышения обороноспособности и создания новых технологий.
Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием.
Единственным источником получения системных, достоверных географических знаний для населения России является географическое образование.
Главной целью географического образования и просвещения является повышение географической грамотности и формирование географической культуры у населения России.[1]
В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и др.).
Разработаны и внедрены в практику теоретические
положения об организации экологического образования и воспитания младших
школьников (Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева, Л. П. Салеева-Симонова, А. А.
Плешаков), а также учащихся среднего и старшего школьного возраста (Н. В.
Добрецова, И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова и
др.).
Необходимость формирования географических
представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных
детей - объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с
младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире.
Создан целый ряд как комплексных, направленных на всестороннее развитие детей, так и парциальных авторских программ, обеспечивающих экологическое развитие дошкольника. К числу комплексных программ, где знания о природе являются частью, одним из направлений в воспитании дошкольника, относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и т.д.[2;6] Ряд парциальных экологических программ — «Семицветик», «Наш дом — природа», «Юный эколог» и т.д. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка через применение системно-деятельного подхода. [7;8] Однако минусом этих программ является недостаточность использования географических представлений, в том числе и краеведческих, в воспитании дошкольника.
На основе анализа научно-педагогической литературы и существующих практик можно сделать вывод, что процесс формирования географических представлений у дошкольников через изучение природы Родного края - одно из менее рассмотренных вопросов. На фоне существующего противоречия между необходимостью реализации экологического воспитания на основе получения географических знаний детьми этого возраста и недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением этого процесса обусловило определения актуальности данного исследования: при каких педагогических условиях формирование географических представлений дошкольников будет эффективным.
Цель исследования – выявление возможности формирования географических представлений старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края.
На основании изученных материалов мы выдвигаем гипотезу, что при формировании географических знаний у детей старшего дошкольного возраста, на примере изучения природы Родного края, будет способствовать качественному овладению географических знаний и формированию универсальных учебных действий для дальнейшего изучения окружающего мира в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Выявить роль географических представлений в экологическом и краеведческом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
2. Подобрать и охарактеризовать формы и методы формирования географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения природы окружающей его среды;
3. Подобрать адекватные методы исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутую в данном проекте гипотезу.
4. Составить диагностический материал для выявления и коррекции качества полученных знаний;
5. Разработать рабочую программу «География природы Родного края» для организации получения географических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
6. Проанализировать результаты и на их основании сделать выводы.
Следуя задачам исследования, я планирую получить такие результаты:
выделение и установление связей географических представлений в экологическом и краеведческом воспитании детей;
составление сборника форм и методов работы с детьми и семьями воспитанников;
подтверждение и доказательство выдвинутой в данном проекте гипотезы;
выпуск сборника диагностического материала (вводного, промежуточного, итогового) для выявления и коррекции качества полученных знаний;
разработана и апробирована рабочая программа «География родного края»;
написание статьи и доклада на основе полученных результатов.
В период 2017-2018 учебного года проходила работа над первым этапом исследования.
Разработана анкета, целью которой было выявить заинтересованность, уровень знания родителей воспитанников в данной теме, определение построения маршрута взаимодействия с семьями воспитанников детского сада. Своим ответом на вопрос-утверждение: Мы считаем важным пропедевтику географического образования у ДОУ (которое подразумевает под собой экологическое, патриотическое, краеведческое, гуманистическое воспитание детей), родители показали заинтересованность в разработке данного проекта.
На протяжении первого этапа, совместно с родителями, разнообразили наполняемость игровых зон группы. Оформлены тематические уголки для родителей в приемной.
Для педагогов МБДОУ д/с №107:
разработаны консультации «Кладезь Родного края», «Интересное - вокруг нас», «Природа – наш помощник»…;
проведен мастер-класс: «Географическая компонента в развивающей предметно-пространственной среде МБДОУ №107»;
составлены брошюры: «Растения нашего детского сада», «Ребенок и окружающий мир», «Родной край».
создан сайт «География в детском саду», где педагоги могут найти интересующие материалы по данной теме. (https://dyatlova-a-n.jimdo.com/а-н-дятлова/ )
опубликованы работы на сайте «Знанио», НСпортал,
В апреле - мае были проведены мероприятия с детьми группы (5-7 лет), в ходе которых заполнялась диагностическая карта. Деятельность проводилась со всеми детьми, предварительно поделив их на подгруппы, с учетом возрастных особенностей детей.
Для выявления уровня знаний и заинтересованности детей по данной теме была разработана диагностическая карта. Для объективного заполнения диагностической карты был подобран и разработан различный диагностический инструментарий. Создан сборник бесед с демонстрационным материалом, картотеки: игр (дидактических, ситуационных, сюжетно-ролевых…), тематических прогулок, экскурсий, тематические альбомы, сборники, журналы, сформирована библиотека, природные коллекции …
Период |
Формы работы с детьми |
Апрель Май |
Беседы; Загадывание загадок; Чтение произведений; Рассматривание картин и иллюстраций; Дидактические игры; Пальчиковые игры; Игры на развитие дыхания; Игры на развитие координации слова с движением; Наблюдения в природе; Тематические прогулки; Экскурсии; Труд в природе; Театральная деятельность: Подвижные игры; Творческая деятельность; Экспериментальная деятельность. |
За этот период дети нашего детского сада принимали участие в мероприятиях различных уровней: внутрисадовских, всероссийских и международных викторинах и олимпиадах для дошкольников. Становились призерами интерактивных конкурсах «Знанио», «Открытое образование»…
На основе полученных данных можно сделать вывод, что в результате проведенной предварительной работой есть положительная тенденция в формировании географических представлений у детей старшего дошкольного возраста на примере изучения природы Родного края. Результаты первого этапа проекта представлены на педагогическом совете МБДОУ д/с № 107.
Наблюдения в природных условиях помогут нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, развивать умение наблюдать, размышлять.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечит становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизирует у него познавательную активность.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.