Отчет по теме самообразования «Формирование географических представлений детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы родного края)».
Оценка 4.9

Отчет по теме самообразования «Формирование географических представлений детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы родного края)».

Оценка 4.9
docx
27.01.2023
Отчет по теме самообразования «Формирование географических представлений детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы родного края)».
отчет по самообразованию.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №107».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по теме самообразования

«Формирование географических представлений детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы родного края)».

 

 

 

 

 

Приготовила: Дятлова А.Н.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2022

География - наука о природных и общественных системах, формирующая  представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.       Основным продуктом географической науки является достоверная географическая информация.

Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем,  возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экономические, экологические, этнонациональные, а также проблемы повышения обороноспособности и создания новых технологий.

Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием.

Единственным источником получения системных, достоверных географических знаний для населения России является географическое образование.

Главной целью географического образования и просвещения является повышение географической грамотности и формирование географической культуры у населения России.[1]

В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и др.).

Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева, Л. П. Салеева-Симонова, А. А. Плешаков), а также учащихся среднего и старшего школьного возраста (Н. В. Добрецова, И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова и др.).
               Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей - объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире.      

Создан целый ряд как комплексных, направленных на всестороннее развитие детей, так и парциальных авторских программ, обеспечивающих экологическое развитие дошкольника. К числу комплексных программ, где знания о природе являются частью, одним из направлений в воспитании дошкольника, относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и т.д.[2;6] Ряд парциальных экологических программ — «Семицветик», «Наш дом — природа», «Юный эколог» и т.д. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка через применение системно-деятельного подхода. [7;8] Однако минусом этих программ является недостаточность использования географических представлений, в том числе и краеведческих, в воспитании дошкольника.

На основе анализа научно-педагогической литературы и существующих практик можно сделать вывод, что процесс формирования географических представлений у дошкольников через изучение природы Родного края - одно из менее рассмотренных вопросов. На фоне существующего противоречия между необходимостью реализации экологического воспитания на основе получения географических знаний детьми этого возраста и недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением этого процесса обусловило определения актуальности данного исследования: при каких педагогических условиях формирование географических представлений дошкольников будет эффективным.

               Цель исследования – выявление возможности формирования географических представлений старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края.

На основании изученных материалов мы выдвигаем гипотезу, что при формировании географических знаний у детей старшего дошкольного возраста, на примере изучения природы Родного края, будет способствовать качественному овладению географических знаний и формированию универсальных учебных действий  для дальнейшего изучения  окружающего мира в начальной школе.

Задачи исследования:

1.        Выявить роль географических представлений в экологическом и краеведческом воспитании детей старшего дошкольного возраста;

2.        Подобрать и охарактеризовать формы и методы формирования географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения природы окружающей его среды;

3.        Подобрать адекватные методы исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутую в данном проекте гипотезу.

4.        Составить диагностический материал для выявления и коррекции  качества полученных знаний;

5.        Разработать рабочую программу «География природы Родного края» для организации получения географических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

6.        Проанализировать результаты  и на их основании сделать выводы.

 

Следуя задачам исследования, я планирую получить такие результаты:

*    выделение и установление связей географических представлений в экологическом и краеведческом воспитании детей;

*    составление сборника форм и методов работы с детьми и семьями воспитанников;

* подтверждение и доказательство выдвинутой в данном проекте гипотезы;

* выпуск сборника диагностического  материала (вводного, промежуточного, итогового) для выявления и коррекции  качества полученных знаний;

* разработана и апробирована рабочая программа «География родного края»;

* написание статьи и доклада на основе полученных результатов.

В период 2017-2018 учебного года проходила работа над первым этапом исследования.

Разработана анкета, целью которой было выявить заинтересованность, уровень знания родителей воспитанников в данной теме, определение построения маршрута взаимодействия с семьями воспитанников детского сада. Своим ответом на вопрос-утверждение: Мы считаем важным пропедевтику географического образования у ДОУ (которое подразумевает под собой экологическое, патриотическое, краеведческое, гуманистическое воспитание детей), родители показали заинтересованность в разработке данного проекта.

На протяжении первого этапа, совместно с родителями, разнообразили наполняемость игровых зон группы. Оформлены тематические уголки для родителей в приемной.

Для педагогов МБДОУ д/с №107:

*                разработаны консультации «Кладезь Родного края», «Интересное - вокруг нас», «Природа – наш помощник»…;

*                проведен мастер-класс: «Географическая компонента в развивающей предметно-пространственной среде МБДОУ №107»;

*                составлены брошюры: «Растения нашего детского сада», «Ребенок и окружающий мир», «Родной край».

*                создан сайт «География в детском саду», где педагоги могут найти интересующие материалы по данной теме. (https://dyatlova-a-n.jimdo.com/а-н-дятлова/ )

*                опубликованы работы на сайте «Знанио», НСпортал,

В апреле - мае  были проведены мероприятия с детьми группы  (5-7 лет), в ходе которых заполнялась диагностическая карта. Деятельность проводилась со всеми детьми, предварительно поделив их на подгруппы, с учетом возрастных особенностей детей.

Для выявления уровня знаний и заинтересованности детей по данной теме была разработана диагностическая карта. Для объективного заполнения диагностической карты был подобран и разработан различный диагностический инструментарий. Создан сборник бесед с демонстрационным материалом, картотеки: игр (дидактических, ситуационных, сюжетно-ролевых…), тематических прогулок, экскурсий, тематические альбомы, сборники, журналы, сформирована библиотека, природные коллекции …

 

Период

Формы работы с детьми

Апрель

Май

Беседы;

Загадывание загадок;

Чтение произведений;

Рассматривание картин и иллюстраций;
Словотворчество;

Дидактические игры;

Пальчиковые игры;

Игры на развитие дыхания;

Игры на развитие координации слова с движением;
Игровые упражнения;

Наблюдения в природе;

Тематические прогулки;

Экскурсии;

Труд в природе;

Театральная деятельность:

Подвижные игры;

Творческая деятельность;

Экспериментальная деятельность.

 

 

За этот период дети нашего детского сада принимали участие в мероприятиях различных уровней: внутрисадовских, всероссийских и  международных викторинах и олимпиадах для дошкольников. Становились призерами  интерактивных конкурсах «Знанио», «Открытое образование»…

На основе полученных данных можно сделать вывод, что в результате проведенной предварительной работой есть положительная тенденция в формировании географических представлений у детей старшего дошкольного возраста на примере изучения природы Родного края.  Результаты первого этапа проекта представлены на педагогическом совете МБДОУ д/с № 107.

         Наблюдения  в природных условиях помогут нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, развивать умение наблюдать, размышлять.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечит становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизирует у него познавательную активность.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Ростов-на-Дону, 2022 География - наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном…

Ростов-на-Дону, 2022 География - наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном…

Юный эколог» и т.д. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию…

Юный эколог» и т.д. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию…

География родного края»; написание статьи и доклада на основе полученных результатов

География родного края»; написание статьи и доклада на основе полученных результатов

География в детском саду», где педагоги могут найти интересующие материалы по данной теме

География в детском саду», где педагоги могут найти интересующие материалы по данной теме

За этот период дети нашего детского сада принимали участие в мероприятиях различных уровней: внутрисадовских, всероссийских и международных викторинах и олимпиадах для дошкольников

За этот период дети нашего детского сада принимали участие в мероприятиях различных уровней: внутрисадовских, всероссийских и международных викторинах и олимпиадах для дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2023