Цель деятельности педагога-психолога в социальной сфере направлена на психологическое сопровождение и психологическую поддержку всех участников реабилитационного процесса.
С сентября 2017 года работаю педагогом-психологом в ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН». Сопровождаю 4 реабилитационную группу, в которой проходят реабилитацию несовершеннолетние в возрасте от 8-14 лет.
За период реабилитационной работы в данной группе реабилитацию прошли 18 человек, что составляет 100% диагностический охват. Психологическая диагностика является обязательным этапом работы педагога-психолога, полученные в ходе ее проведения, данные позволяют выбрать оптимальные направления и методы работы с ребенком и семей. Психологическое заключение по итогам диагностики ребенка, как правило, включает показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности, анализ соответствия развития психики ребенка возрастным уровням и этапам развития.
На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы: наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия и др. На основе результатов диагностики строится коррекционно-развивающая работа, осуществляется психологическое сопровождение несовершеннолетнего.
Для проведения диагностики был подобран диагностический инструментарий соответствующий основным сферам развития и возрасту несовершеннолетних, для младших школьников это познавательная, эмоционально-личностная сферы и сфера межличностных отношений. Для подростков меньшее значение имеет познавательная сфера, более значимы эмоционально-личностное развитие, межличностные отношения, профессиональная направленность. На этапах подросткового возраста существует риск формирования и проявления суицидального поведения, поэтому его важно выявить и предупредить.
о результатах психологической диагностики
Балабановой Марии Константиновны, педагогапсихолога
Отчет
ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Цель деятельности педагогапсихолога в социальной сфере направлена
и психологическую поддержку всех
на психологическое сопровождение
участников реабилитационного процесса.
С сентября 2017 года работаю педагогомпсихологом в ГКУ СО КК
«Белореченский СРЦН». Сопровождаю 4 реабилитационную группу, в
которой проходят реабилитацию несовершеннолетние в возрасте от 814 лет.
За период реабилитационной работы в данной группе реабилитацию
прошли 18 человек, что
составляет 100% диагностический охват.
Психологическая диагностика является обязательным этапом работы
педагогапсихолога, полученные в ходе ее проведения, данные позволяют
выбрать оптимальные направления и методы работы с ребенком и семей.
Психологическое заключение по итогам диагностики ребенка, как правило,
включает показатели познавательного,
личностноэмоционального и
коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и
другие особенности, анализ соответствия развития психики ребенка
возрастным уровням и этапам развития.
На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы:
наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия и др. На основе
результатов диагностики строится коррекционноразвивающая работа,
осуществляется психологическое сопровождение несовершеннолетнего.
Для проведения диагностики был подобран диагностический
инструментарий соответствующий основным сферам развития и возрасту
несовершеннолетних,
для младших школьников это познавательная,
эмоциональноличностная сферы и сфера межличностных отношений. Для
подростков меньшее значение имеет познавательная сфера, более значимы
эмоциональноличностное
отношения,
профессиональная направленность. На этапах подросткового возраста
существует риск формирования и проявления суицидального поведения,
поэтому его важно выявить и предупредить.
межличностные
развитие,
В результате диагностического обследования несовершеннолетних,
помимо указанных выше показателей, важно отслеживать признаки жестокого
обращения с ребенком. Прежде всего, это физические и психологическиемаркеры, которые можно отметить в результате наблюдения (например,
особенности внешнего вида, поведения, речи и т.п.). Также показательны
результаты проективных тестов, методик, исследующих страхи и
межличностные отношения.
Диагностика проводится как в групповой, так и в индивидуальной
форме.
Для углубленной диагностики применимы следующие методики:
Направления и параметры
диагностического
исследования
Оценка параметров
интеллектуальной
деятельности, а также
высших психических
функций
Оценка уровня
понятийного мышления
Выявление уровня
интеллектуального
развития и творческих
способностей
Личностно
ориентированные методики
Определение степени
социальной адаптации
Диагностика группы риска
развития кризисных
состояний
Диагностика
профессиональной
направленности
Изучение общего фона
переживаний индивида,
связанного с его позицией в
семье; характер
коммуникаций в семье –
прямой или
Диагностический инструментарий
Тест 10 слов (Лурия А.Р.) , корректурные пробы,
тест Ландольта
Предметная классификация, исключение
предметов, исключение понятий, сравнение
понятий, выделение существенных признаков
Прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест
Векслера, тест Торренса
Цветовой тест Люшера, тест «Выбери нужное
лицо» (Тэммл, Дорки, Амен), проективные
рисуночные тесты
Опросник Спилбергера, тест Филлипса, НПН
Немчина
Тест Люшера, ЦТО, тест Кучера, опросник
БассаДарки, «Незаконченные предложения»,
ПДО Личко
Тест Холланда, Карта интересов, ДДО, анкета
«Ориентация»
«Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер),
опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT
Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис)опосредованный.
Изучение психологического
климата в коллективе
СРЦН
«Изучение психологического климата в
коллективе» Лутошкина, ЦТО, УСК, опросник
Шмишека, MBI К.Маслях (уровень
профессионального угасания).
Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до
1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста,
других условий.
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих
критериях:
– показательность конкретного вида действия для общей
характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных навыков;
– учет системного характера видов действия (одно универсальное
учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным
классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как
личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия
может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как
регулятивное, и как знаковосимволическое действие и пр.);
– учет возрастной специфики сформированности видов действий.
Показательность видов действий и их значение для развития
несовершеннолетних меняется при переходе с одной возрастной ступени на
другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно
сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные
профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять
различные проблемы и нарушения, имеющиеся у несовершеннолетних.
Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк
диагностических методов для более эффективной диагностики.
Педагогпсихолог Балабанова М.К._________________Приложение
Социометрическое исследование проводилось по методике Дж. Морено,
в итоге был определен социальный статус каждого несовершеннолетнего:
лидер, принимаемый, узкий круг общения (итоги диагностики смотреть ниже
в таблице и гистограмме).
Определение социального статуса по Морено
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагности
ки
Начало
Через три
месяца
Кол
во
несовер
шеннол
етних
18
18
Лидеров
Принимаемы
х
Узкий круг
общения
Изолированн
ые
Кво % Кво % Кво % Кво
%
2
3
11% 10
17% 12
56 % 4
67% 3
22% 2
17% 0
11%
0%
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
Гистограмма
социального статуса по Морено
сентября 2017 по январь 2018 г.
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
56%
67%
лидер
приним.
22%
11%
11%
уз.круг общ.
изолир.
17%
17%
0%
начало
через три месяца
Ведущие мотивы в учебной деятельности выявлялись по методике
эмоциональные,
были определены следующие мотивы:
Карповой,познавательные,
саморазвития, позиция школьника.
коммуникативные,
внешние,
мотив достижения,
Для успешного обучения несовершеннолетних важны мотивы достижения
успеха, саморазвития, познавательный, и коммуникативный. А анализ итогов
диагностики мотивации показал, что 66 % несовершеннолетних имеют
внешний мотив, т.е. мотив поощрения или наказания, 77% позиция школьника,
а познавательные и саморазвития – 33%, мотива достижения у
несовершеннолетних нет. Эти показатели были на начальном этапе
пребывания несовершеннолетних в СРЦН. А после трех месяцев данные
изменились (ниже смотреть гистограмму и таблицу).
Очевидно, что после трех месяцев приоритетными стали мотивы
достижения, саморазвития и познавательные.
Изучение
учебной мотивации по методике Карповой,
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностики
Кол во
несовер
шеннол
етних
Ведущие мотивы
эмоциона
льные
познавате
льные
коммуник
ативные
Внешние
(поощрения
, наказания)
достижен
ия
саморазв
ития
Позиция
школьник
а
К
во
% К
во
% К
во
% К
во
% К
во
% К
во
% К
во
%
На начало
Через три
месяца
18
18
2
0
11
0
6
11
33
2
61 3
11
12
17 10
67
56
0
0
11 61
33
72
14
16
78
89
6
1
3
Гистограмма изучения
учебной мотивации по методике Карповой,
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.0.67
0.61
0.56
саморазвития
0.33
0.61
0.11
0.33
0.11
0.72
0
коммуникатив.
0.17
внешние
позиция школьн.
позиция школьн.
внешние
коммуникатив.
саморазвития
познавател.
эмоционал.
на начало через три месяца
0
эмоционал.
познавател.
80%
60%
40%
20%
0%
Для
лабильность»
С.Н.Костроминой.
прогноза успешности в обучении и освоении нового вида
деятельности использовался модифицированный вариант методики
«Интеллектуальная
Методика требует от несовершеннолетнего высокой концентрации внимания,
быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость
выполнения, что в совокупности отражает способность несовершеннолетнего
к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику
включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия
задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть
точным анализом различных признаков. Анализ итогов диагностики показал,
что 66,7% несовершеннолетних малоуспешны в любой деятельности, а через
три месяца после коррекционных занятий 12% (Смотреть таблицу и
гистограмму).
Итоги диагностики способности к обучению
(Методика интеллектуальной лабильности в модификации
С.Н.Костроминой)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
Кол во
высокая
средняя
низкая
малоуспешен вдиагностики
несоверше
н
нолетних
лабильность,
хорошая
лабильность
обучаемость
любой
деятельности
способность к
обучению
%
Кво
Кво
%
Кво
%
Кво
%
На начало
Через три
месяца
18
18
2
4
11
22
0
9
0
50
4
2
22
11
12
3
67
17
Итоги диагностики способности к обучению
(Методика интеллектуальной лабильности в модификации
С.Н.Костроминой)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
0.67
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
высокая
0.22
средняя
0.22
0.11
0
0.5
0.17
низкая
0.11
малоуспешен
малоуспешен
низкая
средняя
высокая
начало
через три месяца
Для оценки уровня iq, коэффициента интеллекта и уровня умственных
способностей, а также логичности мышления использовался тест Равена.
Данный тест может дать оценку iq тестируемым независимо от уровня
образования, социального сословия и рода деятельности.
Итоги диагностики уровня умственных способностей
(Прогрессивные матрицы Равена)несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностики
Обследова
но
На начало
Через три
месяца
8
8
высокий
колво %
Уровень интеллекта
средний
колво %
2
2
25
25
4
5
50
63
%
Ниже среднего
кол
во
2
1
25
12
Итоги диагностики уровня умственных способностей
(Прогрессивные матрицы Равена)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
1
2
0.63
0.5
высоккий
0.25
средний
ниже среднего
0.12
0.25
0.25
ниже среднего
средний
высоккий
начало
через три месяца
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Уровень тревожности изучался по методике Филлипса. В результате
были выявлены следующие уровни тревожности: норма, повышенная,
высокая.
На первом этапе у 22 % несовершеннолетних нормальный уровень
тревожности, что является необходимым для адаптации и продуктивной
деятельности.У 56 % несовершеннолетних повышенная тревожность. Данный уровень
тревожности часто бывает, связан с ограниченным кругом ситуаций,
определенной сферой школьной жизни.
У 22 % несовершеннолетних высокая тревожность. Обычно носит
«разлитой», генерализованный характер, т.е. если важнейшие потребности
подростка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не
удовлетворены, он
эмоциональное
неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого
отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы,
нежелание посещать ее.
переживать
устойчивое
может
После коррекционных занятий, ситуация изменилась (смотреть таблицу и
гистограмму ниже). На нормальном уровне тревожность – 50%. Такие
данные указывают на то,
что эмоциональное состояние этих
несовершеннолетних, на фоне которого развиваются их социальные контакты,
является не напряженным, не негативно окрашенным и не фрустрирующим.
Изучение
школьной тревожности по методике Филлипса
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностик
и
Критерии тревожности
Обследова
но
Норма
колво %
Повышенная
колво %
На начало
Через три
месяца
9
8
2
4
22
50
5
4
56
50
Высокая
кол
во
2
0
%
22
0
Гистограмма
школьной тревожности по методике Филлипса
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.1
2
0.56
0.22
0.5
повышенная
0.5
норма
0.22
начало
через три месяца
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
высокая
0
высокая
повышенная
норма
Уровень самооценки изучался по методике Г.Н.Казанцевой. В
результате были выявлены следующие уровни самооценки: высокая, средняя,
низкая
У 44,5 % несовершеннолетних высокий уровень самооценки, что
является необходимым для адаптации и продуктивной деятельности.
Несовершеннолетние правильно реагирует на замечания других, редко сомне
вается в своих действиях, они, как правило, не отягощены комплексом
неполноценности.
У 33,3% несовершеннолетних средний уровень самооценки это
свидетельствует о том, что несовершеннолетние редко страдает от комплекса
неполноценности, и лишь время от времени стараются подладиться под
мнение других.
У 22,2 % несовершеннолетних низкий уровень самооценки – это
сигнализирует о том, что несовершеннолетние болезненно переносят
критические замечания в свой адрес, стараются считаться всегда с мнением
других, часто страдает от комплекса неполноценности.
Изучение общей самооценки опросник Г.Н. Казанцевой
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностики
Кол во
несовершен
нолетних
Уровни самооценки
высокая
Колво %
Колво
средняя
%
низкая
Колво %
На начало
9
4
44,5
3
33,3
2
22,2Через три
месяца
8
5
62,5
3
37,5
0
0
Изучение общей самооценки опросник Г.Н. Казанцевой
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
70
60
50
40
30
20
10
0
33.5
22
44.5
62.5
37.5
высокая
средняя
низкая
0
низкая
средняя
высокая
на начало
через три месяца
Уровни позитивной агрессивности, негативной агрессивности,
обобщенный показатель конфликтности был определен по методике
личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев).
Конфликтность личности определяется действием таких
психологических факторов, как особенность темперамента, уровень
агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также
рядом социальных факторов – условиями жизни и деятельности, среды и
социального окружения, общего уровня культуры. Таким образом,
конфликтность – это комплексный показатель, который связан с личностными
предпосылками. Личные ситуативные предпосылки таковы:
• чувство неопределенности, неуверенности;
• утомление;
• неустойчивость настроения;
• повышенная возбудимость;
• состояние внушаемости.
Позитивная агрессивность, это такое поведение, которое помогает
человеку добиться желаемой цели, но при этом наносит не значительный
дискомфорт другим. К позитивной агрессивности относятся такие качества
как: напористость, наступательность, неуступчивость. Эти качества помогают
обладателю в достижении цели, но не во всех ситуациях они необходимы.Негативная агрессивность, это такое поведение человека, которое
вызывает психологический дискомфорт у людей (обижает их). К негативной
агрессивности относятся такие качества, как: мстительность, нетерпимость к
мнению другим.
Анализ итогов диагностики показал, что на начальном этапе многие
несовершеннолетние достаточно конфликтные личности (у 37% высокий
уровень конфликтности и у 50 % средний уровень). У них преобладает как
негативная агрессивность, так и позитивная. Данные этих показателей
находятся практически на одном уровне, поэтому можно сделать вывод, что
их поведение направлено как на создание психологически не приятных
ситуаций для окружающих их людей, так и на достижение желаемой цели, но
не наносит значительный дискомфорт другим (смотреть таблицы и
гистограммы ниже)
личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин и П. А.
Итоги диагностики
Ковалев)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностики
Кол во
несовершен
нолетних
На начало
Через три
месяца
8
8
Позитивная агрессивность
высокая
средняя
Кол
во
% Кол
во
0
0
0
0
8
8
%
100
100
низкая
%
Кол
во
0
0
0
0
Позитивная агрессивность1
1
100%
80%
60%
40%
20%
0%
высокая
средняя
0
0
на начало
через три месяца
0
низкая
0
низкая
средняя
высокая
Негативная агрессивность
Этапы
диагностики
Кол во
несовершен
нолетних
На начало
Через три
месяца
8
8
Негативная агрессивность
высокая
средняя
Кол
во
1
0
% Кол
во
12
0
6
8
%
76
100
низкая
Кол
во
1
0
%
12
0Негативная агрессивность
1
0.76
0.12
средняя
высокая
0.12
на начало
через три месяца
0
низкая
0
низкая
средняя
высокая
100%
80%
60%
40%
20%
0%
Конфликтность
Этапы
диагностики
Кол во
несовершен
нолетних
На начало
Через три
месяца
8
8
высокая
Конфликтность
средняя
низкая
Кол
во
3
0
% Кол
во
37,
5
0
4
5
%
50
62,5
Кол
во
1
3
%
12,5
37,5Гистограмма конфликтность
0.5
0.62
0.38
0.37
высокая
0.13
средняя
низкая
низкая
средняя
на начало
через три месяца
0
высокая
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
По итогам диагностики были проведены индивидуальные консультации
с педагогами и несовершеннолетними: даны
общие рекомендации по
формированию ведущих мотивов учебной деятельности,
по
профессиональному самоопределению, повышению социального статуса
несовершеннолетних, преодолению тревожности, повышению самооценки.
Учится быть сдержаннее, быть менее обидчивыми, подозрительными, эти
качества помогут несовершеннолетним улучшить отношение к себе и
расположить коллектив сверстников. На индивидуальных консультацияхподростки узнавали не только об итогах диагностики, но и были затронуты
вопросы возрастного характера.
Индивидуальная работа с
несовершеннолетними позволяет глубже заглянуть в свой внутренний мир.
Результаты такой работы видны в том, что дети идут к психологу за советом
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно
сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные
профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять
различные проблемы и нарушения, имеющиеся у несовершеннолетних.
Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк
диагностических методов для более эффективной диагностики.