Внеурочная деятельность
в МБОУ «Талдинская СОШ»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше.
Одной из главных проблем нашей школы для организации ВУД является отсутствие свободных площадей, слабая материально-техническая база и ограниченность финансовых ресурсов.
Принципы организации внеурочной деятельности в нашей школе:
· соответствие возрастным особенностям учащихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
· опора на ценности воспитательной системы школы;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся. Нашей школой апробируется 3 способа организации внеурочной деятельности:
1 Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы, которые имеют разные формы организации: беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады, заочные путешествия, праздники.
2 Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы;
3 Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру:
· практическая часть (погружение в коллективное дело), которая составляет 70% объема программы;
· подготовка к проведению дела (теоретическая, мотивационная, организационная часть), которая составляет 30% объема программы.
Каждый вид внеурочной деятельности планируется по следующей схеме:
· познавательная часть
· учебные действия детей
· контроль и оценка результата
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программвнеурочной деятельности, использование ресурса дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность» в объеме 8 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организации внеурочной деятельности учащихся по направлениям
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, с учётом пожеланий родителей и интересов учащихся предлагаются программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, которые имеют следующие направления:
1. Спортивно-оздоровительное направление
«В здоровом теле – здоровый дух» - программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств, на формирование у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без использования отклоняющихся форм поведения.
2. Духовно-нравственное направление
Данное направление реализуется через воспитательную систему школы, коллективные творческие дела организации «Альянс», работу классных руководителей, работу кружков «Возрождение» и «Патриот». Целью кружка «Возрождение» является исследование родного края, сбор и систематизация материала о родном крае. Программа кружка «Патриот» направлена на воспитание патриотизма, гражданственности, чести у учащихся.
3. Обще-интеллектуальное направление
Реализация данного направления осуществляется через проведение предметных недель, олимпиад (очных, заочных), интеллектуальных игр «КВН», «Что? Где? Когда?», НОУ.
4. Обще-культурное направление
предполагает участие учащихся в общешкольных, классных мероприятиях, традиционных праздниках.
5. Социальное направление
Программа кружка «Мастер и мастерица» предполагает воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям народных промыслов: бисероплетение, вышивание, вязание. В основе программы лежит знакомство с историей видов рукоделия, традиций своего народа, развитие художественного вкуса у детей, развитие их способностей.
Учащимся предоставляется возможность попробовать себя в разных областях и сделать свой выбор.
Модель внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Направление |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Спортивно-оздоровитель-ное |
|
|
День здоровья |
|
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» |
Военно-спортивная игра «Зарница» |
|
День здоровья |
Летний марафон |
Летний оздоровительный лагерь «Ромашка» |
Программа «В здоровом теле – здоровый дух», работа спортивной секции «Самбо» |
||||||||||
Духовно-нравствен-ное |
|
Литературная гостиная |
День матери |
|
Народные праздники |
А ну-ка, парни! |
А нк-ка, девушки! |
|
Митинг к дню Победы |
|
Работа кружков «Возрождение», «Патриот» |
||||||||||
Обще-интеллектуальное |
|
Предметные олимпиады |
|
|
КВН |
|
|
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? |
|
|
Предметные недели, НОУ |
||||||||||
Обще- культур-ное |
Праздник День знаний |
Праздник Урожая |
|
Новогодний праздник |
|
|
Праздник 8 марта |
|
Праздник «Последний звонок» |
Праздник «День защиты детей» |
Социальное |
Уборка урожая |
|
|
|
|
|
|
Всероссийский субботник |
|
|
Программа «Мастер и мастерица» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.