Отчёт о работе МО учителей
общественно – гуманитарного цикла
В 2018 -2019 учебном году работа МО учителей гуманитарного строилась в соответствии с темой и задачами, определёнными на этот учебный год и работало по теме: «Формирование метапредметных результатов образования школьников на основе системно – деятельностного подхода в условиях реализации ГОС ООО».
В соответствии с темой работы МО были поставлены следующая цель и задачи:
Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, компетентности в области русского языка, литературы, английского языка, истории при реализации новых ГОС и модернизации системы образования путём применения активных технологий, способствующих развитию творческой личности учащихся.
Задачи:
1. Создание условий для подготовки поэтапного введения ГОС основного общего образования, среднего общего образования.
2. Внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения.
3. Совершенствование форм проведения уроков; использование практикумов и семинаров.
4. Диагностика состояния качества обучения и выявление причин пробелов в знаниях учащихся.
5. Совершенствование работы с одарёнными детьми и наиболее подготовленными учащимися через конкурсы, олимпиады, научно – практические конференции.
6. Активизировать формы и методы по подготовке обучающихся 9 –х, 11 –х классов к сдаче итоговой аттестации.
Тема МО была заявлена в начале учебного года, и степень её актуальности, продуктивности несоизмеримо растёт, о чём свидетельствуют новые формы экзаменационных работ, более высокие критерии в оценке ГИА, требующие от процесса преподавания большей мобильности, качества и креативности. Задачи по работе МО направлены на поиск новых эффективных форм работы.
В течении года прошло 3 заседания. В МО за отчётный период в школе работали 7 учителей.
В рамках реализации поставленных задач было запланировано проведение предметных недель: в феврале – Неделя русского языка, в марте – Неделя иностранных языков, в апреле – Неделя истории.
Сроки проведения Недели русского языка были перенесены на вторую неделю апреля в связи с объявленной Республиканской неделей русского языка, проводимой в рамках Года русского языка в Донецкой Народной Республике. В период с 15 по 19 апреля 2019 года в школе проводилась неделя гуманитарных наук.
При проведении Недели русского языка учителя – предметники учитывали возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности, старались использовать разные формы и методы учебной деятельности, удачно сочетали коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности на мероприятиях использовались игры, конкурсы с применением ИКТ. Она стала хорошей возможностью продемонстрировать умение, мастерство не только школьникам, но и их наставникам.
Неделя русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих определённые цели.
Основная цель предметной недели:
ü Повышение интереса учеников к предметам;
ü Формирование познавательной активности;
ü Расширение кругозора знаний;
ü Развитие творческих возможностей детей;
ü Привитие интереса к предметам «Русский язык» и «Литература».
Предметная неделя русского языка была призвана решать следующие задачи:
1. Создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей.
2. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
3. Оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
4. Помощь ученикам и учителям в раскрытии своего творческого потенциала.
5. Создание праздничной творческой атмосферы.
Применяемые технологии:
Интерактивные технологии (групповая, командная работа; диспуты и проблемное обучение); технологии ИКТ; элементы проектных технологий.
План Недели составлялся с учётом реальных коммуникативных потребностей учащихся разных возрастных групп, и её содержание отвечало таким требованиям, как коммуникативно – побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность. Все мероприятия Недели были призваны стимулировать творческую активность учащихся. В ней приняли участие учащиеся 5 -11 классов. На заседании методического объединения учителей была спланирована работа данной недели (план прилагается). Готовясь к Неделе, учителя гуманитарного цикла старались использовать новые интересные формы организации и проведения мероприятий. Это был праздник длиною в целую неделю. Активное участие в мероприятиях приняли все классы школы.
План Недели русского языка и литературы был выполнен, все мероприятия прошли на высоком методическом уровне и помогли учащимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор. А способствовали этому наши творческие учителя русского языка литературы: Андриенко Антонина Фёдоровна, Натальченко Алевтина Сергеевна, Комзарова Мария Васильевна.
Представленный по итогам проведённых мероприятий отчёт о предметной неделе, работы учащихся свидетельствуют о том, что в ходе Недели русского языка и литературы была реализована одна из задач внеклассной работы.
Неделя истории была проведена с 22 по 26 апреля 2019 года.
Задачи проведения Недели истории:
ü Усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края;
ü Понимание закономерностей, связь их с современностью;
ü Сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;
ü Развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
Для успешного проведения Недели истории требовалась большая подготовка. Учитель должен был:
ü Определить цели, задачи мероприятий, их содержание;
ü Определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя;
ü Составить план проведения Недели истории, где указываются темы и формы занятий, дата их проведения.
Проведение Недели истории – одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели истории между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.
Руководящая роль учителя истории осуществляется по следующим основным направлениям:
ü Определение содержания работы;
ü Постановка учащимся заданий;
ü Указание источников получения знаний;
ü Помощь в выборе форм работы;
ü Консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;
ü Изучение совместно с учащимися выявленных ими исторических сведений;
ü Участие в оформлении собранного учащимися материала;
ü Использование этого материала в работе.
В мероприятиях Недели истории принимали участие учащиеся 5 -11 классов. Применялись всевозможные методы и формы работы (групповая, индивидуальная), интерактивные технологии, конкурсы, викторины, разгадывание кроссвордов, творческая работа, элементы проектных технологий.
Неделя истории способствовала формированию интереса к изучаемому предмету, расширению исторических знаний учащихся. Большое значение сыграли современные информационные технологии, которые оказали неоценимую помощь как в подготовке, так и в проведении Недели истории.
Неделя иностранного языка не была проведена по объективным причинам.
Особенностью сегодняшнего образования является наличие доступного всем информацинно- образовательного пространства, которое всѐ активнее начинают использовать и учителя, и ученики, и родители.
Современный урок невозможно провести без использования электронно- образовательных ресурсов. Использование электронных образовательных ресурсов значительно повышает качество учебного процесса, увеличивает степень усваивания знаний школьниками, повышает их интерес к учебе, освобождает учителя от рутинной работы, оставляя время на работу с одаренными или отстающими детьми.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность школьникам для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Обучающиеся получают возможность самостоятельно учиться. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по новому организовать подготовку старшеклассников к сдаче ГИА.
В своей работе с апреля 2019 года учитель истории Канунникова О.В. начала вместе с учащимися апробацию образовательного интернет-ресурса для школьников, учителей и родителей ЯКласс .
В любой инновационной деятельности есть свои плюсы и минусы. ЯКласс — эффективный вспомогательный инструмент для школьного образования. Сказать, что у неё всё сразу получилось, нельзя. Приходилось решать многие технические вопросы, не хватало времени, чтобы разобраться в плюсах образовательного тренажѐра, но работа в этом направлении развивалась и приносила свои плоды.
Сейчас МОУ «Школа № 23» на 1 месте ЯКлассных школ региона (Донецкая и Луганская Народные Республики).
В этом учебном году работа началась в 7-ом, 8-ом и 9-ом классах.
Надо отметить, что успеваемость учеников этих классов по результатам последней четверти не только не упала, но и даже немного выросла. Трудно было раньше представить, что дети будут сами просить задавать дополнительное домашнее задание. Занимаясь самостоятельно они планируют сколько времени отвести на повторение теории, сколько на выполнение пробных тестов, а сколько на выполнение проверочной работы. Таким образом можно проверить знания теоретического материала, не затрачивая драгоценного времени на уроке. Каждый хочет получить более высокий балл, поэтому самостоятельно готовиться к решению учебных задач, не надеясь на списывание или угадывание правильного ответа. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей. Популярные социальные сети, заполняющие сознание подростка ненужной, а зачастую и вредной информацией, оказались неудел и , это несомненный плюс.
Используя ресурсы данного образовательного портала учитель организует работу своих учеников. Работа с ЯКлассом позволяет организовать дифференцированный подход к обучению разных учеников. Этот уникальный тренажѐр позволяет учащимся подготовиться к контрольной работе, зачѐту без дорогостоящих репетиторов. ЯКласс позволяет вернуться к теме любого школьного курса, повторить темы ранее изученные или изучить самостоятельно при отсутствии учащегося на уроках, повторить теорию, изучить и закрепить алгоритм решения тех или иных учебных задач, получить моментальную оценку своей работы.
В следующем учебном году планируется продолжить работу в заданном направлении, включить в план работы МО проведение предметных недель, а также привлечь к работе на ЯКлассе учащихся 5 и 6 классов.
Таким образом, можно сказать, что работа школьного методического объединения учителей гуманитарных наук ведётся на достаточном уровне.
Руководитель МО ________О.В. Канунникова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.