Отчёт работы учителя – дефектолога Кисловой Л.Г.
за 2023-2024 учебный год.
В 2023-2024 учебном году цель моей работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой, консультирование родителей и педагогов. Занятия проводились с детьми, имеющими заключение ПМПК, в котором указано о необходимости занятий с учителем-дефектологом. Исходя из особых потребностей в обучении детей, были составлены индивидуальные программы, которые реализовывалась как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и на групповых занятиях. Обучение проводилось по следующим программам: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорное развитие».
Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:
-организационное;
-диагностическое;
-коррекционное;
-консультативно-просветительское;
-создание коррекционно-развивающей среды (оснащение кабинета и др.)
Организационное направление:
Результаты организационной работы:
Диагностическое направление.
Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
· изучение уровня умственного развития;
· определение особенностей познавательной и учебной деятельности;
· определение приемов индивидуальной работы в процессе учебной деятельности.
Основные параметры для тифлопедагогического изучения:
· восприятие цвета;
· восприятие формы;
· восприятие величины;
· восприятие, воспроизведение сложной формы;
· ориентировка в пространстве;
· восприятие пространственных отношений;
· зрительное внимание.
В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, поэтому разделение на подгрупповые и индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка и его возраста, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.
При планировании образовательной деятельности учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.
Диагностика изучения сенсорного развития.
Диагностика сенсорной интеграции – это обработка информации от органов зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной системы- от всего того, чем ребёнок воспринимает окружающий мир. Для дальнейшего уточнения состояния и возможностей познавательной деятельности ребенка с нарушением зрения, определения направлений коррекционно-развивающей работы необходима долгая и скрупулезная работа всех специалистов, заинтересованных в успешной адаптации ребенка с ОВЗ, в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.).
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, как видно из данных, представленных в таблице, развитие показателей сенсорного восприятия обучающимися величины предметов характеризуется ярко выраженной положительной динамикой: наблюдается уменьшение процента низкого уровня (на 5 %) и увеличение выше среднего до высокого уровня (на 7%).
Критерии |
Класс |
К-во обуч. |
Начало года |
Конец года |
||||||||
низк |
ниж. сред |
сред |
выш сред |
выс |
низк |
ниж сред |
сред |
выш сред |
выс |
|||
Сенсорное восприятие |
3-8 |
15 |
4 25% |
3 20% |
6 41% |
2 14% |
_ |
3 20% |
4 25% |
5 34% |
2 14% |
1 7% |
Результаты итогового тестирования за 2023-2024 учебный год (в баллах)
Ф.И. |
Класс |
2023 год |
2024 год |
||
К.К |
4 в |
сенсорное восприятие |
4 |
сенсорное восприятие |
4.6 |
Б.В. |
3в |
4.2 |
5 |
||
П.Г. |
3в |
4.8 |
5.6 |
||
Т.У |
7в |
4.6 |
5.4 |
Примечание:
· 1 балл ставится, если обучающийся самостоятельно, без помощи учителя полностью выполнил задание.
· 0,2 балла ставится, если обучающийся справился с заданием с помощью учителя.
· 0 баллов ставится, если не справился с заданием.
· Аттестация считается не пройденной, если обучающийся набрал меньше 4 баллов.
Данный сравнительно-цифровой анализ показывает достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения сипр по развитию сенсорного восприятия за 2023-2024 уч. гг.
Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
· системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
· создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
· обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
· профилактику перегрузок учащихся.
Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и воспитателям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а также выступления на методических объединениях педагогов. В течение года проводилась коррекционно-педагогическая работа в тесном сотрудничестве с учителями, специалистами и родителями обучающихся школы.
Методическое направление.
Участие в работе школьного ПМПк, педсоветах, семинарах, в вебинарах, курсовой подготовке.
· Отслеживание и изучение новинок методической литературы, интернет - ресурсов.
· Оснащение кабинета методическими, дидактическими пособиями
· Пополнение методическим материалом персонального, сайта на странице учителя – дефектолога.
1. Повышение квалификации
№ |
Наименование образовательной организации |
Тематика |
Сроки обучения |
Кол-во часов |
1. |
АО «Издательство просвещение» |
Вебинар «Медиаграмотность и информационная безопасность в школе. Взгляд в недалёкое будущее» |
09.09.2023 |
2 |
2. |
АО «Издательство просвещение» |
Вебинар «Проблемы школьной неуспешности детей и пути её преодоления» |
12.10.2023 |
1 |
3. |
УДО РГПУ им. Герцена |
Программа «Диагностико-методические основы психолого-педагогического сопровождения школьников с нарушением зрения: коррекционно-образовательная область» |
17.11-27.11.2023 г |
72 |
4. |
On-skills.ru – обучение онлайн, twinkl |
ПК «Цифровые компетенции педагога» |
28.11-02.12.2023 г |
24 |
5. |
On-skills.ru – обучение онлайн, twinkl |
Вебинар: «Методические основы построения современного урока в соответствии с обновлёнными ФГОС» |
11.12.2023 г |
2 |
6. |
On-skills.ru – обучение онлайн, twinkl |
Вебинар «Повышение профессиональной компетенции педагога в организации эффективного обучения» |
17.12.2023 г |
2 |
7. |
Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании» |
«Реализация инклюзивного образования и реализация доступной среды в образовательной организации» |
11.01.24 г. |
4 |
8. |
Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании» |
«Знаток цифровой образовательной среды для реализации программ инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФАОП |
20.02.2024 г. |
4 |
9. |
Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании» |
«Социализация и обучение детей с ОВЗ в соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы» |
11.03.2024 г. |
|
10. |
On-skills.ru – обучение онлайн, twinkl |
«Технология «Лэпбукинг» как мультитехнологическая модель» |
19.05.2024 г. |
2 |
2. Трансляция педагогического опыта
Публикация материалов
Дата |
Наименование мероприятия |
Форма распространения, тема |
Уровень |
Сентябрь 2023 г. |
Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся |
Программа развития психомоторики и сенсорных процессов» |
Всероссийский |
Октябрь 2023 г |
Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся |
Доклад - «Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона» |
Всероссийский |
Ноябрь 2023 г. |
Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся |
Презентация к теме «Эмоциональный интеллект» |
Всероссийский |
Декабрь 2023 г |
Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся |
Внеклассное мероприятие «В золотых огнях осенних дней» |
Всероссийский |
Январь 2024 |
Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся |
Публикация доклада «Использование технологии «Эйдетика» в работе учителя дефектолога» |
Всероссийский |
Февраль 2024 |
Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся |
Презентация по теме «Использование технологии «Эйдетика» в работе учителя дефектолога» |
Всероссийский |
Март 2024 |
Сайт ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» |
Публикация открытого урока «Его величество пространство» |
Школьный |
Апрель 2024 |
Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся |
Протокол дефектологического обследования обучающихся |
Всероссийский |
Май 2024 |
Сайт ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» |
Публикация конспекта мастер-класс «Звёздное небо» |
Школьный |
Результаты деятельности педагогического работника в педагогическом
сообществе
Дата |
Наименование мероприятия |
Форма распространения, тема |
Уровень |
Ноябрь 2023 г |
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» - ШМО |
Доклад «Использование технологии «Эйдетика» для развития и коррекции психических процессов в работе учителя-дефектолога» |
Школьный |
Ноябрь 2023 г |
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» - педсовет |
Доклад «Использование технологии «Эйдетика» для развития и коррекции психических процессов в работе учителя-дефектолога» |
Школьный |
Ноябрь 2023 г |
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» - ГМО |
Доклад «Использование технологии «Эйдетика» для развития и коррекции психических процессов в работе учителя-дефектолога» |
Муниципальный |
Декабрь 2023 г |
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» - ШМО |
Внеклассное открытое мероприятие «В золотых огнях осенних дней»» |
Школьный |
3. Участие детей в конкурсах
Год |
Форма проведения мероприятия (тема) |
Уровень |
Результат |
Сентябрь 2023 г |
Конкурс – «Творчество и интеллект» |
Всероссийский |
Диплом участника – Рябченко А. |
Октябрь 2023 г |
Квест «Я. Актёр!» в рамках 2недели психологии» |
Школьный |
Грамота за активное участие – Рябченко А. |
Ноябрь 2023 г |
Конкурс «Осенний марафон» |
Школьный |
Диплом призёра – Рябченко А |
Декабрь 2023 г |
Внеклассное мероприятие «В золотых огнях осенних дней» |
Школьный |
Грамота за 1 место – Рябченко А. Грамота за 2 место –Сухоцкая У.
|
Январь 2024 |
Конкурс по математике «Математический лабиринт» |
Международный |
Диплом участника – Логунов Б. |
Февраль 2024 |
Эстафета «День защитника Отечества» |
Школьный |
Грамота за 1 место – Рябченко А.
|
Март 2024 |
Конкурс «Красота спасёт мир» |
Школьный |
Грамота за 1 место – Рябченко А.
|
Апрель 2024 |
Конкурс «Космические приключения» |
Школьный |
Грамота за 1 место – Рябченко А.
|
Май 2024 |
Итоги года за активное участие в мероприятиях «Доброшкола» |
Школьный |
Грамота – Шпак Е. 8 «в» Рябченко А. 4 «в» |
4. Сертифицированные достижения педагогического работника.
Год |
Наименование |
Уровень |
сентябрь 2023г |
Благодарность за подготовку призёра в конкурсе «Творчество и интеллект», Педагоги России |
Всероссийский |
октябрь 2023 г |
Грамота администрации ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» за многолетний добросовестный труд в системе образования, высокий профессионализм и компетентность, преданность педагогическому делу, за творческий поиск и искреннюю любовь к детям и в связи с Днём учителя |
Школьный |
октябрь 2023 г |
Грамота администрации ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» за активное участие в проведении квеста «Я, Актёр!» в рамках «Недели психологии» |
Школьный |
Январь 2024 |
Благодарственное письмо «Научно-образовательный центр педагогических проектов» - г. Москва |
Всероссийский |
Март 2024 |
Конкурс «Творчество и интеллект» - выписка из приказа – Педагоги России |
Всероссийский |
Тему самообразования я выбрала в 2022-2023 году - «Использование технологии «Эйдетика», для развития и коррекции зрительного восприятия, (психических процессов), в работе учителя-дефектолога». Актуальность проблемы определилась потребностью, поиска новых путей процесса обучения, детей с нарушением зрения и необходимостью совершенствования коррекционной помощи детям в преодолении их недостатков в психофизическом развитии, возникающих как следствия глазных патологий. В этом учебном году выступила с данной темой по обмену опыта на ГМО – муниципальный уровень; ШМО и педсовет – школьный уровень.
С целью повышения эффективности коррекционного процесса в течение года активно применяла современные педтехнологии.
ü ТРИЗ - помогает нам в работе с нашими обучающимися. Дети, играя в игры ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. Данная технология учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Основная задача использования ТРИЗ технологии – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только творец. Для этого важно самому педагогу как бы видеть мир «глазами ребенка», использовала в работе по данной технологии методический комплекс под редакцией Т.А. Сидорчук «Я познаю мир».
ü Сказкотерапия. Эмоциональные реакции во многом зависят от характера, способностей, волевых качеств, которые необходимо формировать в коррекционно-развивающем процессе. Одним из методов по развитию эмоций у детей с нарушением зрения является Сказкотерапия. Для ребенка чтение сказок совершенно естественная вещь. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Слушая сказку, малыш увеличивает свой кругозор, развиваются его память, мышление, внимание. Кроме того, сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит малыша находить разные способы выхода из затруднительных положений.
ü Здоровьесберегающие технологии. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В.Ф. Базарным, Э.С. Аветисовым и Г.А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.
ü ИКТ.
За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в системе как традиционные, так и новые педагогические технологии: здоровьесберегающие; дифференцированного обучения; игровых методов обучения; личностно-ориентированного обучения, позволяющие в моей работе строить учебно-воспитательный процесс с учетом личностных качеств своих воспитанников. ИКТ - позволяют усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности. Организация «ситуации успеха» помогает координировать процесс личностного роста своих воспитанников. В начале урока активно включаю ребят в познавательную деятельность, создаю проблемные ситуации. При ведении уроков, опираюсь на элементы современных технологий, приемлемые для обучающихся коррекционной школы. Определяю свою педагогическую деятельность с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, учитывая психические особенности детей, осуществляю коррекционную работу с ними.
Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что дефектологическая работа проведена в соответствии с годовым планом в полном объеме по всем направлениям. Поставленные задачи на 2023 – 2024 учебный год выполнены.
Задачи на 2024-2025 учебный год.
ü Совершенствовать программы коррекционных курсов.
ü Улучшить качество использование в образовательном процессе возможностей образовательных платформ цифровой образовательной среды в образовательной деятельности.
ü Продолжить активно внедрять здоровьесберегающие технологии, которые создают комфортные условия для учащихся, где учебная нагрузка не может противоречить нормативно-правовым требованиям, а методы обучения должны подбираться так, чтобы сохранить психоэмоциональное и физическое здоровье обучающихся.
ü С обучающимися, имеющими ТМНР, планировать только индивидуальные занятия, не менее 2 раз в неделю.
ü Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.
ü Продолжать работу по моделированию вариантов взаимодействия различных специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия.
ü Продолжить изучение динамики развития познавательных процессов и освоения программ учебных предметов; организация комплексной работы совместно со специалистами.
30.05.2024 г. учитель – дефектолог / Кислова Л.Г./
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.