Отчёт о работе учителя-дефектолога
Оценка 5

Отчёт о работе учителя-дефектолога

Оценка 5
docx
17.06.2024
Отчёт о работе учителя-дефектолога
годовой отчёт 23-24.docx

Отчёт работы учителя – дефектолога Кисловой Л.Г.

за 2023-2024 учебный год.

 

     В 2023-2024 учебном году цель моей работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой, консультирование родителей и педагогов.     Занятия проводились с детьми, имеющими заключение ПМПК, в котором указано о необходимости занятий с учителем-дефектологом. Исходя из особых потребностей в обучении детей, были составлены индивидуальные программы, которые реализовывалась как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и на групповых занятиях. Обучение проводилось по следующим программам: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорное развитие».

     Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

-организационное;

-диагностическое;

-коррекционное;

-консультативно-просветительское;

-создание коррекционно-развивающей среды (оснащение кабинета и др.)

Организационное направление:

Результаты организационной работы:

  • Подготовлен дефектологический кабинет к учебному году.
  • Организовано проведение дефектологического обследования обучающихся.
  • Составлены, согласованы и утверждены список обучающихся, расписание дефектологических занятий, годовой план работы учителя-дефектолога.
  • Составлены и утверждены рабочие программы для обучающихся 2-9 классов.
  • Оформлена, согласована и утверждена документация учителя – дефектолога.

Диагностическое направление.

     Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

·        изучение уровня умственного развития;

·        определение особенностей познавательной и учебной деятельности;

·        определение приемов индивидуальной работы в процессе учебной деятельности.

Основные параметры для тифлопедагогического изучения:

·        восприятие цвета;

·        восприятие формы;

·        восприятие величины;

·        восприятие, воспроизведение сложной формы;

·        ориентировка в пространстве;

·        восприятие пространственных отношений;

·        зрительное внимание.

     В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, поэтому разделение на подгрупповые и индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка и его возраста, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.

     При планировании образовательной деятельности учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.

 

Диагностика изучения сенсорного развития.

     Диагностика сенсорной интеграции – это обработка информации от органов зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной системы- от всего того, чем ребёнок воспринимает окружающий мир. Для дальнейшего уточнения состояния и возможностей познавательной деятельности ребенка с нарушением зрения, определения направлений коррекционно-развивающей работы необходима долгая и скрупулезная работа всех специалистов, заинтересованных в успешной адаптации ребенка с ОВЗ, в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.).

 

Сенсорное развитие.

     Сенсорное развитие, как видно из данных, представленных в таблице, развитие показателей сенсорного восприятия обучающимися величины предметов характеризуется ярко выраженной положительной динамикой: наблюдается уменьшение процента низкого уровня (на 5 %) и увеличение выше среднего до высокого уровня (на 7%).

 

 

Критерии

Класс

К-во обуч.

Начало года

Конец года

низк

ниж.

сред

сред

выш

сред

выс

низк

ниж

сред

сред

выш

сред

выс

Сенсорное

восприятие

3-8

15      

 4

25%

3

20%

6

41%

2

14%

_

3

20%

4

25%

5

34%

2

14%

1

7%

 

Результаты итогового тестирования за 2023-2024 учебный год (в баллах)

 

 

Ф.И.

Класс

2023 год

2024 год

К.К

4 в

 

сенсорное восприятие

4

 

сенсорное восприятие

4.6

Б.В.

4.2

5

П.Г.

4.8

5.6

Т.У

4.6

5.4

 

Примечание:

·         1 балл ставится, если обучающийся самостоятельно, без помощи учителя полностью выполнил задание.

·         0,2 балла ставится, если обучающийся справился с заданием с помощью учителя.

·         0 баллов ставится, если не справился с заданием.

·         Аттестация считается не пройденной, если обучающийся набрал меньше 4 баллов.

 

     Данный сравнительно-цифровой анализ показывает достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения сипр по развитию сенсорного восприятия за 2023-2024 уч. гг.

Аналитическое направление.

     Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:

·        системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

·        создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

·        обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

·        профилактику перегрузок учащихся.    

     Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.

 

Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

 

     Это направление предполагает оказание помощи педагогам и воспитателям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а также выступления на методических объединениях педагогов.  В течение года проводилась коррекционно-педагогическая работа в тесном сотрудничестве с учителями, специалистами и родителями обучающихся школы.

 

Методическое направление.

     Участие в работе школьного ПМПк, педсоветах, семинарах, в вебинарах, курсовой подготовке.

·        Отслеживание и изучение новинок методической литературы, интернет - ресурсов.

·        Оснащение кабинета методическими, дидактическими пособиями

·        Пополнение методическим материалом персонального, сайта на странице учителя – дефектолога.

 

 

 

 

1.     Повышение квалификации

 

Наименование образовательной организации

Тематика

Сроки обучения

Кол-во часов

1.

АО «Издательство просвещение»

Вебинар «Медиаграмотность и информационная безопасность в школе. Взгляд в недалёкое будущее»

09.09.2023

2

2.

АО «Издательство просвещение»

Вебинар «Проблемы школьной неуспешности детей и пути её преодоления»

12.10.2023

1

3.

УДО РГПУ им. Герцена

Программа «Диагностико-методические основы психолого-педагогического сопровождения школьников с нарушением зрения: коррекционно-образовательная область»

17.11-27.11.2023 г

72

4.

On-skills.ru – обучение онлайн, twinkl

ПК «Цифровые компетенции педагога»

28.11-02.12.2023 г

24

5.

On-skills.ru – обучение онлайн, twinkl

Вебинар: «Методические основы построения современного урока в соответствии с обновлёнными ФГОС»

11.12.2023 г

2

6.

On-skills.ru – обучение онлайн, twinkl

Вебинар «Повышение профессиональной компетенции педагога в организации эффективного обучения»

17.12.2023 г

2

7.

Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании»

«Реализация инклюзивного образования и реализация доступной среды в образовательной организации»

11.01.24 г.

4

8.

Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании»

«Знаток цифровой образовательной среды для реализации программ инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФАОП

20.02.2024 г.

4

9.

Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании»

«Социализация и обучение детей с ОВЗ в соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы»

11.03.2024 г.

 

10.

On-skills.ru – обучение онлайн, twinkl

«Технология «Лэпбукинг» как мультитехнологическая модель»

19.05.2024 г.

2

 

2.     Трансляция педагогического опыта

 

Публикация материалов

 

 

Дата

Наименование мероприятия

Форма распространения, тема

Уровень

Сентябрь 2023 г.

Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов»

Всероссийский

Октябрь 2023 г

 Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся

Доклад - «Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона»

Всероссийский

Ноябрь 2023 г.

Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся

Презентация к теме «Эмоциональный интеллект»

Всероссийский

Декабрь 2023 г

Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся

Внеклассное мероприятие «В золотых огнях осенних дней»

Всероссийский

Январь 2024

Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся

Публикация доклада «Использование технологии «Эйдетика» в работе учителя дефектолога»

Всероссийский

Февраль 2024

Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся

Презентация по теме «Использование технологии «Эйдетика» в работе учителя дефектолога»

Всероссийский

Март 2024

Сайт ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Публикация открытого урока «Его величество пространство»

Школьный

Апрель 2024

Сайт «Знанио» - образовательный портал для педагогов, родителей и обучающихся

Протокол дефектологического обследования обучающихся

Всероссийский

Май 2024

Сайт ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Публикация конспекта мастер-класс «Звёздное небо»

Школьный

 

 

 

 

 

Результаты деятельности педагогического работника в педагогическом

сообществе

 

Дата

Наименование мероприятия

Форма распространения, тема

Уровень

Ноябрь 2023 г

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» - ШМО

Доклад «Использование технологии «Эйдетика» для развития и коррекции психических процессов в работе учителя-дефектолога»

Школьный

Ноябрь 2023 г

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» - педсовет

Доклад «Использование технологии «Эйдетика» для развития и коррекции психических процессов в работе учителя-дефектолога»

Школьный

Ноябрь 2023 г

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» - ГМО

Доклад «Использование технологии «Эйдетика» для развития и коррекции психических процессов в работе учителя-дефектолога»

Муниципальный

Декабрь 2023 г

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» - ШМО

Внеклассное открытое мероприятие «В золотых огнях осенних дней»»

Школьный

 

 

 

3.     Участие детей в конкурсах

 

Год

Форма проведения мероприятия (тема)

Уровень

Результат

Сентябрь 2023 г

Конкурс – «Творчество и интеллект»

Всероссийский

Диплом участника – Рябченко А.

Октябрь 2023 г

Квест «Я. Актёр!» в рамках 2недели психологии»

Школьный

Грамота за активное участие – Рябченко А.

Ноябрь 2023 г

Конкурс «Осенний

марафон»

Школьный

Диплом призёра – Рябченко А

Декабрь 2023 г

Внеклассное мероприятие «В золотых огнях осенних дней»

Школьный

Грамота за 1 место – Рябченко А.

Грамота за 2 место –Сухоцкая У.

 

Январь 2024

Конкурс по математике «Математический лабиринт»

Международный

Диплом участника – Логунов Б.

Февраль 2024

Эстафета «День защитника Отечества»

Школьный

Грамота за 1 место – Рябченко А.

 

Март 2024

Конкурс «Красота спасёт мир»

Школьный

Грамота за 1 место – Рябченко А.

 

Апрель 2024

Конкурс «Космические приключения»

Школьный

Грамота за 1 место – Рябченко А.

 

Май 2024

Итоги года за активное участие в мероприятиях «Доброшкола»

Школьный

Грамота – Шпак Е. 8 «в»

Рябченко А. 4 «в»

 

 

 

4.     Сертифицированные достижения педагогического работника.

 

 

Год

Наименование

Уровень

сентябрь 2023г

Благодарность за подготовку призёра в конкурсе «Творчество и интеллект», Педагоги России

Всероссийский

октябрь 2023 г

Грамота администрации ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» за многолетний добросовестный труд в системе образования, высокий профессионализм и компетентность, преданность педагогическому делу, за творческий поиск и искреннюю любовь к детям и в связи с Днём учителя

Школьный

октябрь 2023 г

Грамота администрации ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» за активное участие в проведении квеста «Я, Актёр!» в рамках «Недели психологии»

Школьный

Январь 2024

Благодарственное письмо «Научно-образовательный центр педагогических проектов» - г. Москва

Всероссийский

Март

2024

Конкурс «Творчество и интеллект» - выписка из приказа – Педагоги России

Всероссийский

 

     Тему самообразования я выбрала в 2022-2023 году - «Использование технологии «Эйдетика», для развития и коррекции зрительного восприятия, (психических процессов), в работе учителя-дефектолога».  Актуальность проблемы определилась потребностью, поиска новых путей процесса обучения, детей с нарушением зрения и необходимостью совершенствования коррекционной помощи детям в преодолении их недостатков в психофизическом развитии, возникающих как следствия глазных патологий. В этом учебном году выступила с данной темой по обмену опыта на ГМО – муниципальный уровень; ШМО и педсовет – школьный уровень.

     С целью повышения эффективности коррекционного процесса в течение года активно применяла современные педтехнологии.

ü ТРИЗ - помогает нам в работе с нашими обучающимися. Дети, играя в игры ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. Данная технология учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Основная задача использования ТРИЗ технологии – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только творец. Для этого важно самому педагогу как бы видеть мир «глазами ребенка», использовала в работе по данной технологии методический комплекс под редакцией Т.А. Сидорчук «Я познаю мир».

ü Сказкотерапия.  Эмоциональные реакции во многом зависят от характера, способностей, волевых качеств, которые необходимо формировать в коррекционно-развивающем процессе. Одним из методов по развитию эмоций у детей с нарушением зрения является Сказкотерапия. Для ребенка чтение сказок совершенно естественная вещь. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Слушая сказку, малыш увеличивает свой кругозор, развиваются его память, мышление, внимание. Кроме того, сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит малыша находить разные способы выхода из затруднительных положений.

ü Здоровьесберегающие технологии. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В.Ф. Базарным, Э.С. Аветисовым и Г.А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.  

ü ИКТ.

     За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в системе как традиционные, так и новые педагогические технологии: здоровьесберегающие; дифференцированного обучения; игровых методов обучения; личностно-ориентированного обучения, позволяющие в моей работе строить учебно-воспитательный процесс с учетом личностных качеств своих воспитанников. ИКТ - позволяют усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности.  Организация «ситуации успеха» помогает координировать процесс личностного роста своих воспитанников. В начале урока активно включаю ребят в познавательную деятельность, создаю проблемные ситуации. При ведении уроков, опираюсь на элементы современных технологий, приемлемые для обучающихся коррекционной школы. Определяю свою педагогическую деятельность с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, учитывая психические особенности детей, осуществляю коррекционную работу с ними.

     Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что дефектологическая работа проведена в соответствии с годовым планом в полном объеме по всем направлениям. Поставленные задачи на 2023 – 2024 учебный год выполнены.

 

 

 

 

Задачи на 2024-2025 учебный год.

 

ü Совершенствовать программы коррекционных курсов.

ü Улучшить качество использование в образовательном процессе возможностей образовательных платформ цифровой образовательной среды в образовательной деятельности.

ü Продолжить активно внедрять здоровьесберегающие технологии, которые создают комфортные условия для учащихся, где учебная нагрузка не может противоречить нормативно-правовым требованиям, а методы обучения должны подбираться так, чтобы сохранить психоэмоциональное и физическое здоровье обучающихся.

ü С обучающимися, имеющими ТМНР, планировать только индивидуальные занятия, не менее 2 раз в неделю.

ü Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.

ü Продолжать работу по моделированию вариантов взаимодействия различных специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия.

ü Продолжить изучение динамики развития познавательных процессов и освоения программ учебных предметов; организация комплексной работы совместно со специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.05.2024 г.                                                                                 учитель – дефектолог   / Кислова Л.Г./

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Отчёт работы учителя – дефектолога

Отчёт работы учителя – дефектолога

В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, поэтому разделение на подгрупповые и индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка и его…

В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, поэтому разделение на подгрупповые и индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка и его…

Результаты итогового тестирования за 2023-2024 учебный год (в баллах)

Результаты итогового тестирования за 2023-2024 учебный год (в баллах)

В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;…

В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;…

Повышение квалификации №

Повышение квалификации №

Трансляция педагогического опыта

Трансляция педагогического опыта

Результаты деятельности педагогического работника в педагогическом сообществе

Результаты деятельности педагогического работника в педагогическом сообществе

Февраль 2024 Эстафета «День защитника

Февраль 2024 Эстафета «День защитника

Основная задача использования ТРИЗ технологии – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только творец

Основная задача использования ТРИЗ технологии – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только творец

Задачи на 2024-2025 учебный год

Задачи на 2024-2025 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024