Ковалева М.И.
Отчёт о способах приёмов мотивации и стимулирования
учащихся в процессе обучения.
Что такое мотивация?
Говоря научным языком мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направления.
А говоря простым языком – это та сила, которая двигает человека к достижению определенной цели.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников на своих уроках формирую через проведение:
-уроков-путешествий,
-уроков-викторин,
-уроков-исследований,
-уроков-встреч,
-уроков защиты творческих заданий,
-через привлечение сказочных персонажей,
-игровую деятельность,
-через тестирование,
-через соревнования между рядами, парами,
-через участие в конкурсах,
-через участие в олимпиадах,
-через формирование папок «Портфолио»
-внеклассную работу.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать».
КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.
Чтобы этого не происходило, надо:
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
· Создать атмосферу особой доброжелательности при опросе.
· Снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски.
· Разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
· Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала
· Привлечь к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке
· Разбить задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
· Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
· Напоминание приёма и способа выполнения задания.
· Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Поскольку мотивация не является постоянной величиной и в течение жизни и под воздействием жизненных условий она изменяется, следует вывод, что ребенка можно заинтересовать учебным процессом.
Для того чтобы организм пришел в активное состояние, необходимо, чтобы у него появилась потребность в учебе, интерес к познанию нового, к процессу учебы или к определенному предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.