Отчёт по самообразованию Тема "Здоровьесберегающие технологии в условиях ПКПП"

  • Документация
  • docx
  • 07.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отчёт по самообразованию Тема "Здоровьесберегающие технологии в условиях ПКПП"
Иконка файла материала отчет по саообр116(чистовик)2018.docx

Государственное учреждение образования

« Средняя школа № 116 г. Минска»

 

 

 

 

 

 

Отчёт по самообразованию

 

Тема : ««Здоровьесберегающие  технологии в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи »

 

 

 

 

 

 

 

                           Учитель-дефектолог

(б/к)

                                        Петкевич Наталья Сергеевна

 

 

 

 

2018 г

 

Введение

         Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения  и укрепления его здоровья, введения здорового образа жизни в деятельность начальной школы,  внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.

Понятие «здоровье» имеет множество определений.

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

        Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

       Логопедия - важное звено цепи здоровьесберегающих технологий.        Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время, особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Я, как логопед, по специфике своей работы сталкиваюсь с детьми уже имеющими различные нарушения здоровья и развития. Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

          Поэтому передо мной, как перед логопедом, одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

          Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
          Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Актуальность темы: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника.

Современные школьники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные  упражнения.

         Тенденция к ухудшению речи детей, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

         Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. 
         В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).


Цель:Повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с целью повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:

- Изучить современные здоровьесберегающие технологии.

- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

-Формировать предпосылки к полноценному усвоению образовательных программ путём коррекции нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий.
Предполагаемый результат:

-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; 
-дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
-корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

 План работы 

Содержание работы

Сроки

 

Теоретический этап.

1.Регулярно знакомиться с современными исследованиями учёных в области логопедии и нейропсихологии.

2.Знакомиться с новыми авторскими программами по коррекции и предупреждению речевых нарушений, концепциями обучения, их оценками.

3.Изучение методической литературы  по данной проблеме:

 - Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. 

-Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений.

- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика.
-Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.
-Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

-Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.


2. Поиск материалов в Интернете.

1.     http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s

2.     http://planetadetstva.net

3.     http://dohcolonoc.ru

4.     http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html

5.     http://podsnezhniksad.ucoz.com

6.     http://www.logolife.ru/logopedy 

7.     http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/

8.     http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php

 

Практическое решение проблемы.

Проведение практических занятий:

- Занятие с использованием здоровьезберешающих технологий

- Оформление картотеки:

«Артикуляционная гимнастика»

«Дыхательная гимнастика»  

«Гимнастика для глаз» 

«Пальчиковая гимнастика»

 

Оценочный этап

1.Анализ работы по теме самообразования.

2.Советы по проведению логопедических упражнений дома

 

 

В течение

года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение

года

 

 

 

 

 

Апрель-май

2018-2019г

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru