Государственное учреждение образования
« Средняя школа № 116 г. Минска»
Отчёт по самообразованию
Тема : ««Здоровьесберегающие технологии в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи »
Учитель-дефектолог
(б/к)
Петкевич Наталья Сергеевна
2018 г
Введение
Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, введения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.
Понятие «здоровье» имеет множество определений.
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Логопедия - важное звено цепи здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время, особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Я, как логопед, по специфике своей работы сталкиваюсь с детьми уже имеющими различные нарушения здоровья и развития. Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Поэтому передо мной, как перед логопедом, одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
Таким образом,
терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию
условий для речевого высказывания и восприятия.
Только
комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого
развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению
нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности,
но и формирование определенных психических процессов, представлений об
окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и
навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы
логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья
детей.
Актуальность темы: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника.
Современные школьники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные упражнения.
Тенденция к ухудшению речи детей, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Логопедическая работа
предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в
целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у
кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а
зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения
комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая
включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную
гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических
функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для
профилактики зрения, логоритмику.
В связи с этим в последние годы среди логопедов
получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных
методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания,
которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова,
Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина,
и другие).
Цель:Повышение профессиональной
подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на логопедических
занятиях с целью повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
- Изучить современные здоровьесберегающие технологии.
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
-Формировать
предпосылки к полноценному усвоению образовательных программ путём коррекции
нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий.
Предполагаемый результат:
-повышается обучаемость, улучшаются внимание,
восприятие;
-дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
-корректируется поведение и преодолеваются
психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение,
пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное
напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных
навыков при изучении предметного материала.
План работы
Содержание работы |
Сроки |
Теоретический этап. 1.Регулярно знакомиться с современными исследованиями учёных в области логопедии и нейропсихологии. 2.Знакомиться с новыми авторскими программами по коррекции и предупреждению речевых нарушений, концепциями обучения, их оценками. 3.Изучение методической литературы по данной проблеме: - Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. -Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений. - Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта
дошкольников. Психогимнастика. -Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s 2. http://planetadetstva.net 3. http://dohcolonoc.ru 4. http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html 5. http://podsnezhniksad.ucoz.com 6. http://www.logolife.ru/logopedy 7. http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/ 8. http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php
Практическое решение проблемы. Проведение практических занятий: - Занятие с использованием здоровьезберешающих технологий - Оформление картотеки: «Артикуляционная гимнастика» «Дыхательная гимнастика» «Гимнастика для глаз» «Пальчиковая гимнастика»
Оценочный этап 1.Анализ работы по теме самообразования. 2.Советы по проведению логопедических упражнений дома
|
В течение года
В течение года
Апрель-май 2018-2019г
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.