Отдел Голосеменные (5 класс)
Оценка 4.9

Отдел Голосеменные (5 класс)

Оценка 4.9
docx
23.01.2020
Отдел Голосеменные (5 класс)
технолог карта 5 кл голосемен раст.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Голосеменные растения

Тип урока: комбинированный

Место урока: Раздел «Царство Растения», тема «Голосеменные растения»

Цель урока - достичь  планируемых  результатов:

1.Предметный результат –  знакомство обучающихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать  роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание  у обучающихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуру общения, коммуникативных  качеств.

3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи  формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;      

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; -  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в парах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия;

Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: хвоя, шишки, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения групповой и  лабораторной работ, программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку; учебник.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И. И. Шишкина)

 

№ п/п

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ПланируемыеУУД

1.

Организация начала занятия

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие обучающихся, создание позитивного настроя  на работу и сотрудничество.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Л: Понимание важности знаний.

2.

Подготовка к основному этапу

Актуализация знаний.

Создание эмоционального настроя через работу со схемой – аппликацией:  «Царство растений»

Вопросы классу:

1)      Какие группы включает царство растений?

2)      Чем различаются низшие и высшие растения?

3)      Какие отделы низших растений вам известны?

4)      Назовите  отделы  высших растений, с которыми  вы уже познакомились.

Учитель строит схему-аппликацию с помощью рисунков растений, один «планшет» со знаком вопроса.

Отвечают на вопросы; предлагают построение схемы - аппликации.

П: Учащиеся имеют представления о папоротниках, хвощах и плаунах как представителей высших споровых растений, их характерных признаках.

Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности   

.

3

Мотивация, целеполагание

Постановка целей и задач урока

Подводит обучающихся к самостоятельному формулированию цели  и задач урока через беседу  по репродукциям картин И.И. Шишкина «Сосновый бор».

Ребята, какие деревья изобразил И.И. на  картине? (сосны).

О чем же пойдет речь на уроке, что вам предстоит узнать?

Участвуют в беседе

Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Р:  Умение ставить цель, планировать деятельность.

 

4.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний

К голосеменным относятся около 800 современных видов. 
Большинство голосеменных являются вечнозелеными растениями, редкие виды относятся к листопадным деревьям либо кустарникам, некоторые представляют собой лианы. Растения данного отдела имеют листья различной формы: от чешуевидной, игольчатой до разветвленной, двулопастной, перистой. Строение семян голосеменных сходно. У этих растений семязачатки (семяпочки), состоящие из мегаспорангия и защитной оболочки, расположены открыто на внутренней стороне чешуевидных листьев. У хвойных такие листья с прилегающими семяпочками представляют собой подобие спирали и формируют шишку.

Пользуясь текстом учебника (     ), выпишите основные признаки голосеменных растений. 

 

Постановка проблемы: Что позволило выжить голосеменным растениям в условиях изменившегося климата?

До сегодняшнего урока мы изучали высшие споровые растения.

Как они размножаются?

 

А что же такого имеет семя, чего нет у споры?

- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.

   - запас питательных веществ в эндосперме (семени)

   - зародыш надежно защищен. 

 

Организует работу в группах по изучению особенностей строения голосеменных растений

Лабораторной работы на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».

 

Организует  обсуждение результатов работы в группах и лабораторной работы, комментирует работу учащихся

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают содержание параграфа, анализируют

информацию,  делают записи



П: Умение составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта

П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой

 

5.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и  осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Напоминает  проблемный вопрос.

Просит учеников составить общую характеристику голосеменных растений, завершив предложения.

 

  1. Органы  - ….
  2. Лист - ….
  3. Видоизмененный побег -  …
  4. Размножение с помощью –….

 

 

 

 

Высказывают предложения по решению проблемного вопроса. Называют признаки голосеменных растений, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.

 

 

 

 

К:   Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение.

П:  Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям  и осуществлять коррекцию своей деятельности.

6.

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых  знаний с помощью различных заданий.

 Решение творческих биологических задач.

  • Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

 

Значение голосеменных растений в природе и жизни человека?

 

Высказывают предложения по решению проблемного вопроса.

 

-Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Л.:  формирование ответственного и осознанного отношения к учению

7.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Предлагает учащимся высказаться,  используя фразы

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Для оценивания своей активности и качества работы на уроке  ребятам предлагается поднять  соответствующую карточку:
«?» - ответил по просьбе учителя;
«! » - ответил по своей инициативе;
«0» - не отвечал.

 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка работы на уроке.

Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

 

8.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

 

1.      Учебник, записи в тетради

2.      творческое задание по выбору: составить кроссворд, подобрать стихи, загадки о голосеменных растениях, ответить на вопрос «Какое дерево является национальной гордостью России?».

 

Записывают варианты домашнего задания

 

 

 

 


ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.( подняли все руки вверх)

Рядом с ней густая ель,

Тоже  хочет быть  длинней ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад)

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

(Дети садятся за парты).

 


Лабораторная работа  на тему:  «Строение хвои и шишек голосеменных растений»

 

Цель:___________________________________________________________________

Оборудование:___________________________________________________________

 

Ход работы

1.  Рассмотрите хвою объекта 1. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму. Свои наблюдения внесите в таблицу.

 2. Рассмотрите внешний вид  шишек объекта номер 1. Отметьте их  размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.

3. Те же самые наблюдения проведите с хвоей и шишками объектом № 2. Данные занесите в таблицу.

4. Заполните сравнительную таблицу и определите, какие хвойные растения зашифрованы под номером 1,2.

5. Запишите вывод по работе.

 

Сравнительная характеристика голосеменных

Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Объект 1

( _______ )

Объект 2

( _______ )

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________

 

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)

Отдел Голосеменные (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020