Отдел Голосеменные (5 класс)

  • docx
  • 23.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технолог карта 5 кл голосемен раст.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Голосеменные растения

Тип урока: комбинированный

Место урока: Раздел «Царство Растения», тема «Голосеменные растения»

Цель урока - достичь  планируемых  результатов:

1.Предметный результат –  знакомство обучающихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать  роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание  у обучающихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуру общения, коммуникативных  качеств.

3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи  формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;      

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; -  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в парах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия;

Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: хвоя, шишки, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения групповой и  лабораторной работ, программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку; учебник.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И. И. Шишкина)

 

№ п/п

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ПланируемыеУУД

1.

Организация начала занятия

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие обучающихся, создание позитивного настроя  на работу и сотрудничество.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Л: Понимание важности знаний.

2.

Подготовка к основному этапу

Актуализация знаний.

Создание эмоционального настроя через работу со схемой – аппликацией:  «Царство растений»

Вопросы классу:

1)      Какие группы включает царство растений?

2)      Чем различаются низшие и высшие растения?

3)      Какие отделы низших растений вам известны?

4)      Назовите  отделы  высших растений, с которыми  вы уже познакомились.

Учитель строит схему-аппликацию с помощью рисунков растений, один «планшет» со знаком вопроса.

Отвечают на вопросы; предлагают построение схемы - аппликации.

П: Учащиеся имеют представления о папоротниках, хвощах и плаунах как представителей высших споровых растений, их характерных признаках.

Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности   

.

3

Мотивация, целеполагание

Постановка целей и задач урока

Подводит обучающихся к самостоятельному формулированию цели  и задач урока через беседу  по репродукциям картин И.И. Шишкина «Сосновый бор».

Ребята, какие деревья изобразил И.И. на  картине? (сосны).

О чем же пойдет речь на уроке, что вам предстоит узнать?

Участвуют в беседе

Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Р:  Умение ставить цель, планировать деятельность.

 

4.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний

К голосеменным относятся около 800 современных видов. 
Большинство голосеменных являются вечнозелеными растениями, редкие виды относятся к листопадным деревьям либо кустарникам, некоторые представляют собой лианы. Растения данного отдела имеют листья различной формы: от чешуевидной, игольчатой до разветвленной, двулопастной, перистой. Строение семян голосеменных сходно. У этих растений семязачатки (семяпочки), состоящие из мегаспорангия и защитной оболочки, расположены открыто на внутренней стороне чешуевидных листьев. У хвойных такие листья с прилегающими семяпочками представляют собой подобие спирали и формируют шишку.

Пользуясь текстом учебника (     ), выпишите основные признаки голосеменных растений. 

 

Постановка проблемы: Что позволило выжить голосеменным растениям в условиях изменившегося климата?

До сегодняшнего урока мы изучали высшие споровые растения.

Как они размножаются?

 

А что же такого имеет семя, чего нет у споры?

- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.

   - запас питательных веществ в эндосперме (семени)

   - зародыш надежно защищен. 

 

Организует работу в группах по изучению особенностей строения голосеменных растений

Лабораторной работы на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».

 

Организует  обсуждение результатов работы в группах и лабораторной работы, комментирует работу учащихся

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают содержание параграфа, анализируют

информацию,  делают записи



П: Умение составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта

П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой

 

5.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и  осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Напоминает  проблемный вопрос.

Просит учеников составить общую характеристику голосеменных растений, завершив предложения.

 

  1. Органы  - ….
  2. Лист - ….
  3. Видоизмененный побег -  …
  4. Размножение с помощью –….

 

 

 

 

Высказывают предложения по решению проблемного вопроса. Называют признаки голосеменных растений, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.

 

 

 

 

К:   Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение.

П:  Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям  и осуществлять коррекцию своей деятельности.

6.

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых  знаний с помощью различных заданий.

 Решение творческих биологических задач.

  • Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

 

Значение голосеменных растений в природе и жизни человека?

 

Высказывают предложения по решению проблемного вопроса.

 

-Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Л.:  формирование ответственного и осознанного отношения к учению

7.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Предлагает учащимся высказаться,  используя фразы

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Для оценивания своей активности и качества работы на уроке  ребятам предлагается поднять  соответствующую карточку:
«?» - ответил по просьбе учителя;
«! » - ответил по своей инициативе;
«0» - не отвечал.

 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка работы на уроке.

Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

 

8.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

 

1.      Учебник, записи в тетради

2.      творческое задание по выбору: составить кроссворд, подобрать стихи, загадки о голосеменных растениях, ответить на вопрос «Какое дерево является национальной гордостью России?».

 

Записывают варианты домашнего задания

 

 

 

 


ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.( подняли все руки вверх)

Рядом с ней густая ель,

Тоже  хочет быть  длинней ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад)

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

(Дети садятся за парты).

 


Лабораторная работа  на тему:  «Строение хвои и шишек голосеменных растений»

 

Цель:___________________________________________________________________

Оборудование:___________________________________________________________

 

Ход работы

1.  Рассмотрите хвою объекта 1. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму. Свои наблюдения внесите в таблицу.

 2. Рассмотрите внешний вид  шишек объекта номер 1. Отметьте их  размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.

3. Те же самые наблюдения проведите с хвоей и шишками объектом № 2. Данные занесите в таблицу.

4. Заполните сравнительную таблицу и определите, какие хвойные растения зашифрованы под номером 1,2.

5. Запишите вывод по работе.

 

Сравнительная характеристика голосеменных

Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Объект 1

( _______ )

Объект 2

( _______ )

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________