ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Голосеменные растения
Тип урока: комбинированный
Место урока: Раздел «Царство Растения», тема «Голосеменные растения»
Цель урока - достичь планируемых результатов:
1.Предметный результат – знакомство обучающихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.
2.Личностный результат – воспитание у обучающихся познавательного интереса к предмету, формирование культуру общения, коммуникативных качеств.
3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.
Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
- достраивание, восполнение недостающих компонентов;
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; - развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;
Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: хвоя, шишки, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения групповой и лабораторной работ, программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; учебник.
Межпредметные связи: ИЗО
(использование репродукций картин И. И. Шишкина)
№ п/п |
Этапы урока |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ПланируемыеУУД |
1. |
Организация начала занятия |
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
Приветствие обучающихся, создание позитивного настроя на работу и сотрудничество. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Л: Понимание важности знаний. |
2. |
Подготовка к основному этапу |
Актуализация знаний. |
Создание эмоционального настроя через работу со схемой – аппликацией: «Царство растений» Вопросы классу: 1) Какие группы включает царство растений? 2) Чем различаются низшие и высшие растения? 3) Какие отделы низших растений вам известны? 4) Назовите отделы высших растений, с которыми вы уже познакомились. Учитель строит схему-аппликацию с помощью рисунков растений, один «планшет» со знаком вопроса. |
Отвечают на вопросы; предлагают построение схемы - аппликации. |
П: Учащиеся имеют представления о папоротниках, хвощах и плаунах как представителей высших споровых растений, их характерных признаках. Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности . |
3 |
Мотивация, целеполагание |
Постановка целей и задач урока |
Подводит обучающихся к самостоятельному формулированию цели и задач урока через беседу по репродукциям картин И.И. Шишкина «Сосновый бор». Ребята, какие деревья изобразил И.И. на картине? (сосны). О чем же пойдет речь на уроке, что вам предстоит узнать? |
Участвуют в беседе |
Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Р: Умение ставить цель, планировать деятельность.
|
4. |
Усвоение новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний |
К голосеменным
относятся около 800 современных видов. Пользуясь текстом учебника ( ), выпишите основные признаки голосеменных растений.
Постановка проблемы: Что позволило выжить голосеменным растениям в условиях изменившегося климата? До сегодняшнего урока мы изучали высшие споровые растения. Как они размножаются?
А что же такого имеет семя, чего нет у споры? - спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование. - запас питательных веществ в эндосперме (семени) - зародыш надежно защищен.
Организует работу в группах по изучению особенностей строения голосеменных растений Лабораторной работы на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».
Организует
обсуждение
результатов работы в группах и лабораторной работы, комментирует работу
учащихся |
Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают содержание параграфа, анализируют информацию, делают записи
|
П: Умение составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой
|
5. |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка |
Напоминает проблемный вопрос. Просит учеников составить общую характеристику голосеменных растений, завершив предложения.
|
Высказывают предложения по решению проблемного вопроса. Называют признаки голосеменных растений, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.
|
К: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности. |
6. |
Закрепление новых знаний |
Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий. |
Решение творческих биологических задач.
Значение голосеменных растений в природе и жизни человека? |
Высказывают предложения по решению проблемного вопроса. |
-Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Л.: формирование ответственного и осознанного отношения к учению |
7. |
Рефлексия |
Анализ и оценка успешности достижения цели |
Предлагает учащимся высказаться, используя фразы
Для оценивания своей активности и
качества работы на уроке ребятам предлагается поднять соответствующую
карточку:
|
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.
Самооценка работы на уроке. |
Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
|
8. |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. |
1. Учебник, записи в тетради 2. творческое задание по выбору: составить кроссворд, подобрать стихи, загадки о голосеменных растениях, ответить на вопрос «Какое дерево является национальной гордостью России?».
|
Записывают варианты домашнего задания |
|
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.( подняли все руки вверх)
Рядом с ней густая ель,
Тоже хочет быть длинней ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад)
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
(Дети садятся за парты).
Лабораторная работа на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений»
Цель:___________________________________________________________________
Оборудование:___________________________________________________________
Ход работы
1. Рассмотрите хвою объекта 1. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму. Свои наблюдения внесите в таблицу.
2. Рассмотрите внешний вид шишек объекта номер 1. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.
3. Те же самые наблюдения проведите с хвоей и шишками объектом № 2. Данные занесите в таблицу.
4. Заполните сравнительную таблицу и определите, какие хвойные растения зашифрованы под номером 1,2.
5. Запишите вывод по работе.
Сравнительная характеристика голосеменных
Название растения |
Хвоя |
Шишка |
|||
Длина |
Окраска |
Размер |
Окраска |
Плотность расположения чешуек |
|
Объект 1 ( _______ ) |
|||||
Объект 2 ( _______ ) |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.