"Отклоняющееся поведение" обществознание 8 класс
Оценка 4.9

"Отклоняющееся поведение" обществознание 8 класс

Оценка 4.9
docx
31.05.2022
"Отклоняющееся поведение" обществознание 8 класс
обществознание 8 класс _Отклоняющееся поведение _.docx

 

Предмет: обществознание

Класс: 8 класс

Педагог: Мананникова Ольга Владимировна

Тема урока: Отклоняющееся поведение

Цель: познакомить с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия.

Задачи:

1.    Научить школьников определять причины отклоняющегося поведения; оценивать опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества; оценивать социальное значение здорового образа жизни.

2.    Создать условия для развития умений анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

3.    Способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы. Описать последствия наиболее опасных  форм отклоняющегося поведения,  проанализировать причины негативного поведения. 

Метапредметные:

Познавательные - научатся анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках социальных ролей, свойственных подросткам.

Регулятивные - формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, работать с текстом.

Коммуникативные - формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе

Личностные:

развивать морально-нравственные качества личности, активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в сфере морально-этических отношений.

 

 

Основные понятия, изучаемые на уроке:

социальные нормы; норма; отклоняющееся поведение; преступность; алкоголизм; наркомания

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Мультимедийная презентация

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

                                                        ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас в классе присутствуют гости. Давайте друг другу подарим улыбки и начнем наш урок.

 

II.               Актуализация опорных знаний

Ребята сегодня я вам предлагаю проверить наши знания и повторить пройденный материал виде  разгадывания кроссворда. У вас на столах лежат листы с заданием, пожалуйста, приступаем к работе. 2 минуты вам на выполнение задания. Итак проверяем.

Читаем первый вопрос:

С латинского языка норма  обозначает ….. Правило; 6. Образец ). Совпадает?

Читаем второй вопрос:

Какие  есть виды норм?

(1.  Правовые; 2. Обычаи;4. Эстетические; 5.Традиции; 7.Религиозные;

8.  Политические; 9. Моральные ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1П

р

а

в

о

в

ы

е

 

2О

б

ы

ч

а

и

 

 

3П

р

а

в

и

л

о

 

4Э

с

т

е

т

и

ч

е

с

к

и

е

5Т

р

а

д

и

ц

и

и

 

 

6О

б

р

а

з

е

ц

 

7Р

е

л

и

г

и

о

з

н

ы

е

 

 

8П

о

л

и

т

и

ч

е

с

к

и

е

9М

о

р

а

л

ь

н

ы

е

 

 

 

 

 

III.           Введение в новый материал

Совместная жизнь и деятельность требует упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые и сопровождают человека всю жизнь. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил. Сказав, какие есть нормы и что такое норма с перевода латинского языка, мы с вами получили ключевое слово в кроссворде. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? Правильно ребята мы сегодня будем с вами говорить о поведение, но не просто о поведение, а об отклоняющемся поведение.

Запишем в наших тетрадях тему сегодняшнего урока

«Отклоняющееся поведение».

 

- на какие вопросы нам с вами предстоит ответить?

(ученики высказывают предположения)

 

Запишем план урока

1.     Какое поведение считают отклоняющимся.

2.     Алкоголизм и наркомания

3.     «Почему они делают это?»

Перед нами сегодня стоят два важных проблемных вопроса и звучат они так:

- Есть ли ситуации, когда приходится отступать от общепринятых норм?

- Какие вредные привычки угрожают здоровью и полноценной жизни молодых?

Можем ли мы с вами дать полноценный ответ на данные вопросы, конечно нет. Но познакомясь с новой темой в конце урока мы вернемся к ним.

IV.            Работа по теме урока

А сейчас ребята мы переходим  к первому вопросу из нашего с вами  записованного плана урока, и он звучит:

1.     Какое поведение считают отклоняющимся

Нормы, которым мы следуем, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку, к самому себе. Наряду с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм.

- А сейчас мы с вами ребята поработаем с учебником. Открываем учебник п.1 параграф 16, найдите в тексте примеры отклоняющегося поведения на различных уровнях и заполните вот такую таблицу.

Формы отклоняющегося  поведения

Личность

Межличностные отношений

Государство

подросток курит, ребенок ворует

неблагополучная семья (пьющие родители)

коррупция

Проверка выполненного задания.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А мы переходим к следующему вопросу из нашего плана и он звучит так:

 

2.     Алкоголизм и наркомания

По данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, проблема алкоголизма волнует 38% россиян, а наркомании 29 %. И алкоголизм, и наркомания относятся к формам отклоняющегося поведения. По данным Министерства внутренних дел, в России в состоянии алкогольного опьянения совершается около 80% убийств.

- Ребята переходим к самостоятельной работе, входе которой вы представите презентацию «Суд над наркоманией». Я сейчас вам раздам рабочие материалы, вы распределяете между собой роли и проводите демонстрацию своей работы.

Время на данную работу 15 минут.

Вариант презентации работы первой группы

Судья(                    )-Встать, суд идет! Наверное, нет человека, который бы не слышал о наркомании. Сегодня нам предстоит рассмотреть проблему наркомании и вынести справедливое решение. А для этого заслушаем обе стороны. Ведь наш процесс состязательный.  Итак. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор(___________)- История наркотиков уходит в глубокое прошлое.

Некоторые растения, содержавшие наркотические и галлюциногенные вещества, использовались при проведении различного рода ритуалов. Позднее наркотики стали проникать и в сферу повседневной жизни. Кто- то стал их использовать для убийства своих недругов, другие – для удовлетворения жажды удовольствий или как источник  власти над человеком. «Опий, - писал Платон, - незаметно овладевает всеми помыслами, истощая мозг и организм, приводит к полной апатии, обрекающей на бесплодное прозябание и быструю погибель». Употребление смертоносного зелья в древние времена не только порицалось, но и каралось законом( Греция, Китай, Египет, Персия). Широкому знакомству человечества с наркотическими веществами способствовали мореплавание, расширение торговли и войны. Да, войны! Впервые как оружие массового поражения наркотические вещества были использованы европейцами-колонизаторами в войне против Китая. К концу XXв. Наркомания приобрела масштабы эпидемии, пожирающей миллионы жизней. С каждым годом увеличивается число жертв, среди них немало детей школьного возраста. Я прошу вызвать первого свидетеля обвинения.

Первый свидетель(                           )читает газету – «Жизнь была обычной, без скуки и тоски. Захотелось курить – кури, захотелось выпить – пей….Не было лишь хороших друзей, которые могли хоть что-нибудь сделать для не бесплатно. За все нужно было платить. И продать было нечего. Закадычный друг Бэн сказал, что ничем не может помочь. Закадычная подруга Киса отказалась купить ей дозу… Тогда она подошла к окну и прыгнула. Прыгнула туда, где мир был большой и обыденный, где кипела жизнь».

Прокурор(                        )- Каждый год от наркотиков умирает молодых людей больше, чем на всех войнах и в «горячих точках» планеты.

Судья(                        ) – Что же скажет в защиту обвиняемого адвокат?

Адвокат(                            )  - Все, что здесь прозвучало, лишь от части справедливо. Господин прокурор забывает, что наркотики с древнейших времен используется в качестве обезболивающего средства в медицине. Скольким людям они облегчили страдания… Я считаю обвинения, выдвинутые против наркотиков, необоснованными.

Прокурор(                        )-Конечно, следует признать, что медицинский аспект не подлежит обвинению. Мы обвиняем не те или иные вещества как таковые, а их внелечебное применение.

Судья(                        ) –Уточнение принято. Что на это скажет защита?

Адвокат(                             ) – Благодарю за внесенное уточнение. Вы говорите о вреде наркотиков, забывая о том, что они помогают людям в наше время почувствовать себя увереннее, отвлечься от проблем.

Прокурор(                        )-Я протестую. Еще в XVII в. Испанский писатель Грасиана сказал: «Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий».

Адвокат(                             ) – Но ведь также говорится, что жить, не получая удовольствий, скучно.

Прокурор(                        )-Я прошу вызвать нового свидетеля обвинения.

Второй свидетель – На кровате мечется человек. Организм ждет очередную дозу наркотика. А ее нет. Если ему этот наркотик дадут, он успокоится. Вы называете это удовольствием? А потом все повторится снова. Кто-то внутри требует дани…. А все это началось со стремления к удовольствию.

 Ученые выявили у животных особые зоны в головном мозге. Раздражение электрическим током одной из таких зон вызывает приятные ощущения. В лабораторных условиях крысам дали возможность  самостоятельно раздражать «зоны удовольствия». Они нажимали лапкой на специальный рычажок. Делали они это… по несколько тысяч раз за час. Больше организм не выдерживал- крысы погибали. Но от удовольствия не отказывались. Задумайтесь: поведение крысы похоже на поведение наркомана. Или я не прав? Крыса нажала рычажок, а человек принял наркотик… А результат такой же – гибели. Только крыса не думает, она просто получает удовольствие. Человек думает, он все понимает. Но остановиться не может. Для этого нужны воля и сильный характер…

Прокурор(                        )-Слабость человека как раз и используют те, кто всегда готов предложить наркотики. Для начала могут угостить просто так- бесплатно. Им нужно, чтобы новая жертва попалась на крючок. Тогда человек попадает в руки торговца, и будет платить ему любые деньги. Именно это и называют торговцы «счастьем».

Судья(                        ) –Давайте послушаем мнение независимого эксперта.

Эксперт(                   ) – Наркомания – это болезнь, которая развивается в процессе употребления тех или иных препаратов. Она заключается в нарастающем изменении порога чувствительности организма к действию наркотика и в формировании зависимости самочувствия человека от наркотика. Известны три основные стадии заболевания.

Первая стадия протекает достаточно быстро. Иногда после нескольких приемов у человека развивается психическая зависимость от одурманивающего средства. Это неконтролируемое желание повторять прием этих средств. На второй стадии появляется физическая зависимость от одурманивающего средства. Человеку становится трудно обходиться без наркотиков. На третьей стадии отсутствие наркотического препарата приводит к страшным физическим страданиям. Нарастает слабоумие. Наблюдается быстрый износ организма, наступает смерть.

Прокурор(                        )-Человек стремился к приятным ощущениям и что же он получил?  У подростка-наркомана пропадает интерес к учебе. Новые знания усваиваются с трудом, а полученные быстро улетучиваются. У него нет надежд, нет будущего. Наркоман перестает быть личностью. Он становится слабым и безвольным.

Судья(                        ) –Пришло время вынести приговор. Мы обвиняем людей по легкомыслию употребляющих наркотические вещества. Ведь они приносят вред и себе, и окружающим людям: друзьям, родителям. Мы обвиняем наркодельцов, людей, зарабатывающих деньги на чужих страданиях. Все они заслуживают самого серьезного порицания. Но главным наказанием преступников должны стать наше желание противостоять пороку. Никогда не прикасайтесь к наркотикам! Наркотики – это отложенное и мучительное самоубийство!

( обсуждение результатов работы первой группы)

Алкоголизм и его пагубные последствия для человека и общества

Наше исследование мы посвятили проблеме алкоголизма. Человек, который впервые решил попробовать алкоголь, не всегда задумывается о том, что первая рюмка спиртного может сыграть роковую роль в его жизни. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны.

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Алкоголизм как самостоятельное заболевание был описан еще в первой половине XIXв. В.А. Луначарский утверждал «Действие алкоголя сказывается своим губительным влиянием на качестве  и количестве нашей работы, на нашем здоровье, в том числе и на здоровье нового поколения, на нашей семье и на всем нашем быту». Британский государственный деятель У.Гладстон считал, что «Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны» В 1930-1950гг. проводились исследования, подтвердившие, что при систематическом употреблении вина, водки или пива формируется пьянство, которое незаметно переходит в хронический алкоголизм. Это – заболевание, к которому сам человек идет сознательно и целенаправленно.

Алкоголь является огромным социальным злом. Ведь не зря говорят: «Где опьянение, там и преступление». Систематическое употребление спиртного приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству.

Алкоголизм – тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам . Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывания спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т.д.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. У него ослаблена воля – и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим деловым сторонам повседневной жизни.

Учеными доказано, что даже при легком опьянении производительность труда  может упасть до 30 %, брак возрастает в 5-10 раз. За пьянство людей увольняют с работы. Вначале они находят менее квалифицированную работу, но и там надолго не удерживаются. Постепенно алкоголики начинают вести паразитический образ жизни: клянчат или вымогают деньги, выносят и продают вещи из дома, начинают воровать. Они живут воспоминаниями о своих былых заслугах и успехах.

Согласно исследованиям, у подростка, начавшего регулярно употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет, психическая зависимость развивается за один год, в 15-17 лет – в течение двух-трех лет.  Склонность к алкоголизму зависит и от наследственности. Если в семье родители злоупотребляют спиртными напитками, то вероятность того, что дети станут алкоголиками, возрастает.

Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «Алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей. Проблема  алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.

(Обсуждение результатов работы второй группы)

Итак, ребята мы с вами переходим  к следующему вопросу по нашему записанному плану. И он звучит так:

3.     «Почему они делают это?»

Существуют различные мнения о причинах отклоняющегося поведения. Среди факторов, рождающих негативные отклонения в поведении человека, можно выделить несколько основных:

 

1)    Индивидуальные – нервно-психические  заболевания человека, задержка его психического и физического здоровья или же личностные причины нарушения правильного семейного воспитания, а также особенности характера личности;

 

2)    Социально-психологические – отрицательные особенности взаимоотношений несовершеннолетних с обществом и семьей ( например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых).

 

 

3)    Макросоциальные – причины, вызванные социально- культурным или социально экономическим развитием общества (например, во время кризисов, каких-либо перемен, экономических спадов, инфляции жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, социальные нормы разрушаются).

 

А сейчас поработаем с учебником п.3 параграфа 16,выявите причины отклоняющегося поведения.

 

-Ребята как вы думаете, можно ли решить проблему отклоняющего поведения?

(ученики высказывают предположения. В ходе выполненного задания составляется схема)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ребята в самом начале урока у нас с вами было два важных вопроса, посмотрите на экран.

 

 

 

V.    Подведение итогов урока. Рефлексия

Закончить наше обсуждение я хочу притчей:

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец  придумал следующее: он  вкопал возле дома столб и после каждого проступка сына  стал вбивать гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он   утыкан гвоздями. Эта картина так подействовала на сына, что он стал исправляться. Тогда за каждый его проступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал. Отец его спрашивает: Что ты плачешь? Сын : - Гвоздей-то нет, а дырки остались.

Вы должны помнить:  хорошие, а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный  вывод.

 

Ребята  прошу оценить свою работу на уроке  с помощью «лестницы успеха», которая лежит перед вами на столах.

Запишем домашнее задание

1.Проситать параграф 16 учебника

2.Подобрать и записать несколько аргументов в защиту здорового образа жизни. Что сказать тем, кто говорит: «Попробуй….!»(алкоголь, наркотические вещества) .

Сегодня все были молодцы, хорошо работали на уроке, я вам ставлю всем оценку «5».  Урок окончен все могут быть свободны.

http://nenuda.ru/nuda/105/104853/104853_html_402c90d5.jpghttp://nenuda.ru/nuda/105/104853/104853_html_402c90d5.jpg

 

http://nenuda.ru/nuda/105/104853/104853_html_402c90d5.jpghttp://nenuda.ru/nuda/105/104853/104853_html_402c90d5.jpg

 

 

http://nenuda.ru/nuda/105/104853/104853_html_402c90d5.jpghttp://nenuda.ru/nuda/105/104853/104853_html_402c90d5.jpg


 

Предмет: обществознание Класс: 8 класс

Предмет: обществознание Класс: 8 класс

Основные понятия, изучаемые на уроке: социальные нормы; норма; отклоняющееся поведение; преступность; алкоголизм; наркомания

Основные понятия, изучаемые на уроке: социальные нормы; норма; отклоняющееся поведение; преступность; алкоголизм; наркомания

П р а в о в ы е 2

П р а в о в ы е 2

I. Введение в новый материал

I. Введение в новый материал

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку,…

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку,…

Некоторые растения, содержавшие наркотические и галлюциногенные вещества, использовались при проведении различного рода ритуалов

Некоторые растения, содержавшие наркотические и галлюциногенные вещества, использовались при проведении различного рода ритуалов

Адвокат( ) –

Адвокат( ) –

Первая стадия протекает достаточно быстро

Первая стадия протекает достаточно быстро

Алкоголь является огромным социальным злом

Алкоголь является огромным социальным злом

Социально- психологические – отрицательные особенности взаимоотношений несовершеннолетних с обществом и семьей ( например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей,…

Социально- психологические – отрицательные особенности взаимоотношений несовершеннолетних с обществом и семьей ( например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей,…

V. Подведение итогов урока

V. Подведение итогов урока

"Отклоняющееся поведение" обществознание 8 класс

"Отклоняющееся поведение" обществознание 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2022