Разработано в рамках мастер-класса “Открой текст”
Автор: Анна Петрова
Рекомендовано к использованию с учащимися 7 классов
Работа с текстом: В. М. Воскобойников “Завет Кирилла и Мефодия”
“По рекам Дунаю и Мораве от селения к селению передавали славяне радостные вести:едут к ним два мудрых мужа, изобрели те учёные люди понятные народу письмена и везут с собою книги, писанные теми письменами.
Всюду братьев встречали местные жители, с удивлением рассматривали пока ещё непривычную грамоту, уговаривали остановиться, пожить, чтобы научили их читать по-славянски.
В столице Великой Моравии уже за неделю знали, что приближаются к городу Константин Философ и брат его Мефодий.
Князь Ростислав вместе с народом вышел навстречу и сам ввёл дорогих гостей в городские ворота.
Князь Ростислав умел читать по-латыни, но смысла фраз не понимал, потому что знал язык плохо, лишь произносил слова, не вникая в них.
Отставил князь государственные дела и громко, так, что слышно было во всём замке, читал по складам славянскую книгу. Каждое слово было ему понятно в этой книге.
Константин сидел рядом, поправлял князя.
Грамота Ростиславу понравилась.
Всю жизнь отважно и мудро защищал Ростислав свой народ, родные земли от жадного франкского короля Людовика Немецкого.
“Осенью 855 года повёл король Людовик войско против Ростислава, герцога моравов, которые восстали против немецкого господства. Король сражался с малым счастьем и возвратился назад без победы” - так записано было в летописи.
Заодно с немецким королём был и архиепископ зальцбургский. Он считал земли моравов собственным владением, посылал туда своих священников. Десятую часть урожая крестьяне должны были отдавать церковникам.
Немецкие священнослужители наскоро, по-латыни бубнили молитвы, зато обстоятельно, зорко оглядывали поля, пересчитывали стада, чтобы не обманули их славяне, чтобы положенная часть добычи перешла к ним в доход.
Князь мечтал о самостоятельной славянской церкви. “Народ, послушный воле чужеземных священников, не может стать независимым”, - думал князь Ростислав.
Братья усердно обучали своих учеников грамоте и церковной службе на языке славян. Ученики были старательными. Звали их Горазд, Климент, Лаврентий, Ангеларий, Славомир, Наум.
На первую службу князь привёл всю свою семью.
Лишь его племянник, Святополк, не пошёл слушать славянское служение: он был в дружбе с немецкими священниками.
Службу вёл сам Константин. Мефодий и ученикик помогали ему.
“То было чудное мгновение!... Глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы” - так написали летописцы о той первой славянской службе.”
1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа. Отметь его значком V
● Этот текст о удивительных приключениях
● Этот текст о славном князе Ростиславле
● Этот текст про обучение славянской грамоте Кириллом и Мефодием моравского народа.
2. Озаглавь текст, предложи несколько вариантов названия:
а)
б)
в)
3. Пользуясь текстом. поставь знак V в нужную графу (верно/неверно/нет информации)
Утверждение |
Верно |
Неверно |
Нет информации |
Князь Ростислав читал по-латыни, но не понимал смысл |
|
|
|
Вскоре опустели церкви, где вели службу немецкие проповедники |
|
|
|
Племянник Ростислава, Святополк, дружил с Кириллом и Мефодием |
|
|
|
4.Используя текст, соедини стрелками портреты с именами
Константин Философ Князь Ростислав
Мефодий Благочестивый Король Людвиг
5. Пользуясь текстом, составь кластер (государства, входившие в состав Моравии)
6. Пользуясь текстом, ответь на вопросы:
а) Почему Кирилла и Мефодия с таким почётом встречали жители Моравии?
_________________________________________________________________________
б) Князь мечтал о славянской церкви. Почему?
_________________________________________________________________________
в) Как звали учеников Кирилла и Мефодия?
_________________________________________________________________________
7. Полузуясь текстом,продолжи фразу:
а) “Народ, послушный воле чужеземных священников, не может________________________.
б) _____________мечтал о самостоятельной_________________________________________.
в) Братья усердно обучали своих учеников________________________________________.
8. Какая из предложенных пословиц отражает основную мысль текста?
● Азбука к мудрости ступенька.
● Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
● Сперва - аз да буки, а там - и науки.
● У Николы две школы: аз, буки учат да кануны твердят.
9. Что означает фраза, вырази своё мнение:
“То было чудное мгновение! Глухие стали слышать, а немые говорить....”
|
10. В 5-7 предложениях расскажи о значении азбуки, созданной Кириллом и Мефодием для славян
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.