Акмолинская область
Буландынский район
село Журавлёвка
Внеклассное мероприятие
в рамках Недели Языков Народов Казахстана
9-11 классы
Провела: учитель истории Аликадиева Р.Р.
КГУ «Журавлевская средняя школа»
2018-2019 учебный год
Внеклассное мероприятие
«Жизнь и творчество Сакена Сейфулина»
Дата: 19. 09.18
Место: кабинет истории
Участники: 9-11 классы
Продолжительность: 20 минут
Мероприятие проводится в рамках Недели Языков Народов Казахстана
Цель: познакомить учащихся с биографией Сакена Сейфулина; рассмотреть узловые моменты его политической и творческой деятельности; определить его историческое место
Ход мероприяия:
Любовь моя, не
будь сурова. |
Сакен Сейфуллин
родился 15 октября 1894 года в Жанааркинском районе Карагандинской
области. Его настоящее имя — Садвакас. Однако носить всю жизнь известный
казахский писатель, поэт и общественный деятель будет имя Сакен —
домашнее ласковое прозвище. Он родился в небогатой семье. Отец Сакена
обладал музыкальным слухом и был виртуозным домбристом. Мать Жамал была
искусной рассказчицей, знатоком устного народного творчества. В сборнике
«Советские писатели» 1959 года приведены автобиографические сведения
о Сакене Сейфуллине. Вот что он напишет о своих родителях в
автобиографии: «Мой отец был жизнерадостным человеком, хорошим домбристом;
он любил охоту, содержал ловчих птиц, а мать была приветливой
женщиной, хорошей рассказчицей… У нас в ауле везде и всюду можно
было слышать и песни, и сказки, и эпические поэмы, чудесные
легенды. Особенно в долгие ночи поздней осени и суровой зимы
у очага, когда из-за холмов вихрем вьется вьюга, не обходилось без
песен и музыки. Отец наш был охотником. На досуге он любил
рассказывать сказки, легенды и охотничьи истории, которых было у него
немало, как и у всех охотников. В аулах часто устраивались вечеринки,
празднества, организовывались айтысы (песенные состязания). С юных лет эти
песни, айтысы, эти сказки и легенды, услышанные у огня, запечатлелись
в моем воображении. До сих пор я не могу забыть
и многие айтысовые песни». Отец писателя Обучение начальной грамоте Сакен
прошел у аульного муллы. В возрасте 11 лет он был отправлен
в школу Нильдинского (Успенского) рудника для овладения русской грамоты.
Позже поэт вспоминал: «В Нильде я провел три года. Уроки я получал,
с одной стороны, в школе, с другой стороны — черпал знания
из жизни: видел, как работают в кузне, как трудятся люди
в шахтах под землей, как тяжело приходится им наверху, где они
воздвигают горы из каменного угля и руды; бывал в общежитиях, в домах
рабочих, знал их быт. Многое слышал от них. Все это оставило
во мне неизгладимые впечатления». В 1908 -1913 годах Сакен учился
в Акмолинске сначала в приходской школе, а затем
в двухклассном училище. С 1913 по 1916 гг. юный Сакен Сейфуллин
учится в Омской учительской семинарии, которую нередко называли Сибирским
университетом. Действительно, такие семинарии, по свидетельству академика
A. Mapгулана, давали своим воспитанникам «… по-настоящему крепкие знания…
Можно сказать в объеме современных педагогических институтов». И окончившие
ее отличались твердыми знаниями, передовыми взглядами.
Омская учительская семинария Омск той поры, как пишет в книге «Сакен Сейфуллин: очерк жизни и творчества» НурболатДжуанышбеков, был центром бурных политических событий. Очень быстро будущий поэт становится одним из активных членов студенческой организации казахской революционной молодежи «Бірлік» («Единство»), часто выступает на ее тайных сходках, поддерживает связи с революционерами. Политическая деятельность поэта вскоре оказывается под пристальным наблюдением охранки (отделение по охранению общественной безопасности и порядка). В 1914 году выйдет в свет первый сборник стихов молодого поэта «Минувшие дни», в котором он задумывается над судьбой казахского народа, горько сетует на тяжелую жизнь бедняков и одряхлевшие патриархальные обычаи. В 1916 году Сакен Сейфуллин окончил Омскую учительскую семинарию, проработал некоторое время в им же организованной Бугулинской школе. 9 марта 1917 года молодой поэт, полный передовых революционных взглядов, переезжает в Акмолинск. В 1917–1918 годах он принимает активное участие в создании Совета рабочих и крестьянских депутатов в Акмолинске, избирается членом его президиума и комиссаром просвещения, руководит молодежной организацией «Жас казах» и по просьбе его членов пишет первую революционную казахскую песню — «Марсельезу казахской молодежи». В мае 1918 года в результате мятежа советская власть в Акмолинске была свергнута и руководители Совета, включая и С. Сейфуллина, были захвачены в плен. Поздней осенью 1918 года в сорокаградусные морозы они были этапом доставлены в Петропавловск, откуда их в «вагонах смерти» в течение 47 суток везли в Омский концентрационный лагерь. Пленные вынесли тяжелейшие лишения и муки в тюрьмах Акмолинска и Петропавловска, их пытали белогвардейцы, месяцами держали в промерзших и продуваемых «вагонах смерти», так точно описанных писателем в «Тернистом пути». «…Наш поезд с грохотом шел на восток, в глубину Сибири. Глубокий снег покрыл все кругом. Буран не утихал. Березы, наполовину занесенные снегом, шумя и волнуясь от ветра, сгибали верхушки, как будто посылали свое последнее «прощай» ехавшим навстречу смерти. Дверь вагона теперь все время была плотно закрыта. Хлеб выдавали нам в два-три дня один раз, по четверти фунта в сутки на человека. Даже воды давали недостаточно. Дрова или каменный уголь приходилось брать в паровозах, стоявших на пути. Машинисты, к нашему счастью, не жалели топлива. Мы набирали его побольше и сидели все время у горячей печки. Золу рассыпали на пол. Голодные, мы сильнее жались к печке, словно питаясь ее теплом. От жары пересыхало во рту, и мучила сильная жажда. Во время остановки поезда, стуча в дверь, мы просили воды, но конвоиры были глухи к нашим просьбам. Глаза впали, к высохшим костям, как натянутый ремень, прилипла кожа. Лицо и руки давно забыли о воде. Утром, когда нас выводили освежиться, мы второпях терли руки и лицо холодным снегом. Лица, почерневшие от каменноугольной пыли, после растирания становились пестрыми. Спали на полу, около печки, доски от нар были почти все сожжены, остались те из них, на которых лежали больные. С каждым днем росло число больных — в обоих вагонах», — будет позже писать Сейфуллин. Сакен Сейфуллин остался жив благодаря побегу в марте 1919 года. «Через пески Моюнкумов, через Голодную степь в течение многих месяцев пробирается поэт в родные края, чтобы снова включиться в революционную борьбу», — пишет НурболатДжуанышбеков. В 20-м году Сакен Сейфуллин восстанавливает свои документы и возвращается в Акмолинск. Дом М.Айтпенова в городе Омске, где прятался Сакен Сейфуллин, когда он совершил побег из тюрьмы Он ведет агитацию и пропаганду, руководит народным просвещением и печатью. В 1920 году, когда была создана Казахская Автономная Республика, Сейфуллин избирается членом Президиума ЦИКа Казахстана. В 1922 году он назначается заместителем народного комиссара просвещения республики, а на III съезде Советов — Председателем Совета Народных Комиссаров Казахстана. В том же году его избирают членом ВЦИК. 3-я Всекиргизская партконференция 1922 год. Сейфуллин Сакен: второй ряд, второй слева Для писателя, которого глубоко волновали национальные проблемы, 1923 год был годом, когда он решительно встал на путь борьбы, осознав зависимость национальной судьбы от судьбы языка, поняв, что без этого независимость не будет полнокровной. Его сильно обеспокоило последнее собрание XII съезда большевистской партии, состоявшееся 17-25 апреля 1923 года, на котором поднимался национальный вопрос. Там открыто были высказаны мысли о том, что русская культура рано или поздно возьмет верх над другими национальными культурами, о том, что надо укреплять превосходство русской нации. Глубоко потрясенный услышанным, Сакен стал искать пути решения столь важных для судьбы народа проблем. Он стал поднимать сложные вопросы, связанные с тем, чтобы придать казахскому языку статус государственного. Окинув взглядом ближнюю и дальнюю историю своего народа, писатель стал искать личности, деятельность которых могла бы послужить примером в этом вопросе. Сакен глубоко уважал одного из лидеров Алаша Ахмета Байтурсынова, который много усилий приложил к делу просвещения народа. Эти действия Сакена Сейфуллина, который обратился к Ахмету Байтурсынову, связавшему воедино судьбу народа и судьбу языка, поднимавшему такие политические вопросы в момент, когда его собственная судьба висела на волоске, характеризуют величие и несгибаемость духа самого Сакена. Сейфуллин был также значим и велик для народа, как АхметБайтурсынов.
Ректор Казахского
института народного просвещения С. Сейфуллин с А. Байтурсыновым среди учителей
и студентов. Кызылорда. 1922 год Сакен утверждал, что Казахстан не будет
процветать до тех пор, пока казахский язык не будет внедрен в государственные
учреждения. Не подняв статус языка, нельзя поднять статус народа. 9 июня 1923
года он опубликовал статью
«Кеңсеістерінқазақтіліндежүргізукерек» («Канцелярские
дела надо вести на казахском языке»). Всего он написал 9 статей, защищающих
интересы языка, используя для этого газету «Еңбекшіқазақ»,
которой он сам руководил. Благодаря стараниям Сакена, 22 ноября 1923 года ЦИКом
был принят декрет, согласно которому с июля 1924 года канцелярские дела должны
были исполняться на казахском языке. В декабре 1926 Сакен женился, его
женой стала ГульбахрамБатырбекова. В Кызылорде сыграли свадьбу. С того дня
Гульбарам стала не только любимой женой, но и другом, помощницей Сакена. Мало
кто знает, что у Сакена Сейфуллина было двое детей: дочь Лаура и сын Аян. К
сожалению, потомков у него не осталось, оба ребенка скончались в раннем
возрасте. Гульбахрам Сейфуллина,1963 год С 1927 года и до самого
ареста в 1937 году Сейфуллину катастрофически не хватало времени:
он был ректором нескольких университетов, не бросая при этом
педагогическую деятельность, занимал должность главного редактора газеты
«Енбекши казах» и журнала «Литературный фронт», создавал Союз писателей
Казахстана, занимался научной и переводческой работой и так далее.
А самое главное все это время он не переставал писать. Казахские
писатели, 1930 год Он издает сборники стихов «На волнах жизни»
(1928), «Кокче-тау» (1929), публикует ряд поэм «Альбатрос» (1933), «Кзыл-ат»
(«Красный конь», 1934), пишет рассказы, повести, романы. Писатель также садится
за статьи о казахской художественной литературе. В одной
из них он напишет: «В казахской литературе сейчас ясно определились
два направления. Одно — байское, другое — пролетарское. Среди
писателей есть и неустойчивые. У них нет своего лица, мечутся
из стороны в сторону. Но год от года неустойчивых
становится все меньше и меньше. Они перейдут на сторону трудового
класса… Потому что будущее казахской литературы принадлежит трудовому
классу» (ЖЗЛ, Т. Какишев «Сакен Сейфуллин»). Исследователи
жизни и творчества писателя отмечают, что имя Сакена Сейфуллина тесно
связано с Акмолинском, где он учился, вел активную общественно-политическую
жизнь, был арестован, участвовал в установлении советской власти, создал
семью. Однако не менее трепетно Сейфуллин относился к Кокшетау.
В своей одноименной поэме он переплетает историю
и современность, с радостью смотрит в будущее, использует впитанные
в детстве рассказы и романтические легенды о красавице-горе
Кокшетау. Как пишет Т. Какишев, поэт от души радовался строительству
городка, верил, что «Боровое» станет всесоюзным курортом. Он радовался
поездам, автобусам, автомобилям, заполнившим старые караванные пути.
В марте 1931 года писатель завершил работу над первой книгой
по истории казахского народного фольклора. И его потянуло к еще
неиспробованным жанрам. Он взялся за написание сатирического романа
«Наш быт», параллельно писал поэмы «Кзыл-ат» и «Альбатрос». 12 июля 1936
года — знаменательный день в биографии писателя. Казахстан отмечал
20-летний юбилей литературной деятельности народного писателя Сакена
Сейфуллина. Юбиляр едва успевал получать и читать поздравительные телеграммы.
Постановление КазЦИК буквально ошеломило писателя: «Постановление Центрального
Исполнительного Комитета Казахстана в связи с 20-летием творческой
деятельности Сакена Сейфуллина на литературном фронте: 1. Присвоить имя
Сакена Сейфуллина Семипалатинскому учительскому институту, казахской средней
школе, станции Алма-Ата, улице Училищная в Акмолинске, улице Набережная
в Кокчетаве; 2. Присвоить имя Сакена Сейфуллина разъезду № 11, откуда
начинается Джезказганская ветвь Караганда-Балхашской железной дороги; 3.
Выделить легковой автомобиль в личное пользование Сейфуллина». Минуло 20
лет. Вечер вновь был посвящен Сакену Сейфуллину, но уже его памяти.
СабитМуканов произнес тогда такие слова: «Основоположник казахской советской
литературы Сакен Сейфуллин преуспевал во всех жанрах, заложил
их основы. Поэтому он, повторяю еще раз, человек, заложивший фундамент
казахской советской литературы. Но он не только основоположник
этой советской литературы, а человек, который до конца своей жизни
развивал все эти жанры. Сакен — отец казахской советской литературы».
Сакен Сейфуллин и С.Муканов, 1927 год Он же, друг и последователь,
СабитМуканов, когда-то написал о романе Сейфуллина: «Тернистый
путь» — это, с одной стороны, история, с другой стороны —
учебник политграмоты, и, с третьей стороны, — самое интересное,
захватывающее читателя художественное произведение». Это произведение было
достижением не только писателя, но и всей казахской литературы.
«Тернистый путь» дал классический предметный урок всем казахским писателям, как
надо создавать произведения на современную тему. Эти слова можно отнести
ко всему творчеству Сакена Сейфуллина. В середине 30-х гг. Сакен
Сейфуллин, известный общественный деятель Казахстана, поэт, писатель
и педагог был в расцвете своих творческих сил. В 1936 году его
как видного общественного деятеля пригласили в Москву на празднование
100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. В этом же
году он первым
из казахских писателей был награжден
Орденом Трудового Красного Знамени.
Наступил
1937 год. Сакена Сейфуллина арестовали в Алма-Ате, супруга Гульбахрам
с сыном Аяном вынуждена была под конвоем возвратиться в Акмолинск.
Этого долгого пути не сможет вынести маленький мальчик. Писатель так
и не узнает, что его сын погибнет и будет похоронен
в Кокшетау. Его супруга будет долгие 10 лет находиться в неведении
о судьбе своего мужа. Гульбахрам Сейфуллина с сыном Аяном. 1936 год
Известно точное время гибели Сакена Сейфуллина. Он был расстрелян как
«враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате в 1938 году
25 апреля в 16 часов 40 минут. Отца и старшего брата «врага
народа» Сакена Сейфуллина постигла та же участь: в 1937 году они были
арестованы и расстреляны. Последнее фото Сакена Сейфуллина, 1938 год Так,
в один миг, оборвалась жизнь казахского писателя и поэта, новатора,
просветителя, общественного деятеля. Советская власть, которую он воспевал
и в идеалы которой искренне верил, уничтожила его. Одаренный,
образованный, интеллигентный, Сакен Сейфуллин выбрал себе тернистый путь…
Творческая деятельность
Сакен Сейфуллин всегда был тесно связан с народом, ыражал его мысли и чувства. Он живо откликался на все важнейшие проблемы современности. Теме труда, образу рабочего и крестьянина посвящены многие его стихи: «Наборщик», «Типография», «Сеятель», «На ткацкой фабрике» и другие.
С. Сейфуллин был новатором в литературе. Новаторство его возникло на прочной народной основе. Собиратель и любитель фольклора, художник черпал из него образы и сравнения, богатую словесную «фактуру». Особенно это проявилось в поэзии и драматургии. Сейфуллин творчески переработал поэтические традиции казахского народа, коренным образом обновив форму и содержание, ввел в поэзию новые темы и образы, явился новатором в области стиха. Примером особенно удачного использования богатств казахского фольклора лирико-эпические поэмы «Разлученные лебеди», «Песнь о лашыне», «Кокчетау». В этих подлинно поэтических произведениях звучит гимн лучшим человеческим качествам и деяниям, силе и чистоте любви, красоте природы. Поэмы созданы по сюжетам и мотивам народных легенд и сказаний, заново осмысленных художником.
Сразу же после окончания гражданской войны Сакен Сейфуллин начал работу над своей знаменитой книгой историко-мемуарным романом «Тернистый путь», в котором показана борьба казахов против царизма. Этот роман в известной степени — и учебник истории, и художественное произведение, воссоздающее действительность бурных лет в Казахстане. Это не свод исторических фактов и сведений, а цельное произведение, в котором исторические события переплетаются с судьбой отдельного человека. Сакен Сейфуллин поднял в своей книге богатейший материал исторических событий.
До последних дней своей жизни Сакен Сейфуллин плодотворно трудился в прозе, драматургии, литературной критике, литературоведении. Неоценим его вклад и в развитие публицистики. Много внимания он уделял сбору памятников казахского фольклора, их исследованию и публикации. При его участии вышли в свет сборники «Образцы древней казахской литературы», «Батыры», «Ахан-серы Актокты», казахский вариант поэмы «Лейли и Меджнун».
Сакен Сейфуллин стоял у колыбели Союза писателей Казахстана и до конца дней своих оставался одним из его руководителей. Первым их казахских писателей Сакен Сейфуллин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Уже, начиная с середины 20-х годов, Сакен вел большую педагогическую и научно-исследовательскую работу, читая лекции по казахской литературе. Немало сделал Сакен Сейфуллин для перевода казахских авторов на русский язык, и, наоборот, книг русских писателей на казахский язык. В Казахстане он был неутомимым пропагандистом русской литературы и русской науки.
Наследие Сакена Сейфуллина велико. И все же свершил он меньше того, что мог бы свершить.
Или
Благодаря своей активной гражданской позиции (поэт каждому значимому событию посвящал стихотворения) Сакен был признан первым казахским автором при советской власти. За очень короткий срок создал пьесу, названную «На пути к счастью», спектакль по ней поставили весной 1918-го. В это же время он написал первую казахскую песню революционеров.
В связи с тем, что Сейфуллин увидел в планах коммунистической власти установить господство русской культуры и языка в союзных республиках, то решил уделить особое внимание национальному вопросу. Он выбрал целью придать казахскому языку статус государственного. Известный казахский поэт опубликовал девять статей, посвященных этому вопросу. Они вышли в газете «Трудовой казах», которой Сейфуллин тогда руководил. Итог его стараний — декрет, по которому с июля 1924-го весь документооборот перевели на казахский язык.
Сәкен Сейфуллин является:
· автором первого учебника по истории литературы, изданного для казахских студентов высших учебных заведений;
· составителем альманаха «Первая ласточка», в котором собрал работы популярных писателей.
Кроме того, из-под его пера вышло множество стихотворений, пьес, романов, повестей и очерков. Среди них такие известные произведения:
· поэмы «Советстан», «Кзыл-ат», «Кокче-Тау»;
· мемуары «Тернистый путь»;
· рассказы о быте кочевых народностей, истории-описания их жизни;
· стихотворения, роман «Наш быт», поэтический сборник «Өткен күндер» и другие.
В мемуарах писатель в мельчайших подробностях описал все свои страдания.
Сейфуллин писал не только стихотворения революционного и агитационного содержания, но и лирические произведения.
Современники по достоинству оценили вклад Сейфуллина в развитие казахской культуры. В его честь названы улицы, вузы и школы в городах и селениях Казахстана. Ему воздвигли памятники и посвятили памятные надписи.
Он был первым казахским советским писателем и поэтом, сооснователем вузов, школ и Союза писателей Казахстана. Этот великий человек посвятил жизнь творчеству и развитию казахской культуры. Потомки должны гордиться своим героем!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.