Внеклассное открытое мероприятие
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ
по химии
Подготовила : учитель химии
МКОУ "ООШ с. Талон"
Белякова Т.Ю.
2019 г.
Цель: показать интересные опыты по химии
Задачи:
· заинтересовать учеников в изучении химии;
· дать учащимся первые навыки обращения с химическим оборудованием и веществами.
Оборудование и реактивы: химические стаканы, коническая колба, подставка металлическая, фарфоровая чашка, кристаллизатор, нож, металлический поднос, штативы для пробирок, пробирки, спички, пинцет, пипетки, носовой платок; вода, сухое горючее, 3 таблетки глюконата кальция, карбонат калия, аммиак 25%, соляная кислота (конц.), фенолфталеин, металлический натрий, спирт, канцелярский клей, дихромат аммония, дихромата калия, серная кислота, пероксид водорода, растворы хлорида железа (III), KCNS – родонит калия, фторид натрия.
Ход мероприятия
Химия – интересная увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становится интересней и разнообразнее.
Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Хоть чудес на свете нет.
Но химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»
Но прежде чем приступить к практической части мероприятия, прослушайте шуточные правила техники безопасности.
Войдя в химический наш кабинет,
Не нарушай учителей совет:
И если даже ты не трус,
Не пробуй вещества на вкус!
И нюхать их не думай ты.
Пойми, что это не цветы!
Ничто руками не бери,
Ожег получишь, волдыри!
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
В кабинете химии
Много всяких штучек:
Колбочки, пробирки,
Воронка и штатив.
И тянуть не нужно
Понапрасну ручек,
А то прольешь случайно
Ценный реактив!
1.А сейчас мы приступим к волшебству. Сегодня мне будут помогать мои лаборанты.
«Фараоновы змеи»
В Индии, в Египте можно наблюдать танцы змей под дудочку заклинателей. Давайте и мы попробуем заставить «змей» танцевать, только заклинателем у нас будет огонь.
Опыт: на подставку положить таблетку сухого горючего, на нее положить 3 таблетки глюконата кальция и поджечь. Образуется светло-серая масса по форме напоминающая змей.
Фараоновы змеи 2.
Вы поджигаете небольшую палочку, вспыхивает слегка
заметный огонёк и из палочки, извиваясь, начинает выползать чёрно-зелёная
пористая масса, по форме напоминающая змею.
Это одна из разновидностей опыта, известного под названием "Фараоновы
змеи". Далее будет описана наиболее безопасная разновидность этого опыта,
т. к. существует несколько вариаций, но почти во всех используются
высокотоксичные соединения ртути. Для того, чтобы провести этот опыт вам
понадобятся три довольно доступных вещества: нитрат калия, дихромат калия и
сахар. Вот состав смеси:
KNO3--------------5гр
K2Cr2O7----------10гр
C12H22O11-------10гр
Все компоненты смеси тщательно растирают в ступке и
смешивают. Далее небольшими порциями (буквально по несколько капель) добавляют
воду. После каждой новой порции воды смесь тщательно перемешивают. Увлажнение
необходимо прекратить тогда, когда смесь будет иметь консистенцию творога.
Теперь у вас довольно легко получится скатать из неё палочки диаметром ~5-8мм и
длиной около 5см.
Лучше всего проводить этот опыт на керамической плитке или на листе железа.
Примечание1: Этот опыт получится ещё интересней, если
из смеси сформировать не палочки, а шарики диаметром ~1-2см. Но поджигать их
необходимо с трёх сторон сразу, тогда получится не змея, а настоящий дракон.
Примечание2: Пористая масса, которая составляет "змею", - это большей
частью токсичный оксид хрома(|||), так что прорводите этот опыт очень осторожно
и обязательно вымойте руки после его проведения
«Пламя на воде»
Можно ли резать металл ножом? Может ли он плавать? А может ли гореть вода?
Опыт: в чашку с водой добавить фенолфталеин. От металлического натрия или лития отрезать кусочек и аккуратно положить его в воду. Металл плавает по поверхности, водород загорается, а из-за образующейся щелочи вода становится малиновой.
«Вулкан»
Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.
Опыт: на поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.
«Несгораемый платок»
Вспомните волшебные предметы из сказок (ответы детей).
Улетел наш ковер-самолет,
Самобранки у нас тоже нет,
Есть платок, он сейчас загорит,
Но, поверьте, не сможет сгореть.
Опыт: смочить платок в смеси клея и воды (силикатный клей + вода = 1:1,5), слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.
«Апельсин, лимон, яблоко»
А сейчас следующее волшебство, из одного сока получим другой.
Опыт: сначала показывается зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавляется щелочь, превращается «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делается, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляется немного серной кислоты, затем добавляется немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».
«Заживление раны»
На столе три пузырька: «йод» (раствор FeCl3), «спирт» (KCNS), «живая вода» (NaF).
Вот вам еще одно развлечение
Кто дает руку на отсечение?
Жаль руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечения! (приглашается самый смелый мальчик)
Оперируем без боли.
Правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.
Один момент! (дает спирт - КCNS) Спиртом
смажем мы обильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!
(«скальпель» - палочка, смоченная в FeCl3)
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа!
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.
«Мы волшебники»
( из зрителей)
А теперь вы сами станете волшебниками. Мы сейчас проведем опыт.
«Цветное молоко». Я предлагаю вам получить голубое молоко. А такое бывает в природе? Нет, а у нас с вами получится, только вот пить его нельзя. Сливаем вместе сульфат меди и хлорид бария.
Танец «бабочек»
Для опыта заранее делают «бабочки». Крылья вырезают из разноцветной папиросной бумаги и приклеивают к тельцу (обломки спички) для большей устойчивости в полете. Приготовляют широкогорлую банку, герметически закрытую пробкой, в которую вставлена воронка. Диаметр воронки вверху должен быть не больше 10 см. В банку наливают уксусной кислоты CH3COOH столько, чтобы нижний конец воронки не доставал до поверхности кислоты примерно на 1 см. Затем через воронку в банку с кислотой бросают несколько таблеток гидрокарбоната натрия NaHCO3, а «бабочек» помещают в воронку. Они начинают «танцевать» в воздухе. «Бабочек» удерживает в воздухе струя углекислого газа, образующегося в результате реакции между гидрокарбонатом натрия и уксусной кислотой:
NaHCO3+CH3COOH=CH3COONa+CO2+H2O.
Химическая радуга.
В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив
с белым фоном, сливаем попарно растворы:
1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);
3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);
4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);
5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);
6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);
7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).
1. FeCl3 +
3KCNS = Fe(CNS)3 +
3KCl
2. 2K2CrO4 + H2SO4 =
K2Cr2O7 +
K2SO4 + H2O
3. Pb(NO3)2 + 2KJ = PbJ2 + 2KNO3
4. NiSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2 + Na2SO4
5. CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2Na2SO4
6. CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]SO4
7. CoCl2 + 2KCNS=
Co(CNS)2 + 2KCl
Примечание.
Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в
ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических
реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.
Пламя-художник
На белом листе плотной бумаги делается надпись или рисунок 10-20% раствором серной кислоты. После высушивания надпись или рисунок на бумаге незаметны. Если теперь лист подержать над пламенем (oсторожно !) горелки, то через некоторое время на бумаге появляется надпись или рисунок черного цвета. Вместо пламени спиртовки можно использовать настольную электрическую лампу или утюг, нагрев которыми осуществляется более равномерно и исключает воспламенение бумаги.
Ныряющее яйцо
В высокий химический стакан или широкий цилиндр наливают 5% раствор соляной кислоты. Затем в раствор опускают неочищенное куриное яйцо, которое в начале опускается на дно сосуда. Однако через некоторое время на поверхности скорлупы появляются пузырьки углекислого газа (вследствие реакции карбоната кальция скорлупы с соляной кислотой) и увлекают яйцо вверх. На поверхности пузырьки газа лопаются, и яйцо вновь "ныряет" на дно. Если яйцо окажется слишком тяжелым, то необходимо увеличить плотность раствора. Для этого в раствор следует добавить немного поваренной соли.
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Морское дно
Среди
всех химических опытов этот - один из моих самых любимых. Для его проведения
требуется не очень много реактивов да и почти не тратится время на различные
приготовления.
Итак, для проведения этого опыта вам необходим химический стакан примерно на
200мл. Красивей всего этот опыт получается в более высоких стаканах. Налейте в
стакан около 100мл водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или
силикатный клей) и добавте около 60-70мл воды. Перемешайте. Теперь внесите в
раствор кристаллики хлоридов различных металлов, и сразу каждый из них пускает
"отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк, оставляя за собой след,
похожий на водоросль. Цвет водоросли зависит от того, хлорид какого металла вы
погрузили в раствор.
Вот некоторые цвета:
CoCl2*6H2O - сначала розовые, потом синие;
NiCl2*6H2O - зелёные;
FeCl3*6H2O - буро-коричневые;
MnCl2*4H2O - телесного цвета;
FeSO4*7H2O - чёрно-зелёного;
Появление цветных водорослей объясняется тем, что растворение кристалликов в
воде сопровождается реакцией двойного обмена соли и силиката и появлением на
кристаллике осадка силиката в виде плёнки. Принцип появления водорослей очень
интересен: осадок имеет свойство пропускать воду только к кристаллику. После
этого растворение кристаллика происходит в своеобразном мешочке с
полупроникающими стенками. Стенки этого мешочка под давлением жидкости
разрываются и создаётся новая плёнка-осадок. Кристаллик будто преврвщается в
кустик.
Уравнения реакций:
CoCl2 + Na2SiO3 => CoSiO3 +
2NaCl
NiCl2 + Na2SiO3 => NiSiO3 +
2NaCl
Конец формы
Дорогие ребята и уважаемые гости! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились?! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите изучать эту очень интересную науку - химию.
Вспышка оксида меди и алюминия.
Оборудование: порошок оксида меди (CuO), алюминиевая пудра («серебрянка»), металлический лист, спиртовка, спички.
На металлический лист насыпаем в равных долях оксида меди и алюминиевой пудры. Сформировать горку и посередине вставить спичку , так что бы головка спички торчала.
Поднести горящую лучину к спичке. При возгорании спички произойдёт слабый хлопок с яркой вспышкой.
Произошла реакция: 3CuO+2Al=Al2O3+3Cu
Фейерверк в цилиндре.
В стеклянный цилиндр объёмом 100-200 мл наливаем 50-100 мл концентрированной серной кислоты (H2SO4), затем по стенке сосуда, стараясь не смешивать, медленно приливаем 30-60 мл эталона (C2H5OH) ( можно денатурат). Если теперь в цилиндр понемногу подсыпать не слишком мелкие кристаллики перманганата калия(KMnO4) (марганцовка), то на границе между слоем серной кислоты и слоем спирта возникают огненные вспышки в виде фейерверка.
2.Пословицы
А сейчас праздник продолжается. Я вам буду называть начало пословицы или сравнения на химическую тему, а вы продолжите.
Конец формы
1. Прочный как…….. стал
2. Кристально……. честный челове
3. ……….Железный характер.
4. Седина как……. серебро.
5. Быстрый, как…… ртуть.
6. Золотые……. руки.
7. Не всё…. золото, что блестит.
8. Куй…… железо пока горячо.
9. Меньше народа, больше ……кислороду.
10. Хоть немного и пожжёт, но зато поможет…… йод.
11. ……Алмаз и в грязи видно.
12. …….Серебряный голос.
3.Аттракционы.
В одном из классов на отдельных столах подготавливают все, что нужно для проведения аттракционов, и пишут названия аттракционов - «вывески», например такие: «Напитки», «Морское дно», «Изготовление украшений из гипса».
На стол с надписью «Напитки» заранее ставят бутыли с кипяченой водой, баночки с лимонной кислотой, содой, сахаром (на каждой баночке должна быть этикетка), маленькие стаканы, бутылки с водой для полоскании стаканов и сосуд для слива воды.
Чтобы приготовить лимонад (шипучий напиток), в стакане с водой растворяют 2-3 чайные ложки сахара, добавляют на кончике чайной ложки лимонной кислоты и столько же соды. Все это тщательно перемешивают.
При этом образуются лимоннокислый натрий и угольная кислота Н2СО3, что разлагается на воду и углекислый газ, который с шипением выделяется в виде пузырьков.
На стол с надписью «Морское дно» ставят стакан на 200 мл несколько пробирок на 50 мл в штативе, 50-процентный раствор силиката натрия в литровой колбе, банки с притертыми пробками с кристаллами хлорного железа, хлористого кобальта, хлористого никеля, хлористого марганца и сернокислого цинка, кладут ложечки или шпатели у каждой банки.
Ученик, демонстрирующий этот аттракцион, наливает в стакан до половины раствора силиката натрия и вбрасывает в него по одному кристаллику каждой соли. Зрители наблюдают, как из кристалликов медленно вырастают «кусты водорослей» разного цвета.
На столе с надписью «Изготовление украшений из гипса» ставят несколько маленьких блюдец, смазанных маслом, воду в литровой колбе и выжженный сухой гипс или алебастр в банке с притертой пробкой, чашку, ложечку, клей, картинки, спички, шелковые ленты.
Во время перерыва на вечере интересной химии двое учеников изготавливают за этим столиком украшения.
Несколько ложечек обожженного гипса 2СаSО4∙Н2О смешивают в чашке с небольшим количеством воды, чтобы образовалась сметанообразная масса. В блюдце, смазанное маслом или минеральным маслом, выливают смесь гипса с водой. В сырую массу у края блюдца втыкают спичку, чтобы на этом месте остался проем, когда гипс загустеет.
Через 10-15 мин гипс загустеет в твердую массу. Вынимают гипсовый кружочек с блюдечка, наклеивают на него красивую картинку. После этого протягивают сквозь отверстие шелковую ленту и украшение готово.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.