Сценарий игры – путешествия для учащихся 2 класса на тему:
«Не опоздай с добром».
Цель: облагораживание души и сердца учащихся;
Задачи:
· Обогашать духовный мир и мотивационного обеспечения жизни через познание светлых образов и мыслей;
· Развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;
· Развивать творческих способностей учащихся, интереса и любознательности;
· Развивать речи и расширение словаря;
· Воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу;
· Способствовать сплочению детского коллектива;
· Обеспечивать эмоциональное и физическое здоровье.
Форма занятия: игра – путешествие с включением элемента театрализации.
Метод: объяснительно – иллюстративный, использование ИКТ.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
· Карта путешествия;
· Компьютер и телевизор (для просмотра презентации для игры и прослушивания музыки);
· Задания в конвертах (квадраты с закодированными словами, набор пословиц и поговорок);
· Два мольберта, простые карандаши;
· «Цветы и сорняки» из бумаги, на которых написаны слова на тему: добро и зло;
· Солнце с лучиками и мост «дружбы», сделанные из цветной бумаги.
· Картинки – иллюстрации сказок;
· Массажная дорожка;
· Сундучок, игрушка – сердце, театральная кукла «ворон».
Предварительная работа:
· для театрализации к игре привлекаются родители, которые исполняют роли Бабы Яги и жителей сказочной страны;
· заранее записывается видео – письмо;
· дети в свободное время вырезали из бумаги цвета и сорняки;
· готовится презентация игры.
Ход игры.
СЛАЙД 1.
Организационный момент.
Учитель:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней!
- Добрый день, ребята! Я приглашаю вас поиграть и пройти по «дороге добра».
Основная часть.
1. Вступительная беседа с учащимися.
Учитель: Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое.
Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают)
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
- Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, воспитатели и учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
СЛАЙД 2.
- Вот и мы сейчас с вами отправляемся в необычное путешествие…Сказочную страну. Именно оттуда к нам в школу пришло необычное, электронное письмо … Внимание на экран!
(учащимся предлагается просмотреть видео-письмо )
2. Письмо из Сказочной страны.
СЛАЙД 3.
«Дорогие друзья, у нас беда! В нашей стране власть захватила страшная Злюка со своими помощниками. Они замуровали в стену все добрые слова, весёлый смех, музыкальные звуки. Наше солнце заволокли грозные тучи, теперь у нас хмуро даже днём. Все цветы завяли, повсюду растут ужасные сорняки. Жители страны обижают друг друга, обзываются, всё докладывают Злюке…Помогите нам!!!». Жители Сказочной страны.
Учитель: Поспешим на помощь?!
- Нас ожидают серьёзные испытания, преодолев которые, мы поможем нашим друзьям победить зло в Сказочной стране!
- Мы пойдем с вами дорогою добра.
СЛАЙД 4.
- А поможет нам её найти и не сбиться с пути вот эта карта
(дети подходят к карте, размещённой на школьной доске).
3. Начало пути.
Учитель: С собой в дорогу мы ещё возьмём и то, что лежит в моем сундучке.
(сундучок, в котором лежат бумажные цветы и игрушка - сердечко)
- Вы это узнаете, если отгадаете загадки . Слушайте первую загадку
(дети отгадывают загадки)
Рос на ножке бокал, нектаром он всех бабочек угощал.
СЛАЙД 5.
- А зачем нам цветы? Правильно, мы посадим их в Сказочной стране .
- Вторая загадка.
День
и ночь оно стучит,
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
- Да, это сердце? Может поменять его на золото? Почему нет!?
СЛАЙД 6.
- Правильно, только человек с добрым сердцем способен творить добро!
-Давайте, и мы с вами, наши сердца наполним добротой, а для этого встаньте в круг и коснитесь руками сначала волшебного сердечка , а потом своего ( дети протягивают руки к игрушке – сердечку, а затем по показу учителя кладут руки на своё сердце)
СЛАЙД 7.
- Зачитаем все дружно пословицу.
«Добрый человек из доброго сокровища – сердца выносит добро».
- А теперь, в добрый путь!
(Звучит 1-ый куплет песни «Дорогою добра», дети проходят по массажной дорожке, возвращаются к доске с картой и встают полукругом)
4. Игра «Полянка доброты».
- Вот мы и пришли. Что это? (сорняки)
СЛАЙД 8.
( учитель открывает доску, на которой прикреплены, сделанные из бумаги «сорняки» с названиями:
НЕБРЕЖНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ЗЛОБА, ГЛУПОСТЬ, РАВНОДУШИЕ, ВРАЖДЕБНОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ЛЖИВОСТЬ, ТРУСОСТЬ, УПРЯМСТВО, НЕРЯШЛИВОСТЬ,ЛЕНЬ, ЛИЦЕМЕРИЕ)
- Ребята, посмотрите, какие сорняки выросли в Сказочной стране. Они украшают её?
- Давайте вырвем их и посадим наши цветы. Каждый из вас, по очереди, на место сорняка посадит цветок с противоположным по значению названием.
(учащиеся снимают «сорняки», зачитывают их названия и, подбирая к ним слова антонимы, прикрепляют на доску цветы)
Учитель: Первое доброе дело вы совершили! Посадили цветы, вернули красоту стране и вспомнили добрые слова.
СЛАЙД 9.
- Спасибо. Отправляемся дальше! Нас сказки ждут!
СЛАЙД 10.
(Тут неожиданно появляется Баба Яга)
5. Встреча с Бабой Ягой.
Баба –Яга: Так, так!!! Стоп!!! Куда собрались? Что я вижу! Чужаки пришли, да и ещё цветочки сажают…, а моего разрешения спросили?
- Ну что ж? Я вам устрою! Вы у меня попляшите! Сейчас я буду колдовать и все хорошие дела испаряться!!! Ха-ха-ха!!! Я начинаю!
Учитель: Ребята! Давайте попробуем с помощью добрых слов уговорить Бабу Ягу не колдовать, а помочь нам сказки найти! Вспомните и назовите слова-приветствия, слова-комплименты, слова – благодарности и слова – просьбы. Может она и подобреет…
Баба –Яга: Что вы там шепчетесь!!! Я этого не потерплю…
Учащиеся: Здравствуйте, уважаемая, мудрая и обваражительная Бабуся –Ягуся!!!
- Пожалуйста, подождите и не колдуйте!!!
- Мы рады Вас видеть!
Баба –Яга: Что я слышу? Это я то – уважаемая?! Никто меня так никогда ещё не называл и не обращался ко мне ласково и на Вы!
- Ну ладно, уговорили… Тогда и вы помогите мне разобраться, кто из сказочных персонажей добрый герой, а кто злой и охарактеризовать некоторых из них.
- Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. Если спрашу: «Какой он?», отвечайте на вопрос.
- Готовы!?
СЛАЙД 11-14.
(Дети играют в игру с Бабой Ягой)
Золушка, Карабас-Барабас (грубый, властный, жестокий, лживый, скупой…), Буратино (доверчивый, добрый, дружелюбный, заботливый, общительный…), Кощей Бессмертный ( коварный, беспощадный, бездушный, бессердечный, гордый, жадный, равнодушный…), Дюймовочка, Красная Шапочка (прилежная, дружелюбная, отзывчивая, аккуратная, симпатичная, общительная, ласковая, честная, внимательная…), гуси-лебеди, Иван – царевич.
Баба –Яга: Ну, спасибо! Так и быть, покажу вам короткую дорогу! Идите по этим следам и придёте к камню Мудрости. Там и найдете ваши сказки.
СЛАЙД 15.
- А теперь, прощайте… Спешу в свой лес, там у меня ещё много дел !!!
6. Игра «Камень Мудрости».
Учитель: Следы привели нас к огромному камню, который перегородил дорогу.
- Что на нём написано? Прочтите.
Учащиеся: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Учитель: Посмотрите, около камня лежит конверт. Что в нём?
- Здесь записка, на ней написано: «Камень сдвинет мудрый», и ещё задание.
- Послушайте его: Подберите из предложенных пословиц и поговорок наиболее подходящие к картинкам – сказкам.
( Внутри конверта лежит записка и карточки с пословицами и поговорками к сказкам )
«Добро неси, а платы не проси. Доброму везде добро. Вместе вдвое дело любое спорится. Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром. Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. Доброго держись, а худого сторонись»
(Дети работают в группах по несколько человек возле 2-х мольбертов, на которых размещены картинки - сказки )
«Сказка о рыбаке и рыбки». «Дюймовочка». «Репка». «Лиса и журавль». «Золушка». «Красная шапочка».
Учитель: Прочитайте, к какой сказке, какую пословицу и поговорку вы подобрали.
(Дети зачитывают к сказкам поговорки)
- Молодцы!
Вывод учителя: Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в сказках и пословицах. Вы вернули мудрость Сказочной стране и сдвинули камень с пути.
СЛАЙД 16.
- Пора идти дальше… но что это? На нашем пути широкая река! Как же нам её перейти?
( звучит голос ворона, роль которого играет учитель, надев на руку театральную куклу «Ворон»)
Ворон: Здравствуйте! Знаю, знаю про вас всё: куда идёте и зачем! Я вам обязательно помогу. Но сначала задам несколько задач, но не на сложение, а на уважение. Присаживайтесь под деревом, слушайте внимательно и отвечайте.
7. Игра «Задачи Мудрой совы» и «Мост «ДРУЖБЫ».
· Два мальчика, 8 и 11 лет, столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу? (Кто вежливей)
· Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?(Да)
· Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Какие ошибки допустил мальчик? (Не следовало кричать, надо говорить: «Который час?», не забывать говорить «пожалуйста», а затем «спасибо»)
· Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.
- А как ты его завешь? – спросила мама.
- Я ему просто кричу: «Эй, ты.»
Решите, права ли Галя? ( Нет, она поступает так же как и мальчик )
Ворон: Запомните золотое правило: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
СЛАЙД 17.
- Вот вам, волшебный мост «дружбы», сложив его, вы сможете перейти на другой берег реки и продолжить свой путь. Цвет вам поможет!
( ворон передает детям напечатанные на цветной бумаги отдельные слова пословиц о дружбе, из которых они должны сложить пословицы целиком )
(дети работают 3 группами над тремя пословицами и вывешивают их на магнитной доске)
«Дерево держится корнями, а человек друзьями. Дружба дороже денег. Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
8.Испытание «Стена».
СЛАЙД 18.
Учитель: Вот мы и пришли к неприступной стене, в которой Злюка замуровала и закодировала слова. Необходимо высвободить, раскодировать эти чудо – слова. Они разрушат чары зла.
- Правила таковы: вычеркните одинаковые буквы в каждом столбике и в каждой строчке квадрата, из оставшихся букв сложите слово.
- Одна голова хорошо, а две лучше. Работать будете в парах.
- А теперь, приступайте к расшифровке слов.
(Звучит фоновая музыка, дети работают в парах и расшифровывают слова)
Учитель: Прочитайте получившиеся слова:
Щедрость, красота, нежность, радость, ласка, любовь, дружба.
СЛАЙД 19.
-Ребята, посмотрите… слова превратились в солнечные лучи (учитель показывает и раздаёт детям «солнечные лучи» с этими словами, открывает спрятанное на доске солнышко)
- Солнце вернулось в Сказочную страну. Солнце дарит всему живому свет, тепло, радость. А люди, как лучики этого солнца, добротой согревают всех вокруг. Верните солнышку лучики. (дети прикрепляют солнцу лучи)
СЛАЙД 20.
Учитель: Рассеялись злодеяния грубых слов, остались только добрые. Ожили с ними песни и смех. Ваша доброта и дружба победили зло. Не случайно народная мудрость гласит, прочитайте все вместе: «Доброта, что солнце».
Заключительная часть.
Учитель: Путь наш был не из лёгких. Сказочная страна свободна.
- Ребята, от лица всех жителей страны, хочу сказать вам спасибо за помощь и подарить на память о нашем путешествии новую песенку, под которую мы вернёмся домой!
СЛАЙД 21.
Ритуал прощания. (В кругу, взявшись за руки дети произносят слова)
В нашем классе все друзья. Вы и мы, и ты и я.
Руку дай тому, кто слева. Руку дай тому, кто справа.
Мы – одна семья! Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа. Пожелай добра!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.