Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Открытое занятие для детей старшей группы
с использованием методов песочной терапии и психографики
на тему: «Новый год в Африке»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
высшей
квалификационной
категории
Чернецкая Елена Юрьевна
г. Ипатово, декабрь 2020г
Конспект логопедического занятия в старшей группе:
«Новый год в Африке»
(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ и психографики)
Цель: создание условий для развития тактильной чувствительности, расслабления, активизация интереса. мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Задачи:
1. Закреплять понятие «Животные Африки».
2. Закреплять умение правильного употребления предлогов: на, в, за, из, из-за.
3. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные по теме «Животные
Африки» (жирафовый, тигриный, крокодилий и т.д.).
4. Закреплять названия транспортных средств.
5. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
6. Активизировать словарь детей словами по теме «Животные Африки».
7. Развивать кинестетическую чувствительность, общую моторику и мелкую моторику пальцев рук, произвольное внимание и память, мышление.
8. Развивать нейронные связи в мозолистом теле методом психографики
9. Воспитывать отзывчивость, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом, играть в соответствии с правилами.
Оборудование:
- две песочницы с сухим и влажным песком;
- мелкие игрушечные фигурки;
- две посылки;
- карта;
- указатель «Африка»;
- влажные салфетки;
- подарки: шоколадные новогодние фигурки.
Предварительная работа:
Разучивание текста физкультминутки «До Африки…»
I.Организационный момент.
Психогимнастика:
- Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу.
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделаем глубокий вдох носом и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохнем через рот все обиды и огорчения (вдох и выдох 3раза)
Давайте поздороваемся с каждым пальчиком.
Скажите, какое у вас настроение. А теперь покажите на картинке своё настроение и отметьте его галочкой. (Дети выбирают картинку с изображением смайлика и ставят галочку фломастером).
I. Основной этап.
(Логопед держит в руках посылку, украшенную по-новогоднему).
Л: - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка.
Как вы думаете, от кого она?
- От Деда Мороза.
- Давайте посмотрим, что в ней.
Открывают посылку. Логопед читает письмо из посылки:
«Ребята, я получил письмо из Африки. Животные Африки просят меня приехать к ним и поздравить их с Новым Годом. Но у меня сейчас много дел. Поэтому я хочу попросить вас помочь мне.
Отправляйтесь в Африку вместе с моими помощниками и поздравьте животных Африки с Новым Годом. Ваш Дед Мороз»
- Давайте посмотрим, а где же помощники Деда Мороза?
Достает из посылки игрушечного Деда Мороза и ёлку.
- А как же мы доберемся до Африки? (Варианты детей).
- А чтобы нам не заблудиться, Дед Мороз задал нам необычное задание.
(Достает таблички для развития межполушарного взаимодействия.)
Л: - Надо двумя руками одновременно нарисовать путь от нашего детского сада до Африки.
(Дети рисуют карту).
- Можно отправляться в путь. А чтобы добраться до Африки, повторяйте за мной:
До Африки нам, братцы, - ладони к щекам,
Так трудно добираться! - качают головой
На машине мы поедем, - «руль»
И на поезде помчимся. - Руки согнуты в локтях
В самолете полетим, - руки в стороны
Сверху землю оглядим. - «Бинокль»
На корабле по океану - руки «лодочкой»
Плывем с отважным капитаном. - «Отдают честь»
Вот впереди видна земля - «козырек»
Приплыли в Африку, друзья! - хлопают в ладоши.
- Давайте посмотрим - правильно! Вот указатель «Африка».
Л: Ребята, давайте подойдём к столу и посмотрим, что тут интересного мы можем увидеть?
(На столе стоит чашка с водой в которую надо бросить капсулы, которые в воде раскроются и превратятся в животных). (Опытная деятельность).
Л: Давайте подойдём к другому столу и посмотрим, кто нас здесь ждёт.
Дети подходят к песочнице.
Л: Ребята, посмотрите какой красивый стол перед вами. А вот что здесь, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)
Л: Правильно, перед вами песок
- Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (Да!),
-Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давайте вспомним
Правила игры с песком:
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
5. После игры с песком – помой руки!
Л: Молодцы! Все правила запомнили!
- А теперь давайте поздороваемся с песочком.
Упражнение «Здравствуй песок!»
1. Игра «Чувствительные ладошки»:
Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный ...)
- Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?
(сухой или мокрый, теплый или холодный).
- Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.
- Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь?
- Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.
Л:- Послушайте, он с нами здоровается. Слышите? Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам.
- Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его. Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!
А теперь давайте пошипим как змейка ш-ш-ш-ш
Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.
- Слышите, как песочек смеется?
Л: Сожмите руки в кулачок и покажем, как идёт…
2. Игра «Необыкновенные следы»
«Идёт слон» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
«Прыгают тушканчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Пробежал крокодил» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение животного.
Л: А теперь мы подуем на песочек через коктейльную трубочку
(Выработка воздушной струи)..
Дети подходят ко второй песочнице.
Л:- Но что-то никого не видно. Наверное, был сильный ураган и все животные попрятались. Давайте их поищем.
Дети откапывают в песке фигурки животных.
Каждый ребенок указывает, где спряталось животное.
(Крокодил – в воде, Носорог – за зарослями, Зебра выглядывает из-за пальмы, Попугай – на пальме.)
- Но мы не всех животных отыскали. Посмотрите, чей хвост в песке? (Тигриный).
- А это чья голова? (Жирафья).
- А это чьи лапы? (Леопардовые).- Достаньте их из песка.
Л: А давайте посмотрим, что стало с нашими волшебными капсулами? (Достаёт из воды поролоновые фигурки животных).
Л: Кто пришёл ещё с нами поиграть? (Дети угадывают и называют животных).
(Логопед достает из посылки игрушечного Деда Мороза и волшебную Ёлочку.)
- Как вы думаете, что необходимо, чтобы праздновать Новый Год?-
- Ёлочка. – Но в Африке нет ёлки, что же нам делать? – Можно нарядить для наших животных пальму игрушками, которые взяли с собой помощники Деда Мороза.
Дети украшают пальму.
Л:- А как вы играете у ёлки на Новый год?
Д: - Водим хоровод вокруг ёлки вместе с Дедом Морозом.
Л:- Давайте животных и помощников Деда Мороза выстроим в хоровод вокруг пальмы.
Л:- А какие еще зимние забавы вы знаете?
Д:- Игры в снежки, катание на санках с горки…
Л:- А здесь мы можем поиграть с нашими животными?
Д: - Да, во влажном песке.
Л:- У нас есть санки Деда Мороза, давайте построим горку и покатаем животных на санках с горки.
(Дети лепят горку из влажного песка. Поочередно скатывают животных с горки.)
Л:- А в какие зимние игры мы можем поиграть с животными, заменяя снег влажным песком? – Д: -В снежки.
(Дети лепят маленькие «снежки» и играют с животными и с помощниками Деда Мороза.)
- Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте прощаться с животными.
До свидания, жираф…(крокодил, зебра, леопард, тигр, носорог).
( Картина разбирается Песочница закрывается.)
Л: Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком – помой руки!
Сейчас мы возьмём влажные салфетки и протрём руки, а в группе вымоем руки хорошо с мылом.
- А чтобы вернуться в садик, повторяйте за мной:
До садика нам, братцы, - ладони к щекам,
Так трудно добираться! - качают головой
На машине мы поедем, - «руль»
И на поезде помчимся. - Руки согнуты в локтях
В самолете полетим, - руки в стороны
Сверху землю оглядим, - «бинокль»
На корабле по океану - руки «лодочкой»
Плывем с отважным капитаном, - «отдают честь»
Вот впереди видна земля - - «козырек»
Приплыли в садик мы, друзья! - хлопают в ладоши.
Л: Посмотрите на картинки с мальчиками. На какого мальчика вы сейчас похожи?
(Дети отмечают карточку с эмоцией.)
Рефлексия:
Л:Замечательное путешествие у нас сегодня получилось!
- А где мы сегодня были?
- Понравилось вам, ребята, наше путешествие?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое настроение было у вас во время путешествия?
А на память о нашем путешествии и в знак благодарности, Дед Мороз приготовил для вас маленькие сюрпризы.
Л: Занятие закончено. Всем спасибо!
Самоанализ логопедического занятия в старшей группе:
«Новый год в Африке»
(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ и психографики)
Цель: создание условий для развития тактильной чувствительности, расслабления, активизация интереса. мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Задачи:
1. Закреплять понятие «Животные Африки».
2. Закреплять умение правильного употребления предлогов: на, в, за, из, из-за.
3. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные по теме «Животные Африки» (жирафовый, тигриный, крокодилий и т.д.).
4. Закреплять названия транспортных средств.
5. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
6. Активизировать словарь детей словами по теме «Животные Африки».
7. Развивать кинестетическую чувствительность, общую моторику и мелкую моторику пальцев рук, произвольное внимание и память, мышление.
8. Развивать нейронные связи в мозолистом теле методом психографики
9. Воспитывать отзывчивость, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом, играть в соответствии с правилами.
Методы – словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковые, методы самостоятельной учебной деятельности.
Методы стимулирования: похвала, занимательность, познавательные игры.
При составлении заданий для занятия я учитывала специфические особенности высших психических функций детей. На начальном этапе занятия был использован сюрпризный момент (посылка от Деда Мороза).
Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снятие эмоционального напряжения.
Упражнение на развитие тактильного ощущения «Отпечатки наших рук»
Упражнение «Песочный дождик» развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика.
Упражнения на выработку речевого дыхания.
эти упражнения позволяют получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
На занятии присутствовали детей старшей группы (2), посещающие логопедические занятия. При планировании учитывала индивидуальные возможности детей. Добивалась полного ответа, самостоятельного, без подсказки.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового и здоровьесберегающего обучения, с использованием методов пескотерапии.
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон, так как все задания предлагались в игровой форме. Поэтому можно сказать, что занятие достигло поставленной цели.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту и были подобраны с учётом индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, применение дополнительных наглядных опор (игрушек), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
Целенаправленная умственная деятельность на занятии была обеспечена.
детям было интересно.
Педагогический такт соблюдался.
Рационально использовала время на занятии. Старалась, чтобы не было потери времени.
Темп занятия оптимален.
Плотность занятия соответствовала программным требованиям.
Итог занятия подведён.
Цели и задачи достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.