Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники и песочной сказкотерапии «Теремок»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала теремок.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект подгруппового логопедического  занятия

 для детей старшей группы

 с использованием элементов мнемотехники

и песочной сказкотерапии

«Теремок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

                                                                       Чернецкая Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ипатово

2018-2019 уч. г.

Цель:

Коррекционно-образовательные:

·        Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

·        Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

·        Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия.

·        Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

·        Формировать навык рассказывания сказки с использованием наглядных пособий.

·         Автоматизация звука с в слогах, словах .

·        Расширять и активизиро­вать словарный запас.

·        Развивать связную речь,

·        Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;

·        Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;

·        Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;

Коррекционно-развивающие:

·        Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

·        Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику и артикуляционной моторики; наглядно-действенное мышление

·        Формировать длительную направленную воздушную струю.

·        Развитие продолжительного выдоха;

·         Развитие зрительного и слухового внимания;

·         Развитие фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные:

·        Воспитывать активность и самостоятельность ребенка на занятии.

ОБОРУДОВАНИЕ: Настольный театр «Теремок»; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) — го­рох; салатник (салат) — морковь; тарелка (пюре) — карто­фель; чашка (компот) — груша; пироги — яблоко; предмет­ные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картин­ка с изображением овощей.

Лист бумаги, на котором нарисовано 6 кругов, фломастеры, кинетический песок.

 

Ход занятия

 

Ι Организационный момент.

Логопед. Сегодня у нас необычное занятие, занятие- сказка.

Садитесь  поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку.

А поможет нам в этом лист бумаги, на котором что нарисовано? (Ответы детей.)

- Правильно круги. А сколько их? (Ответы детей.)

- Правильно 6 кругов.

- Я предлагаю вам сегодня превратиться в волшебников, и превратить эти круги в героев сказки «Теремок». Согласны?  (Ответы детей.)

- Мышка, она какая? (маленькая, серенькая, хвостик тоненький как ниточка). Первому кругу дорисовывается тоненький хвостик.

- Лягушка, она какая? (маленькая, круглая, зелёная, лупоглазая, с большим ртом). Второму кругу дорисовываются элементы лягушки.

- Заяц, какой он? (маленький, серый, длинноухий с коротким хвостом). Третьему кругу дорисовываются уши.

- Лиса, она какая? (Большая, рыжая, остромордая, с пушистым хвостом). Четвёртому кругу дорисовываются элементы лисы.

- Волк, он какой? (большой, серый, зубастый, мохнатый). Пятому кругу дорисовываются элементы волка.

- Медведь, он какой? (Большой, бурый, мохнатый, хвост маленький). Шестому кругу дорисовываются соответствующие элементы медведя.

При опросе детей, как выглядит сказочный герой, показываются соответствующие персонажи театра.

(открывается песочница)

- Что это? (открывается песочница).

ответы детей.

Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снятие эмоционального напряжения.

Задачи: учить говорить о своих чувствах, активизировать интерес к работе с песком, развивать зрительное восприятие, воображение.

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Положите ладони на песок, закройте глаза и почувствуйте, какой он.

Ответы детей.

Педагог:. Я чувствую прохладу песка. А что чувствуете вы?

Дети отвечают: «Мне тепло, приятно»
- поверните ладони другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Педагог: Песок какой?

Дети: Хороший, ласковый, желтый, щекотный и т.д. .

Педагог Спрячьте руки в песок, подвигайте руками. Что вы ощущаете?

Ответы детей. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы? (Дети по очереди делают упражнение и описывают свои ощущения.)

Проведём по песку своими руками, дадим ему ещё и частичку нашего тепла.

Упражнение на развитие тактильного ощущения «Отпечатки наших рук»

выполнить упражнения.

·        Пройдите пальчиками, как маленькая мышка.

·        Как быстрый зайчик.

·        кулачками

·        как  большой медведь.

·        оставьте отпечатки ладошек

 

Упражнение «Песочный дождик» развитие мелкой моторики.

·        Наберите песок в правую руку, сыплет песок из своего кулачка в песочницу, теперь на ладонь, при этом произносим длительно «с-с-с-с»

·        Положите на песок ладонь с расставленными пальцами, закройте глаза,

·        покажите на какой палец упали капли песочного дождя

( взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Артикуляция звука

Когда произносим звук С в каком положении находятся зубы, губы, язык.

·        Губы в улыбке

·        Зубы видны

·        Зубы сближены, но не сомкнуты

·        Широкий кончик языка – за нижними зубами

·        Идёт холодная струя

Характеристика звука.

Дайте характеристику звука.

- Согласный

- твёрдый

- глухой

1.Стоит в поле теремок (строим теремок из кубиков на песке), сто­ит он за забором (делаем забор из палочек, и упражнение «Забор»). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась. (Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения).

Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язы­чок, «Пошлепаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).

2.Прыгала мимо лягушка-квакушка (появляется герой). Увидела теремок, ос­тановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашива­ет: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произно­сить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка), стали обед готовить.

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.) Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.) Салат из моркови, какой?.. (Морковный.) Компот из груш, какой?.. (Грушевый.) Пироги с яблоками, какие?.. (Яблочные.)

3.Скакал мимо заяц (появляется герой). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра «Фрукты» (Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.)

 Вот у зайца Димочки фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши. Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы, Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет! Вкуснее этих фруктов нет!

Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (дети дуют на кончик широкого языка).

Пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.

4.Бежит мимо лисичка-сестричка (появление следующего героя). Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение «Почистим нижние зубки»). Мечтает она о вкусном обеде.

Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.

    Кофть — тость — кошть — кость.

    Чупчик — тупчик — суптик — супчик.

   Шошишка — соситка — фосифка — сосиска.

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок прогова­ривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Ста­ли они жить вместе.

5.Бежит мимо волчок — серый бочок, несет с собой какой- то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.

Помоги волчку все собрать (дети собирают разрезную картинку «Овощи» ).

Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (На­зывают.)

Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пусти­ли его в теремок.

6.Идет мимо большой... (появляетс новый герой) медведь. Остановился около теремка (упражнение «Ло­пата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу  громким, сердитым голосом.) Спрятались все звери в терем­ке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.

Логопед:Как только услышите, что теремок скрипит, крикните гром­ко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с, н, д, с,с, м...

Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого язы­ка), но вы помогли зверям, предупредил их. Никто не постра­дал!

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот — умница!