Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Луганская специальная (коррекционная) начальная
школа – детский сад VII – VIII № 135»
Открытый урок
по предмету человек
«Тело человека»
3 - В класс
Подготовила: учитель-дефектолог
Багаева Н.А.
Луганск, 2024г.
Цель: расширить знания обучающихся с УО о теле человека.
Коррекционно-образовательные задачи:
- формировать понятие «тело» человека и представление о теле человека;
- формировать представления у обучающихся с УО об основных частях тела человека (внутренних и внешних);
- формировать представления у обучающихся с УО о расположении внутренних органов в организме человека и их функциональном назначении;
- закрепить название пальцев;
- расширить, обобщить и закрепить знания о частях тела человека у обучающихся с УО;
- формировать целостный образ человека.
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать произвольное внимание путем наблюдения за деятельностью учителя, одноклассников;
- коррекция мелкой, общей моторики через пальчиковую гимнастику, физкультминутки, предметно-практическую деятельность;
- развитие дыхания, мимической и артикуляционной моторики;
- развитие связной речи детей: развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- создать положительный эмоциональный фон в классе, воспитывать доброжелательные отношения к друг другу;
- воспитывать наблюдательность, самостоятельность, познавательную инициативу;
- воспитывать бережное отношение к своему телу.
Оборудование: презентация к уроку, звонок, сигнальные смайлы, варежка и снежинка на леске для дыхательной гимнастики, зеркало и карточки для артикуляционной гимнастики, картинка «зима» и «зимние месяцы», посылка, картонные макеты «тело человека», макет человека, д/плакаты «Тело человека», анатомический фартук и заламинированные органы человека, листы А4 и фломастеры, разрезные картинки, смайлы «улыбка» для релаксации, аромоподушка для релаксации.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, предметно-практические, вопрос-ответ, дидактические игры и приёмы, сюрпризный момент, беседа, динамическая пауза, интонационная выразительность, использование здоровьесберегающих технологий: дыхательной, мимической, артикуляционной и гимнастики для глаз; использование ИКТ технологий.
Ход урока
І. Общекоррекционный этап.
1. Организационный момент:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Ушки на макушке, время не теряй,
Знания новые получай.
Приветствие
Д: - Доброе утро, 3-В класс!
Д: - Посмотрите, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Д: - Сядьте ровно, держите спину прямо, ноги вместе, руки сложите перед собой.
Д: - Я прошу помнить о правиле: «ОТВЕТИТЬ ХОЧЕШЬ, НЕ КРИЧИ, А ТИХО РУКУ ПОДНИМИ!»
2. Нервно-психологическая подготовка (слайд 3).
Д: - Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
Настроенье просто класс,
Ждут победы нас сейчас.
(Речь + движения)
Мимическая гимнастика «Смайлы эмоций» (слайд 4).
Цель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица для выражения эмоционального состояния (здоровьесберегающая технология).
Д: - А раз настроение у вас хорошее, давайте выполним гимнастику для лица вместе со смайлами. Улыбнёмся - погрустим - разозлимся - снова улыбнёмся и к занятию вернёмся.
Д: - Давайте подарим друг другу улыбку и начнём наш урок.
II Основной этап
1. Подготовительный этап:
1) Актуализация знаний. Беседа «Времена года, признаки зимы» (слайд 5).
Цель: актуализировать и закрепить знания о временах года (о зиме).
Д: - Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Зима).
- Назовите по порядку зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
2) Дыхательная гимнастика «Варежка и снежинки» (слайд 6).
Д: - Зима прислала нам свои волшебные снежинки. Давайте возьмём варежку и сдуем с неё снежинку.
Д: - Помните правила выполнения, медленный вдох носом и длительный сильный выдох через рот. Губы в положении «трубочка», щёки не надувать.
3) Артикуляционная гимнастика по карточкам (по подражанию) (слайд 7).
Д: - Ребята, а теперь давайте потренируем наших речевых помощников.
«Трубочка», «Качели», «Расчёска», «Конфетка».
4) Речевая разминка. Чистоговорки (слайд 8).
Д: - Ребята, правильно и красиво говорить нам помогут чистоговорки.
Ки- ки-ки – у человека две руки.
Ги-ги-ги – есть ещё и две ноги.
Ха-ха-ха – есть ещё и уха два.
На-на-на – но голова всего одна.
3. Формирующий этап.
1) Изучение материала. Введение в тему урока.
Цель: формировать понятие «тело» человека и представление о теле. (слайд 9).
Сюрпризный момент. Шкатулка «Макет тела»
Д: - Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, а в ней что-то лежит. Как вы думаете, что это? Это тело человека, точнее его макет.
Д: - Ребята, посмотрите, у вас на партах тоже находятся макеты человека.
Д: - Это вырезанное из картона тело человека.
Д: - Рита, что у тебя? Чьё это тело? Это тело ребенка. |
Д: - Руслан, что у тебя? Чьё это тело? Это тело женщины. |
Д: - Данил, что у тебя? Чьё это тело? Это тело мужчины. |
|
|
|
Д: - Обведите пальцем картонный макет человека.
Д: - Ребята, а теперь встаньте и обведите пальцем своё тело.
Д: - Ребята, а теперь обведите пальцем тело своего соседа по парте. Вы только что обвели руками внешнее тело человека. Присаживайтесь за парты.
Сообщение темы урока (слайд 10).
Д: - Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о теле человека.
Д: - Тело человека состоит из внешней и внутренней части.
Работа с плакатом №1 |
|
|
Внешнее тело человека состоит из головы, волос, шеи, туловища (которое включает грудь и живот), рук, кистей, ног и ступней. Всё тело человека покрыто кожей. Она защищает органы внутри нас. |
Работа с макетом
|
Внутреннее тело человека включает: скелет (это разного размера кости), мышцы, сухожилия, связки, кровь
|
|
Работа с плакатом №2 |
|
´ и внутренние органы (сердце, лёгкие, желудок, печень, кишечник и т. д.), Д: - Ребята, теперь вам понятно, из чего состоит наше тело? Д: - Назовите, из каких частей состоит наше тело?
|
|
Работа с плакатом №1 (Лицо) |
|
Д: - Ребята, давайте рассмотрим лицо человека. На лице у человека есть: лоб, глаза, щёки, подбородок, зубы, губы, нос, уши, брови. |
Физминутка «Наше тело» (слайд 13).
Д: - Ребята, нам пора размять наше тело.
Быть у каждого должна Очень «умной» голова |
поднести руки к голове, покачать ею |
Я верчу
ей как умею, |
погладить шею сверху вниз три раза |
Животик, спинка грудь – Их вместе «туловище» зовут |
поочередно указывать на каждую часть тела руками обхватить себя руками |
Съел еду
я всю, и вот |
погладить себя по животу |
На прогулке
не забудь |
обвести руками расположение грудной клетки |
Руки –
чтоб ласкать, трудиться, |
раскрыть и выставить вперед, поочерёдно переворачивая ладони |
На руке
сидят словно мальчики – |
пошевелить пальцами |
Бегут по
дорожке |
потопать ногами, имитируя бег |
Споткнулись
через Генку |
погладить себя по коленям |
Теперь никто из ребят не забудет – что «телом» называть он будет! |
Обучающее видео «Части тела» (слайд 14)
Цель: закрепить уменьшительно-ласкательную форму слова, названия органов.
Д: - Ребята, давайте с вами посмотрим видео «Части тела»
Д: - Ребята, проверим как внимательно вы слушали и смотрели видео. Послушайте и исправьте ошибку.
Упражнение «Найди ошибку» 1 (слайд 15).
Цель: закреплять знания обучающихся с УО о частях тела, развивать внимание, память, мышление.
- Ушами едят, а ртом слушают.
- Глазами нюхают, а носом смотрят.
- Ногами хлопают, а руками топают. Молодцы!
Д: - Я буду читать вам стихотворение, а когда остановлюсь, вы должны добавить нужное слово.
Упражнение 2 «Закончи предложение» (слайд 15).
Цель: закреплять знания обучающихся с УО о частях тела, развивать внимание, память, мышление.
«Про Машу» (Н. Горенбургова)
Маша весело бежит к речке по дорожке.
А для этого нужны нашей Маше … (ножки)
Маша ягодки берёт по две, по три штучки.
А для этого нужны нашей Маше … (ручки)
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки.
А для этого нужны нашей Маше … (ушки)
Маша ядрышки грызёт, падают скорлупки.
А для этого нужны нашей Маше … (зубки)
Маша смотрит на кота, на картинки-сказки.
А для этого нужны нашей Маше … (глазки)
«Анатомический фартук» или «Что у меня внутри» (слайд 16-17).
(органы из фетра (картона) расположить на тканевом фартуке)
Цель: формировать представления у детей с УО о расположении внутренних органов в организме человека и их функциональном назначении (сердце, желудок, кишечник, печень, лёгкие).
Участники игры одевают на себя фартук, прикрепляют атрибуты из картона (органы человека), тем самым формируя представления об их расположении.
Д: - Ребята, сейчас мы с вами наденем фартуки, на которых будем размещать органы так, как эти органы размещены в организме человека.
Сердце - нужно для того, чтобы толкать кровь по сосудам. Кровь разносит питательные вещества и кислород к другим органам. Если сердце хотя бы на минуту перестанет гнать кровь, все остальные органы погибнут. Сердце расположено ближе к левой груди.
Лёгкие – помогают вдыхать и выдыхать воздух, в них происходит фильтрации воздуха. Вдыхаем мы кислород, а выдыхаем углекислый газ. Без воздуха человек может прожить совсем недолго. Легкие расположены в верхней части груди.
Желудок - нужен для накапливания и переваривания пищи. Он расположен в верхней части живота.
Кишечник. Из желудка пища попадает в кишечник. Тут происходит окончательное переваривание пищи и всасывание основной массы питательных веществ в кровь. Он расположен в нижней части живота.
Печень – вырабатывает желчь, которая расщепляет пищу и способствует её перевариванию. Печень обезвреживает некоторые вредные вещества, которые попадают в наш организм. Она расположена справа от желудка.
Д: - Ребята, теперь вы понимаете, как важны все органы в теле.
Д: - Ребята, посмотрите и проверьте, правильно ли ваш сосед расположил органы?
Физминутка «Это тоже я могу» (слайд 18).
Д: - Ребята, давайте немного расслабимся и поиграем в игру «Это тоже я могу»
(Дети повторяют движения учителя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу»).
Учитель-дефектолог |
Дети |
Кто сейчас скажите, дети, Руки вверх я подниму…. |
Это тоже я могу. |
Вправо-влево разведу…. |
Это тоже я могу. |
И, как птица полечу….. |
Это тоже я могу. |
Головою поверчу…. |
Это тоже я могу. |
А потом присяду, встану…… |
Это тоже я могу. |
И нисколько не устану…… |
Это тоже я могу. |
Я попрыгаю немного……. |
Это тоже я могу. |
И пешком пойду в дорогу…… |
Это тоже я могу. |
Если надо, побегу……. |
Это тоже я могу. |
Все на свете я смогу!........ |
Это тоже я могу. |
Пальчиковая гимнастика «Мои пальчики» (слайд 19-20).
Цель: закрепить название пальцев, согласовывать речь с движением
Д: - Ребята, давайте вспомним название наших пальцев, они ведь тоже относятся к нашему телу, и сделаем пальчиковую гимнастику.
|
Будем пальчики считать, на руке их целых пять, Этот пальчик боковой – называется большой. |
Будем пальчики считать, на руке их целых пять, Указательный – второй, будем мы дружить с тобой. |
|
Будем пальчики считать, на руке их целых пять, Этот пальчик посредине, значит, средний его имя. |
|
Будем пальчики считать, на руке их целых пять, А четвёртый – безымянный, очень вялый и упрямый. |
|
Будем пальчики считать, на руке их целых пять, Ну, маленький любимец называется мизинец! |
Упр. «Обведи ладонь. Нарисуй кольцо» (слайд 21).
Цель: закрепить название пальцев и умения выполнять двуступенчатую инструкцию.
Д: - Ребята, вам необходимо обвести свою ладонь и на указательном пальце нарисовать кольцо.
Д: - Ребята, сравните с образцом ваш рисунок.
Закрепление изученного материала
Д: - Теперь проверим, как вы усвоили урок. Из представленных частей тела необходимо собрать тело человека. А теперь - не зевай, а скорее собирай!
Упр. «Собери человека» (на липучках) (слайд 22).
Цель: обобщить и закрепить представления обучающихся с УО о строении тела человека.
III. Заключительный этап (слайд 23).
1) Подведение итогов урока
Д: - Ребята, вам понравился наш урок?
- О чём мы сегодня говорили? (О теле человека).
- Давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека? (из головы, волос, шеи, туловища (которое включает грудь и живот), рук, кистей, ног и ступней, из органов (сердце, лёгкие, желудок, печень, кишечник), зубы, кости, мышцы, сухожилия, связки, кровь).
- Наш урок был удачным. Вы замечательно потрудились, молодцы!
2) Рефлексия «Улыбка» (слайд 24).
Д: - Ребята, если вам понравился наш урок, вы узнали много нового и интересного, поднесите «улыбку» к своему лицу, а если было непонятно и неинтересно, прикрепите к своему лицу «грустный ротик». Подарим улыбку нашим гостям.
Вербальное оценивание обучающихся.
3) Релаксация «Звуки зимы» + аромоподушка (видео релакс) (слайд 22).
Д: - Теперь мы немножко отдохнём и расслабимся. Закрывайте глаза, представим, что мы находимся в лесу и слушаем звучания дикой природы.
Спасибо, занятие окончено.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.