Конспект урока по предмету "человек" для обучающихся с УО 3 класс. Тема "Тело человека"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Тело человека"
Иконка файла материала конспект ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА 09.12.docx

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Луганская специальная (коррекционная) начальная

школа – детский сад VII – VIII № 135»

 

 

Открытый урок

по предмету человек

 «Тело человека»

3 - В класс

Picture background

 

                                    Подготовила: учитель-дефектолог                  

Багаева Н.А.

 

 

Луганск, 2024г.

 

Цель: расширить знания обучающихся с УО о теле человека.

Коррекционно-образовательные задачи:

- формировать понятие «тело» человека и представление о теле человека;

- формировать представления у обучающихся с УО об основных частях тела человека (внутренних и внешних);

- формировать представления у обучающихся с УО о расположении внутренних органов в организме человека и их функциональном назначении;

- закрепить название пальцев;

- расширить, обобщить и закрепить знания о частях тела человека у обучающихся с УО;

- формировать целостный образ человека.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

- корригировать произвольное внимание путем наблюдения за деятельностью учителя, одноклассников;

- коррекция мелкой, общей моторики через пальчиковую гимнастику, физкультминутки, предметно-практическую деятельность;

- развитие дыхания, мимической и артикуляционной моторики;

- развитие связной речи детей: развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать память, внимание, мышление.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- создать положительный эмоциональный фон в классе, воспитывать доброжелательные отношения к друг другу;

- воспитывать наблюдательность, самостоятельность, познавательную инициативу;

- воспитывать бережное отношение к своему телу.

 

   Оборудование: презентация к уроку, звонок, сигнальные смайлы, варежка и снежинка на леске для дыхательной гимнастики, зеркало и карточки для артикуляционной гимнастики, картинка «зима» и «зимние месяцы», посылка, картонные макеты «тело человека», макет человека, д/плакаты «Тело человека», анатомический фартук и заламинированные органы человека, листы А4 и фломастеры, разрезные картинки, смайлы «улыбка» для релаксации, аромоподушка для релаксации.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, предметно-практические, вопрос-ответ, дидактические игры и приёмы, сюрпризный момент, беседа, динамическая пауза, интонационная выразительность, использование здоровьесберегающих технологий: дыхательной, мимической, артикуляционной и гимнастики для глаз; использование ИКТ технологий.

Ход урока

І. Общекоррекционный этап.

1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Ушки на макушке, время не теряй,

Знания новые получай.

Приветствие

Д: - Доброе утро, 3-В класс!

Д: - Посмотрите, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Д: - Сядьте ровно, держите спину прямо, ноги вместе, руки сложите перед собой.

Д: - Я прошу помнить о правиле: «ОТВЕТИТЬ ХОЧЕШЬ, НЕ КРИЧИ, А ТИХО РУКУ ПОДНИМИ!»

 

2. Нервно-психологическая подготовка (слайд 3).

Д: - Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Настроенье просто класс,

Ждут победы нас сейчас.

(Речь + движения)

 Мимическая гимнастика «Смайлы эмоций» (слайд 4).

Цель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица для выражения эмоционального состояния (здоровьесберегающая технология).

Д: - А раз настроение у вас хорошее, давайте выполним гимнастику для лица вместе со смайлами. Улыбнёмся - погрустим - разозлимся - снова улыбнёмся и к занятию вернёмся.

Д: - Давайте подарим друг другу улыбку и начнём наш урок.

three-colored-smilies-stock-three-colored-smilies-vector-stock-116059603

II Основной этап

1. Подготовительный этап:

1) Актуализация знаний. Беседа «Времена года, признаки зимы» (слайд 5).

Цель: актуализировать и закрепить знания о временах года (о зиме).

Д: - Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Зима).

- Назовите по порядку зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

                        

2) Дыхательная гимнастика «Варежка и снежинки» (слайд 6).

Д: - Зима прислала нам свои волшебные снежинки. Давайте возьмём варежку и сдуем с неё снежинку.

Д: - Помните правила выполнения, медленный вдох носом и длительный сильный выдох через рот. Губы в положении «трубочка», щёки не надувать.

3) Артикуляционная гимнастика по карточкам (по подражанию) (слайд 7).

Д: - Ребята, а теперь давайте потренируем наших речевых помощников.

«Трубочка», «Качели», «Расчёска», «Конфетка».

4) Речевая разминка. Чистоговорки (слайд 8).

Д: - Ребята, правильно и красиво говорить нам помогут чистоговорки.

Ки- ки-ки – у человека две руки.

Ги-ги-ги – есть ещё и две ноги.

Ха-ха-ха – есть ещё и уха два.

На-на-на –  но голова всего одна.

3. Формирующий этап.

1) Изучение материала. Введение в тему урока.

Цель: формировать понятие «тело» человека и представление о теле. (слайд 9).

Сюрпризный момент. Шкатулка «Макет тела»

Д: - Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, а в ней что-то лежит. Как вы думаете, что это?  Это тело человека, точнее его макет.

Д: - Ребята, посмотрите, у вас на партах тоже находятся макеты человека.

Д: - Это вырезанное из картона тело человека.

Д: - Рита, что у тебя? Чьё это тело?

Это тело ребенка.

Д: - Руслан, что у тебя? Чьё это тело?

Это тело женщины.

Д: - Данил, что у тебя? Чьё это тело?

Это тело мужчины.

Picture background

Picture background

Picture background

Д: - Обведите пальцем картонный макет человека.

Д: - Ребята, а теперь встаньте и обведите пальцем своё тело.

Д: - Ребята, а теперь обведите пальцем тело своего соседа по парте. Вы только что обвели руками внешнее тело человека. Присаживайтесь за парты.

Сообщение темы урока (слайд 10).

Д: - Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о теле человека.

Д: - Тело человека состоит из внешней и внутренней части.

Работа с плакатом №1

Picture background

Внешнее тело человека состоит из головы, волос, шеи, туловища (которое включает грудь и живот), рук, кистей, ног и ступней.

Всё тело человека покрыто кожей. Она защищает органы внутри нас.

 

Работа с макетом

Внутреннее тело человека включает: скелет (это разного размера кости), мышцы, сухожилия, связки, кровь

 

 

Работа с плакатом №2

´ и внутренние органы (сердце, лёгкие, желудок, печень, кишечник и т. д.),

Д: - Ребята, теперь вам понятно, из чего состоит наше тело?

Д: - Назовите, из каких частей состоит наше тело?

 

 

Работа с плакатом №1 (Лицо)

Д: - Ребята, давайте рассмотрим лицо человека. На лице у человека есть: лоб, глаза, щёки, подбородок, зубы, губы, нос, уши, брови.

 

Физминутка «Наше тело» (слайд 13).

 Д: - Ребята, нам пора размять наше тело.

Быть у каждого должна

Очень «умной» голова 

поднести руки к голове, покачать ею

Я верчу ей как умею,
Голова сидит на шее 

погладить шею сверху вниз три раза

Животик, спинка грудь – 

Их вместе «туловище» зовут 

поочередно указывать на каждую часть тела руками

обхватить себя руками

Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот. 

погладить себя по животу

На прогулке не забудь 
Закрывать от ветра грудь! 

обвести руками расположение грудной клетки

Руки – чтоб ласкать, трудиться, 
Воды из кружечки напиться 

раскрыть и выставить вперед, поочерёдно переворачивая ладони

На руке сидят словно мальчики – 
Очень дружные наши пальчики

пошевелить пальцами

Бегут по дорожке
Резвые ножки 

потопать ногами, имитируя бег

Споткнулись через Генку 
И ушибли коленку 

погладить себя по коленям

Теперь никто из ребят не забудет – что «телом» называть он будет!

 

Обучающее видео «Части тела» (слайд 14)

Цель: закрепить уменьшительно-ласкательную форму слова, названия органов.

Д: - Ребята, давайте с вами посмотрим видео «Части тела»

Д: - Ребята, проверим как внимательно вы слушали и смотрели видео. Послушайте и исправьте ошибку.

 

Упражнение «Найди ошибку» 1 (слайд 15).

Цель: закреплять знания обучающихся с УО о частях тела, развивать внимание, память, мышление.

- Ушами едят, а ртом слушают.

- Глазами нюхают, а носом смотрят.

- Ногами хлопают, а руками топают. Молодцы!

 

Д: - Я буду читать вам стихотворение, а когда остановлюсь, вы должны добавить нужное слово.

 

 

 

Упражнение 2 «Закончи предложение» (слайд 15).

Цель: закреплять знания обучающихся с УО о частях тела, развивать внимание, память, мышление.

                  «Про Машу» (Н. Горенбургова)

Маша весело бежит к речке по дорожке.

А для этого нужны нашей Маше … (ножки)

Маша ягодки берёт по две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Маше … (ручки)

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки.

А для этого нужны нашей Маше … (ушки)

Маша ядрышки грызёт, падают скорлупки.

А для этого нужны нашей Маше … (зубки)

Маша смотрит на кота, на картинки-сказки.

А для этого нужны нашей Маше … (глазки)

 

«Анатомический фартук» или «Что у меня внутри» (слайд 16-17).

(органы из фетра (картона) расположить на тканевом фартуке)

Цель: формировать представления у детей с УО о расположении внутренних органов в организме человека и их функциональном назначении (сердце, желудок, кишечник, печень, лёгкие).

Участники игры одевают на себя фартук, прикрепляют атрибуты из картона (органы человека), тем самым формируя представления об их расположении.

Д: - Ребята, сейчас мы с вами наденем фартуки, на которых будем размещать органы так, как эти органы размещены в организме человека.

Сердце - нужно для того, чтобы толкать кровь по сосудам. Кровь разносит питательные вещества и кислород к другим органам. Если сердце хотя бы на минуту перестанет гнать кровь, все остальные органы погибнут. Сердце расположено ближе к левой груди.

Лёгкие помогают вдыхать и выдыхать воздух, в них происходит фильтрации воздуха. Вдыхаем мы кислород, а выдыхаем углекислый газ. Без воздуха человек может прожить совсем недолго. Легкие расположены в верхней части груди.

Желудок нужен для накапливания и переваривания пищи. Он расположен в верхней части живота.

Кишечник. Из желудка пища попадает в кишечник. Тут происходит окончательное переваривание пищи и всасывание основной массы питательных веществ в кровь. Он расположен в нижней части живота.

Печень вырабатывает желчь, которая расщепляет пищу и способствует её перевариванию. Печень обезвреживает некоторые вредные вещества, которые попадают в наш организм. Она расположена справа от желудка.

Д: - Ребята, теперь вы понимаете, как важны все органы в теле.

Д: - Ребята, посмотрите и проверьте, правильно ли ваш сосед расположил органы?

Физминутка «Это тоже я могу» (слайд 18).

Д: - Ребята, давайте немного расслабимся и поиграем в игру «Это тоже я могу»

(Дети повторяют движения учителя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу»).

 

Учитель-дефектолог

Дети

Кто сейчас скажите, дети, 
Повторит движенья эти?

Руки вверх я подниму….

 

Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу….

Это тоже я могу.

И, как птица полечу…..

Это тоже я могу.

Головою поверчу….

Это тоже я могу.

А потом присяду, встану……

Это тоже я могу.

И нисколько не устану……

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного…….

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу……

Это тоже я могу.

Если надо, побегу…….

Это тоже я могу.

Все на свете я смогу!........

Это тоже я могу.

 

Пальчиковая гимнастика «Мои пальчики» (слайд 19-20).

Цель: закрепить название пальцев, согласовывать речь с движением

Д: - Ребята, давайте вспомним название наших пальцев, они ведь тоже относятся к нашему телу, и сделаем пальчиковую гимнастику.

 

Будем пальчики считать, на руке их целых пять,

Этот пальчик боковой – называется большой.

Будем пальчики считать, на руке их целых пять,

Указательный – второй, будем мы дружить с тобой.

Будем пальчики считать, на руке их целых пять,

Этот пальчик посредине, значит, средний его имя.

Будем пальчики считать, на руке их целых пять, А четвёртый – безымянный, очень вялый и упрямый.

Будем пальчики считать, на руке их целых пять,

Ну, маленький любимец называется мизинец!

 

Упр. «Обведи ладонь. Нарисуй кольцо» (слайд 21).

Цель: закрепить название пальцев и умения выполнять двуступенчатую инструкцию.

Д: - Ребята, вам необходимо обвести свою ладонь и на указательном пальце нарисовать кольцо.

    Д: - Ребята, сравните с образцом ваш рисунок.

 Закрепление изученного материала

Д: - Теперь проверим, как вы усвоили урок. Из представленных частей тела необходимо собрать тело человека. А теперь - не зевай, а скорее собирай!

Упр. «Собери человека» (на липучках) (слайд 22).

Цель: обобщить и закрепить представления обучающихся с УО о строении тела человека.

 

III. Заключительный этап (слайд 23).

1) Подведение итогов урока

Д: - Ребята, вам понравился наш урок?

- О чём мы сегодня говорили? (О теле человека).

- Давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека? (из головы, волос, шеи, туловища (которое включает грудь и живот), рук, кистей, ног и ступней, из органов (сердце, лёгкие, желудок, печень, кишечник), зубы, кости, мышцы, сухожилия, связки, кровь).

- Наш урок был удачным. Вы замечательно потрудились, молодцы!

 

2) Рефлексия «Улыбка» (слайд 24).

Д: - Ребята, если вам понравился наш урок, вы узнали много нового и интересного, поднесите «улыбку» к своему лицу, а если было непонятно и неинтересно, прикрепите к своему лицу «грустный ротик». Подарим улыбку нашим гостям.

Вербальное оценивание обучающихся.

 

3) Релаксация «Звуки зимы» + аромоподушка (видео релакс) (слайд 22).

Д: - Теперь мы немножко отдохнём и расслабимся. Закрывайте глаза, представим, что мы находимся в лесу и слушаем звучания дикой природы.

Спасибо, занятие окончено.

 

 

 


 

Посмотрите также