МКОУ Газ – Салинская средняя общеобразовательная школа
Конспект
урока в рамках УМК «Все цвета, кроме чёрного»
«Умеешь ли ты дружить?»
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Подготовила: учитель начальных классов: Заборная Мария Михайловна
Открытое занятие в рамках УМК " Все цвета, кроме чёрного"
Тема урока: "Умеешь ли ты дружить"
Цель: учить детей ценить дружбу
Задачи:
* учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками;
* выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
* помочь в приобретении положительного социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации;
* развивать умения детей общаться, вести рассуждения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы проведения:
· - дискуссионные
· - игровые
Ход урока.
1. Организационный момент.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе..."
(высказывания детей)
Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.
2.Актуализация
- Послушайте стихотворение А. Барто " Требуется друг"(читает ученик)
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: " Ты дружи со мной одной".
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: " Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать!"
А девчонка на дыбы! Говорит: "Молчала бы!"
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: "Срочно требуется друг"
3.Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному произведению.
- Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?
- Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?
- Почему героине так трудно было найти подружку?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Есть ли у вас друзья? Умеете ли вы дружить? На эти вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы. (слайд 1)
Обобщение ответов детей
Какое чудесное слово дружба.
- А как вы думаете, что такое дружба? (слайд 2)
- Произнесите это слово, что вы представляете? Какая она на ощупь?
- А на вкус? (слайд 3 -4)
- С какими животными можно связать слово дружба? (слайд 5)
- С какой погодой вы бы сравнили дружбу? (слайд )
- С какими героями произведений можно связать слово дружба? (слайд 6)
- Какие краски вы возьмёте, чтобы "нарисовать" дружбу? (слайд)
Каждому из нас бывает радостно или наоборот, что-то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделится с человеком, который поймёт, порадуется вместе с нами или погрустит.
- А как называют такого человека?
- А какими должны быть настоящее друзья?
(настоящие друзья должны быть: добрыми, честными, справедливыми, внимательными, верными, преданными, надёжными)
Поиск решения.
- Расскажи о своём друге. Мозговой штурм. (слайд )
Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого.
Работа с учебником. с. 38 Задание 1
Напиши, какие черты характера тебе нравятся больше всего в твоём друге?
(тетрадь «Учусь понимать других»)
Ответы детей
А теперь прочитайте внимательно слова и выберите те, которые не - могут быть у настоящего друга.
О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили поэты и писатели, философы и учёные. Философ Сократ говорил так: " Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»
Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание – дружба народов? (слайд)
Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?
Это желание действовать вместе, т.к. нас много, а планета одна.
Можно проводить переговоры по разным вопросам, проблемам и решать их мирным путём.
- Создавать и участвовать в Международных конкурсах.
- Проводить совместные праздники.
- А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами. (слайд)
Орденом Дружбы народов награждаются:
Где находит своё отражение дружба в жизни человека? (слайд)
Работа с законами дружбы.
- Учёные - психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы. (слайд)
Обсуждение. с.39 Задание 2 (самостоятельно)
Давайте внимательно прочитаем все законы.
Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?
Какое правило тебе кажется самым легким?
Какое правило тебе кажется самым сложным?
- Дружба дело нелегкое. Нужно быть искренним другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто сделать.
Работа в группах.
Обсудите проблемные ситуации. Как вы поступите в этой ситуации? (каждая группа получает карточки в конвертах)
* Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
* Твой друг совершил плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
* Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
*Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.
* Твой друг не умеет играть волейбол и подводит команду.
* Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
* Твой друг сделал что- то, а получаешь ты.
* Твой друг получил хорошую отметку. Какие слова ты ему скажешь, по поводу успеха.
* Твой друг заболел, не пришёл в школу. Поддержи словами его в этой ситуации.
Работа с учебником. с.39 Задание 3 (Гимнастика для глаз)
Прочитай отрывки. Вспомни, из каких литературных произведений они взяты, назови авторов. Сравни поведение героев.
(Астрид Линдгрен « Карлсон, который живёт на крыше, возвращается тайком»)
Э.Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
- В трудных ситуациях оказываются и литературные герои.
- Как они выходят из такой ситуации? Что вы им могли бы посоветовать? Кто из героев поступает по дружески?
Выставка книг Астрид Линдгрен
Из этих книг вы можете больше узнать о заинтересовавших вас героях.
Работа с пословицами. (работа в парах)
Игра «Кто с кем дружит»
Забавный Вини Пух и …. (Пятачок)
Добрая Белоснежка и … (семь гномов)
Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
Крокодил Гена и … (Чебурашка)
Работа в группах.
«Составь цветок дружбы» (ассоциации)
- Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим НАШ ЦВЕТОК ДРУЖБЫ.
(каждой группе раздаются карточки – лепестки с определением дружбы)
(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, искренность)
А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? (ответы детей)
Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё.
Вы знаете, ребята, животные тоже умеют дружить, их дружба самая настоящая, они никогда не предают друзей. Посмотрите и полюбуйтесь, как умеют дружить животные (видеоролик) 2щелчка, чтобы картинка была во весь экран
Итог урока
Читает учитель:
Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех хватало,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмёмся, встанем в круг.
Каждый человек человеку – друг!
За руки возьмёмся, пусть пойдёт
По земле огромный хоровод!
УДАЧИ ВСЕМ В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО ДРУГА!
Список использованной литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.