Открытое занятие в школе будущего первоклассника по развитию речи
Тема: Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?
1. Знакомство и разминка перед занятием.
Звучит песня «От улыбки», учитель вместе с детьми водит хоровод.
- А теперь повернитесь к соседу слева и приветливо ему улыбнитесь, теперь – к соседу справа. Молодцы! Мы готовы с вами к работе, но нужно получше познакомиться. Сейчас играем с вами в игру, которая называется «Доброе утро». Я вам говорю, как меня зовут, а вы мне хором отвечаете: «С добрым утром, Светлана Константиновна!» Дальше каждый из вас будет называть своё имя, а все остальные также хором говорят ему: «С добрым утром, Андрей!»
Проводится игра. Дети приветствуют каждого.
- Молодцы, теперь садитесь на свои места.
2. Вступительная беседа.
- Сегодня вы пришли в школу будущего первоклассника. Для чего вас сюда привели родители? (Ответы детей).
- Для чего надо учиться? Что вы хотите узнать, чему научиться? Как в школе надо обращаться к учителю? Если вы хотите о чём-нибудь спросить, что надо сделать? (Ответы детей).
- Хорошо. Есть даже такой замечательный стишок.
Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними. Учитель спросит – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь.
3 Знакомство с новой темой.
- Как хорошо мы с вами побеседовали. Скажите, а всегда ли человек мог говорить? В очень древние времена, когда люди жили в пещерах, человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Наконец, он додумался звуками обозначать всё, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и ты. Всё, что мы слышим и всё, что произносим – звуки! И сейчас мы отправимся с вами на поезде в страну звуков. Для этого дорисуйте вагоны в своих тетрадках.
Дети работают в тетрадях.
- А много ли звуков мы можем различать? А ну-ка закройте свои глазки, послушайте внимательно и скажите, что за звуки я буду издавать?
Звонит в колокольчик, хлопает в ладоши, бросает на пол книгу, рвёт бумагу. Дети называют, что они услышали.
- Молодцы. А теперь снова работаем в тетрадках. Найдите следующую строку в тетради. На ней вы должны будете поставить столько крестиков, сколько раз я постучу по столу. Готовы? Дети чертят крестики по количеству постукиваний.
- На другой строчке ещё раз. Хорошо.
4. Развитие речи.
- А сейчас послушайте ещё вот эти звуки и попробуйте отгадать, куда мы с вами отправимся дальше. Звучат лесные звуки.
- Правильно, в лес. А какое сейчас время года? А чем необычен осенний лес? Да, он очень красив. А вот Лев Яковлев считает, что в этом виновата вот эта лисичка. Вешает на доску картинку лисички.
- Послушайте, какое стихотворение он написал.
Прошла лисица под кустом И обожгла траву хвостом. Огонь по веточкам полез, И запылал осенний лес.
- Понравился стих? Могла ли лисица на самом деле поджечь лес хвостом? Автор позволил себе немного пофантазировать. Он сравнил красивые осенние листья с огнём и хвостом лисы. Какого цвета хвост у лисы? Сейчас мы с вами выучим этот стих наизусть. Вставайте, пожалуйста, со своих мест и повторяйте за мной. Разучивание стихотворения.
5. Постановка руки.
- Молодцы. Садитесь и попробуйте отгадать загадку.
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
- А на чём листья держатся на дереве? (Ответы детей). Я сейчас открою вам один секрет. На письме каждая буква содержит в себе такую палочку и очень важно сразу научиться писать правильно эти наклонные палочки, чтобы у вас получались красивые слова. Посмотрите, у меня на доске написаны такие наклонные палочки. Сейчас я превращу их в слова из нашего занятия. А кто умеет читать, прочитают, какие же слова получились.
////////// ////////// ЛЕС ЛИСТ
- На следующей строке карандашом вы сейчас попробуете написать красиво такие наклонные палочки. Найдите образец и продолжайте.
Дети простыми карандашами продолжают до конца строки писать наклонные палочки.
6. Разминка.
- Давайте немного отдохнём. Вставайте и повторяйте движения за мной.
Ветер дерево качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клён.
7. Графический диктант.
- А уходить из нашего осеннего леса мы будем с листочками. А чтобы у вас получились листики, вы должны очень внимательно выполнять все мои указания на листочках в клеточку. Поставили свои карандаши в точку и начинаем двигаться от неё.
2 клетки вверх; 2 клетки влево; 1 клетка наискосок вверх влево; 2 клетки вверх; 1 клетка наискосок вниз вправо; 2 клетки вверх; 1 клетка наискосок вниз вправо; 2 клетки наискосок вверх вправо; 2 клетки наискосок вниз вправо; 1 клетка наискосок вверх вправо; 2 клетки вниз; 1 клетка наискосок вверх вправо; 2 клетки вниз; 1 клетка наискосок вниз влево; 2 клетки влево.
8. Составление рассказов.
- Посмотрите, ребята, к вам в гости пришли лесные жители – перчаточные куклы. Давайте на минуту представим, что они научились говорить. Как вы думаете, что бы они рассказали вам? Дети надевают на руки перчаточные куклы и придумывают истории с ними.
9. Подведение итогов.
- Понравилось вам занятие? Что запомнили? Что было интересно? Раскрасьте внизу тетради того смайлика, какое настроение у вас было на занятии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.