Открытое индивидуальное занятие "Дифференциация звуков Ц и С. Работа над интонацией"

  • Документация
  • Домашняя работа
  • docx
  • 14.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема занятия: ФП : Дифференциация звуков Ц и С. Работа над интонацией. РСВ : Восприятие на слух фраз разговорно-обиходного и учебного характера; развитие слухового восприятия на материале текста «Наша Третьяковка». Цели занятия: Коррекционно-образовательная цель: 1.Закрепить дифференцированное произношение звуков «Ц» и «С» на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной речи. 2.Закрепить умение различать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и на голое ухо речевой материал учебного; разговорно-обиходного характера; содержания текста «Наша Третьяковка».Открытое индивидуальное занятие "Дифференциация звуков Ц и С. Работа над интонацией"
Иконка файла материала конспект.docx
Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Тема занятия: ФП : Дифференциация звуков Ц и С. Работа над интонацией. РСВ : Восприятие на слух фраз разговорно­обиходного и учебного  характера; развитие слухового восприятия на материале текста «Наша Третьяковка». Цели занятия: Коррекционно­образовательная цель: 1.Закрепить дифференцированное произношение звуков «Ц» и «С»  на  материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной  речи. 2.Закрепить умение различать на слух с индивидуальными слуховыми  аппаратами и на голое ухо речевой материал учебного;  разговорно­ обиходного характера; содержания текста «Наша Третьяковка». Коррекционно­развивающая цель: 1. Развить познавательные процессы: произвольное внимание и зрительную  память, а также самоконтроль за произношением. 2.Работа по нормализации просодической стороны речи (темп, мелодичность,  плавность). ­ Работа по развитию фонематического слуха и формирование  дифференциации звуков на слух в произношении учителя и своем  произношении 1­ Закрепление правильного произношения звуков в речи (в изолированном  виде, слогах, словах и предложении). 3. Развить слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный речевой материал. Коррекционно­воспитательная цель: 1. Воспитать интерес к знаниям, мотивировать на самоконтроль за своим  произношением и произношением собеседника. 2. Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств. Задачи: ­ Учить умению дифференцировать звуки «Ц» и «С» на различном речевом  материале, выделять голосом ударный слог и работать над интонацией в  предложениях. ­ Учить умению различать на слух речевой материал. ­ Способствовать воспитанию личностных качеств через содержание занятия.     Ход занятия. 1. Орг. момент. [Здравствуй, … [Ты готова к работе? [Как ты слышишь? 2. Тема сегодняшнего занятия «Дифференциация звуков Ц  и С» [Что мы будем делать на уроке?                                       (Мы будем дифференцировать звуки Ц и С) 3. Посмотри на экран Скажи, это профиль какого звука? Чем отличаются эти звуки?  Прочитай правило, вставь пропущенные слова. (При произнесении звука Ц язык образует преграду и воздух выходит толчком, а при произнесении звука С воздух выходит плавно). 4. Повторяй слоги и различай звуки Ц – С. Аца – аца – певица                   аса – аса – колбаса Ацо – ацо – лицо                      асо – асо – колесо 2Аце – аце – полотенце             асы – асы – усы 5. Измени слова по образцу. Писатель – писательница Певец – певица Дрессировщик – дрессировщица Художник – художница Танцор – танцовщица Официант – официантка 6. Назови один предмет и много. Перец – перцы                      ананас – ананасы Огурец – огурцы                   абрикос – абрикосы 7. Подбери картинку и составь словосочетание.  Говори звуки Ц и С хорошо. Целебные … (растения) Цирковые … (артисты) Цветная … (салфетка) Медицинский … (инструмент) Драгоценное … (кольцо) 8. Из каждой группы слогов составь слова и правильно произнеси их. Ца – си – ни                          точ – лас – ка Ри – ца – ку                          рец – скво Ля – цап                               гирь – сне 9. Назови предметы парами. Сахар – сахарница Сухари – сухарница Суп – супница Хлеб – хлебница Селёдка – селёдочница Конфеты – конфетница Салфетка – салфетница 10. Скажи. Что для чего нужно?  Салат – салатница   (салатница нужна для салата) Сахар – сахарница  Сухари – сухарница Конфеты – конфетница      Хлеб – хлебница 11. Смотри и повторяй (чтение с губ). Писательница Официантка Дрессировщица Дрессировать Сахарница 3Целебные растения Цирковой артист 12. Спрягай в настоящем времени. Соблюдай словесное ударение, хорошо говори звуки Ц и С. Я ставлю на стол супницу Ты…  Хорошо. Проконтролируй себя ещё раз рукой и скажи супница. 13. Составь предложения из данных слов. Поставь слова в нужной форме. Салат, я, капуста, свежая, из, люблю. Саша, у , красивый , ранец, новый. Воскресенье, идём, в, мы, с, классный, руководитель, цирк, в. До, осталось, конца, десять, урок, минут. 14. Рассмотри   картинку.   Составь   предложения,   отвечая   на   вопрос:   «Кем мечтает стать Саша, а кем – Соня?». Соня мечтает стать летчицей. Саша мечтает стать офицером.    15. Послушай и повтори (за экраном). А теперь слушай: Певица – певицы Учительница – учительницы Художница – художницы ­ художницей Официантка – официанткой Продавец – продавцом С классным руководителем 16. Закончи предложения подходящими по смыслу словами.  С врагом сражаются  … С детьми встречаются  … На ринге борются  … К нам в дом вселяются  … Поют, стараются  … Здесь соревнуются  … А там несутся  … (борцы, бойцы, отцы, беглецы, жильцы, певцы, пловцы) 17. Составь предложения по картинкам. Не забывай говорить хорошо звуки Ц и С. Цыганка поёт цыганские песни. Официантка несёт поднос с посудой. Дрессировщица дрессирует льва. Воспитатель воспитывает детей. Писательница пишет новый рассказ. 4РСВ. А сейчас мы будем слушать. Сядь на другое место. Как работают твои  аппараты. Садись поудобнее, слушай внимательно, говори все звуки  хорошо. Ход занятия. 1 Организационный момент. [Как ты слышишь..?]   Я слышу хорошо. [Что   будем   делать?]   Будем   говорить,   слушать,   отвечать   на   вопросы,   выполнять задания. ­ Будем заниматься. ­ Будешь внимательно слушать, Правильно  говорить звуки, отвечать на вопросы, выполнять задания. 2Речевой материал, обиходно­разговорного характера  и относящийся к организации учебной деятельности: [Какое сегодня число?] Сегодня… . [Какое сейчас время года?] Сейчас… . [Когда было холоднее сегодня или вчера?] [Кто должен первым говорить «здравствуйте» ­ взрослый или ребёнок?] [Утром люди говорят друг другу «Доброе утро».] [Что можно сказать, если ты встретишь знакомого днём?] [А что говорят люди друг другу вечером?] [Скажи, что ты говоришь, когда прощаешься с товарищами?] [Если ты кого­нибудь нечаянно толкнёшь, что ты должна сказать?] [Послушай и скажи: кто правильно переходит дорогу, а кто неправильно: Миша перебежал дорогу перед машиной. Алёша спускается в тоннель.] [Что может случиться, если ребёнок играет на дороге?] [Как ты думаешь можно опаздывать к началу фильма (спектакля)? Почему? [Мальчик   проходил   на   своё   место   спиной   к   сидящим.   Какую   ошибку   он   допустил? [Можно разговаривать или вскакивать с места, когда идёт фильм или концерт?] [Что нужно сказать продавщице, если хочешь посмотреть игрушку в магазине?] [Когда ты болела в последний раз?] [Что у тебя болело? ]       [Люба часто болеет ангиной. ]      [Ты болела воспалением лёгких?           [Кто за тобой ухаживает, когда ты болеешь?           [ Когда ты болеешь, тебя навещают (к тебе приходят) твои одноклассники? 3 Речевой материал, используемый на уроках русского языка, истории, литературы:       [На чём писали в Древнем Египте? (Папирус) 5[Где хоронили фараонов? (В гробнице, в пирамиде)       [ Что находится внутри саркофага? (Мумия)       [ Какой рассказ вы читаете на уроках литературы? (Дети подземелья)     [Как по ­ другому называется этот рассказ?  ( В дурном обществе)       [Кто автор рассказа? (Василий Галактионович Короленко)       [Перечисли персонажей рассказа (отец, мальчик Валек, сестра Соня) [Назови синонимы к слову метель  (Пурга, буран, снежная буря). [Замени слово зной синонимом (Жара, высокая температура) [Назови самую маленькую и самую большую единицу времени  (секунда, век).                   4. Работа с текстом «Наша Третьяковка».     [Какой текст слушали на прошлом уроке?       [Текст «Наша Третьяковка». На прошлом занятии мы воспринимали текст целиком и по фразам последовательно. Сегодня будем слушать и повторять фразы вразбивку:   [12.*Русские   художники   продолжают   дело,   начатое   их   предшественниками,   они воспевают сегодняшний день своей Родины. [1.В Москве стоит красивый дом, похожий на терем. Идут сюда дети и взрослые: и приезжие из Сибири, и москвичи, иностранные гости и туристы из далёких стран. [11.*Сейчас   в   ней   хранится   более   170   тысяч   произведений:   картин,   рисунков, скульптур. [2.Все   хотят   своими   глазами   увидеть   *бесценные   сокровища   русского   искусства, которые хранятся в Государственной Третьяковской  галерее… [10.*Собрание «Третьяковки»  не перестаёт пополняться. [3.В 1856 году, Павел Михайлович Третьяков, тонкий ценитель и знаток искусства, приобрёл одну картину, которая ему очень понравилась. [9.*Государственную   Третьяковскую   галерею   мы   любовно   называем   –   наша Третьяковка. [4.Третьяков   решил   на   свои   собственные   средства   собрать   коллекцию   русского искусства и подарить её своему родному городу, Москве. [[8.Благодарные москвичи присвоили галерее имя Третьякова. [5.Павел   Михайлович   говорил:   «Я   собираю   картины   для   народа,   и   они   будут принадлежать народу». [7.В 1892 году своё богатейшее собрание Третьяков передал в дар Москве. 6[6.Картинная галерея пополнилась замечательными  произведениями. 5. [Будем отвечать на вопросы; выполнять задания. [Что будем делать? [Чем знаменита Третьяковка?                                        (Все хотят своими глазами увидеть *бесценные сокровища русского искусства, которые хранятся в Государственной Третьяковской  галерее…) [Кто её основал? (Павел Михайлович Третьяков, тонкий ценитель и знаток искусства) [Когда им была приобретена первая картина? (В 1856 году) [С какой целью Третьяков собирал коллекцию картин?                (Третьяков решил на свои собственные средства собрать коллекцию русского искусства и подарить её своему родному городу, Москве) [Как относился Третьяков к Родине, своему народу? Докажи.              (Павел Михайлович говорил: «Я собираю картины для народа, и они будут принадлежать народу») [Объясни выражение «Ценитель и знаток искусства».  [ Почему москвичи присвоили галерее имя Третьякова?                             (В 1892 году своё богатейшее собрание Третьяков передал в дар Москве. Благодарные москвичи присвоили галерее имя Третьякова) [Скажи, выставка какого русского художника была организована в Третьяковской галерее?  (Выставка   русского   художника   Валентина   Серова   была   организована   в Третьяковской галерее). *Продолжи предложение:  [Благодарные москвичи присвоили галерее … .  [ В 1892 году своё богатейшее собрание Третьяков передал …. .   6.Без ЗУА. [Сними аппарат. Слушай, повтори.            Словарь: синонимы, замени это слово синонимом,  Древний Египет,  Словарь:  Сокровища   русского   искусства,   хранятся   в   галерее,   приобрёл   – приобрести; будут принадлежать народу; Государственная Третьяковская галерея; наша Третьяковка. Замени слово «собрание» другим; художница; в дурном обществе – дурное общество; воспитательница, учительница; целебные растения. 7. Итог урока: 7[Что мы делали на занятии?  8