Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Сказки о пуговке."
Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
технология +1
Взрослым
17.02.2018
Тема: Необычное применение обычных пуговиц
Возраст обучаемых: Такие занятия можно проводить с детьми уже с двухлетнего возраста, совместно со взрослыми. А дальше возраст неограничен, лишь бы был интерес!
Форма проведения: Занятие проводится в игровой форме или с использованием элементов игры. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей детей через знакомство с возможностями использования пуговиц.
Открытый урок Сказки о пуговке.docx
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей города Новосибирска
«Дом детского творчества «Кировский»
Открытое занятие по
декоративноприкладному творчеству
Сказки о пуговке.
Автор :
Алфёрова Елена Львовна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории Тема: Необычное применение обычных пуговиц
Новосибирск2017
Возраст обучаемых: Такие занятия можно проводить с детьми уже с двухлетнего возраста,
совместно со взрослыми. А дальше возраст неограничен, лишь бы был интерес!
Форма проведения: Занятие проводится в игровой форме или с использованием элементов
игры. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать
способности, подчас не догадываясь об этом.
Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей детей через
знакомство с возможностями использования пуговиц.
Задачи:
1. Познакомить с историей применения пуговиц.
2. Познакомить с технологией декоративного оформления пуговицами различных
предметов быта.
3. Способствовать формированию у детей и взрослых устойчивого интереса к
изготовлению поделок, украшений из пуговиц.
4. Способствовать привитию художественного вкуса, развитию индивидуальности.
Этапы занятия.
1. Подготовительный – создание эмоциональной вовлечённости участников занятия через
знакомство с историей применения пуговиц посредством презентации и собственно
саму сказку о Пуговке.
2. Практический – работа детей по созданию цветов из ткани и пуговиц.
3. Заключительный – самооценка детьми своих работ. Подарок Королеве Пуговиц цветов,
сделанных детьми. Подарки от Королевы Пуговиц.
Ход занятия:
Кто знает отгадку на известную загадку: сто одёжек и все без застёжек? Конечно же это
капуста! А на ваших одёжках есть застёжки? Какие они? Да, ребята, застёжки бывают разные:
замкимолнии, шнурки и пуговицы.
(Детям младшего дошкольного возраста презентация не показывается, учитывая
возрастные особенности восприятия, внимания.)
Посмотрите, какими были первые пуговицы…. Как их ещё использовали в давние времена…
(показ презентации) А хотите я вам расскажу историю одной маленькой, но очень доброй Пуговки?...
Слушайте…
Жилабыла Пуговка. Дада, самая обычная пуговка, какие есть у всех нас на одежде.
Посмотрите на свою пуговку, потрогайте её. Ничего необычного не заметили? Вот так все и
думали, что она просто пуговка, которая нужна только для того, чтобы застёгивать одежду.
И никто даже не догадывался, что у этой Пуговки была самая настоящая Мечта! А мечтала
она подружиться со всеми вещами и предметами в мире! И не просто подружиться, а как
настоящий друг быть этим вещам нужной, доставлять радость! Ведь она была очень
талантливой, как и ВЫ!
И вот однажды она встретила Кружку. (На демонстрационный стол выставляется
обычная кружка). Это была уже старенькая Кружка, вся краска на ней почти стёрлась. Но
Хозяйка Кружки очень любила её и не решалась её просто выбросить как старый хлам.
Пуговка очень хотела помочь Кружке! И тогда она позвала своих сестёр, таких же Пуговок.
Они все были в разных нарядных платьях. Ведь они пришли в гости! Все Пуговки дружно
решили помочь старой Кружке и её Хозяйке. Они остались на Кружке и закрыли своими
яркими платьями её стёршийся наряд.
(Замена обычной кружки на
заранее
декорированную)
Это было так красиво, что Хозяйка решила посадить в ней самый красивый цветок и
поставить на окно. Пусть все любуются на такую красоту!
(Можно поставить
искусственный цветок в кружку) Потом Пуговка и её сёстры подружились с Диваном. Это
был ещё довольно молодой Диван, но подлокотники его нечаянно расцарапал кот Васька.
Коту было очень стыдно за своё поведение, но что поделаешь, если у котов такая привычка –
когти точить? Васька всё время думал о том, как помочь Дивану снова стать красивым. И
вот однажды, гуляя по улице, он увидел на окне соседнего дома необычный цветочный
горшок. Он был похож на кружку, но такой красивый! Васька подошёл поближе и
разговорился с цветочным горшком. Когда он узнал историю волшебного превращения
Кружки, то сразу побежал к Пуговке. А вдруг и Дивану Пуговка сможет помочь? И Пуговка
со своими сёстрами конечно же помогла Дивану. Это было так красиво и необычно, что к
хозяевам Дивана приехал корреспондент из модного журнала, чтобы сфотографировать это
чудо. Фотография Дивана красовалась на первой странице этого самого модного журнала!
(Показ слайда с диваном из презентации. Либо можно наклеить на первую страницу
любого ненужного глянцевого журнала фото с диваном из презентации, оформленное в
стиле коллаж) Пуговка и её сёстры помогали всем без исключения, кто просил их помощи. И были они
очень счастливы оттого, что у них теперь много друзей!
И вот слух о талантливой и очень доброй Пуговке и её сёстрах дошёл до самой Королевы
того царства, где жила Пуговка. (Выставляется на демонстрационный стол «Королева
Пуговка») Королева готовилась к балу Цветов! И уже были украшены все комнаты дворца,
как неожиданно налетел ветерпроказник и унёс все цветыукрашения далекодалеко за
пределы царства. А бал должен был состояться уже завтра. Вот тогда и послала Королева
своих слуг за Пуговкой. Пуговке с её сёстрами нужны были помощники, чтобы всё успеть…..
Ребята, а вы хотите помочь Пуговке?... Тогда за дело!
Технические средства обучения:
1. Презентация об использовании пуговиц в разные исторические эпохи и у разных
народов. Современное использование пуговиц в декорировании различных предметов
быта.
Методическая литература:
1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. М.: «Оникс»,
2007
2. Джанни Родари. Грамматика фантазии. М.: «Прогресс», 1978
Перевод с итальянского Ю.А.Добровольской
3. Имгарт Ланг. Поделки из пуговиц. М.: «Айриспресс», 2008
4. Морозова З.В. Забавные поделки из подручных материалов. С.П.: «Клуб семейного
досуга», 2010
5. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – С.П.: «ПИТЕР», 2010
6. Роджерс Н. Творчество как усиление себя.//Вопросы психологии № 1, 1990
Интернетресурсы:
1. http://www.liveinternet.ru/users/3854839/rubric/1484024/
2. http://www.13doors.ru/creative/580pugovicaviskusstve.html
3. http://tkalez.com/chudesaizvsego/podelkiizpugovic
4. http://allforchildren.ru/article/index_button.php
5. http://www.justkids.ru/?id=903
6. http://efachka.ru/post227499624/
САМОАНАЛИЗ открытого занятия:
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — так писал великий Пушкин.
Еще 2030 лет назад простая палка могла стать для ребенка лошадью, ружьём, копьём и он
возводил дома и крепости из песка, в настоящее время любящие родители дают все это в
готовой игрушке. Стараясь дать своему искренне любимому малютке всё самое лучшее и без
лишних усилий, родители порой и не подозревают о том, что страдает развитие воображения ребенка. Из жизни малыша вытесняется его собственное творчество. Научившись читать
раньше, чем думать, получая готовую информацию из телепередач и компьютерных программ
вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, ребёнок становится «знайкой»,
не став в своё время личностью, его мышление формализуется.
Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и
гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать
свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться
видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного
признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и
направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
На своих занятиях «Умелые ручки» я стараюсь дать дошколятам самый разнообразный
материал для поделок. Первоначально я сама выступаю инициатором обыгрывания какого
либо предмета, а уже затем постепенно все дети включаются в игру под условным названием
«Где этот предмет используют и что ещё можно сделать из него?». Так, например, мы
начинали знакомиться с пуговицами. Первое знакомство с необычным применением пуговиц
начинается уже с детьми двух лет. Это происходит на совместных занятиях с одним из
родителей малыша. «Творчество в дошкольном детстве является механизмом
адаптации ребенка к миру, в котором ему предстоит жить. Особое внимание
стоит уделять совместному творчеству взрослого и ребенка, в котором
возможно соединение достоинств каждого возраста для получения
наибольшего результата – формирования целостной личности.» (Е.И.
Николаева. Психология детского творчества) На занятиях малыши делают из
пуговиц пирамидку, бусы, другие поделки с помощью родителей. Начиная уже с трёх лет,
детки самостоятельно используют различные пуговицы на занятиях в качестве оформления
поделки или её элементов (яблоки на яблоне, ёлочные игрушки, рамочка для картины и т.п.).
Старшим дошкольникам доступны более сложные задания: браслеты с декоративным
плетением, коврики из пуговиц, картины и т.п.
Натали Роджерс в статье «Творчество как усиление себя» писала: творческий
процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет
без этого жить. Творческость есть наша сущность, наша жизненность. Перекрыть этот процесс
значит вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом.
Творческое выражение не соответствует догме или заранее заготовленной форме. Творческость есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и
обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.
Занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста. В группе были дети,
имеющие различные проблемы психомоторного развития: от физиологической неловкости,
связанной с гипервозбудимостью и двигательной расторможенностью, до последствий
детского церебрального паралича. Так же с удовольствием занимались детки двухлетнего
возраста. Конечно, для них очень важна была помощь близкого взрослого (в нашем случае это
была мама). Надо отметить, что мамы с большим удовольствием занимаются изготовлением
различного рода поделок. Довольно часто на занятиях приходится давать мамам
возможность сделать «свою», отдельную от совместной с ребёнком поделку. И это
замечательно! Ведь, если родители чемто искренне увлечены, то и дети естественным путём
перенимают этот интерес. Родители старших детей с большим интересом наблюдали за тем,
как их малыши смело пользуются иглой «и даже ни разу не укололись!». Ребята с гордостью
демонстрировали свои поделки.
Ситуация успеха была у всех участников занятия. Это было достигнуто, на мой взгляд,
постановкой цели самого занятия. Дети были в первую очередь ориентированы на оказание
помощи, а не на конечный результат. Важен был сам процесс создания поделки. Дети сами
выбирали цвет, размер цветка, самостоятельно подбирали пуговицу. Занятие прошло в
атмосфере эмоциональной открытости участников процесса, их диалога, с возможностью
быть свободным в своих высказываниях, просьбах о помощи. Дети приобрели очередной
сенсорный опыт, когда можно самостоятельно изготавливать поделки, самостоятельно
подбирать материал и декоративные элементы. На занятии закрепилось умение осуществлять
действие по образцу, понимать указанную педагогом ошибку и исправлять её по указанию
взрослого (нитка путается – слишком длинная, надо её укоротить). На определённом уровне
был сформирован творческий потенциал детей, коммуникативные навыки, способствующие
социализации.
Особенно ценным было то, что дети, получив в конце занятия подарки от Королевы
Пуговиц – заколки и подвески с цветами, вдохновились на изготовление таких же для
подарков своим родственникам и знакомым. Родители вспомнили, что у них дома есть много
пуговиц. Стали высказывать свои уже идеи использования пуговиц, советоваться, на что
лучше крепить их к предметам. Кроме того, дети закрепили умение удерживать внимание в
течение всего процесса работы, преодолевать возможные неудачи, добиваться результата, работать аккуратно. Работать самостоятельно, в парах, группах, коллективе, создавая
эмоциональный комфорт и атмосферу доброжелательности.
Стратегия достижения поставленной цели была основана на учебном сотрудничестве, что
включает в себя принятие педагогом ребёнка как равноправного партнера, активного,
влиятельного участника учебного процесса. Общение с детьми на занятии было максимально
приближенно к ребёнку, когда я как педагог выступала в роли организатора, действующего
опосредованно, а не прямыми указаниями.
На мой взгляд, мне, как педагогу удалось сформировать устойчивый интерес у детей к
занятию творчеством, поиском новых возможностей применения самых обычных вещей, а
значит можно говорить о том, что поставленная цель была достигнута.
Актуальность подобных занятий заключается в том, что они открывают перед детьми и
взрослыми всё многообразие окружающего мира. Учат видеть и создавать красоту в нём.
«Воображение и математика, фантазия и наука не соперники, не враги, а союзники,
руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта. Мой идеал цельная
личность. Я считаю, что нашей эпохе, нашей планете необходимы цельные люди.»
(Джанни Родари)
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Сказки о пуговке."
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Сказки о пуговке."
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Сказки о пуговке."
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Сказки о пуговке."
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Сказки о пуговке."
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Сказки о пуговке."
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Сказки о пуговке."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.