МБОУ «Н-Дженгутаевская СОШ»
Открытый
классный час
на тему:
«Терпение и труд всё перетрут».
Кл.рук.:Абдуллаева И.А.
Цель занятия: Дать понятие о том, что труд – это основа всей жизни.
Задачи: 1. На примерах литературных произведений показать, что всё в
жизни достигается через труд.
2. Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать
положительную оценку данным качествам.
Оборудование. Презентация, пословицы о труде, текст рассказа В. Осеевой «Сыновья».
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя.
- Тема нашего классного часа «Терпение и труд всё перетрут».
- Как вы понимаете это выражение?
- Правильно. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом, усердием, терпением. И я совсем не случайно поместила на заставку вот этого забавного древнего человека. (Слайд№1)
- Чем он занят? (Добывает огонь).
-Древние люди не знали огня. И только, приложив силу, терпение, старательность, человек смог добыть огонь. Труд не только помог добыть огонь, но и сделал древнего человека более ловким, приспособленным к жизни. Слово «труд» стало священным для человека.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут –
Золотых, стальных, алмазных
Нет священней слова «труд»!
Ведь недаром говорится:
Дело мастера боится.
Труд нас кормит, лень лишь портит,
Лень - она мать всех пороков.
Ведь не зря у нас в народе
О труде пословиц много.
Знакомство с пословицами о труде. (Слайд №2)
Прочитайте пословицы и объясните смысл каждой из них.
« Без труда не вытащишь рыбку из пруда».
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
«Труд и терпение превращаются в золото».
«Скучен день до вечера, коли делать нечего».
«Без труда нет жизни на земле».
- Какой же мы можем сделать вывод ? ( Чтобы жить, нужно трудиться, строить дома, выращивать хлеб, делать одежду и обувь).
Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг: (Слайд 3).
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг. (Слайд№4)
Варят сталь, штурмуют космос, (Слайд№5)
За станком в цеху стоят (Слайд №6)
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят. (Слайд №7)
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов. (Слайд №8)
А другие листья чая (Слайд №9)
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет всё всегда в порядке,
Если трудится Земля!
1 ученик:
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь.
За что не возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять!
2 ученик:
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись смастерить,
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всём и везде помогает она.
3 ученик:
Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
Учитель: О важности труда в человеческой жизни писали многие великие люди: великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов: «…неусыпный труд препятства преодолевает», писатель Антон Павлович Чехов: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», композитор Пётр Ильич Чайковский: «Вдохновение рождается от труда и во время труда», Александр Твардовский: «Труд делает человека красивым».
4 ученик:
Это здорово: Уметь! –
Сеять хлеб и песню петь.
Стог метать, дрова колоть,
Грядку чисто прополоть.
5 ученик:
Это здорово: Строгать! –
Делать стол или кровать.
Бак лудить, трамвай водить,
Дом на зорьке возводить
6 ученик:
Сталь ковать, деталь точить,
Мастерству других учить.
Сад лелеять, хлебы печь,
Матерей от бед беречь.
7 ученик:
Добрым быть, друзей иметь.
Это здорово – уметь!
Беседа по теме.
- Ребята, а что для вас сейчас является самым главным?
-Какое значение имеет учёба в жизни человека?
Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Нужно приложить старание, чтобы аккуратно написать в тетради, выучить стихотворение. «Терпение и труд всё перетрут»,- гласит народная мудрость. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. ( Слайд №10)
Великий полководец А.В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. (Слайд №11) Валентина Терешкова путём изнурительных тренировок и учёбы стала известной всему миру первой женщиной – космонавтом.
- А как вы понимаете выражение «старательный», «прилежный»?
Старательный - делающий что-нибудь хорошо и добросовестно. (Слайд №12)
- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся.
Что это значит? (Чтобы результат доставил радость).
Физминутка «Много ль надо нам, ребята».
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг.
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развесёлый чудачок.
1 ученик:
У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
2 ученик:
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
3 ученик:
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак
4 ученик:
Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята!
Учитель: Своё стихотворение Владимир Маяковский закончил словами: « Все работы хороши, выбирай нам вкус!». Сегодня мы благодарим людей разных профессий за их самоотверженный труд, за их преданность делу, за то, что они дарят нам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
1 ученик:
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
2 ученик:
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы –
Все профессии важны,
Все профессии важны,
3 ученик:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
4 ученик:
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
5 ученик:
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Учитель: Сегодня было много сказано о самых разных профессиях. А сейчас попробуйте отгадать о них загадки.
1.Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)
2.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелёгок и непрост,
Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз)
Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Сыновья». (Слайд №13)
- Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей).
Подведение итога занятия.
1. Каждый человек должен трудиться.
2. Любую работу нужно делать добросовестно.
3. Обязательно доводить начатое дело до конца.
А сейчас вы ещё раз ответите на вопрос, что же на Земле является самым главным.
Кто на свете самый главный,
Самый умный, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд.
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд.
Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Наш классный час подошёл к концу. А вам, ребята, я желаю не лениться, а трудиться, помогать родителям и младшим братьям и сёстрам, другим взрослым людям и всегда уважать труд других людей!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.