Открытый областной урок «Народные инструменты» в игровой форме Урок-беседа об истории народных инструментов (домра)
Оценка 5

Открытый областной урок «Народные инструменты» в игровой форме Урок-беседа об истории народных инструментов (домра)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
другое
9 кл
13.02.2020
Открытый областной урок                                                                      «Народные инструменты» в игровой форме Урок-беседа об истории народных инструментов (домра)
Урок- беседа.docx

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

_________________________________________________ 

Вяземская ДШИ им.А.С. Даргомыжского

Преподаватель высшей категории народного отделения Баранова Галина Александровна

Открытый областной урок                                                                      «Народные инструменты» в игровой форме

Урок-беседа об истории народных инструментов (домра)

Здравствуйте, дорогие ребята. (У ведущего в руках - русский народный инструмент - домра) Сегодня у нас вами встреча с народным инструментом, который называется - домра. Давайте вместе повторим название этого инструмента. (дети вместе с ведущим повторяют название, при этом как правило, звучат разные вариации - домбра, балалайка:)

- Ребята, название этого инструмента состоит из двух слогов - Дом и Ра. Всем знакомо слово ДОМ? (все дети, как правило, соглашаются) а слог Ра - означает солнце. У нас получается, что сегодня мы знакомимся с инструментом, который называется солнечный домик, давайте ещё раз повторим его название. (На этот раз название инструмента дети называют правильно)

Ребята, послушайте, как звучит домра и обратите внимание, что исполнитель играет по стрункам вот такой пластинкой (показывает медиатор)

В её три струнки включены,                                                                                         Все состояния души
И смех, и радость, и печаль,
и молодецкая удаль.
Лишь только медиатор струн коснётся -
На звуки музыки и ваше сердце отзовётся -
Уж так природа человека создала -
Поёт от звуков домрочки душа.

 

Звучит обработка народной песни "Коробейники"

Ну вот, знакомство состоялось, а сейчас слушаем сказку:

Давным-давно ноты умели разговаривать как люди, и жил в то время музыкант, который одинаково хорошо играл на многих музыкальных инструментах. И, конечно же, он дружил с нотками.

А нотки были очень разные: весёлые, как солнышко и грустные, как осень. Он дружил со всеми нотками, чьи голоса были выше самого высокого облака. - Их почти не было слышно. Музыкант дружил с нотками, которые звучали так низко, как будто жили под землёй, и с теми, которые вечно спешили, бежали, скакали и за ними трудно было угнаться, и с теми, которые были ленивыми, тягучими, а их мягкие голоса могли убаюкать. За его дружбу нотки очень любили музыканта и доверяли ему все тайны и душу.

Однажды в лесу, на ясной лужайке музыкант увидел домрочку, которая одиноко сидела возле пенёчка и плакала. В чём дело? - удивился музыкант.

Потерялась. - Отвечает домрочка. Все мои сестрички пошли вперёд, а я засмотрелась на небо, облака, травку зелёную, слушала, как птички поют, и отстала.

Не беда, - отвечает музыкант, я знаю, как помочь тебе вернуться домой, к твоей семье. Взял в руки домру, но она продолжала плакать.

(звучит музыка из к/ф. "Доживём до понедельника" К. Молчанова "Вступление)

Успокоившись, домрочка увидела, что вокруг неё - горы, она с музыкантом находится на вершине самой высокой горы и на троне восседает бог Аполлон, покровитель музыки и поэзии. В руках у него был удивительный инструмент - золотая кифара, удивительно напоминающая современную гитару.

(Ф. Карулли "Вальс")

- Не подскажешь ли, где найти дом нашей домрочки? - спросил музыкант Аполлона.

- Конечно, же, подскажу, - услышали они в ответ.

Твоя семья, милая - всюду, везде. Сейчас я позову твоих старших сестричек.

Звучит музыка XVII - XVIII в.

  • И. Дуссек Старинный танец.
  • А. Курченко Менуэт
  • Й. Гайдн Ригодон

В каждой стране, где бы ты ни оказалась со своим музыкантом, - у тебя есть родственники, очень близкие инструменты:

  • Лира - в Греции
  • Гитара - В Испании
  • Мандолина - в Италии
  • Банджо - в Америке

Балалайка, как и домра - в России, но она намного моложе тебя, милая домрочка.

Вы прибыли из России, и свой дом ты найдёшь по солнечному лучику, который я сейчас пущу вам, указав дорогу, ведь всем струнным инструментам покровительствует Солнце.

(РА - египетский бог солнца")

Посмотри на всех своих сестричек - у них в основании корпуса - солнышко, и вокруг него множество лучиков, которые никогда тебе не позволят затеряться.

Пусть ваша дорога домой будет весёлой и радостной. На вашем пути встретится много твоих друзей и подружек, и ты благополучно вернёшься домой.

  • А. Купревич "Пингвины"
  • В. Шаинский "Песенка крокодила Гены"
  • Рнп "Катенька весёлая"

И, действительно, вскоре перед взором музыканта и домрочки, предстал домик, в котором жила большая и дружная семья народных инструментов. Радости не было конца. Все ноточки были счастливы и их мелодические пассажи и обороты прекрасно отражали это состояние.

Звучат народные мелодии:

  • Рнп " Как ходил, гулял Ванюша"
  • Рнп "Утушка луговая"
  • Рнп "Ай, все кумушки, домой"

Дети любят сказки. Со сказкой приходит понимание добра и зла, силы и мужественности, любви и ненависти. Через сказку, ту особенную атмосферу погружения в особенный мир повествования приходят к детям новые знания, которые год от года крепнут и расширяются. Так как я преподаватель дополнительного образования, контакт с детьми из садиков, общеобразовательных школ у нас происходит на плановых встречах - концертах или в нашей школе, или актовых залах ДОУ, СОШ.

Практика показала, что именно в форме беседы, сказки, встречи с ребятами наиболее запоминающиеся и ожидаемы. Один из вариантов встречи с детьми и представлен на фестиваль творческих уроков. Этот сценарий рассчитан на детей 6-9 лет. Время проведения мероприятия - 25-30 минут. Происходит первая встреча с народными инструментами. Дети запоминают названия инструментов, звучание каждого из них. Также знакомимся с нотами.

Очень горько осознавать, как порой незаслуженно уходят традиции нашей необъятной Родины в никуда. Мы очень много говорим о культуре, и своими же поступками разрушаем накопленные знания, наработки, и опыт. Краснодар - сохраняет и бережёт традиции и обычаи наших предков. В первую очередь у нас очень много концертных народных коллективов инструментальных, и фольклорных. Я преподаватель ДШИ "Родник" г. Краснодара, как и многие преподаватели - народники стараюсь сохранять и поддерживать интерес к народной музыке, её истокам у подрастающего поколения. Мои ученики - постоянные гости в садах и школах нашего города. Каждая встреча - обязательно сопровождается рассказом о русских народных инструментах - домре, балалайке, их истории, развитии. Наиболее популярны темы встреч: "Русские народные традиции, обряды", "Родные русские просторы". Конечно же, музыкальные произведения варьируются, ведь программа выступления составляется из репертуара учащихся всего класса - в одном саду выступают одни дети, в другом - другие. У ребят накапливается навык публичного выступления. Самое главное условие - репертуар должен соответствовать возрастным особенностям детского восприятия.

 


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования _________________________________________________

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования _________________________________________________

На звуки музыки и ваше сердце отзовётся -

На звуки музыки и ваше сердце отзовётся -

Ф. Карулли "Вальс") - Не подскажешь ли, где найти дом нашей домрочки? - спросил музыкант

Ф. Карулли "Вальс") - Не подскажешь ли, где найти дом нашей домрочки? - спросил музыкант

Пусть ваша дорога домой будет весёлой и радостной

Пусть ваша дорога домой будет весёлой и радостной

Очень горько осознавать, как порой незаслуженно уходят традиции нашей необъятной

Очень горько осознавать, как порой незаслуженно уходят традиции нашей необъятной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020